Голоса эффект сновидения — характерен для определённой части сновидений, при котором сновидец явно слышит невидимый Голос без его образного восприятия. Голос комментирует, предупреждает, наставляет, обвиняет, критикует, либо «наводит» на создание определённых образов. См. доп. Голос сновидения (в эзотер. сл.) и Голоса (в сл. общих символов).
Гравировки эффект сновидения (гравировка — особый при помощи специальных средств метод получения рельефных, углубленных, выпуклых рисунков и надписей на различных твёрдых материалах: металле, дереве, стекле, кости…) — весьма нечастый феномен. Как эффект сновидений проявляется особой, проникновенной запечаткой в сознании и в памяти сновидящего содержания сновидения. Такое содержание хранится долгое время живым и отчётливым, поражает своей оригинальной образностью, контрастностью или силой и глубиной переживания. Иногда сновидение с выраженным эффектом гравировки помнится даже всю жизнь (как если бы это было нечто важным наяву)! Такой сон очень долго притягивает внимание, заставляет размышлять и может иметь различные реакции: восторг, удивление, недоумение, смятение, страх — в любом случае сновидец становится вдохновлённым или озадаченным. Такие сны настоятельно требуют разгадки — они несут собой информацию о самых значительных, ключевых событиях и поворотах жизни или даже сообщают о смысле всей судьбы человека в целом (или же ответственной миссии).
Графический эффект сновидения (выразительные средства графического рисунка: контур и штрих, набросок, намётка, «небрежность», что создаёт одновременную выпуклость, ёмкость, контрастность, чёткость образа) — графический эффект заключается в том, что сновидение изображает какой-либо сложный или длинный период жизни спящего всего лишь в нескольких картинках (образах) или примитивной ситуации, вмещающей в себя в самой полной мере весь глубокий замысел происходящего. Графический эффект отражает процесс сгущения, комбинаторики образов и ситуаций в художественном выражении. Он отличается схематизмом, примитивизмом и неразрывно связан с феноменом сжатия, который подчёркивает спрессованность временную. См. доп. примитивного снятия ихудожественные эффекты.
Гроф Станислав — американский учёный, доктор медицины чешского происхождения, психотерапевт, основатель трансперсональной психологии, которая, по сути, является современной формой чёрной магии.
Грудь женская — психоаналитически является самым первым наиболее значимым, жизненно необходимым объектом, с которым контактирует появившийся на свет человек. Материнская грудь не только даёт питание младенцу и тем самым участвует в его развитии, она представляет собой своеобразный космический духовный канал: наделяет ребёнка теплом, нежностью, вниманием, защитой, любовью. Материнская грудь излучает — должна излучать! — необходимые духовные энергии (или одновременно служит средством манипуляции и передачи негативных состояний). Существуют понятия о «плохой» и «хорошей» груди. Именно на фоне активной связи с женской грудью у ребёнка и происходит формирование самых первых психических образов, что в последующем и закладывает основу для появления всей сложной эго-структуры будущей личности. Именно с женской грудью связано появление самых первых сновидений. Таким образом, материнская грудь с рождением нового человека представляет собой нечто большее, чем просто грудь, она являет (в идеале) собой чистое полотно или «ткань» Любви, на которую и проецируются первые психические формы. Именно потому отдельные специалисты-аналитики и называют такую грудь — экраном сновидений.
Групповая работа — метод психотерапевтической и духовной проработки своих сновидений в кругу единомышленников. Благодаря наличию единого, усиленного, энергетического поля и эмоциональных взаимосвязей такая коллективная работа является более эффективной, чем одиночная. Она заключается в свободном обсуждении сюжета сна, обмене мнениями, ассоциациями, версиями толкования, может включать психодраму сонного сценария. См. доп. специальный метод (работы со сновидениями) с привлечением других сновидящих.
Д
Движение сознания — в современной психологии до сих находится под большим сомнением наличие у человека конкретной точечной локализации, некого кванта света сознания (сознания оперативного), и в связи с этим почти совсем не рассматривается сознание «в движении». Тем не менее, смена различных состояний (настроений) человека есть ничто иное, как процесс такого движения кванта. Изменённые состояния сознания (ИСС) — результат более радикального движения.
Движения эффект сновидения — выражается различными ускорениями во сне: бегом, быстрой ездой на различных видах транспорта, скольжением; разнообразными полётами, воздушными перемещениями и падениями. Эффект связан с конкретным и действительным движением сознания (кванта оперативного света) в вольюме спящего.
Двойного восприятия эффект — проявляется в сноподобном состоянии наяву, при котором образы, пространство и сюжет сновидения накладываются на окружающую материальную действительность. При этом человек имеет возможность наблюдать (ощущать) одновременно сразу два мира — физический и сновидный, с возможностью фиксации на любом из них. Такая позиция нередко проявляется и в просоночном состоянии. Распространённым вариантом эффекта двойного восприятия является осознание различных ощущений в физическом теле из позиции сновидения.
Двойственности символа эффект сновидения — подчёркивает возможность использования (совмещения) одним образом сновидения сразу (одномоментно) двух значений — негативного и позитивного. Он выражает некое переплетение или половинчатость смыслов. Пример такой двойственности: корова окраски берёзы: корова (забота, отягощённость — негатив); берёза — радость (позитив). Или другой пример: некое существо, одновременно сходное и с медведем, и с волком (медведь означает дружбу, друга, а волк — врага, болезнь).
Детали сновидения — имеют повышенное значение, в них сокрыт определённый смысл, в особенности, если эти детали выставляются, акцентируются, воспринимаются в несвойственным им масштабе, оригинальной перспективе, форме или просто удивляют, обращают на себя внимание сновидца.
Детские сновидения — отличаются особым собственным примитивизмом, схематизмом, простотой и мультипликацией сюжетов и картин сна и относятся, чаще, к впечатлениям прошедшего дня. Однако иногда в предвосхищении будущего они могут быть очень значительными. Достоверным примером последнего может стать следующий случай: девочка-первоклассница по пробуждению сама настойчиво несколько раз пыталась рассказать своей маме приснившийся сон. Но мама не желала слушать дочку, она спешила на работу и торопила в школу и девочку. Тем не менее, первоклассница капризно настояла на своём рассказе. Ей снилось, как она подошла к своей школе, но здания там не оказалось. Вместо школы была большая чёрная яма. Мама девочки никак не отреагировала на данный сюжет, считая его сонной фантазией… В конце концов, девочка отправилась на учёбу, но в школе в этот день был произведён террористический взрыв, в результате которого маленькая сновидица погибла.
Диалог с персонажами сна — метод работы со своим сновидением, в котором реализуется возможное (ассоциативное) общение сновидца с образами, элементами и даже предметами приснившегося сюжета в своём воображении или посредством проигрывания ролей в группе; способствует получению дополнительной информации о смысловом содержании сна.
Дискретности эффект — в сновидении выражается отрывочностью, непоследовательностью и быстротой смены кадров, сцен, ситуаций, а также резкостью перехода эмоциональных состояний. К этому же эффекту относится мгновенное перенесение боди или фокуса восприятия в любые и неожиданные точки или в самые отдалённые в пространстве или времени места. Наяву мы не способны на подобное движение, физическое движение всегда последовательно и во времени, и в своей механике, но для нашего сознания (воображения, мысли) таких ограничений не существует. См. доп. кинематографа эффект, время сновидений, образ и мысль.
Дневник сновидений — психоаналитический метод — документальная форма личной работы с материалом сновидений, которая заключается в протокольной записи своих снов в наиболее кратком виде по неким отдельным, ведущим ориентирам («опорам»). Например: «полёт над страшным городом» — «большая собака». В дальнейшем по этим опорам восстановить в памяти весь сон будет очень легко. Каждому значимому сновидению рекомендуется давать (по смыслу или теме) определённое название. Ночные сюжеты для записи необходимо отбирать — обращают внимание только на наиболее эмоциональные, оригинальные, впечатляющие или повторяющиеся сны — в противном случае подобная запись может стать рутинным и бесполезным занятием. Для тех, кто хочет следовать пути развитию сновидений, «протокольная запись» может дать очень много.
Дневной сон (использование дневного сна как метод) — для многих людей (в зависимости от специфики работы и образа жизни) может стать весьма полезным для здоровья. Однако использование дневного сна как метода духовной работы со своими сновидениями может значительно повысить энергоуровень сновидящего и эффективность ночного самопознания. Дневной сон не должен длиться более 1 часа.
Драйв (с англ. drive — побуждение, влечение) — совокупность врождённых потребностей в психике и поведении человека и животных.
Драйва функция сновидений — означает не сколько психологическое замещение исполнения отдельных дневных желаний во сне, сколько отражает наиболее мощную основную инстинктивную потребность человека в еде, питье и сексе, возникающую в особых критических условиях, например, при вынужденном голодании, длительном воздержании от сексуальных контактов (наяву) и пр. Включение функции драйва во сне приводит, например, к тому, что испытывающему сильную жажду человеку приснится, как он жадно пьёт воду, голодному привидится употребление пищи, а аскета-отшельника станут мучить сексуальные видения. В подобном драйве сон с одной стороны принуждает или предписывает человеку с более глубокого подсознательного уровня необходимость в удовлетворении насущной биологической потребности наяву, а с другой — уже удовлетворяет, насыщает сознание сновидца на психическом уровне, т. е. разряжает или нейтрализует инстинкт.
Дробный сон — сон с частыми спонтанными фиксированными пробуждениями — является аномальным и может быть связан с различными нервными расстройствами под влиянием употребления алкоголя, наркотиков и занятий чёрной магией. В действительности и при здоровом сне после каждого сновидения человек кратковременно пробуждается, меняет физическую позу, однако это им не осознаётся, не фиксируется и он быстро переходит в следующую фазу сна.
Духовная практика — регулярная, ежедневная, практическая деятельность по выполнению определённых видов духовных упражнений (медитации, молитвы…) в соответствии с теми или иными эзотерическими концепциями. Работа со своими сновидениями является такой отдельной, а порой и параллельной долговременной практикой.
Духовная (трансцендентальная) функция сновидений — реализует высшее предназначение и абсолютный духовный смысл жизни каждого человека — единение с центральным внутренним Светом Истины и Любви (Алмазом сознания), достижение полного счастья и бессмертия сознания (спасения) при помощи специальных аскетических приёмов духовных путей развития. Нередко проявляется Осознанными (счастливыми) сновидениями. Это функция чудесной духовной перспективы и необыкновенной возможности, которой обладает каждый человек; функция исчерпывающей реализации всей судьбы сновидца и исполнения всех-всех его сокровенных желаний; функция продолжения существования индивидуального сознания после биологической смерти! Духовная функция — это связь человека с его судьбой, его внутренним Центром, с самой глубинной основой человеческой личности. Духовные сновидения предостерегают, защищают, напутствуют, отражают судьбоносные, переломные или самые кризисные периоды жизни, наделяют откровениями, предсказывают и, наконец, погружают в область высших эстетических переживаний — очищают. Духовные сновидения — это сны высшей совести.
Судьбоносными (предначертательными) нередко становятся детские сновидения (сны в детстве). Всего лишь в одном фрагменте детский сон способен вместить главный замысел всей будущей жизни взрослой личности. Так в возрасте пяти лет будущий известный писатель Владимир Набоков отчётливо, красочно и ярко увидел сон о том, как ему в магазине покупают, а затем дарят громадный карандаш. Карандаш — символ художественно-изобразительного или литературного творчества — и определил уже в раннем детстве, во сне всю судьбу и предназначение известного писателя.
Духовное тело — см. отдельно люцидный человек, а также алмазное тело в «эзотерическом словаре».
Духовность — это относительно устойчивое, психологическое наиболее присущее личности состояние (сознания), которое достигается в процессе прогрессирующего самопознания и которое характеризуется преобладанием исключительно позитивных переживаний (добротой, искренностью, гармонией, покоем, умиротворённостью, высшими духовными и творческими состояниями) при самом редком проявлении или при полном отсутствии любых негативных эмоций (беспокойства, раздражительности, страха, гнева, обиды, вины и т. д.).
Духовный Свет — см. Свет сознания.
Е
Единое информационное поле (ЕИП)
— благодаря всепронизывающей, субстанциональной, впитывающей способности света сознания (включая голографический эффект), в материальной и энергетической вселенной всё находится в тонкой взаимосвязанности. А каждое явление от микро- до мега-события фиксируется, запечатывается в космических пространственных системах. В результате этого закона мы, люди, являемся участниками и носителями единого глобального информационного поля. Понятие ЕИП смыкается с понятиями о ноосфере, коллективном бессознательном. В сновидении человек, например, способен подключиться к любой информации или выйти в реальный контакт и осуществить обмен информацией с другим человеком, пребывающим на отдалённом от сновидца расстоянии. ЕИП — уникальный, неисчерпаемый источник знаний. Ничто в мире не исчезает бесследно, а навсегда фиксируется в ЕИП, именно поэтому идея «чистых» нераскрытых преступлений — не состоятельна, а тайное рано или поздно станет явным.
Естественного пробуждения функция сновидений — обеспечивает переход к дневному, бодрствующему режиму существования человека — квант оперативного сознания откатывается из глубины вольюма на его поверхность в зону непрерывной логико-понятийной деятельности.
Ж
Животные как архетипы — в сновидении предстают носителями жизненной мудрости и связи с неорганическим сознанием Земли. Являются не столь частым феноменом в сновидениях современных людей, так как образ зверей чаще выступает в своей не архетипической, а символической роли, и относится более к знаковому отражению инстинктов, наиболее грубых страстей, болезней человека и соответствующих влияний на спящего. Тем не менее, изредка в сюжетах сна звери или птицы могут выступать в созидательной роли мудрых советчиков, помощников, проводников, либо отражать своими образами духовно-энергетические преобразования самого сновидца. Архетипы животных более специфичны для магических и шаманских традиций и совсем нередко указывают на занятия чёрной магией. См. доп. «мифологический» словарь чудесных животных и сонник чёрной магии.
З
Забывание (сновидений) или вытеснение — связано с движением индивидуального сознания (кванта оперативного света) и переходом его с одной энергетической страты (уровня эго-сна) к принципиально другому покрову (уровню дневной личности). Духовная практика, включая работу со сновидениями, развивает свет сознания человека, соединяет, выплавляет и увязывает столь разные пласты его психической жизни, что приводит к целостности и лучшему запоминанию ночных сюжетов. См. доп. интеграция, кристаллизация.
Завершённости-незавершённости эффект сновидения — характеризуется двумя вариантами окончания ночного сценария: сюжет может иметь логически смысловое и художественное окончание, либо резко или постепенно оборваться, не завершая действие и не разрешая проблему. Последнее, естественно, сообщает о столь же дисгармоничном узле противоречий самого спящего или воспринимаемых внешних воздействий в будущем и наяву.
Закон аналитики сновидений — относится к анализу и трактовки материала сновидений сновидца посторонним человеком, аналитиком и гласит: каждый сновидящий знает смысл своего сновидения в действительности гораздо лучше, чем любой и самый искушённый психолог или специалист в этой области.
Закон всеобщности сновидений — относится не только ко всем людям, живущим на земле, но и ко всем млекопитающим существам. Более того, и у каждого вида различных низших животных (насекомых, птиц, рыб, пресмыкающихся…) имеется свой вид сновидений — примитивное мышление, выраженное образами ощущений или различными опережающими адаптивными вибрациями.
Закрытые позиции сознания (ЗПС) — представляют собой заблокированные, вытесненные в подсознание энергетические матрицы, участки и целые области, ранее пережитых, наиболее мощных, негативных впечатлений, эмоциональных потрясений, стрессов. Они связывают и замыкают на себя различные свободные энергии или энергозаряды (катексисы). ЗПС — это изолированные залежи отрицательных эмоций, капсулы замкнутых энергий травмирующего, болезненного опыта. Такие капсулы хранят колоссальный объём неиспользуемой энергии! Именно эти позиции сознания не позволяют полноценно жить и осознавать сновидения. С другой стороны, без соответствующей предварительной проработки (реабилитации) эти мины сознания делают практику сновидения очень рискованной и опасной.
Замещения (переноса) эффект — способ, который нередко использует сновидение в монтаже своего сюжета. Приём заключается в том, что реального человека (или объект), связанного с будущем событием (ситуацией) наяву, сновидящая часть подменяет по ассоциации знакомым предметом, каким-либо событием прошлого или показывает (замещает) по аналогии другим уже знакомым человеком. Например, ситуацию расставания, разлуки, сновидение любит показывать поцелуем прощающихся людей, но во сне матери, готовой проститься с сыном (в будущем наяву), она целует не его, а своего знакомого, которому симпатизирует, — приём замещения в данном случае связан с запретом подобных жестов в этой семье. В другом случае до знакомства сновидца с новым человеком (наяву), сновидение предварительно показало (уже определило!) характер этого нового знакомого, подставляя (замещая) его уже известным приятелем, который отличался весьма скверным, навязчивым и тяжелым характером — новый знакомый в ходе общения оказался таким же! А предстоящее знакомство (наяву) одного мужчины с неопрятной женщиной было во сне оформлено неаккуратной, подержанной книгой, которую спящий с неудовольствием листал…
Запоминание снов — метод — см. статью «Как запоминать сновидения?».
Защитные механизмы — многочисленные адаптационные приспособления сознания человека в его общей энергоструктуре (вольюме), позволяющие удерживать в подсознании отрицательные влияния и различные конфликтующие энергиям, изолируя их и не выпуская на поверхность сознания Являются принципом формирования закрытых позиций сознания (ЗПС). К таких психологическим механизмам (защит) относят: отрицание (происходящего), вытеснение, интеллектуализация (искусственное перенесение негативного эмоционального переживания в ментальную область), сексуализация (трансформация стресса в секс), рационализация (мысленные оправдания) и т. д. Защитные механизмы начинают структуироваться в сознании с самого зачатия, формируя со временем устойчивый и плотный энергетический барьер между сновидениями и явью, сознанием и бессознательным. Защитные механизмы служат выживанию и нормальному человеческому существованию. Но в духовном развитии от всех этих защитных механизмов, а также ЗПС — очищаются, освобождаются. Ср. с ЗПС.
Зеркально-апперцептивная функция сновидений — демонстрирует механизм и принципы работы дневного сознания. Она представляет специфику и характер нашего восприятия, наших представлений и проекций во внешний мир в аспекте отражения и запечатления (импринтинга) окружающего. Зеркальная функция является итоговым и многослойным отражением сновидениями дневного материального мира. И искажённым! — в смысле сугубо личностного восприятия. См. доп. зеркальный эффект сновидения.
Зеркальный эффект сновидения — проявляется тем, что отражает буквально и абсолютно все движения, настроения, побуждения, ожидания, интересы и влечения души личности, вплоть до самых незначительных, самых малых проявлений и оттенков чувства и мысли. Сон также с точностью копирует все механические (физические) реакции и модели поведения спящего, включая привычки; см. доп. зеркально-апперцептивная функция.
Знак — в отличие от символа выражает более конкретный и ограниченный универсальный смысл, является своеобразной упрощённой кодовой фигурой, шифром, печатью, представляющей некий предмет, явление, процесс. Буквы, цифры, простейшие геометрические фигуры, звуковые сигналы, примитивные жесты относятся к знакам.
Знакомство во сне (эффект) — частный случай метапсихической функции сновидения. Эффект сообщает о будущей встрече с незнакомцем наяву подчас при точно таких же (как и во сне) обстоятельствах с подтверждением ранее полученной (при знакомстве во сне) информации.
Зрительного восприятия ребёнка эффект сновидения — относится и ко всем взрослым и заключается в начальной расфокусировке зрительного взгляда, свойственной начальной стадии развития человека. При этом эффекте во сне та картина или объекты, которые находятся в самом близком непосредственном поле внимания сновидца, воспринимаются нечётко, расплывчато, неустойчиво. В то время, как дальний обзор прорисовывается значительно стабильней, контрастней и отчётливей. Эффект подтверждает тот факт, что наша сновидящая часть, боди, является, по сути, нашим внутренним психическим ребёнком, «застывшим» в своём развитии в возрасте 5–7 лет. См. доп. Внутреннего ребёнка эффекты сновидений.
И
Игра слов — представляет собой феномен общности, связанности слов разных по значению, но одинаковых или близких по написанию или звучанию. Такая связь (игра) по ассоциативному принципу нередко используется в сюжетах сновидений и выражается соответствующими символами.
Идентификации эффект сновидения — заключается в отождествлении себя с другими людьми и персонажами — можно увидеть в зеркале собственное лицо, как совершенно чужое, незнакомое, а также осознавать себя ребёнком, стариком, зверем, птицей, предметом и соответственно выглядеть и действовать.
Идиома (с греч. idioma — особенность, своеобразие) — свойственное только данному языку устойчивое словосочетание, значение которого не выводимо из значений составляющих его компонентов (пр. — «тёмный лес», «не в своей тарелке», «прикусить язык» — замолчать, не разглашать тайну).
Идиоматический эффект сновидений — заключается в активном использовании сновидением прямого смыслового значения различных идиом, жаргонизмов (включая блатной жаргон и русский мат), молодёжного сленга, поговорок, профессионализмов и др. Эффект выражается прямолинейностью, художественной буквальностью образов, сцен, картин, ситуаций, составляющих данную идиому. Например, буквальность идиомы «у тебя длинный язык» (излишняя болтливость) во сне так и предстанет — длинным языком буквально (у спящего или его знакомого)! А пляска сновидящего во сне под звуки свирели отразит напрямую смысл другой идиомы: «плясать под чужую дудочку», т. е. находится под чьим-то сильным влиянием. «Он испепелил её взглядом» — сон так и покажет: кучку пепла от персонажа сновидения, на который был устремлён взгляд. Вообще, все привычные в обиходе словосочетания типа «плевал я на тебя», «у меня волосы встали дыбом», «что б ты провалился», «убью!», «ну и кинули меня», «ты что, воды в рот набрал?» и т. д. — часто изображаются ночным кинематографом в своей откровенной прямоте. Ср. инверсия сна.
Изменение сценария сна — метод работы со сновидением, при котором плохой, неблагоприятный сюжет сна (или сон с плохим концом) проигрывается в воображении или переписывается на бумаге в новом, изменённом, улучшенном и благоприятном варианте (с удачным концом). Приём позитивно отражается и на дневной жизни личности.
Изменённые состояния сознания (ИСС) — результат движения кванта оперативного сознания в крайние позиции сознания, выход за пределы индивидуальной карты (сознания), расширение энергетического спектра восприятия; характеризуются особой остротой, глубиной, яркостью, необычностью и чувственностью переживания. Осознанное сновидение является оригинальной формой ИСС.
Иллюзия (-и) (с лат. illusio — обманывать) — неадекватное, искажённое восприятие некоторых материальных объектов и физических явлений.
Импринтинг (с англ. Imprint — запечатлевать) — пожизненная запечатка в сознании различных чувств, ситуаций, образов, поступков, преимущественно характерная для ранних (детских) стадий жизни людей и животных — как наиболее эффективная форма и способность к обучению, выживанию и развитию; ср. эйдетизм.
Инверсии эффект сновидений (смысловой разворот) — заключается в неком переворачивании символического смысла «наоборот». Не так уж и редко вместо того, чтобы во сне передать прямой смысл, внутренний сновидный ребёнок (боди) показывает обратную сюжетную ситуацию. Например, будущий разлад или разлуку в семье сновидение передаст картиной полной умиротворённой домашней идиллии — «курочка и петушок засыпают в чистой постели». А дружеские или любовные объятия могут означать крупную ссору с другом или измену возлюбленной в будущей яви. Подобная демонстративная смысловая инверсия связана с пародийным и комичным (весёлым) стилем познания ребёнка, при котором в качестве эксперимента, в ходе обучающего процесса, вопреки ожиданиям взрослых, — ребёнок вдруг поступает прямо противоположным образом (и при этом смеётся!). См. доп. Т-инверсию в статье Т-эффекты.
Индивид — категория принадлежности к человеческому роду, характеризующаяся целостностью, единичностью, неделимостью.
Индивидуальность — подчёркивает качественное своеобразие, уникальность и самостоятельность личности.
Индивидуальная карта сознания (ИКС) — достаточно узкая, ограниченная область состояний (позиций сознания) человека, присущих конкретной личности; выражается характером, установками, определёнными интересами, типичными схемами мышления, моделями поведения, желаниями, эмоциональными реакциями, устремлениями и пр. См. карта сознания.
Интеграция (с лат. integratio — восстановление, восполнение) — объединение (переплавка) в одно единое целое отдельных, разрозненных частей, элементов и субличностей человека. Сновидения людей наглядно демонстрируют такую ситуацию, в которой человеческая личность проявляется множественной, сильно раздробленной, конфликтующей энергетической системой, лишённой своего центра: каждое чувство, мысль, желание, ощущение, страсть выделяется в самостоятельный элемент или образ — субличность — и оказывает на сновидца своё влияние, диктует свои условия, подчиняет. Вследствие такой данности человек неуравновешен, нецелостен, беспокоен и подвержен многим фруструирующим факторам. Задача духовного развития сводится к трансформации всех негативных субличностей (а их большинство!) в единое созидательное монолитное целое, что, собственно, и есть интеграция или кристаллизация. Результат этого процесса — небывалое, повышенное качество жизни, блаженство, люцидный человек! См. доп. кристаллизация.
Интеллектуальная функция сновидений (репрезентативный интеллект) — представляет собой по сути наглядно-образное, пространственное мышление, которое формируется в раннем детстве. Во взрослом возрасте этот тип мышления подавляется и полноценно сохраняется и проявляется только в сновидениях.
Интериоризации эффект сновидений — перевод внешнего во внутреннее — выражается в восприятии внешних (по отношению к сновидению) сигналов (от тела и окружающей среды) и трансформации их в определённые символические смыслы, образы и картины причём почти всегда с определённым значением. Например, какой-нибудь металлический лязг (наяву) сон перекодирует в собачий лай (во сне), рёв проезжающей машины за окном — в звериное рычание; пульсацию в пальце — ожогом от огня. А вот различные туалетные желания, как правило, дублируются сном похожими сюжетами — поиском туалетной комнаты, места отправления и пр. Перевод внешних сигналов тесно связан состорожевого пункта эффектом.
Интерпретация (толкование) сновидений — см. анализ сна и статью «Как толковать сновидения?».
Интроекция (с лат. intro — внутрь + jasere — бросать, класть) — включение в свои духовно-энергетические структуры и мировоззрение взглядов, идей, установок и мотивов поведения других людей.
Интуиция (с лат. — intueri — пристально, внимательно смотреть) — прямое знание, получаемое в обход логического, рационального познания, размышления; способность догадываться, предчувствовать, подозревать — связана с уже имеющейся скрытой, подсознательной информацией, полученной человеком в своих сновидениях!
Информативная (компьютерная) функция сновидений — это работа сновидения по обработке, переработке и систематизации различных сигналов и информации, поступающей лавиной на современного человека из разнообразных источников — от окружающей среды, тела, всего прочитанного, увиденного, услышанного и пережитого в прошедший день.
Инцест — сексуальная близость человека с его родителями или с близкими родственниками; иногда бывает сюжетом сновидения. Инцест во сне очень символичен и выражает несколько значений. См. «основной сонник» и «сонник чёрной магии».
Искусство и сновидения — (метод) — сновидения есть процесс, прежде всего, творческий, он связан со способностью создавать и манипулировать всё новыми и новыми, необычными, абстрактными образами и ситуациями, и поэтому данный художественный акт лежит в основе большинства или даже всех видов искусств. Развивая свои сновидения, обращая на них внимание, мы реализуем свой творческий потенциал и обретаем всё большую радость и счастье. Известно, что все великие люди «дружили» со своими снами, быть может, именно поэтому они и стали великими. Но и все виды искусства, в свою очередь, активно влияют на сновидения человека — именно поэтому искусство (изобразительное, литературное, архитектурное) следует использовать в качестве развития своей ночной психики — воспринимать или участвовать в творческом акте самому.
Источник сновидений — скрыт в тайне экрана сновидений или алмазе сознания, который есть одновременно прозрачная, волшебная ткань вселенской Божественной Любви. На более поверхностном низком уровне причиной ночных грёз является боди, которое, подобно пауку, выпускающего из себя паутину, создаёт вокруг себя пространство иликонтинуум сновидений и действует в нём сам.
К
Карта сознания — обширная область всех переживаний и состояний, которые доступны человеческому существу вообще как виду или роду.
Катарсис (с греч. katharsis — очищение) — процесс высвобождения подавленных отрицательных переживаний, эмоциональная разрядка, наступающая в результате специальной психотерапевтической работы, либо при восприятии различных видов искусств (музыка, театр…). Катарсис есть акт обезвреживания, нейтрализации закрытых позиций сознания. К наиболее интенсивному и радикальному очищению приводит самостоятельная долговременная духовно-религиозная практика — луч внимания (лазерный меч) или христианская молитва.
Катартическая функция сновидений — выражается в актуальном, эмоциональном переживании и, как следствие, — в очищении и психофизической разрядке, что роднит её с компенсаторной работой сновидения. Не только возвышенные и красивые эмоциональные переживания ожидают человека во сне, но как раз, к сожалению, чаще, происходят психические разрядки другого рода: проявления гнева, раздражительности, агрессии, обиды, страха, а также — плач и реже смех. Имеются все основания заключить следующее: ночные сюжеты с ярко выраженными негативными эмоциональными выплесками относятся к работе сновидений по естественному стравливанию и выведению (разрядке) накопившейся отрицательной энергии в психической эго-структуре сновидца. А это, в свою очередь, ведёт к разрешению внутрипсихических конфликтов, снятию напряжённости и определённому психологическому комфорту дневной личности.
Каузальный поток — причинная, взаимообусловленная последовательность определённых событий, процессов и явлений на общей жизненной линии человека. См. — линия жизни.
Квант оперативного света (сознания) — термин указывает на конкретную световую локализацию сознания человека в динамике вне физического тела на поверхности вольюма; то же, что сознание оперативное.
Кинематограф сновидения — символический образ, отражающий процесс проявления сновидений. Однако, если наблюдая кинофильм, человек не выходит за рамки сопереживания его героям, то в сновидении сам сновидец способен не только наблюдать, но и активно действовать, влиять и изменять ход событий. Кинематограф сновидения отличается краткостью, схематизмом, однако нередко он восходит к созданию и показу крупных монументальных полотен (различных художественных картин, например: революций, войн, стихийных бедствий, автокатастроф).
Кинематографа эффекты — достаточно разнообразны, имеют целый ряд особенностей, связанных с проекцией, перспективой (восприятия) и движением (скоростью) фокуса сознания в сновидении, действующим по принципу кинокамеры. Точно также, как и в кино, точка восприятия (квант сознания) во сне может отдаляться или приближаться (к объекту), охватывать панораму сверху (снизу), отслеживать обстановку под различными углами, фокусироваться или расфокусироваться, занимать позицию участника событий или стороннего наблюдателя, фиксировать положение восприятия или показывать его в ускорении (замедлении). Сюда же относятся голографичность (объёмность, пространственность), постановочный драматизм (сюжета, а также его развязки или концовки) и специальные приёмы «монтажа» ночной «киноленты» — эффекты законченности и целостности показа (некого периода), многосерийность (продолжение сюжета) или повторность (повторный показ), манипуляции с кадром (например, по-кадровая развёртка), подчёркивание каких-либо действий, предметов, «игра» с перспективой и пр.
Подобные эффекты объясняются тем, что психоэнергетическая эго-структура человека представляет собой сложную самонаводящую оптическую систему, оперирующую духовным светом, главным элементом которого является квант оперативного сознания и, конечно же, Алмаз сознания — экран сновидений. В настоящем кинотеатре за каких-нибудь 2 часа зритель может наблюдать и переживать, как разворачиваются события жизни героя на протяжении 70-ти лет или даже вершатся драматические картины глобальных исторических периодов, протяжённостью в ещё более длительные сроки от 100 до 1000 лет! За 2 часа кинозритель переживает столь значительную временную ёмкость, которая, тем не менее, в восприятии предстаёт самодостаточной, целостной, завершённой и реалистичной. Именно в таком художественном смысловом и выразительном сжатии или снятии и заключается ведущий феномен сознания вообще и сновидения в частности. См. доп. оптический эффект, свет сознания, квант оперативного сознания, сознание, сознание как оптическая система.
Когнитивно-обучающая, развивающая функция сновидений — практически слита и неразрывно связана с интеллектуальной, репродукционной, информативной и проспективной. Неоспоримый факт её наибольшей активности относится к периоду раннего детства человека. Однако при умении контролировать и творчески использовать собственные сновидения, каждый взрослый человек способен к обучению, познанию и развитию и — во сне! А запоминание и обучение в сновидении происходит наиболее эффективно! Обучающую функцию можно использовать как метод тренировки и развития сновидений. Например, для освоения акробатического приёма «кульбит» (переворот тела в воздушном прыжке) тренируются сначала в своём воображении наяву — процесс будет переносится и в сон, что будет несомненно способствовать, освоению кульбита физически (наяву), а также расширению использования новых символов во сне.
Коллективная функция сновидений — выражается сновидениями людей одной группы, организации, народа, человечества, которые рассматриваются в едином потоке общественного сознания. При этом каждое сновидение отдельного человека становится элементарной частицей потока всеобщего и относится к этому потоку также, как и капля воды относится к реке. Сновидения людей активно взаимодействуют между собой, проникают друг в друга и сливаются в одно единое целое. Более того, коллективная функция отражает в отдельных сюжетах отдельных людей и события общественные, государственные (например, стихийные беды, войны и пр.). Ср. социальная функция сновидений.
Комбинаторики эффект сновидений — проявляется способностью сновидения оперировать самыми нелепыми, самыми оригинальными, самыми несовместимыми сторонами или признаками предметов (образов, вещей) и синтезировать, совмещать их в единый сложный образ.
Комизма эффект сновидений — проявляется нелепостью, неадекватностью ситуаций или диалогов, гротеском образов, мультипликацией в ночном сюжете и другими подобными признаками. Во сне, например, цену за выпитый стакан лимонада вам могут назначить в миллион долларов, пойманная сказочная золотая рыбка, спросит у вас, исполните ли вы три её заветных желания (а не наоборот, как в известной сказке), а придти на некую встречу вам назначат 35-го января…
Компенсаторная функция сновидений — выражается в психологической защите, которая заключается в работе сновидения по восстановлению необходимого психического баланса, снятия нервного напряжения, устранения внутриличностного конфликта и в стремлении к равновесию. Одной из сторон такой работы может быть реализация во сне дневных желаний. Благодаря «проработке» соответствующих будущих событий, компенсаторная функция в опережающем режиме также может предотвратить разрушительный натиск различных будущих стрессовых факторов. Работа сновидения на «опережение» заключается в том, что любое сильное негативное событие будущего (беда) уже фиксируется и проживается сновидением задолго до его объективного наступления. Тем самым сознание (подсознание) приспосабливается к очередной, критической ситуации, выстраивает определённые страхующие энергетические связи, готовится к приёму психического стресса. Компенсация же уже случившегося (принятого) негативного события состоит в смягчении его «удара» за счёт показа определённых нейтрализующих образов и сюжетов. Например, человеку, у которого сгорел дом, сновидение показывает, что его дом цел и невредим, а сновидцу, уволенному с работы, идут сюжеты неувольнения или устройства на лучшую работу. Стрессовые переживания (наяву) за наших близких умерших людей сновидение, как правило, смягчает тем, что «устраивает» с ними встречи во сне, как с живыми, и т. д. Вне компенсаторной деятельности сновидения психическое здоровье человека невозможно! Правда, в своей позитивной работе компенсаторная функция сновидений иногда может давать сбои.
Континуум сновидения — является тем развивающимся, непрерывно изменяющимся во времени пространством сновидения, в которой пребывает и действует боди (тело сновидений).
Конфликты энергетические — представляют собой противоречия личного бессознательного, конфликт противоречащих друг другу психических энергий. Это опосредованно связано с закрытыми позициями сознания (ЗПС). В сновидении эти конфликты выражаются фрагментарностью, обрывочностью сюжета, различными негативными эмоциями и безвыходными, неразрешимыми ситуациями (например, снами-падениями с пробуждением от страха).
Кошмары во сне — устрашающие сюжеты и образы сновидений, сильно угнетающие, дисгармонизирующие сознание спящего. В той или иной степени сопровождаются всеми соответствующими физиологическими проявлениями: учащением сердцебиения, потливостью, мурашками, ознобом и пр. Состояние сонного кошмара часто выплёскивается, переносится в явь, сообщает о серьёзных энергетических конфликтах, неблагополучии и глубоких проблемах подсознания. Частые кошмары требуют специальной психоаналитической работы, духовно-практического очищения. Кошмары отличаются от ужасов во сне.
Кристаллизация — просветление (Светом сознания) и выплавление боди (и сновидений в целом), которое ведёт к созданию принципиально нового духовного тела илилюцидного человека (см. также сл. «Эзотерич.») в процессе специальной духовной практики. См. доп. интеграция, самость, экран сновидения, лазерный луч (в статье «Как развивать сновидения»).
Л
Лаберж Стивен — учёный, исследователь и пропагандист осознанных сновидений, руководитель института по изучению сновидений (Стэндфордский университет). С духовно-эзотерической точки зрения концепция, методика исследования, а также комплекс практик, хаотично избранный из различных духовных систем и учений, предлагаемой Лабержом, отражает периферию без центра, ночное осознание без любви и поэтому дезориентирует, является лабиринтом чёрной магии — сновидения ради сновидений!
Лабильности эффект (с лат. labilis — скользящий, неустойчивый) — феномен неустойчивости, летучести, ненадёжности, нестабильности образов сновидения; атрибут сна. Как правило, при пристальном вглядывании в фигуру или объект сна их образы разрушаются, исчезают или, вообще, человек просыпается. Однако при развитии сновидений образы и пространство сна в целом способны приобретать удивительную стойкость, чёткость и неизменность, такую устойчивость, которая сохраняется и по возвращению в данное пространство, что говорит о том, что сновидящий попал в реальный, объективный мир разумной энергии. Эффект лабильности отражает всеобщую специфику восприятия человека наяву — внимание личности неустойчиво, произвольно, колебательно, рассеянно. Лабильность образов сновидения смыкается с эффектами превращения и дискретности.
Линия жизни — основное направление, замысел, временная развёртка (воплощение) всей судьбы человека; сновидения активно отражают линию жизни сновидца как поток сознания.
Личность — это, в первую очередь, продукт обучения, воспитания, общения и отношений с другими людьми. Личность относительно сознательна, в то время, как комплекс субличностей, внутреннее подсознательное — боди — обладает очень низким сознанием.
Личностные символы сновидения — это специальные символы внутри самых распространённых, общепринятых знаковых форм. Они заключают в себе особые уникальные, узко ограниченные значения, специфичные именно для данного сновидящего, исходя из его субъективного опыта, профессии, интересов, характера и специфики восприятия.
Личностных символов эффект сновидения (см. в начале личностные символы сна) — заключается в использовании сном особых знаковых форм, присущих только данному субъекту. Примеры: сновидец (наяву) проводил свой отпуск в деревне, в очень комарином природном месте, и чтобы защитится от комаров он, как и все деревенские жители, использовал антикомарник — над кроватью вывешивался специально сшитый марлевый колпак, который блокировал доступ комаров к спящему. Спустя некоторое время один из снов отразил столь незамысловатую защиту и перевёл её в более глобальный символ — в сюжете сновидения спящий увидел над собой высоко в небе огромный марлевый колпак, что означало защиту космическую, духовную, христианскую.
Личный сонник — метод — создаётся (составляется в записи) на основе работы с проверенными, выверенными личном опытом (и подтверждёнными наяву!) символами своих сновидений.
Лишение сна — быстро приводит к временным психическим расстройствам, а при достаточной продолжительности — и к тяжёлым необратимым органическим поражениям вплоть до летального исхода. Сон выполняет жизненно необходимую функцию — еженощную энергетическую реабилитацию человеческого организма.
Ложных пробуждений эффект сновидений — заключается в «просыпании» внутри сна (ночного сюжета). Сновидящему кажется, что он проснулся и, оставаясь в сюжете сна, начинает действовать как если бы он действовал наяву: встаёт, умывается, собирается на работу… Таких ложных сюжетных пробуждений может быть много, они свидетельствуют о неком всплеске осознанности и нередко сообщают о неправильной работе со сновидениями. Автору по опыту других людей известно до 15 ложных пробуждений!
Луч сознания (лазерный меч) — метод актуальной психологии по развитию сновидений — основан на способности метапсихического духовного света к сосредоточению, фокусированию в заданном направлении на определённой теме, задаче, объекте, точке. Сам же метод заключается в формировании светового луча (фокуса внимания) и наведении его в духовное сердце с целью энергетического очищения. Выполняется сидя или лёжа в течении 20–30 минут, 1–2 раза в день.
Люцидные или световые потоки — представляют собой все внутренние и внешние раздражители, сигналы и события, которые непрерывно воздействуют на вольюм (пси-объём) человека как из окружающей среды, так и со стороны физического тела. Однако субъект воспринимает самую минимальную, незначительную их часть. Духовно-религиозная практика позволяет значительно расширить диапазон восприятия жизненных энергий.
Люцидный человек — представляет собой светоносную индивидуальность или просветлённого психического человека, который кристаллизуется, выплавляется, высветляется внутри вольюма благодаря интенсивной духовной практики. То же, что и алмазное тело илидуховное тело.
М
Матрёшки эффект сновидений — заключается в использовании ночным творцом специального приёма по принципу повторяемости в направлении ко внутреннему измерению. Например, открывает сновидец во сне коробку (или чемодан), а там видит ещё одну коробку. Открывает он и её, а внутри просматривается ещё одна, вскрывает он и её… и так почти до бесконечности. Подобный сон, как правило, заканчивается либо в разочарованности спящего, либо сновидец и вовсе просыпается. Этот приём в сюжете сна демонстрирует различные смыслы: тщетность усилий, тайну в тайне, нескончаемость процесса познания, повторяемость ситуации, тупик, неразгаданную и недоступную тайну. А также является одним из феноменов, указывающий на занятия чёрной магией.
Мифологическая, архетипическая функция сновидений — проявляется в активном использовании более общих, всеобщих, символических форм, образов, ходов, схем, сюжетов и жизненных сценариев во сне. К таким формам или творческим линиям относятся сюжеты впитанных с детства сказок, легенд, мифов, сюжеты первых прочитанных книг, наиболее общие родительские модели поведения и реакции, популярные детские игры и т. д. Это содержание того самого всеобщего архетипического материала, накопленного человечеством вообще, и конкретной культурной исторической традицией в частности. Это «похождения Героя», где последний в лабиринте всеобщего сюжета вступает в контакт с вечными представителями добра и зла (архетипами): Дьяволом, добрым и мудрым Старцем, Смертью (скелетом с косой), Царём и Царевной, летающим волком, сказочным медведем, Богом (Иисусом Христом)… Архетипическое проявление материала сновидений — более глобально, чем просто символическое выражение. Оно относится к функции судьбы, жизненному пути сновидца и функции личного мифа, который отражает основные, переломные этапы жизни, возможные ходы и пути сюжетного развития. Это главные вехи, масштабные периоды жизни и очертания личной судьбы в её ключевом и наиболее вероятностном смысле. См. архетипы.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.