Сокращения и аббревиатуры
Конституция – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; Часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ.
КоАП – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
Закон о гражданстве 1991 г. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».
Закон о гражданстве 2002 г. – Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Закон о праве граждан на свободу передвижения Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства – Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325.
МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации.
МИД России – Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Минобороны России – Министерство обороны Российской Федерации.
Минобразования России – Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.
(с 1996 до 1999 г.), Министерство образования Российской Федерации (с 1999 до 2004 г.).
Минобрнауки России – Министерство образования и науки Российской Федерации (с 2004 г.).
МНС России – Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (до 2004 г.).
ФМС России – Федеральная миграционная служба Российской Федерации.
ФНС России – Федеральная налоговая служба Российской Федерации (с 2004 г.).
ФСБ России – Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
ВЦИК – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет.
г. – год (-ы).
ГУВД – Главное управление внутренних дел.
др. – другой (-ие).
ЗАГС – отдел записи актов гражданского состояния.
ООН – Организация Объединенных Наций.
п. – пункт (-ы).
подл. – подпункт(-ы).
ред. – редакция.
РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.
РФ – Российская Федерация.
СНГ – Содружество Независимых Государств.
СССР – Союз Советских Социалистических Республик.
ст. – статья (-и).
т. д. – так далее.
т. п. – тому подобное.
УВД – управление внутренних дел.
ч. – часть (-и).
Введение
Статья 15 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».
Гражданство является важнейшим фактором, определяющим взаимоотношения человека с государством, основой правового статуса личности. Обусловлено это прежде всего тем, что закрепленные Конституцией и действующим законодательством права, свободы и обязанности личности непосредственно связаны с гражданством. Человек может их использовать только тогда, когда он является гражданином определенного государства.
В дореволюционной России, во время монархии, существовало понятие «подданство», а не «гражданство».
Одним из первых декретов советской власти, утвержденным Советом Народных Комиссаров РСФСР 23(10) ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», были упразднены все имеющиеся в России сословия, сословные деления, сословные привилегии и ограничения, гражданские чины, звания и титулы (дворянина, купца, мещанина, крестьянина, княжеские, графские, тайные, светские и иные советники). Этим же декретом для всего населения России установили общее наименование – граждан Российской республики.
Декрет ВЦИК РСФСР от 1 апреля (19 марта) 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства» установил порядок принятия иностранных граждан в российское гражданство, подтверждая таким образом право каждого иностранца, проживающего на территории РСФСР, приобрести российское гражданство.
Первая Конституция СССР (1924 г.), как и все следующие за ней Конституции Советского государства, установили единое союзное гражданство для граждан союзных республик. Статья 31 Конституции РСФСР 1978 г. провозглашала, что в соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин РСФСР является гражданином СССР.
Своих законов о гражданстве в союзных республиках не было. Существовали только указы Президиумов Верховных Советов о порядке принятия в республиканское гражданство, все граждане получали единый паспорт гражданина СССР. Решением вопросов о выходе из гражданства и о его лишении занимался Президиум Верховного Совета СССР.
Закон о гражданстве 1991 г., вступивший в силу 6 февраля 1992 г., с внесенными в него позднее изменениями, закрепил правовой статус бывших граждан СССР, проживающих на территории Российской Федерации, как граждан суверенной России.
Он дал понятие гражданства как устойчивой правовой связи человека с государством, совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Исходя из этого лицо является гражданином не из-за своего проживания на территории государства, а вследствие сложившихся устойчивых связей, это правовое, а не просто фактическое состояние, сложившееся между человеком и государством.
Смысл Закона – обеспечить действие принципов международного права и Конституции, создать наиболее комфортные правовые условия для каждого российского гражданина, обеспечить защиту и покровительство Российской Федерации ее гражданам, которые находятся за пределами своего государства.
Основные принципы гражданства: единое гражданство, равное гражданство, открытое и свободное гражданство, недопустимость лишения человека гражданства, возможность иметь двойное гражданство; сохранение гражданства за лицами, проживающими за пределами Российской Федерации; защита и покровительство своим гражданам за рубежом со стороны государства; невозможность автоматического изменения гражданства лицами при заключении или расторжении брака; невозможность выдачи гражданина Российской Федерации другому государству.
Этим же Законом были указаны основания приобретения гражданства (его признанием; по рождению; в порядке его регистрации; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве; путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной границы и по другим основаниям; по иным основаниям, указанным в законе) и основания прекращения российского гражданства (выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация) при изменении государственной границы; по иным основаниям, указанным в законе). Законом был также установлен порядок определения гражданства детей и гражданства родителей, опекунов и попечителей, а также гражданства недееспособных лиц.
Конституция обобщила самые главные положения о гражданстве и сделала их конституционными принципами.
31 мая 2002 г. был принят ныне действующий Закон о гражданстве, который вступил в законную силу с 1 июля 2002 г., и поэтому речь в книге пойдет о гражданстве именно с точки зрения этого нового закона.
Вторая часть книги посвящена вопросам регистрации по месту жительства и месту пребывания, причем речь будет идти не только о гражданах Российской Федерации, но и о других категориях лиц: иностранных гражданах, вынужденных переселенцах и беженцах.
Одним из основных законодательных актов, которые используются во второй части книги, является Закон о праве граждан на свободу передвижения. Права граждан Российской Федерации, указанные в этом Законе, являются конституционным отражением положений законодательства о гражданстве, поскольку гражданство Российской Федерации тесно связано с правами, которые государство предоставляет своим гражданам.
В приложениях приведены примеры из юридической и судебной практики, образцы заявлений и документов, необходимых для решения вопросов гражданства и регистрации.
Гражданство
1. Признание и приобретение российского гражданства
1.1. Понятие гражданства и признание российского гражданства
В ст. 3 Закона о гражданстве 2002 г. дано следующее определение гражданства: «Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».
Само это понятие говорит о том, что лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеет не только права, защищающие его как гражданина, но и определенный круг обязанностей, который тесно связан с правами лица как гражданина своего государства.
Признание гражданства – это своего рода «перепись» своего населения государством, отделение «своих» от «чужих». Определяя круг своих граждан, государство отделяет своих граждан от иностранцев или лиц без гражданства, устанавливает условия, которые необходимы для того, чтобы лицо было признано гражданином.
Признание гражданства говорит о том, что лицо приобретает право на принадлежность к гражданству независимо от его на то согласия, а тем более волеизъявления. Само государство обязано признать всякое лицо своим гражданином и не вправе ему отказать в этом, если такое признание выполняет определенные государством условия.
Признание гражданства и приобретение его в силу рождения или в силу других обстоятельств, когда не требуется согласия лица, приобретающего гражданство – не однозначные понятия. Признание гражданства – это признание факта наличия гражданства у того или иного лица на момент принятия соответствующего закона. При признании гражданства имеется в виду, что все лица приобрели его или были признаны гражданами до вступления в силу нового закона, на основании ранее действовавшего. Поэтому при рождении лица оно становится гражданином по основаниям вновь принятого закона.
Признание гражданства отличается от принятия лица в гражданство тем, что обычно в случае признания одно гражданство не заменяется другим, а принятие в гражданство, как правило, означает замену одного гражданства другим.
Статья 5 Закона о гражданстве 2002 г. признает гражданами Российской Федерации лиц, которые уже имеют российское гражданство на день вступления указанного Закона в силу, т. е. на 1 июля 2002 г., а также лиц, которые приобрели гражданство Российской Федерации на основании этого Закона.
Причем признание за лицом гражданства взаимосвязано с сохранением им этого гражданства. Государство само оговаривает условия, при которых лица сохраняют свое гражданство.
В ранее действовавших Законах СССР «О гражданстве СССР» 1978 и 1990 г. определялось:
1) при вступлении в брак с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также при расторжении этого брака граждане СССР сохраняли свое гражданство (ст. 4 и ст. 7 соответственно);
2) утрата советского гражданства одним из супругов не влечет за собой утрату гражданства СССР другим супругом (ст. 4 и ст. 7);
3) проживание граждан СССР за границей не влечет автоматической утраты гражданства СССР (ст. 5 и ст. 8).
Подобные положения были установлены и в Законе о гражданстве 1991 г. Так, в ст. 4 определялось, что проживание российского гражданина за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства. В ст. 6 этого Закона так же говорилось о том, что заключение или расторжение брака российским гражданином с лицом, не являющимся гражданином Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства; изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга; расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.
Статья 8 Закона о гражданстве 2002 г. в своей основе повторяет ст. 6 Закона о гражданстве 1991 г., но с некоторыми изменениями.
Сохранение гражданства за лицами, которые живут за пределами страны, имеет целью поддержание связей между нашей страной и ее гражданами, проживающими за рубежом. Таким образом, само по себе проживание граждан за границей не может считаться в чем-то предосудительным, постыдным, разрушая годами принимаемый стереотип мышления. Ведь вполне ясно, что пребывание граждан за границей имеет причины и объективные, и сугубо субъективные, поэтому не должно приводить к нежелательным для гражданина правовым последствиям.
Особое значение имеют и те статьи законов о гражданстве, которые посвящены гражданству и браку. В некоторых случаях вступление в брак и последующее за ним изменение гражданства часто отрицательно сказывается на судьбе женщины. Действующий и предшествовавшие ему законы о гражданстве исходят из положений Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г., в которой с учетом того, что «коллизии в праве и практике, относящиеся к гражданству, возникают как результат постановлений об утрате или приобретении гражданства женщинами вследствие вступления в брак, расторжения брака или перемены гражданства мужем во время существования брачного союза», предусматривается, что ни заключение, ни расторжение брака с иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены. Конвенция также устанавливает, что жена имеет право сохранить свое гражданство и в случае добровольного приобретения мужем гражданства какого-либо государства, и в случае его отказа от своего гражданства.
Однако названная Конвенция, признавая значение брачного союза для каждого человека, предусматривает возможность приобретения иностранкой гражданства мужа по ее просьбе в специальном упрощенном порядке натурализации. Существенно условие, что приобретение гражданства в таком порядке может быть ограничено в интересах государственной безопасности или публичного порядка.
Кроме того, ст. 4 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. так же указывает, что ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время пребывания в браке не влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого супруга.
Таким же образом происходит и охрана интересов родившихся в этом браке или усыновленных детей: расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.
Законодательство РФ, а именно ст. 2.6 КоАП, предусматривает административную ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц за совершение административных правонарушений на территории Российской Федерации на общих основаниях. Исключение составляют иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом (главы дипломатических представительств, дипломатический персонал, члены их семей, главы консульских представительств и некоторые консульские должностные лица, а также члены государственных делегаций, осуществляющие официальные визиты в Российскую Федерацию). Однако это не говорит о том, что за совершение административного правонарушения они не несут никакой ответственности: она наступает на основании норм международного права. Кроме того, этот иммунитет не распространяется на иностранных юридических лиц, т. е. они несут административную ответственность на общих основаниях.
1.2. Приобретение российского гражданства
Теперь рассмотрим другую категорию отношений, связанных с гражданством: отношения по поводу приобретения гражданства. Приобретение гражданства, если проанализировать его по наступающим последствиям, очень сходно с признанием гражданства. Однако они различны по своему содержанию: приобретают гражданство те лица, которые до тех или иных событий, указанных в законе, не были гражданами, признаются же таковыми как раз те лица, которые являются гражданами. Сам термин «приобретение» – это получение чего-либо, чего не имелось ранее, в то время как «признание» – это констатация уже имеющегося факта (наличия гражданства), его утверждение.
Если исходить из вышеописанных признаков, то все отношения по приобретению гражданства можно разбить на две группы:
1) по рождению (происхождению);
2) прием в гражданство (натурализация, укоренение) и восстановление в гражданстве.
Приобретение гражданства по рождению (происхождению) зависит от гражданства родителей (известное как «право крови») и от места рождения (известное как «право почвы») или является результатом частичного сложения каждого из этих факторов. «Право крови» означает, что лицо, родившееся от граждан определенного государства, приобретает гражданство этого государства независимо от места рождения. «Право крови» говорит о государственной принадлежности родителей, а не об их национальности. «Право почвы» означает, что лицо, родившееся на территории определенного государства, приобретает гражданство этого государства независимо от гражданства своих родителей.
Таким образом, рождение является самым важным основанием приобретения гражданства. В своем большинстве основная часть граждан – граждане именно по рождению, т. е. по «праву крови».
Ранее действовавший Закон о гражданстве 1991 г. исходил из того, что на детей автоматически переходит гражданство его родителей. Если отец и мать ребенка – граждане России, то ребенок также считается россиянином («право крови»). Место рождения ребенка не имело значения. При этом закон давал равные права как природным гражданам, так и тем, кто был принят в российское гражданство.
Кроме этого, ст. 15 Закона устанавливалось, что если один из родителей ребенка на момент его рождения состоял в гражданстве России, а другой являлся лицом без гражданства, ребенок является гражданином России независимо от места рождения. Это положение было необходимо для сокращения числа лиц без гражданства.
Если же вторым родителем ребенка являлся иностранец, то вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определялся добровольным соглашением родителей: если же такого соглашения не было, то ребенок приобретал гражданство России, если он родился на ее территории, либо, если иначе, он стал бы лицом без гражданства. Таким образом, при наличии аналогичных спорных ситуаций ребенок приобретал российское гражданство, поскольку Закон исходил из преимущества родителя, который имел российское гражданство.
Находящегося на территории России ребенка, оба родителя которого были неизвестны, Закон признавал гражданином России, но в случае обнаружения хотя бы одного из родителей, опекуна или попечителя, гражданство этого ребенка могло измениться в соответствии с другим положением закона, предусматривающим сходную ситуацию.
В связи с тем что Россия являлась правопреемницей СССР, Закон предоставлял российское гражданство детям, родившимся на ее территории до момента распада СССР Это происходило при условии, если родители детей являлись гражданами:
1) бывших советских республик по состоянию на 1 сентября 1991 г.;
2) иностранных государств, если эти республики или государства отказывались предоставить ребенку гражданство.
Закон содержал также положение, направленное на сокращение числа лиц без гражданства, включенное в отечественную государственно-правовую практику Законом СССР «О гражданстве СССР» 1978 г. Он устанавливал, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является российским гражданином (ст. 17).
Статья 12 Закона о гражданстве 2002 г. в отличие от ранее действовавшего Закона 1991 г. объединила все условия приобретения гражданства по рождению. В ней указывается, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день его рождения:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя или единственный родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный родитель, не предоставляет ему свое гражданство.
Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Кроме того, Закон устанавливает новое правило, согласно которому ребенок, родившийся на территории России от состоящих в браке родителей, имеющих разное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, при этом нет необходимости получения согласия родителей. Ребенок же, родившийся в таком браке за границей, приобретает гражданство Российской Федерации в порядке приема в гражданство по заявлению родителей (ст. 14).
1.3. Почетное гражданство
Российское законодательство на различных этапах своего развития неоднократно предусматривало почетное гражданство.
В советской России наряду с уничтожением сословий и чинов исчезло и почетное гражданство. Следует заметить, что почетное гражданство городов не было упразднено, но внимание к нему существенно снизилось. Это произошло, вероятнее всего, в связи с тем, что основная масса почетных граждан, которые получили это звание за благотворительную деятельность, принадлежала к правящим сословиям. Были найдены более современные формы общественного признания. Появились звания: почетного красноармейца, почетного депутата Совета, почетного ударника, стахановца, рабочего, колхозника. Присваивались также звания почетных граждан (жителей) городов, почетных крестьян уезда и т. п. По своему содержанию все эти виды признания личных заслуг граждан имели немало общего с почетным гражданством.
Постепенно начало возобновляться и почетное гражданство. В 1967 г. оно было введено в 36 республиканских, краевых, областных центрах. В дальнейшем оно стало присваиваться почти во всех республиканских, краевых, областных, окружных центрах, а также во многих городах, районных центрах, поселках городского типа, селах. Стали учреждаться звания почетного гражданина района, округа, области.
Институт почетного гражданства получил юридическое оформление в нормативных актах местных органов государственной власти. Обычно оно сводилось к принятию двух документов: решения об учреждении почетного звания и Положения о звании «Почетный гражданин».
За годы советской власти звание почетного гражданина было присвоено многим выдающимся людям страны, например, Ю.А. Гагарин был почетным гражданином более чем 300 городов страны.
Имена всех почетных граждан в хронологической последовательности записывались в специально учрежденной «Книге почетных граждан города», которая хранилась в городском Совете.
Иной вариант почетного гражданства был определен в Законе о гражданстве 1991 г. Статьей 8 этого Закона устанавливалось, что лицу, которое не является гражданином Российской Федерации, но имеет выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией или мировым сообществом, может быть с его согласия предоставлено почетное гражданство Российской Федерации. Таким образом, если все предыдущие варианты почетного гражданства, применяемые в России, были связаны исключительно или главным образом с ее гражданами, то новый вариант касался именно иностранных граждан.
Согласно ч. 2 ст. 8 названного Закона почетные граждане Российской Федерации должны были пользоваться правами граждан Российской Федерации на основании Положения о почетном гражданстве Российской Федерации. Но в связи с тем, что такое положение так и не было принято, таких случаев предоставления гражданства не было.
В действующем Законе о гражданстве 2002 г. институт почетного гражданства не предусмотрен, хотя в регионах России он продолжает использоваться.
Например, ст. 1 Закона Саратовской области от 28 июля 1997 г. № 51-ЗСО «О почетном гражданине Саратовской области» определяет, что звание «Почетный гражданин Саратовской области» учреждается в целях признания выдающихся заслуг и достижений граждан, внесших значительный вклад в развитие производства, науки, образования, культуры, государственной службы области, проявивших личное мужество и героизм при исполнении гражданского долга по защите Отечества, прав и свобод человека.
Основаниями для присвоения звания Почетный гражданин согласно ст. 11 названного Закона Саратовской области являются:
1) долговременная и устойчивая известность среди жителей области на почве эффективной благотворительной деятельности;
2) совершение мужественных героических поступков во благо области и ее жителей;
3) авторитет лица у жителей области, обретенный длительной общественной, культурной, научной, политической, хозяйственной, а также иной деятельностью с выдающимися результатами для Российской Федерации и области.
Звание «Почетный гражданин Саратовской области» (далее – Почетный гражданин) присваивается персонально, пожизненно гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства и не может быть отозвано (ст. 2).
Почетному гражданину вручается грамота Почетного гражданина Саратовской области, лента Почетного гражданина и нагрудный знак Почетного гражданина. В качестве документа, подтверждающего факт присвоения лицу этого звания, выдается специальное удостоверение.
Грамота, лента, нагрудный знак и специальное удостоверение вручаются лицу, удостоенному звания Почетного гражданина, либо его наследникам Председателем Саратовской областной Думы или Губернатором области в торжественной обстановке в присутствии депутатов областной Думы и представителей общественности (ст. 3).
Почетные граждане Саратовской области имеют право публичного пользования этим званием в связи со своим именем (ст. 4). Сведения о Почетных гражданах в 30-дневный срок с момента присвоения звания заносятся в книгу Почетных граждан Саратовской области в хронологическом порядке. Книга Почетных граждан Саратовской области постоянно хранится в Саратовской областной Думе (ст. 5).
Почетные граждане приглашаются Саратовской областной Думой или Губернатором области на мероприятия, посвященные государственным праздникам, юбилеям области и другим важным событиям. По решению Саратовской областной Думы могут отмечаться юбилеи лиц, удостоенных звания Почетный гражданин (ст. 7).
После смерти лица, удостоенного звания Почетный гражданин, Саратовский областной музей краеведения принимает на хранение грамоту, ленту, нагрудный знак и удостоверение Почетного гражданина Саратовской области, если его наследниками не принято иное решение (ст. 8). Звание Почетный гражданин не может быть присвоено лицам, которые имеют неснятую и непогашенную судимость (ст. 9).
Согласно ст. 10 Почетный гражданин вправе:
1) проходить в здания и помещения, занимаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления Саратовской области, по предъявлении удостоверения Почетного гражданина;
2) быть принятым безотлагательно Председателем Саратовской областной Думы, Губернатором Саратовской области, должностными лицами органов государственной власти области, руководителями органов местного самоуправления, а также руководителями государственных предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Саратовской области;
3) обслуживаться в залах для официальных делегаций на железнодорожных, автомобильных и речных вокзалах, а также в аэропортах области.
Лицам, удостоенным звания Почетный гражданин, выплачивается денежная компенсация расходов по оплате:
1) занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы) – в размере 50 процентов;
2) коммунальных услуг (в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, – топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по доставке этого топлива) – в размере 50 процентов;
3) абонентной платы за телефон, радио и коллективную антенну – в размере 50 процентов;
4) проезда на всех видах транспорта общего пользования городского сообщения (за исключением такси) – в размере 100 процентов стоимости 50 поездок ежемесячно;
5) проезда транспортом общего пользования пригородного сообщения (автомобильным (за исключением такси), железнодорожным и водным) – в размере 100 процентов стоимости 24 поездок ежегодно;
6) проезда междугородным транспортом общего пользования в пределах области – в размере 100 процентов стоимости 8 поездок ежегодно;
7) лекарственных средств, приобретаемых по рецептам, выданным в установленном порядке, – в размере 100 процентов;
8) путевки один раз в год в санаторий (профилакторий, дом отдыха или пансионат), находящийся на территории области, – в размере стоимости путевки; или за пределами области – в размере, не превышающем стоимости путевки в соответствующие учреждения на территории области.
Почетные граждане считаются почетными гостями области, ее городов и других населенных пунктов на празднованиях по случаю дней основания области, ее городов и других населенных пунктов и имеют право на бесплатное участие в праздничных мероприятиях, компенсацию расходов в связи с оплатой проживания в данном городе или населенном пункте области во время проведения этих мероприятий по фактическим затратам.
Лицу, имеющему право на получение компенсации расходов или льготы по нескольким основаниям, установленным законодательством РФ и области, выплата компенсации расходов или предоставление льготы производится по одному из оснований по его выбору.
Кроме перечисленных прав и льгот, Почетные граждане Саратовской области имеют право на ежемесячную доплату к пенсии, назначенной на основании федеральных законов, в размере 15 тысяч рублей.
Назначение доплаты производится по заявлению лица, имеющего право в соответствии с названным выше Законом Саратовской области на ежемесячную доплату к пенсии. Порядок установления, выплаты и перерасчета доплаты устанавливается Губернатором области.
Лицу, имеющему право на получение нескольких видов доплат к пенсии по различным основаниям, предусмотренным законодательством РФ и области, производится выплата одного вида доплаты к пенсии по его выбору.
Финансирование расходов, связанных с исполнением указанного Закона Саратовской области, осуществляется из средств областного бюджета.
Возбуждение вопроса и представление кандидатов на присвоение звания Почетный гражданин производятся при их согласии по инициативе и ходатайству депутатов Саратовской областной Думы, Губернатора области, органов местного самоуправления, а также коллективов предприятий, организаций, учреждений и общественных объединений (ст. 12).
Решение о присвоении звания Почетный гражданин принимается на заседании Саратовской областной Думы открытым голосованием квалифицированным большинством голосов от общего числа депутатов и оформляется постановлением Саратовской областной Думы.
Количество присваиваемых званий за определенный год не может превышать двух.
Рассмотрение вопроса о принятии решения о присвоении звания Почетный гражданин может осуществляться в отсутствие представляемого к званию лица (ст. 14). Грамота и удостоверение Почетного гражданина подписываются Председателем Саратовской областной Думы (ст. 15).
Аналогичные законы приняты во многих субъектах РФ.
2. Прием и восстановление в гражданстве
2.1. Прием в гражданство в общем порядке
Прием в гражданство является одним из оснований приобретения гражданства иностранцами и лицами без гражданства. Прием в гражданство касается лиц, не имеющих права на гражданство данного государства. Именно поэтому он является не обязанностью государства, а его правом, актом свободного усмотрения государственной власти, которая может в нем отказать по определенным причинам.
Существуют специальные условия, необходимые для приема в гражданство. Они устанавливаются в законодательном порядке потому, что государство не считает своей обязанностью принимать в гражданство каждого просящего об этом иностранца или лицо без гражданства.
Ставя такие условия, государство предотвращает прием в гражданство нежелательных лиц, которые надеются на перемену гражданства как на средство избегнуть, например, уголовного преследования и т. п. Поэтому первоначально государство должно получить о лице, желающем приобрести гражданство, необходимые сведения. Для этого претенденты на гражданство зачастую должны предварительно прожить в стране определенное время.
Графиня К.H. Шереметьева-Юсупова была принята в гражданство Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 23 марта 2000 г., на основании п. «е» ч. Зет. 19 Закона о гражданстве 1991 г. В соответствии с ним, наличие в прошлом у лица или хотя бы у одного из его родственников по прямой восходящей линии российского гражданства (подданства) по рождению является обстоятельством, облегчающим прием в гражданство. Это давало право на снятие требования п. 2 ст. 19 указанного Закона, предусматривавшего трехлетний срок постоянного проживания на территории России непосредственно перед обращением с ходатайством.
В то же время Законом о гражданстве 1991 г. определялся круг лиц, ходатайства которых о приеме в гражданство Российской Федерации отклоняли, поскольку их пребывание в гражданстве Российской Федерации представляет угрозу ее национальной безопасности или ее общественному порядку. Это относилось к следующим лицам:
а) выступающим за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
б) состоящим в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации;
в) осужденным и отбывающим наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ.
Закон о гражданстве 2002 г. внес значительные изменения в порядок приема в гражданство Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 13 устанавливается общий порядок приема в гражданство Российской Федерации. Он предусматривает право иностранных граждан и лиц без гражданства, которые достигли 18 лет и обладают дееспособностью, обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Тем не менее таким правом пользуются далеко не все из перечисленных лиц – оно принадлежит только тем иностранцам и лицам без гражданства, которые соответствуют следующим главным требованиям закона. Эти лица обязаны:
1) иметь вид на жительство – документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный как доказательство разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию;
2) проживать на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;
3) взять на себя обязательство соблюдать Конституцию и законодательство РФ;
4) иметь законный источник средств к существованию;
5) обратиться в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим федеральным законодательством либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
6) владеть русским языком. Порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства соответствует принципу устойчивой правовой связи лица с государством. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем другого гражданства, однако оно в некоторой степени убирает противоречия с законами о гражданстве стран СНГ, показывает перспективу дальнейшего сближения законодательств этих стран путем заключения международных договоров. Без соблюдения всех этих условий в гражданство Российской Федерации может быть принято лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией.
Вместе с тем Закон о гражданстве 2002 г. предусматривает обстоятельства, которые облегчают прием в гражданство. В нем указывается, что пятилетний срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года, если имеется хотя бы одно из следующих оснований:
а) лицо имеет высокие достижения в области науки, техники и культуры; лицо обладает профессией либо квалификацией, которые представляют интерес для Российской Федерации;
б) лицу предоставлено политическое убежище на территории России;
в) лицо признано беженцем в установленном законом порядке.
2.2. Упрощенный порядок приема в гражданство
Закон о гражданстве 2002 г. отказался от ранее действовавшей регистрации как способа приобретения российского гражданства. Однако он предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство, т. е. порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия по ним решений в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия.
Упрощенный порядок приема в гражданство не предусматривает необходимости проживания на территории Российской Федерации и разрешает приобрести гражданство Российской Федерации лицам, проживающим за границей. Это касается иностранцев и лиц без гражданства, которые:
а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
Кроме того, Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. 151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „О гражданстве Российской Федерации“» установлено, что упрощенным порядком могут воспользоваться граждане государств, входивших в состав СССР, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.
В этом Законе также устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия об установленном законом сроке проживания, если указанные граждане и лица:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами Российской Федерации.
Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обращаться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. При этом не обязателен установленный законом срок проживания на территории Российской Федерации и представление вида на жительство.
Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных законом, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2008 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Законом, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.
Упрощенный порядок приема в гражданство для детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, предусматривает снятие требования проживать на территории Российской Федерации и иметь законный источник средств к существованию, владеть русским языком, обязательства соблюдать Конституцию и законодательство РФ, а также требования об отказе от иного гражданства.
К числу лиц, принимаемых в упрощенном порядке в этих случаях, относятся:
а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такого согласия не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению родителя;
в) ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна или попечителя, которые имеют гражданство Российской Федерации.
Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке основывается на принципах «почвы» и «крови» и направлен на поддержание интересов лиц, которые желают сохранить связь с Россией как своей исторической родиной.
2.3. Отклонение заявлений о приеме в гражданство
Законом о гражданстве 2002 г. предусмотрены некоторые основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации. Эти основания применяются как при общем порядке приема в гражданство, так и при упрощенном порядке (ст. 16). В соответствии с Законом отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые:
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;
б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;
в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;
е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).
Законом о гражданстве 2002 г. основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации значительно расширены и уточнены по сравнению с ранее действовавшим законодательством и полностью соответствуют Европейской конвенции о гражданстве 1997 г.
2.4. Восстановление в гражданстве
Одним из традиционных оснований приобретения российского гражданства является восстановление в гражданстве.
Закон о гражданстве 2002 г. (п. «в» ст. 11) предполагает восстановление в гражданстве в качестве одного из оснований приобретения гражданства Российской Федерации. В ст. 15 названного Закона указывается, что иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в порядке, аналогичном общему порядку приема в российское гражданство, установленному ч. 1 ст. 13 данного Закона. В этом случае срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.
Необходимо отметить, что под иностранными гражданами и лицами без гражданства, ранее имевшими гражданство Российской Федерации, закон понимает не бывших граждан РСФСР, а бывших граждан именно Российской Федерации.
Кроме этого, ст. 16 Закона о гражданстве 2002 г. устанавливает основания, по которым отклоняются заявления о восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Так, могут быть отклонены заявления о восстановлении в гражданстве лиц, которые:
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;
б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;
в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;
е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).
Приобретение российского гражданства возможно также по основаниям, предусмотренным международными договорами России. Одним из таких оснований является оптация, т. е. выбор гражданства при изменении Государственной границы России.
В связи с тем что оптация означает выбор гражданства, в конечном счете ее можно рассматривать и как способ приобретения гражданства, и как способ выхода из гражданства. Вследствие этого способом приобретения российского гражданства оптация является только в тех случаях, когда заинтересованные в приобретении гражданства лица выбирают именно российское гражданство.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.