От автора
Возле дороги стоял ствол засохшего дерева. Шедший темной ночью по этой дороге вор испугался дерева, подумав, что это стоит поджидающая его стража.
Проходивший по дороге влюбленный принял дерево за свою возлюбленную, и сердце его учащенно забилось от радости встречи с любимой.
Маленький ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, принял его за бабу-ягу и от страха расплакался.
Но во всех случаях дерево было только деревом…
Современные ученые пришли к выводу, что многие телесные заболевания возникают вследствие дисгармоничной, хаотичной работы психики. Эти заболевания современная медицина назвала психосоматическими.
Еще дальше пошли индийские йоги, которые считали, что 90% абсолютно всех заболеваний тела имеют психическое происхождение и что именно функционирование нервной системы, сознания определяет состояние физического тела.
Ища ключи к здоровью физического тела в глубинах психики, древние (волхвы, йоги, мастера цигун, суфии) достигали совершенно удивительных для обывателя физических возможностей. И не только достигали несокрушимого здоровья и стабильно прекрасного настроения, но и могли без вреда для себя лизать раскаленный металл, глотать смертельный для других яд, десятки дней пребывать закопанными под землей с запечатанными воском ноздрями, принимать на незащищенное доспехами тело удары мечей и копий, ходить по воде и даже отращивать у себя заново отрубленную в боях руку или ногу.
Перечислять все сверхвозможности, достигнутые человеком, умеющим качественно управлять работой своего сознания, можно очень и очень долго. Важно, однако, понять, что абсолютно любой человек постоянно, непрерывно занимается самогипнотизированием в процессе своей обычной жизнедеятельности, вне зависимости от того, осознает он этот процесс или нет, что наглядно показано в вышеприведенной притче о дереве.
Человек, который хочет стать полноправным творцом своей жизни, просто обязан учиться управлять работой своего сознания, своей психики. Ведь возможности того, кто просто живет как придется, и того, кто целенаправленно и регулярно учится управлять своей психикой, несоизмеримы.
Введение
Слово «гипноз» в переводе с греческого языка означает «сон». Целенаправленно погружая гипнотизируемого в различные сновидческие реальности, в различные сновидческие сюжеты, гипнотизер вызывает в организме подопытного необходимые ему изменения как на физическом, так и на психическом уровнях.
В процессе гипноза пациент вверяет себя в руки гипнотизера и впадает в зависимость от него. И поэтому гораздо более правильно стать гипнотизером самого себя, овладев на практике искусством самогипноза. Ведь в этом случае мы сможем лепить самих себя, как пластилин, по своему собственному усмотрению, исходя из своих собственных надобностей и потребностей.
Однажды к Мастеру пришел очень расстроенный посетитель и сказал:
— Я не могу чувствовать дождь. Посмотрев на него, Мастер промолвил:
— Забудь третье слово и приходи на следующей неделе.
Ровно через неделю человек снова пришел к Мастеру и заявил:
— Я не чувствую дождь. Повернувшись в его сторону. Мастер сказал:
— Оставь третье слово и приходи через месяц. Месяц пролетел незаметно, и человек снова
пришел к Мастеру.
— Я не дождь! — сказал он.
Очень внимательно посмотрев на посетителя, Мастер промолвил:
— Теперь ты можешь отставить в сторону второе слово и ступать под дождь самостоятельно. И если захочешь, можешь прийти ко мне где-то через год…
Через год к Мастеру пришел — дождь!
Имеются серьезные основания полагать, что человек живет не только и не столько в объективной внешней реальности, сколько в реальности субъективной, имея дело в основном с образами своего внутреннего мира, своей психики, со своими представлениями о мире. Наше сознание работает беспрерывно, подгоняя бесконечно разнообразную реальность под узкие, привычные рамки, полученные нами в процессе воспитания. И фактически мы имеем дело не с миром, а со своими представлениями о нем.
Мы только и делаем, что создаем внутренние самовнушения, образы, программы, представления, команды, которые формируют наши привычки, черты характера, настроение и напрямую определяют функциональное состояние и физические возможности нашего тела. Фактически мы только и делаем, что гипнотизируем сами себя, другое дело, что происходит это на автоматическом, бессознательном уровне.
Необходимо понять, что наши неосознанные представления о себе и о мире формируют наши физические возможности, создают наш характер, строят нашу судьбу. И от того, насколько эффективно мы управляем своей психикой, насколько осознанно и целенаправленно программируем сами себя, напрямую зависит вся наша жизнь.
Чтобы не быть голословным, давайте проведем следующий эксперимент:
1. Сядьте и, по возможности, расслабьтесь.
2. Начните мысленно отсчитывать годы своей жизни от настоящего момента до тех пор, пока не ощутите, что вот на этом году ваша жизнь закончится.
Проведя вышеизложенный эксперимент, вы осознаете, что у вас существует представление о том, сколько именно лет на земле вам отмерено.
3. Попробуйте убедить себя, что вы проживете в два раза больше, и внимательно понаблюдайте за своими телесными реакциями.
Скорее всего, вы осознаете некое внутреннее сопротивление тому факту, что вы проживете в два раза больше, чем представляли до сих пор.
А что, если продолжительность вашей жизни определяется той программой, тем внушением, которое вы сами себе транслируете?
А сколько бы вы прожили, если бы жили среди людей, которые живут не менее чем 200–250 лет, и, без тени сомнения, знали, что минимальный отрезок жизни — лет эдак 200?
В связи со спецификой своей работы бойцам спецподразделений очень часто приходится действовать в экстренных условиях, сталкиваясь с запредельными физическими и психологическими нагрузками. В результате происходит очень быстрое изнашивание их физического тела, которое начинает в буквальном смысле рассыпаться на глазах. Да и психика спецназовцев, не выдерживая непрерывного стресса, начинает давать регулярные сбои, провоцируя депрессии, ярость, беспричинный страх, нежелание жить. Для того чтобы сохранить свое физическое и душевное здоровье, бойцам спецподразделений обязательно необходимо научиться целенаправленно программировать самих себя, ведь возможности самогипноза практически неисчерпаемы.
Правда, следует заметить, что по-настоящему чудотворным инструментом самогипноз может стать лишь при помощи выстроенной тренировки, в процессе которой необходимо будет научиться:
1) достигать глубокого расслабления физического тела.
Установлено, что процессы самовосстановления, регенерации тела начинают функционировать лишь при глубоком физическом расслаблении. Испытывая физические, телесные дискомфортные ощущения, мы не сможем по-настоящему полно сосредоточиться на внедряемой программе. Какие могут быть образные представления, если тут болит, здесь свербит, там подергивается?..
Чтобы самовнушение было по-настоящему эффективным, необходимо потерять самоощущение своего физического тела, забыть о нем;
2) достигать внутренней чистоты сознания, останавливать свой внутренний диалог. Ведь для эффективного самовнушения необходимо, чтобы в поле психики присутствовала одна единственная мысль, и не было абсолютно ничего, кроме нее. Иначе получится как в известной басне Крылова о лебеде, раке и щуке;
3) удерживать желаемую программу некоторый промежуток времени, чтобы она максимально полно захватила все ваше существо. А это значит, что вам необходимо будет научиться искусству длительной концентрации внимания на каком-либо одном объекте.
В силу того, что у человека в процессе обычной жизни доминируют пять чувств (зрение, осязание, слух, обоняние, вкус), желательно научиться удерживать в течение длительного времени концентрацию на зрительных картинках, на вкусовых ощущениях, на различных звуках, телесных ощущениях, запахах. И тогда ваши внутренние образы станут настолько живыми, что тело и психика начнут реагировать на них как на объективную внешнюю реальность;
4) грамотно составлять свои самовнушения, иначе будет как в той песне: «Сделать хотел грозу, а получил — козу. Сделать хотел утюг — слон получился вдруг».
Пусть, однако, вас не пугает все вышесказанное, ибо освоить самогипноз на практике может абсолютно любой человек. И все, что для этого необходимо, — это регулярные тренировки.
Овладев материалом этой книги на практике вы сможете:
• достигать глубочайших уровней расслабления тела и психики;
• научиться вступать в диалог со своим телом и подсознанием;
• получите возможность обезболивать различные участки своего тела;
• сможете существенно ускорять свою реабилитацию после физических травм;
• улучшите свою пространственную ориентацию;
• научитесь силой мысли оздоравливать различные внутренние органы и системы своего физического тела;
• сможете существенно улучшить свою координацию;
• научитесь тренировать свое физическое тело при помощи силы мысли;
• освоите методы идеомоторной тренировки, изменяя движения тела одним лишь усилием мысли;
• существенно улучшите работу своих органов чувств, постигая возможности сверхчувственного восприятия;
• сможете избавиться от психологических проблем: горя, страха, депрессии, гнева и т. д.;
«получите возможность осознанно формировать свои привычки, характер, свою личность.
Глава I
Самогипноз и положение тела
Для эффективного самогипноза необходимо полностью потерять ощущение своего материального, физического тела, иначе дискомфортные сигналы, идущие от тела, не позволят полностью войти в конструируемую виртуальную реальность. Именно поэтому необходимо найти такое положение тела, в котором оно будет чувствовать себя максимально комфортно в течение достаточно длительного промежутка времени.
Упражнение. Освоение положения лежа на спине
Состояние сна является наиболее близким к состоянию гипнотического транса. Именно поэтому наиболее глубокое погружение в самогипноз возможно лишь в положении лежа (за редким исключением).
Треть своей жизни мы пребываем в положении лежа и переживаем при этом удивительные сновидческие приключения. Однако если естественный сон происходит без нашего сознательного участия в его сюжете, то самогипноз — это фактически управляемый нами сон.
Перед погружением в сон у человека естественным образом наступает гипногенное состояние. Используя этот факт, многие духовные традиции рекомендуют перед провалом в естественный сон сосредоточиваться на желательном для вас эффекте.
Именно в силу всего вышесказанного мы начнем освоение искусства самогипноза с положения лежа на спине.
1. Лягте на спину (головой на север) на твердой ровной поверхности так, чтобы голова, туловище и ноги находились на одном уровне.
Выпрямленные в коленях ноги расположите на ширине плеч.
Руки свободно положите вдоль тела ладонями вверх.
2. Закройте глаза и на некоторое время отпустите внимание на волю, позволив ему гулять там, где ему вздумается.
3. Ненавязчиво сфокусируйтесь на своих телесных ощущениях.
4. Полностью отдайтесь потоку телесных ощущений, телесных микродвижений, позволив всему, что возникает, быть.
5. Дождитесь прекращения микродвижений тела, то есть момента, когда ваше тело застынет в полной неподвижности.
6. Распределите внимание по всей поверхности контакта задней части тела и опоры.
7. Дождитесь, когда вся площадь контакта задней поверхности тела и опоры станет восприниматься вами как равномерное, однородное давление.
8. Снова отпустите внимание на свободу, позволив ему гулять там, где вздумается.
9. Пребывайте в неподвижном положении до тех пор, пока у вас не возникнет потребность в двигательной активности, не доводя дело до появления напряжения.
Постепенно доведите комфортное пребывание в данном положении тела до 30–60 минут.
Из всех лежачих положений именно эта телесная позиция способствует максимально эффективному протеканию сеансов самогипноза. И будучи качественно освоенной, эта телесная позиция позволяет очень быстро и качественно восстанавливать силы, существенно сокращая время, необходимое на сон.
Следует отметить, что лежачее положение, способствуя максимально глубокому расслаблению, может способствовать и провалу в сон, в бессознательное состояние. Целью же самогипноза является осознанный, контролируемый сон. Именно поэтому, находясь в положении лежа, необходимо сохранять бдительность, не позволяя себе провалиться в бессознательное состояние.
Упражнение. Сидя по-турецки (скрестив ноги перед собой)
1. Сядьте лицом на север на твердой ровной поверхности.
2. Вытяните ноги перед собой.
3. Согните правую ногу в колене, положив ступню под левое бедро.
4. Согните левую ногу в колене, положив ступню под правую голень.
5. Слегка наклоните корпус вперед и руками потяните ягодицы назад и вверх.
6. Выпрямите туловище вертикально вверх и положите ладони на колени.
7. Равномерно распределите свой вес между двумя седалищными буграми.
8. Закройте глаза и на некоторое время отпустите внимание на свободу, позволив ему гулять там, где вздумается.
9. Откорректируйте тело так, чтобы туловище, голова и шея находились на одной прямой линии.
10. Чуть подайтесь вперед и слегка опустите вниз крестец и копчик.
11. Слегка подожмите нижнюю часть живота (сразу же над лобком).
12. Опустите плечи и немного разведите их в стороны.
13. Слегка округлите подмышки.
14. Чуть-чуть подожмите грудину, уплощая ее.
15. Комфортно округлите лопатки, втягивая их.
16. Подожмите подбородок к горлу, не опуская головы вниз.
17. Ощутите, как ваша макушка комфортно тянется вверх, в небо.
Точка в центре промежности и макушка должны находиться на одной прямой линии.
18. Ощутите легкое растягивание позвоночного столба в межпозвоночных суставах.
Очень постепенно, регулярно тренируясь, доведите время комфортного пребывания в этом положении до 30–40 минут.
Множество требований к правильному принятию вышеприведенной позы связаны с тем, что лишь в этом случае, находясь в данном положении, мы будем ощущать себя комфортно и расслабленно.
Поскольку сила тяжести непрерывно оказывает давление на позвоночный столб, на наше физическое тело, мы сможем по-настоящему расслабиться в положении сидя, лишь достигнув идеально прямого положения позвоночника.
Вышеуказанная позиция тела имеет как свои сильные стороны, так и некоторые недостатки.
Сильной стороной позы сидя по-турецки является то, что пребывание в ней позволяет эффективно накапливать энергию в области ног и низа живота. В то же время к недостатком данного положения относится отсутствие плотного контакта между подошвами и поверхностью земли (опоры). А иногда крайне необходимо вступать в тесный энергообмен с поверхностью земли, заземляться.
Именно поэтому нам с вами есть смысл освоить и нижеследующее положение тела.
Упражнение. Сидя на табуретке
1. Сядьте лицом на север, седалищными буграми на край табуретки.
Желательно подобрать табуретку такой высоты, чтобы коленные суставы сгибались под углом 90°, а бедра были параллельны полу.
Ступни должны касаться пола всей своей поверхностью и быть параллельными друг другу. Голени должны находиться в строго вертикальном положении.
2. Чуть-чуть наклоните корпус вперед и руками слегка потяните ягодицы назад и вверх.
3. Выпрямитесь и свободно положите ладони на бедра.
4. Равномерно распределите свой вес между обоими седалищными буграми и между подошвами ног и седалищными буграми.
5. Повторите описанное в пунктах 8-18 предыдущего упражнения.
Это положение тела позволяет через ступни вступать в активный энергообмен с поверхностью земли. Однако пребывание в этой позиции не позволяет человеку расслабиться очень глубоко из-за подсознательной боязни упасть с табуретки на пол. Именно поэтому упражняться сидя на табуретке следует лишь тогда, когда вам необходимо лишь слегка погрузиться в измененное состояние сознания.
Упражнение Поза кучера
1. Сядьте седалищными буграми на край табуретки.
Желательно подобрать табуретку такой высоты, чтобы коленные суставы были согнуты под углом 90°, а бедра были параллельны полу.
2. Поставьте ступни на ширину плеч так, чтобы они были параллельны друг другу и касались пола всей своей поверхностью. Голени должны находиться в строго вертикальном положении.
3. Наклоните туловище вперед и вниз и обопритесь локтями о бедра.
Пусть кисти ваших рук свободно свешиваются с внутренней стороны бедер.
4. Естественно наклоните голову вперед, опустите подбородок к груди.
5. Слегка покачайтесь туловищем вперед-назад, ища устойчивое равновесие между спиной, головой и локтями.
6. Начните медленно переносить вес тела с ноги на ногу, чуть раскачиваясь из стороны в сторону и наклоняя голову вперед и вниз.
7. Найдя максимально комфортное для вас, устойчивое положение, останьтесь в нем до тех пор, пока вам это приятно.
Регулярно тренируясь, доведите комфортное пребывание в позе кучера до 30–40.минут.
В стародавние времена извозчики могли часами дремать, находясь в этом положении, в состоянии между сном и бодрствованием.
Пребывание в позиции кучера способствует глубокому расслаблению позвоночного столба, освобождая мышцы спины и позвонки от излишней закрепощенное™, скованности и обеспечивая восстановление циркуляции спинномозговой жидкости внутри позвоночного столба. В этой позе мы пребываем в состоянии динамического равновесия между сном и бодрствованием, а это очень и очень полезно для всего организма.
В силу всего вышеуказанного позиция кучера прекрасно подходит для самогипнотического погружения легкого и среднего уровня.
Прежде чем двигаться дальше, постарайтесь качественно освоить четыре предложенные вам телесные позы: лежа на спине, сидя по-турецки, сидя на табуретке, позу кучера, ведь без этого вы не сможете по-настоящему качественно освоить искусство самогипноза.
Хотелось бы также заметить, что регулярное пребывание в вышепредложенных телесных положениях позволит вам достигать психической расслабленности и решит многие ваши телесные проблемы, особенно те, что имеют психосоматическое происхождение.
Наши тело и сознание, ум настолько тесно взаимосвязаны, что длительное пребывание в неподвижном, статичном положении неизбежно успокаивает психическую сферу и способствует достижению внутренней тишины, остановке внутреннего диалога.
Именно поэтому основной медитацией дзен буддизма является дзадзен, что означает «просто сидеть». Так что не жалейте времени на постепенное освоение умения длительное время пребывать в неподвижном положении.
Мы беспрерывно что-то делаем, куда-то спешим, пытаемся достичь какой-то цели. Мы только и делаем, что действуем, действуем, действуем… Но умеем ли мы не делать?
Между тем, для того чтобы прожить долгую и наполненную энергией и силой жизнь, обязательно необходимо уметь быть абсолютно пассивным для возобновления растраченных во время действий запасов энергии.
В старину подобные практики назывались неделание, недеяние, дзадзен и т. д. И заключались они в долговременном пребывании в состоянии полной телесной неподвижности, в бездеятельном состоянии сознания. И именно в эти периоды человек приобретал знания о мироустройстве и познавал самого себя.
Один практикующий стоял на высоком холме рано утром в полном одиночестве. Он стоял совершенно неподвижно, одинокий, как холм.
Мимо проходили трое обывателей, вышедших на утреннюю прогулку. Посмотрев на практикующего, они пришли к разным выводам по поводу того, что он собственно делает.
Один сказал:
— Я прекрасно знаю этого монаха. Однажды у него потерялась корова. Вот теперь он стоит здесь и смотрит с холма, где она.
Второй сказал:
— Судя по тому, как он стоит, он вообще ни на что не смотрит. Он вообще не движется, и его глаза, похоже, почти закрыты. Таким образом, человек не ищет что-либо. Я думаю, что он совершал утреннюю прогулку с приятелем и тот отстал, вот он и ждет, пока его приятель подойдет.
Третий сказал:
— Пожалуй, причина не в этом, так как, если кто-либо ждет кого-нибудь, он иногда оглядывается, чтобы посмотреть, идет приятель или нет. Этот же человек совсем не движется и не оглядывается. Он не ожидает, это не поза ожидающего человека. Я думаю, он либо молится, либо медитирует.
Спорящие настолько разошлись во мнениях и настолько возбудились, что решили подойти к практикующему и спросить его самого. Они добрались до него, и первый прохожий спросил:
— Ты ищешь корову? Ведь я помню, что ты как-то потерял ее.
Открыв глаза, человек ответил:
— Я ничем не обладаю, поэтому ничего не могу потерять. Я не ищу корову или что-либо еще.
Второй прохожий сказал: — Должно быть, я был прав, — ты ожидаешь друга, который отстал?
— Если у меня нет друзей и врагов, то как я могу кого-либо ждать? Я совершенно одинок, и никто от меня не отставал, — промолвил практикующий.
Тогда третий сказал:
— Ну, тогда прав я, потому что других возможностей нет. Я думаю, ты молишься или медитируешь.
Громко рассмеявшись, практикующий ответил:
— Ты самый глупый, ведь я не знаю никого, кому я мог бы молиться, и у меня нет никакого объекта достижения, так как же я могу медитировать?
И тогда все трое озадаченно спросили:
— Что же ты тогда делаешь?
— Я просто стою и ничего не делаю, — ответил человек.
А много ли времени посвящаете практике неделания вы, уважаемые читатели?
Какой уровень энергии может иметь человек, который только и делает, что отдает, отдает и отдает? Ведь абсолютно любое наше целенаправленное действие, даже обдумывание, — это трата нашей личной энергии.
Искусство расслабления тела
Как я уже говорил, для успешного протекания сеанса самогипноза совершенно необходимо потерять ощущение своего физического тела, иначе мы не сможем полностью войти в моделируемую нами виртуальную реальность. Именно поэтому, не умея намеренно расслаблять свое физическое тело, нельзя загипнотизировать самого себя.
Хотелось бы пояснить тот факт, что нельзя представить что-либо, не имея памяти о желательном для нас состоянии. Между тем современный человек пребывает в постоянном мышечном напряжении, которое сохраняется даже во время ночного сна. Он знает лишь напряжение и совсем забыл вкус телесной расслабленности.
Именно поэтому, чтобы внушить что-либо себе в процессе самогипноза, сначала необходимо смоделировать в физической реальности такую ситуацию, которая позволит накопить реальную мышечную память о желательном для нас состоянии физического тела. И тогда в процессе самогипноза, просто вспоминая пережитое ранее ощущение, мы легко переживем требующееся нам состояние физического тела.
В силу того что все люди очень и очень индивидуальны, тот метод расслабления, который хорош для одного, не так эффективен для другого. Я дам вам различные методики расслабления физического тела. В процессе практики опытным путем вы сможете найти тот метод, который эффективен именно для вас.
Кроме всего вышесказанного, в зависимости от окружающей среды и вашего внутреннего состояния, наиболее эффективной для вас может становиться то одна, то другая методика релаксации тела.
Упражнение Искусство отпускания
Мы все время живем, ставя себе сознательные цели, внедренные в нас в процессе социализации, и очень часто игнорируем свои телесные, физиологические потребности, в отличие от диких животных и дикарей, которые отправляют любые свои физические надобности по мере поступления сигналов тела. Мы, скованные множеством общественных, умственных норм, постоянно, непрерывно подавляем физиологические потребности своего физического тела. В результате мы только и делаем, что подавляем свою физиологию, в силу чего в наших телах накапливается огромное число нереализованных потребностей, мышечных напряжений.
Мы настолько привыкли к перенапряжению своего тела, что даже не замечаем его. А вот вкуса физической расслабленности мы не знаем вообще. Как в этом случае можно реально внушить себе, что я полностью расслаблен, я абсолютно расслаблен?
Именно поэтому для освоения искусства телесной релаксации нам совершенно необходимо научиться отпускать на волю, на свободу свое физическое тело, позволив ему реализовать двигательные потребности.
1. Лягте на спину на твердой ровной поверхности так, чтобы голова, туловище и ноги находились на одном уровне. Пусть вытянутые ноги находятся на ширине плеч, а руки свободно лежат вдоль туловища ладонями вверх.
2. Закройте глаза и, отпустив на волю внимание, позвольте ему гулять там, где вздумается.
3. Слегка приподнимите руки от поверхности опоры и отпустите, позволив им упасть под собственным весом.
Осуществите подъем и отпускание рук несколько раз подряд, стараясь уловить миг, когда руки падают лишь под влиянием собственной тяжести, без вашего сопротивления этому.
4. Слегка приподнимая над опорой ноги, проделайте действие, аналогичное описанному в пункте 3.
5. Широко откройте глаза и, ощутив комфортное напряжение, отпустите веки, бросив их, позволив им начать закрываться по собственному импульсу, без вашего сознательного в этом участия или противодействия этому.
Проделайте эту операцию 5–7 раз, запоминая ощущение отпущенно двигающихся век.
6. Некоторое время полежите, закрыв глаза, пассивно наблюдая за своими ощущениями.
7. Сделайте комфортно глубокий вдох и на выдохе отпустите веки на свободу, вспомнив ощущения, возникавшие в процессе выполнения действий, описанных в пункте 5.
8. Направьте пассивное, ненавязчивое внимание к отпущенным на свободу векам и осознайте ощущения, возникающие там.
9. Ощутите поток блаженного расслабления, который вливается через веки и наполняет освобождающим покоем лицо шею плечи => руки до кончиков пальцев => грудь и спину => живот и поясницу => ноги до кончиков пальцев.
Фактически, уловив чувство внутренней свободы в области век, вы должны распространить его, а точнее, позволить ему естественным образом распространиться на все ваше физическое тело.
Пребывайте в состоянии стороннего наблюдателя за микродвижениями тела до тех пор, пока вам это приятно.
Регулярно учитесь отпускать на свободу от контроля сознания свое физическое тело, и вы, без сомнения, ощутите умиротворение и блаженное физическое расслабление.
Важно заметить, что нельзя пытаться отпустить веки и все остальное тело при помощи волевого усилия, так как это полностью противоречит цели упражнения. Вы должны научиться отпускать физическое тело на свободу, чтобы оно могло жить своей физиологической жизнью, на время освобожденной от диктата сознания, ума. И в ответ на это ваше тело подарит вам силу и здоровье. Ведь отпуская на свободу свои природные импульсы, мы становимся неуязвимы для любых ловушек.
В Японии было два враждующих храма. Священники этих храмов настолько не выносили друг друга, что не разговаривали при встрече и даже не смотрели до дин на другого.
У каждого из священников был маленький мальчик, чтобы служить им, выполняя их поручения. И священнослужители с обеих сторон очень боялись, что мальчишки смогут подружиться.
Один священник сказал своему мальчику:
— Помни, что другой храм нам враждебен, и никогда не разговаривай с мальчиком из другого храма. Это опасные люди, избегай их, как опасной болезни.
Мальчику же, напротив, стало любопытно, потому что он очень уставал, слушая бесконечные проповеди и наставления, которые не мог понять. Ему не было с кем играть, не с кем было даже поговорить. И когда ему велели не разговаривать с мальчиком из другого храма, в нем возникло большое искушение. И в тот же день он не смог удержаться от того, чтобы не заговорить с другим мальчиком. Увидев его на дороге, он спросил:
— Куда ты идешь?
— Иду туда, куда меня ветер несет, — ответил другой мальчик.
От изумления вопрошавший мальчик лишился дара речи. Он был очень смущен и не нашел, что сказать в ответ. И вернувшись в свой храм, пожаловался священнику:
— Я задал мальчику из соседнего храма простой вопрос: «Куда ты идешь?» А он ответил: «Иду туда, куда ветер дует». Разве это не странно?
— А ты завтра встань на том же самом месте и задай ему тот же вопрос. И когда он ответит: «Иду туда, куда ветер дует», просто спроси его: «А когда ветер не дует, куда ты тогда идешь?» — ответил священник, утешая мальчика. Ведь священнослужитель был очень заинтересован в победе над конкурентами из соседнего храма.
Встав рано утром, первый мальчик много раз повторил сценарий предполагаемого диалога и, уверенный в своей грядущей победе, вышел из дома. Увидев второго мальчика, он тут же спросил:
— Куда ты идешь?
— Иду, куда меня ноги несут, — ответил второй мальчик, чем совершенно обескуражил первого мальчика, весь заранее заготовленный сценарий которого полетел в тартарары.
Вернувшись к своему священнику, первый мальчик рассказал ему все и попросил совета.
— Завтра снова спроси его: «Куда ты идешь?» И когда он ответит: «Иду, куда меня ноги несут», спроси его: «А если у тебя нет ног, что тогда?» — наставлял своего подопечного священник, который очень хотел победы над конкурентами.
На следующий день подбодренный учителем первый мальчик с нетерпением ждал своего соперника и, лишь завидев его, громко выпалил:
— Куда ты идешь?
— Иду на рынок овощей купить, — спокойно промолвил второй мальчик.
Упражнение. Напрячься, чтобы расслабиться
Я уже говорил, что большинство людей совершенно не знают, что такое состояние глубокого мышечного расслабления, и не умеют намеренно его достигать. Как бы смешно это ни звучало, но эти люди не знают и чувства предельного мышечного напряжения, так как живут головой, а отнюдь не физическим телом.
Между тем в природе действует закон, согласно которому расслабление и напряжение — это две взаимонеобходимые половинки одного динамического целого. После глубокого расслабления нас выбрасывает в физическую активность, а после предельного мышечного напряжения толкает в состояние глубочайшей телесной расслабленности.
Именно поэтому в процессе нижеследующей практики мы будем намеренно создавать у себя состояние мышечного напряжения, которое затем естественным образом будет переходить в состояние глубокой мышечной расслабленности. Это позволит нам накопить мышечную память о чувстве глубокой телесной расслабленности. И потом мы сможем вызывать у себя расслабление без предварительного напряжения мышц, просто вспоминая это чувство расслабления.
1. Лягте на спину на твердой ровной поверхности так, чтобы ноги, туловище и голова находились на одном уровне.
Руки свободно положите вдоль туловища ладонями вверх.
2. Закройте глаза и отпустите на волю внимание, дожидаясь прихода легкой расслабленности.
3. На вдохе комфортно напрягите мышцы лба и на задержке дыхания после вдоха удерживайте это напряжение 10–15 секунд. На выдохе отпустите мышцы лба на свободу, позволив им расслабиться естественным образом.
В течение 30–40 секунд отстраненно понаблюдайте за возникающими в области лба ощущениями.
Осуществите от 3 до 4 циклов напряжения и расслабления мышц лба.
4. На вдохе напрягите мышцы бровей, век и глаз, проделав от 3 до 4 циклов напряжения и естественного расслабления, полностью аналогично описанному в пункте 3.
5. На вдохе комфортно сожмите губы и зубы, удерживая напряжение этих мышц на задержке дыхания после вдоха в течение 10–15 секунд. На выдохе отпустите мышцы на свободу, позволив им расслабиться естественным для них образом.
В. течение 30–40 секунд отстраненно созерцайте за своими ощущениями в области зубов и губ, стараясь запомнить это состояние.
Осуществите от 3 до 4 циклов напряжения и естественного расслабления этих мышц.
В процессе естественного расслабления полностью сосредоточивайтесь на своих телесных ощущениях, не пытаясь контролировать дыхание.
6. Проделайте от 3 до 4 циклов напряжения и естественного расслабления мышц горла и задней части тела, полностью аналогично описанному в пункте 5.
7. Осуществите от 3 до 4 циклов комфортного напряжения и естественного расслабления мышц кистей и пальцев рук.
8. Проделайте от 3 до 4 циклов напряжения и естественного расслабления мышц предплечий.
9. Осуществите 3–4 цикла комфортного напряжения и естественного расслабления мышц верхней части рук (бицепсов, трицепсов, плеч).
10. Проделайте от 3 до 4 циклов комфортного напряжения и естественного расслабления мышц груди, ключиц и верхней части спины, в области лопаток.
11. Осуществите от 3 до 4 циклов напряжения и отпускания мышц в области надпочечников, печени, селезенки, солнечного сплетения.
12. Проделайте 3–4 цикла напряжения и расслабления мышц в области почек, ягодиц, нижней части живота (от пупка и ниже).
13. Осуществите от 3 до 4 циклов комфортного напряжения и естественного отпускания мышц задней и передней поверхностей бедер.
14. Проделайте 3–4 цикла напряжения и отпускания мышц икр.
15. Осуществите от 3 до 4 циклов комфортного напряжения и естественного отпускания мышц стоп и пальцев ног.
16. На вдохе комфортно напрягите мышцы всего тела одновременно и удерживайте это напряжение в течение 10–15 секунд на задержке дыхания после вдоха.
На выдохе отпустите на свободу мышцы всего тела, позволив им расслабиться естественным для них образом.
В течение 30–40 секунд ненавязчиво понаблюдайте за своими телесными ощущениями, стараясь запомнить возникшее состояние.
17. Проделайте от 3 до 4 циклов комфортного напряжения и естественного расслабления всех мышц тела одномоментно.
В течение недели регулярно проделывайте вышеизложенное упражнение, стараясь запомнить состояние мышечного расслабления.
Перестаньте напрягать мышцы своего физического тела для того, чтобы достичь затем состояния расслабления. Используйте для мышечного расслабления свою память об этом чувстве, накопленную в результате предыдущей недельной практики.
Просто вспомните пережитое ранее ощущение мышечной расслабленности, и оно автоматически у вас возникнет.
В процессе регулярной практики научитесь, произвольно расслаблять как любую отдельную часть своего физического тела, так и все тело одновременно, сразу.
Освоив искусство напряжения и расслабления мышц в положении лежа, научитесь применять этот навык в положении сидя: либо сидя по-турецки, либо сидя на табурете, либо сидя в позе кучера. А лучше всего научиться расслабляться в каждой из этих трех сидячих поз.
Так как искусство расслабления является очень многогранным, то одной вышеприведенной методики недостаточно для того, чтобы постичь его во всей глубине. И поэтому мы сделали следующий шаг, научившись вызывать в каждой части своего тела ощущение тяжести.
Упражнение Расслабление через чувство тяжести
Подготовительная часть 1. Скомкайте в комок большой лист бумаги и, положив на него (комок) руку, уловите, как он сдавливается под тяжестью вашей ладони.
Проделайте этот опыт несколько раз, запоминая ощущение сдавливания, сминания бумажного комка под тяжестью ладони.
2. Положите кисти ладоней на слегка надутый воздушный шарик и, уловив его сдавливание под действием тяжести ладоней, запомните это ощущение.
3. Лежа в ванне, наполненной водой, начните выпускать воду из ванны, осознавая и запоминая нарастание тяжести во всем теле по мере вытекания воды.
4. Положите кисти рук на весы и понаблюдайте за отклонением стрелки весов, осознавая, что это происходит под действием тяжести ваших рук.
Не пожалейте времени на выполнение подготовительной части упражнения, так как она позволит вам накопить память о чувстве тяжести вашего тела и облегчит освоение основной части упражнения.
Основная часть
1. Лягте на спину на твердой ровной поверхности так, чтобы голова, туловище и ноги находились на одном уровне.
Расположите выпрямленные ноги на ширине плеч, руки свободно вытяните вдоль туловища ладонями вверх.
2. Закройте глаза и, отпустив на волю внимание, дождитесь прихода легкой расслабленности.
3. Полностью расслабьте свое физическое тело, используя навыки, обретенные в процессе практики предыдущего упражнения.
4. Перенесите внимание на площадь контакта задней поверхности тела и опоры.
5. Осознайте, что задняя поверхность тела давит на опору неравномерно, что различные части задней поверхности тела давят на опору с разной силой.
6. Найдите самый тяжелый участок задней поверхности тела, тот, который давит на поверхность опоры наиболее сильно.
7. Ощутите соприкосновение опоры и ягодиц. Представьте, как ваши ягодицы становятся все тяжелее и тяжелее, комфортно вдавливаясь в поверхность опоры.
8. Перенесите внимание на пятки и осознайте контакт между ними и опорой. Ощущайте, как пятки становятся все тяжелее и тяжелее, комфортно давя на опору.
9. Почувствуйте, как вся ваша левая нога и вся ваша правая нога все тяжелеют и тяжелеют, комфортно давя на поверхность опоры.
Дождитесь полного расслабления ног.
10. Осознайте контакт середины и верхней части спины с поверхностью опоры. Ощутите, как средняя и верхняя часть спины (лопатки, плечи) становятся все тяжелее и тяжелее, комфортно давя на опору. Дождитесь полного расслабления этой части тела.
11. Осознайте зону контакта рук и опоры. Ощутите, что руки становятся все более и более тяжелыми, комфортно давя на опору.
Дождитесь полного расслабления рук.
12. Осознайте зону контакта поверхности опоры и затылка. Ощутите, как затылок все тяжелеет и тяжелеет, комфортно давя на опору.
Дождитесь полного расслабления области затылка.
13. Осознайте все свое тело одновременно, сразу. Ощутите, как все тело становится все тяжелее и тяжелее, комфортно давя на всю поверхность опоры сразу.
Дождитесь общего расслабления всего тела.
Избегайте излишнего напряжения в процессе выполнения упражнения, усилием воли пытаясь вызвать у себя ощущение тяжести. Используйте накопленную вами в процессе выполнения подготовительной части память об ощущении тяжести.
И в результате регулярной практики вы, без сомнения, научитесь произвольно вызывать у себя чувство тяжести в любом выбранном вами участке тела, что явится еще одним шагом к полному овладению искусством произвольного расслабления.
Научившись искусству расслабления, вы переведете свою жизнь в новое качество. Избавившись от чувства хронической усталости, вы ощутите огромный прилив вдохновения, оптимизма. В вас проснется радость жизни, и жизнь заиграет новыми, разноцветными красками. Ведь главное — это качество жизни, то, насколько ваша жизнь радует вас. Как говорят классики: «Жить — хорошо! А хорошо жить — еще лучше!»
И сотворил Бог осла и сказал ему:
— Будешь ты работать с утра до позднего вечера, таскать на себе тяжести, есть жесткую траву, и будешь ты глупым. А жить тебе отмеряю 50 годков.
Ответил на это осел:
— Пятьдесят лет так жить?! Помилуй! Не больше тридцати!
И Бог сделал так, как просил осел. Затем Бог сотворил собаку и молвил:
— Быть тебе другом человека! Будешь ты непрерывно оберегать его, питаясь его объедками. И жить тебе так 25 лет.
Взмолилась собака:
— Прошу тебя. Всемогущий, не хочу я так жить больше 10 лет.
И сделал Бог так, как молила собака. После этого сотворил Бог обезьяну и сказал:
— Будешь ты забавой для человека, и жить ты должна 20 лет.
Взмолилась обезьяна:
— Жить 20 лет как клоун?! Отпусти мне, пожалуйста, не более 10 лет.
И Бог сделал так, как просила обезьяна. Наконец, создал Бог человека и молвил ему:
— Ты — человек! Весь мир принадлежит тебе. Ты будешь жить, используя ум, который я тебе даю, чтобы ты властвовал над остальными 20 лет!
Взмолился человек:
— Двадцати лет недостаточно! Отпусти мне, пожалуйста, 20 лет, от которых отказался осел, 15 лет — от собаки и 10 лет — от обезьяны.
И позаботился Бог о том, чтобы человек 20 лет жил как человек, затем женился и 20 лет жил как осел, работая с утра до позднего вечера, потом, с появлением детей, 15 лет жил как собака, заботился о семье и ел то, что семья не доела, затем, в старости, жил 10 лет как обезьяна, выглядя полнейшим идиотом и потешая внуков.
Упражнение. Расслабляющее тепло
Подержите кисти рук в приятно теплой воде, запоминая ощущение тепла.
Лежа в теплой, успокаивающей ванне, старайтесь максимально полно запомнить ощущение тепла, пронизывающего все ваше тело.
1. Лягте на спину на твердой ровной поверхности, расположив вытянутые ноги на ширине плеч и вытянув руки вдоль туловища ладонями вверх.
2. Закройте глаза и на некоторое время отпустите на свободу внимание, позволив ему гулять там, где вздумается.
3. Используя полученные ранее навыки, вызовите приятную тяжесть во всем теле.
4. Осознайте весь тепловой фон своего тела одновременно и найдите вниманием наиболее теплый участок.
5. Сосредоточьтесь на самом теплом участке тела и некоторое время пассивно понаблюдайте за ним.
6. Сфокусируйте внимание на области верхней части живота (солнечное сплетение, печень, селезенка) и уловите естественный тепловой фон этой области тела.
Сохраняя ненавязчивую концентрацию, осознайте, как область верха живота становится все более и более теплой.
Можете помочь этому процессу, представляя, что данная область тела погружена в приятно теплую воду.
7. Сконцентрируйтесь на естественном тепловом фоне области живота от пупка и ниже.
Сохраняйте ненавязчивую фокусировку внимания, ощущая, как эта область становится все более и более теплой.
8. Осознайте естественный тепловой фон области ягодиц и удерживайте эту ненавязчивую концентрацию до тех пор, пока ягодицы не станут приятно теплыми.
9. Переключите внимание на естественный тепловой фон передней и задней поверхности бедер и осознайте, как бедра становятся комфортно теплыми.
10. Сфокусируйтесь на реальном тепловом фоне в области икр, ощущая, как в процессе этой концентрации икры становятся все более и более теплыми.
11. Перенесите внимание на область стоп и осознайте естественный тепловой фон стоп.
Продолжайте пассивную концентрацию на стопах до тех пор, пока они не станут приятно теплыми.
12. Осознайте область почек и поясницы и сфокусируйтесь на реальном, естественном ощущении тепла в этом участке тела.
Дождитесь, когда вся область поясницы станет приятно теплой.
13. Сконцентрируйтесь на верхней части спины, от надпочечников до лопаток и плеч, и осознайте реальный тепловой фон данной области тела.
Дождитесь, когда вся вышеуказанная область станет приятно теплой.
14. Осознайте реальный тепловой фон в области задней поверхности тела и горла.
Удерживайте концентрацию внимания на тепловом фоне в области шеи, пока вся эта область не станет комфортно теплой.
15. Переключите внимание на кисти и пальцы рук, осознав их реальное тепло.
Удерживайте концентрацию на тепловом фоне этой области тела до тех пор, пока пальцы и кисти не станут комфортно теплыми.
16. Сконцентрируйтесь на области рук от запястий до плеч, осознавая реальное тепло, присутствующее в этой части тела.
Сохраняйте эту концентрацию до тех пор, пока эта область тела не станет приятно теплой.
17. Сфокусируйтесь на области солнечного сплетения, осознавая ее реальное тепло.
Удерживайте эту концентрацию 1–2 минуты.
18. Осознайте весь реальный тепловой фон своего тела одновременно и удерживайте эту концентрацию от 1 до 3 минут.
Под понятием «Естественный тепловой фон» я имею в виду тот факт, что необходимо сосредоточиться на реально присутствующем тепле в указанной части тела. Дело в том, что в процессе расслабления происходит перераспределение крови от крупных сосудов и мышц к поверхности кожи, к капиллярам кожи. В результате мы начинаем испытывать ощущение приятного телесного тепла.
В любом участке нашего тела, как правило, реально присутствуют ощущения тепла. Ведь когда мы направляем внимание на тот либо иной участок тела, то это неизбежно вызывает прилив крови к этому участку, что субъективно выражается в ощущении потепления данного участка. Люди давным-давно вывели формулу: «Где внимание — там и кровь». А где кровь, там и тепло. Именно поэтому простое удерживание внимания на реально существующих в той либо иной области тела ощущениях тепла вызывает разогрев этой области. Переводя внимание от нее к следующей области, мы переносим туда и часть тепла.
Регулярная практика данного упражнения способствует нормализации капиллярного кровообращения всего организма, помогает избавиться от многих заболеваний кожи, излечивает от синдрома холодных рук и ног.
Освоив вышеизложенное упражнение, вы еще больше углубите состояние своего телесного расслабления.
После того как вы научитесь вызывать у себя ощущение приятного тепла в положении лежа, вам обязательно необходимо научиться достигать этого, находясь в положении сидя.
Упражнение. Расслабляющее дыхание
Процессы дыхания теснейшим образом взаимосвязаны абсолютно со всеми органами и системами организма. И любое изменение дыхательных параметров незамедлительно оказывает влияние на работу нашего тела и на функционирование психики.
В процессе нижеследующего упражнения мы будем использовать процессы дыхания для того, чтобы еще больше углубить расслабление физического тела.
1. Лягте на спину на твердой ровной поверхности так, чтобы ноги, туловище и голова находились на одном уровне.
Выпрямленные в коленях ноги расположите на ширине плеч, а руки свободно вытяните вдоль туловища ладонями вверх.
2. Закройте глаза.
3. Отпустите на 2–3 минуты на свободу внимание, позволив ему гулять там, где вздумается.
4. Расслабьте все мышечные напряжения, используя навыки, полученные при освоении предыдущих упражнений.
5. Сфокусируйтесь на ощущении тяжести и сделайте все тело комфортно тяжелым.
6. Вызовите во всем теле ощущение приятного тепла.
7. Ненавязчиво сфокусируйтесь на естественном дыхании, пассивно, отстраненно наблюдая за ним и не вмешиваясь в его работу.
8. Осознайте, как в процессе пассивного наблюдения за ним, ваше дыхание постепенно замедляется.
Сохраняйте отстраненное наблюдение за естественным дыханием лишь до тех пор, пока это не вызывает у вас напряжения.
Занимайтесь наблюдением за своим дыханием не только в лежачем положении, но и сидя по-турецки, в позе кучера, сидя на табурете.
Не пытайтесь волевым усилием влиять на дыхание. В процессе пассивного наблюдения за дыханием на фоне общей телесной расслабленности дыхательные процессы автоматически начнут замедляться, способствуя существенному углублению телесной релаксации.
Скорее всего, в начале регулярной практики вы столкнетесь с тем фактом, что не можете отстраненно наблюдать за своим дыханием со стороны, не вмешиваясь в его работу. Однако по мере продолжения систематических тренировок по пассивному наблюдению за дыхательными процессами вы, без сомнения, освоите это умение.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.