Если носить в кармане или в путей лошадиный зуб, то это принесёт богатство и преуспеяние, утверждают цыгане, с которыми я общался на западе Англии.
Если незамужняя женщина найдёт выброшенную подкову, то она должна сосчитать количество дыр на месте выпавших гвоздей. Через столько лет она выйдет замуж.
Лошадь играет важную роль в цыганской жизни, поэтому её всегда защищают. На протяжении столетий цыгане вешали на этих животных различные талисманы. Среди них особенно популярны бубенцы. Их можно увидеть на всех основных породах рабочих лошадей. Бубенец обычно делают из меди и подвешивают на упряжь. Иногда несколько бубенцов подвешивают на кожаную полоску, называемую мартингал. При изготовлении бубенцов используют десятки различных символов. Самые древние и наиболее популярные – солнце, луна, звезда, сердце, крест, солнечное колесо с тремя «хвостами»; бывают и геометрические узоры, а также колокольчики, лошадки, жёлуди – всё, что обладает каким?то значением для их создателя.
Бубенцы для лошадей
Изначально бубенцы должны были охранять лошадей от злых духов и дурного глаза. Их также вешали, чтобы обеспечить плодовитость, выносливость и силу лошадей. Наиболее популярными остаются бубенцы в виде солнца и луны, трёх полумесяцев и полумесяца со звездой.
Согласно древним поверьям, изображение сердца на животном вселяет в него жизненные силы. Некоторые цыгане и сами носят медные украшения в форме сердца – чтобы привлечь к себе любовь. Среди них и конский бубенец, его нередко можно видеть свисающим с ремня на цыганке или цыгане. Остаётся поверить, что он и впрямь помогает.
Глава 15. Инструменты колдовства. Полезные приспособления.
Поскольку цыгане, как правило, пользуются тем, что у них есть под рукой, то не существует стандартного набора инструментов для занятий цыганским колдовством. Однако некоторые предметы у шувано и шувани встречаются часто.
Путси
Путси, похоже, наиболее распространённый предмет среди цыганских магических атрибутов. Это мешочек, размеры которого варьируются: он может быть как маленьким, 3x5 сантиметров, так и большим, 10x15 сантиметров. Путей в основном делают из ткани – используют старые занавески, платья и даже ковры; бывают и кожаные путей. Цыгане украшают эти мешочки бусинами, пуговицами или вышивкой. Многие носят их на шее, подвесив на верёвку, некоторые прикрепляют к поясу.
Цыганский путей. Румыния, ок. 1850 г. Фото Д. Детчера
Кош
Хотя «магические посохи» в колдовской практике цыган обычно не используются, некоторые шувано и шувани применяют палки вроде посоха, которые они старательно вырезают, украшают и полируют, а во многих случаях и специально освящают. Такие посохи бывают около полуметра длиной; их можно делать как из мягких, так и из твёрдых пород деревьев. Многие колдуны и ведьмы используют для их изготовления ветку, которая отломилась от дерева после удара молнии: считается, что молния придаёт посоху особые свойства.
Посох, или «кош» (что буквально значит «палка»), обычно чуть сужается к концу. Некоторые посохи полностью очищают от коры, а иногда оставляют её на толстом конце, который служит рукоятью. Я видел посохи, обвитые медной и даже золотой проволокой, идущей спиралью от рукояти до конца. К одному посоху были прикреплены кристаллы кварца, Цыганский кош, но обычно украшением или магический посох (если оно вообще есть) служит вырезанный или выжженный орнамент. В орнаменте используют различные символы – их выбор зависит от предпочтений владельца.
Чтобы освятить кош, нужно погрузить его в проточную воду. При этом произносят разные слова. Один шувано открыл мне, что говорит следующее:
«Катар рук,
Катар пув,
Катар маму с ?
Акай сор ми рузлапен»,
(«От дерева,
От земли,
От матери ?
Вот вся моя сила».)
Некоторые коши оканчиваются развилкой. Их используют почти так же, как и атамы в викке, то есть в качестве «проектора силы» (желания, магического влияния). При произнесении отдельных заклинаний шувани очень эффектно размахивают этим посохом, указывая им в тех направлениях, куда устремляют свой мысленный взор.
Джоддакаи
Многие цыганки носят фартук – «джодда?каи». Его носят и шувани, но у них он представляет собой часть магического одеяния. Фартук шувани бывает насыщенных цветов – тёмно?зелёного, тёмно?синего, густо?оранжевого, – с поясом и карманами контрастного цвета. Карманы большие и, как кажется, могут вместить всё, что потребуется. На с. 210 показана выкройка типичного джоддакаи.
Как сделать джоддакаи (размеры указаны в дюймах) Автор выкройки – Марджери Стэплтон
Чури
Чури, используемый для резьбы по дереву
«Чури» в переводе с романэс – «нож». Его носит с собой почти каждый цыган, а шувано – обязательно. В то же время особых магических ножей (как, скажем, в викке) у цыган нет. Обычно чури делают из старого кухонного ножа. Лезвие вынимают из прежней рукояти и вставляют в новую, изготовленную из дерева и подогнанную специально под руку владельца. Лезвие же стачивают до 7?10 сантиметров в длину.
Что касается шувано, то они часто украшают рукояти своих ножей. И опять?таки выбор символов зависит исключительно от предпочтений владельца.
Цыганский чури всегда затачивается очень остро, и его используют для любых работ. Наиболее часто с его помощью делают бельевые прищепки и деревянные цветы – предметы, предназначенные на продажу. При нанесении резьбы нож крепко удерживают на колене, двигая лишь деревянный брусок.
Цыганские прищепки для белья – «коштеры». Цыгане вырезают их при помощи чури и продают гауджо. Фото Д. Детчера
Шалаш?бендер
Шалаш?бендер для цыганской шувани – всё равно что вигвам для индейской целительницы или индейского колдуна. Это место, в котором концентрируется энергия. Это также убежище от злых духов и, при определённом освящении, от внешних сил природы. Его могут использовать для действ, подобных шаманскому путешествию, или как уединённое место для занятий колдовством и магией. Часто, когда предстоит выполнить какой?то особенный обряд, шувани уходит из лагеря и на несколько дней ставит себе бендер на поляне в лесу. По окончании действа она вновь присоединяется к племени.
Соорудить небольшой бендер несложно, как можно понять по рисункам.
Срежьте дюжину гибких ветвей длиной около 3,5 метра. Лучше всего брать ветви орешника, но годятся и другие. Воткните десять ветвей одним концом в землю, расставив их в два ряда, по пять, с интервалом 60 сантиметров.
Сделайте деревянную планку (длина планки – около 3 м, ширина – 5 см, высота ?10 см) и просверлите в ней пять пар отверстий с одинаковыми интервалами по всей длине.
Затем пропустите верхние концы прутьев через отверстия на планке. Оставшиеся два прута воткните с одной стороны «коридора» (это будет закрытая сторона бендера), согните над ближайшей к ним парой прутьев и пропустите под следующей парой.
У вас получился каркас. Теперь накройте его кусками брезента или старыми одеялами. Для соединения одеял и для прикрепления их к крайним прутьям сделайте в них парные прорези и проденьте туда деревянные колышки, как показано на рисунке.
Шалаши могут различаться по размеру, в зависимости от длины прутьев. При желании к такому шалашу можно приспособить откидную полотняную дверь.
Если шувани занимается колдовством в своём бендере, расположенном в «атчин?тане», то есть непосредственно в лагере, и не желает, чтобы её беспокоили, она вешает у входа голубую ткань.
Доска
В своей книге «Тайны цыганских гаданий» (1988) я описал метод, при котором нужно вращать обычный кухонный нож на обычной разделочной доске. Приведу цитату: «Для этого используется обычный кухонный нож. Его кладут в центр доски. По краям доски раскладывают бумажки… на которых написаны возможные ответы». Чаще всего ответы бывают следующими:
• да;
• нет;
• нужно потерпеть;
• бойтесь ложных друзей;
• впереди хорошая весть;
• долгожданное письмо;
• успех в делах;
• нежданный гость;
• любовь;
• слёзы сменятся радостью;
• вести издалека;
• новый поклонник;
• неожиданная встреча;
• дорога;
• важное письмо.
Нужно сосредоточиться на вопросе, затем придать ножу вращение. Это делают три раза, получая три ответа. Среди них (необязательно первым) будет ответ на поставленный вопрос, а другие два будут дополнительными сообщениями, связанными или не связанными с изначальным вопросом.
Хотя таким способом гадания пользуются многие цыгане, даже дети, его не чуждаются и шувани. Разница заключается в том, что «рядовые» кочевники берут старые разделочные доски, тогда как шувани пользуются досками, изготовленными специально для гадания. Когда?то, возможно, и они были обычными кухонными досками, но теперь их бережно заворачивают в ткань, ответы не пишутся на бумажках, а вырезаются прямо на краях доски.
Доска для гадания. Фото Р. Бакленда
Центр лагеря – «яг», то есть огонь, костёр. Далее я поведаю вам очаровательную цыганскую легенду о том, как этот народ получил огонь. Её рассказал мне мой дед.
Легенда о том, как цыгане получили огонь
Было время, когда боги думали, что огонь слишком опасен для людей. Цыганам в те дни «джал а дром» (странствовать по дорогам) было приятно только летом, зимой же приходилось очень тяжело.
Однажды племя цыган сидело на камнях посреди атчин?тана и наслаждалось тёплым днём. Пуридаи посмотрела на солнце и сказала:
– Если бы у нас был хотя бы его кусочек, нам было бы тепло всю зиму.
Тут заговорил юный Бокка, он был младшим сыном изготовителя повозок:
– Я пойду и попрошу у богов кусочек солнца. Его старшие «пралы» (братья) рассмеялись, но пуридаи серьёзно кивнула.
– Это было бы неплохо, – сказала она.
Мальчик взял немного еды, которую приготовила его мать, и отправился в дорогу. Он шёл по холмам и долинам, пересекал реки и ручьи, леса и поля. Однажды он проходил мимо старого сарая, стоявшего на краю крестьянского поля, и из этого сарая донёсся тоненький голосок.
– Помоги мне, помоги!
Бокка остановился и заглянул в сарай. В нём хранились зерно и орехи, занимавшие почти всё помещение, но перед дверью было расставлено несколько ловушек. В одной из них оказалась большая чёрная крыса. Бокка, конечно же, не знал, что это была не простая крыса, а король всех крыс.
– Ты звала меня? – спросил мальчик крысу. Король крыс кивнул.
– Я попал в ловушку, поставленную крестьянином, – – сказал он. – Ты цыган, ты знаешь, что значит быть свободным. Разве тебе бы понравилось оказаться в ловушке?
– Не понравилось бы, – ответил Бокка. – Но я бы не дал себя поймать. – Он посмотрел на большую кучу зёрна и орехов и спросил: – Ты хотел взять зерно крестьянина?
– Тут его хватит для всех, – ответил король крыс. – Зерно общее. Боги дали его нам всем. Крестьянин не должен жадничать и лишать меня моей крохотной доли.
– Согласен, – сказал Бокка, опустился на колени и быстро открыл ловушку. Король крыс оказался на свободе.
– Благодарю тебя, – произнёс он. – Меня зовут Яг. Я теперь навсегда твой должник. Позволь мне сидеть на твоём плече и сопровождать тебя, ведь я могу оказаться полезным.
Бокка посадил крысу на плечо, и они пошли дальше. По дороге мальчик рассказал о цели своего путешествия: он должен найти богов и попросить у них кусочек солнца. Яг в ответ поклялся, что поможет ему.
После долгих поисков Бокка однажды поздним вечером разыскал атчин?тан богов. Их яркие, разноцветные вардо стояли по краям большой лесной поляны. Боги сидели по кругу за весёлой трапезой. А в центре круга Бокка увидел кусок солнца. Он лежал на земле, распространяя свет и тепло. Боги поставили на него котёл с кипящей водой, над ним также держали длинные вертела с «суши» (кроликами) и «хотчи?витчи» (ежами).
От аппетитного запаха рот Бокки наполнился слюной. Приятное тепло он чувствовал даже на краю поляны, за деревьями.
– Я должен попросить богов дать мне немного солнца и отнести его домой, к своему племени, – сказал он Ягу.
Тот рассмеялся:
– Они не дадут тебе солнца.
– Но солнце ведь как зерно, орехи и плоды на деревьях, – сказал Бокка. – Оно принадлежит всем.
– Тогда почему у тебя до сих пор нет ни кусочка от него? – спросил Яг.
Мальчик не смог ответить и понуро опустил голову.
– Ну что же, – сказал Яг, посмотрев на своего спутника. – Мне кажется, что вреда от того, что мы попросим немного солнца, не будет.
Бокка живо поднялся и направился в сторону тёплого света. Боги с удивлением посмотрели на приближающегося к ним человека.
– Приветствую вас, о могущественные, – сказал Бокка, поклонившись. – Я пришёл попросить у вас кусочек солнца, чтобы отнести домой, своему племени. Им холодно и очень хочется согреться.
Пуридаи богов, мудрая старуха, которой было много веков, сказала:
– Мы приглашаем тебя поесть и попить с нами, но ты не должен ничего забирать с собой.
Мальчик жадно принялся за еду. Яг забрался на его плечо и тоже стал грызть какие?то коренья. Боги смотрели на них молча. Наконец Бокка встал и попытался снова выпросить огонь.
– Неужели мне всё?таки нельзя забрать с собой кусочек солнца? – спросил он с надеждой.
– Нельзя. Таково наше решение, – сказала старуха.
Бокка повернулся и грустно пошёл прочь. Яг же подбежал туда, где у края костра, среди углей, лежал стебель фенхеля. Он схватил его зубами и помчался в лес.
Боги засмеялись.
– Твой друг, видно, и впрямь голодный, – сказали они. – Пусть заберёт себе этот стебель.
Между тем Бокка уныло шёл по лесу, удаляясь от богов. Слёзы капали с его щёк. Всё пропало. Он отправился в путь с надеждой, но теперь его мечтам настал конец. Он знал, что дома его ждут лишь презрительные насмешки братьев.
Потребовалось много дней, чтобы мальчик вернулся домой. Наконец он всё?таки вступил в круг родных вардо.
Две плоские повозки с натянутыми на них тентами
Но радости не было. Настало время рассказать о своём путешествии и о своей неудаче.
– Вот! Передай им это, – вдруг услышал Бокка тоненький голосок.
Он посмотрел вниз и увидел у своих ног Яга. Крыса до сих пор держала в зубах стебель фенхеля.
– Передать им это? – спросил Бокка. – Но зачем?
– Делай, как я сказал, – ответил Яг. Бокка взял стебель фенхеля и подошёл к встречавшим его цыганам.
– Вот, – сказал он и протянул им стебель.
И вдруг мальчик заметил небольшой дымок, идущий от одного конца стебля. У стебля фенхеля мягкая сердцевина под прочной оболочкой. В этой?то сердцевине и теплилась крохотная частичка солнца.
Когда тлеющий фенхель раздули и зажгли от него солому и дрова, было много ликования и радости. Вскоре в цыганском лагере горел тот самый, божественный свет, дающий тепло.
– Как мне отблагодарить тебя? – спросил Бокка своего друга.
– Я просто вернул тебе долг, – ответил Яг. С этого дня цыгане для обозначения огня используют слово «яг» – в честь короля крыс.
В день летнего солнцестояния, который называется «Шанти», многие цыганские племена разводят большой костёр. Накануне ночью они сидят в темноте, и каждый думает о временах, когда не было огня, не было тепла и уюта, не на чем было готовить пищу.; Все сидят тихо, никто не разговаривает. Нет ни песен, ни веселья. Затем, с первыми лучами восходящего солнца, предводитель племени разводит костёр. Один из юношей берёт головешку и обходит вардо, зажигая в них семейные огни.
На костре готовят обильный завтрак и разливают по кружкам горячий, ароматный чай. После завтрака все веселятся.
Глава 16. Цыганский шаманизм. Глубины тайн.
Не удивительно, что цыган, живущих в столь тесном общении с природой, многие считают шаманами. Шаманизм распространён по всему миру: у сибирских народностей, австралийских и африканских племён, американских индейцев и других сообществ. Шувани и шувано имеют отношение к шаманизму, но только отчасти.
Среди цыган есть и настоящие шаманы. Они обычно не странствуют вместе с племенем, а живут отдельно от всех.
Шаман верит, что все стихии имеют свои источники энергии в духовном мире и что они могут наделить этой энергией, если к ним обратиться в случае нужды. Таким образом, все формы жизни связаны друг с другом. Шаман может по своей воле перемещаться между двумя мирами – миром духов и миром людей.
Шаманы занимаются лечением, добыванием нового и утраченного знания, накоплением сил и прорицанием. Все свои знания они получают во время шаманских странствований.
Шаманское странствование, или путешествие, – это обычный способ общения со своим духовным «я» в целях постижения знания, поскольку духовное «я» человека непосредственно связано со всеми другими духовными формами. В своём воображении шаман спускается под землю, проникая туда через яму, нору, пещеру или иное подобное отверстие.
Для того чтобы подготовить сознание к такому путешествию, шаманы отбивают быстрый ритм на барабанах; у цыган он называется лошадью, или «граи», – это средство передвижения духа. Цыганские шаманы часто отбивают граи на бубне. Ритмический рисунок, который называется «деш», состоит из десяти ударов: три и три, два и два.
Можно самим обучиться шаманскому странствованию и получить знание – либо утраченное, либо новое. Для этого займите удобную позу, лёжа на спине в спокойном месте; ничто не должно вас беспокоить. Приглушите свет или вовсе выключите его. Закрыв глаза, сделайте несколько медленных и глубоких вдохов, расслабляя тело и отвлекаясь от любых болей и посторонних мыслей. Теперь сконцентрируйте внимание на том, что вы хотите узнать. При необходимости сформулируйте в своём сознании вопрос. Подумав о нём некоторое время, снова расслабьтесь и сделайте глубокие вдохи.
Теперь представьте себе пещеру, нору или дупло в дереве; опирайтесь при этом на личные воспоминания. Сосредоточьтесь на детальном рассмотрении воображаемой картины. Представьте, как вы приближаетесь к этому объекту, подходите всё ближе и ближе. Посмотрите на него глазами маленького животного, готового заползти в нору, дупло или пещеру. Понюхайте землю или дерево. Если представили пещеру, послушайте, как с её потолка капает вода. Ощутите воображаемый мир всеми чувствами, исследуйте его.
Пройдите дальше в пещеру или углубитесь в нору. При этом не удивляйтесь неожиданным встречам. Это может быть человек, животное, луч света или просто ощущение присутствия кого?то. Что бы это ни было, смиритесь с присутствием провожатого и идите с ним. Если вам страшно, то можете попросить его изменить свою форму, чтобы вам было удобнее с ним общаться. Затем следуйте за ним дальше, аглубь. По пути задайте провожатому свой вопрос. Вас подведут к ответу.
Ответ на вопрос может 'быть найден, когда вас пригласят в комнату, библиотеку, школу, выведут в поле или в любое другое место. Вы можете обнаружить себя на лекции, которую необходимо прослушать, на концерте, где музыку следует истолковать, перед древним томом, который надо прочитать. Вы получите ответ на свой вопрос, в какой бы форме он ни выражался. После этого вы должны вернуться тем же путём, которым пришли, обратно ко входу. Ваш провожатый может вас сопровождать, но это не обязательно. Перед тем как попасть в реальный мир, поблагодарите его за полученное знание.
Теперь расслабьтесь, глубоко вздохните, откройте глаза и встаньте. Не забудьте записать свои впечатления и полученные сведения.
Об этой технике мне рассказал старый цыганский шаман Грэй Босуэлл, которого я встретил в районе Норфолк?Броудз в Англии. Он жил в старой?престарой лодке, перевёрнутой под деревьями на берегу реки Броудз. Босуэлл заметил, что требуется время, чтобы привыкнуть к этому методу, но уверил меня, что подобное путешествие может совершить любой, если постарается сконцентрировать свои мысли. Я обнаружил, что в этом деле очень помогает запись барабанной дроби, 210?220 ударов в минуту, – и включал её так тихо, чтобы она служила фоном. По пути в подземный мир вы можете проходить по туннелям, иногда ведущим вверх, а иногда вниз. Подъёмы и спуски могут быть и крутыми, и пологими. Если встречается препятствие, то обычно есть и обходной путь.
Грей сказал, что вы можете встретить также «Животное силы». Им может оказаться даже ваш проводник. Животное силы – это особый источник личной силы, то, к чему вы можете обратиться в случае необходимости. Если вы не чувствуете его в создании, ведущем вас, попросите его отвести вас к вашему Животному силы. Цыгане называют их своими «пралами» и «пенами» (буквально – братьями и сёстрами).
Один из способов узнать, можно ли считать встреченное вами создание вашим Животным силы, – задать ему вопрос. Позвольте провожатому отвести вас в удобное место и затем призовите к себе своё Животное силы. Когда оно появится, задайте ему вопросы. Спросите о его свойствах, о том, что оно думает и чувствует. Внимательно выслушайте ответы. Позвольте его изображению исчезнуть и возникнуть вновь. Посмотрите, насколько сильным оно вернулось. Исходя из своего чувства спокойствия и надёжности, вы определите, что это ваш Прал или ваша Пен.
Одним из символов шамана служит дерево, ибо оно, подобно шаману, растёт на поверхности земли, но достигает высот неба и глубин подземного мира; оно объединяет духовный мир с миром людей. Вокруг этого дерева расположены спицы Мирового Колёса. В романэс «дерево» обозначается словом «рук», а «колесо» – словом «болер», поэтому вся эта система символов называется «Рук и Болер».
Изображение Рук и Болер объединяет шаманское Древо Жизни и цыганское Колесо Целительства
Изучите изображение Рук и Болер на с. 229 и то, как они соотносятся с временами года, с животными и стихиями, играющими важные роли в цыганской жизни. Шаманские путешествия к ветвям и корням дерева Рук могут пролить свет на многие аспекты жизни и дать вам ответы на величайшие загадки мироздания. Это ваша дверь в мир колдовства и магии цыган.
Традиционное цыганское вардо и грузовичок бродячего цирка – контраст между старым и новым видами путешествий
Словарик Романэс
В последние годы была предпринята попытка систематизировать романэс, язык английских цыган. Томас Эктон и Дональд Кенрик выпустили в издательстве «Romanestan» книгу, озаглавленную «Romani Rokkeripen To?Diwus» – «Цыганский язык сегодня». Это весьма достойная похвалы попытка сохранить живую речь английских цыган. В предисловии к своей книге они пишут: «Сегодня… почти половина странствующих детей младшего школьного возраста в Англии и Уэльсе получают образование; закладываются основы всеобщей грамотности. Дети более старшего возраста хотят учиться в школе на своём языке, но не знают, с чего начать. Они знают, как писать по?английски, потому что ежедневно видят много надписей на этом языке, но романэс – как писать на нём? Как произносить слова?.. Эта книга предназначена в первую очередь для молодых людей».
Книга Эктона и Кенрика содержит не только романэс?английский и англо?романэе словари, но и описание грамматики романэс и примеры в ряде текстов.
Далее приводится ряд слов романэс и их перевод. Они заимствованы из вышеуказанной книги и из других источников.
Числа:
Один: йек
Два: дуи
Три: трин
Четыре: стор
Пять: панч
Шесть: шов
Семь: эфта
Восемь: тей
Девять: энин
Десять: деш
Двенадцать: буш
Сто: шёл
Бубён: бауло тёк или тёк
Вверху/над: опрэ
Виски/спиртной напиток: татипани (горячая вода)
Вода: пани
Гадание: дуккеринг
Год: берш
Горячий, горячо: татти, татто
Да, нет: ава, какка
Дерево: рук
Доктор: драбенгро или мулломенгро
Дочь/девочка: чавви или чаи
Дух/привидение: мулло
Ёж: хотчи?витчи
Железный чайник: кавви?састер
Железо: састер
Жизнь: дживабен
Заяц: канненгро
Земля: пув
Зима: вен
Змея: сап
Имя: нав
Камень: бар
Колесо: болер
Кольцо: ангуштри
Конь/лошадь: граи
Кот: матчико
Кровь: ратти
Кролик: суши
Кроличья нора: бери
Крыса: джаспер
Кузнец: петуленгро
Лес: веш
Лето: лилаи
Лиса: веш?джук (лесная собака)
Лист/знак: патрин
Локомотив: састерграи (железный конь)
Луна: шун
Молодой: тауни
Молодость: чал
Назад: кауло
Нечистый: моккади
Нож: чив или чури
Ночь: рарти
Огонь: яг
Перо: пор
Писатель: лавенгро
Повозка: ваггон или вардо
Подкова: петало
Половина: пош
Птица: чирило
Самолёт: састерчирило (железная птица)
Свеча: мумели
Серебро: руп
Смерть/срок жизни: мерипен
Собака: джук или джуккел
Соль: лон
Спасибо: парика тут
Сын/мальчик: чавво
Танец: хелапен
Ты: тутти
Удача: кушти бок
Ухо: кан
Цветок: лулуди
Чайник: кавви
Я: манди
Примечания
1
В некоторых средствах, описанных здесь, применяются не совсем безопасные вещества. Помните, что эта книга – не медицинское руководство, а скорее этнографическое исследование. – Примеч. американских издателей.
2
Не рекомендуем применять это средство, так как оксид ртути считается ядом. – Примеч. американских издателей.
3
Менгир – мегалитическое сооружение, вертикально врытый в землю длинный камень (4?5 м и более). – Примеч. пер.
Оглавление
Предисловие
Глава 1. Долгий путь. Исход и расселение
Глава 2. Дорога к богу. Религиозные представления и ритуалы
Глава 3. Тайны цыган. Загадки повседневной жизни
Глава 4. Рождение шувани. Цыганская ведьма.
Глава 5. Приворотные чары. Любовные гадания и заговоры.
Глава 6. Здоровье. Лечение недомоганий и болезней.
Глава 7. Благосостояние и деньги. Магические способы обретения богатства.
Глава 8. Власть и удача. Путь к процветанию.
Глава 9. Защита от порчи. Изгнание злых духов.
Глава 10. Взгляд в будущее. Пророчества и гадания.
Глава 11. Магические помошники. Амулеты и талисманы.
Глава 12. Сексуальная магия. Чистая внутренняя энергия.
Глава 13. Чавви. Цыганские дети.
Глава 14. Животные. Уход и лечение.
Глава 15. Инструменты колдовства. Полезные приспособления.
Глава 16. Цыганский шаманизм. Глубины тайн.
Словарик Романэс . . . .
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.