Содержание.
Глава 1. Современная интерпретация главных философских терминов,
используемых в традиционной китайской медицине.
Глава 2. Структура традиционной китайской медицины.
Глава 3. Патологические состояния функциональных систем.
Глава 4. Системы влияния и терапевтические эффекты лекарственных растений.
Аира корневище.
Алоэ сок.
Алтея корни.
Аниса обыкновенного плоды.
Аралии корни.
Аронии черноплодной плоды.
Багульника болотного побеги.
Бадана корневище.
Березы листья.
Березы почки.
Бессмертника песчаного цветы.
Боярышника плоды.
Брусники листья.
Бузины черной цветки.
Валерианы корневище с корнями.
Гибискуса цветки.
Горца перечного трава.
Горца почечуйного трава.
Горца птичьего трава.
Девясила корневища и корни.
Донника трава.
Дуба кора.
Душицы трава.
Ели обыкновенной шишки.
Женьшеня корни.
Зверобоя трава.
Змеевика корневище.
Золототысячника трава.
Калины кора.
Калины плоды.
Крапивы двудомной листья.
Кровохлебки корень и корневище.
Крушины кора.
Кукурузные столбики с рыльцами.
Лабазника вязолистного цветки.
Ламинарии слоевища.
Лапчатки корневище.
Левзеи корневище с конями.
Лимонника китайского семена.
Липы цветки.
Лопуха корни.
Льна семена.
Марены корневища и корни.
Мать-и-мачехи листья.
Мелисы лекарственной трава.
Можжевельника плоды.
Мяты перечной листья.
Ноготков цветы.
Одуванчика корни.
Ольхи соплодия.
Ортосифона тычиночного листья.
Пантокрин.
Пастушьей сумки трава.
Пижмы цветки.
Пиона уклоняющегося корень и корневища.
Подорожника листья.
Полыни горькой трава.
Пустырника трава.
Расторопши пятнистой трава.
Родиолы розовой корень и корневища.
Ромашки цветки.
Рябины красной плоды.
Сенны листья.
Солодки корень.
Сосны почки.
Сушеницы топяной трава.
Тмина плоды.
Толокнянки листья.
Тыквы семена.
Тысячелистника трава.
Укропа плоды.
Фасоли обыкновенной створки плодов.
Фенхеля плоды.
Фиалки трава.
Хвоща полевого трава.
Хмеля шишки.
Чабреца трава.
Чага.
Череды трава.
Черемухи плоды.
Черники обыкновенной побеги.
Шалфея листья.
Шиповника плоды.
Эвкалипта прутовидного плоды.
Элеутерококка корни.
Эрвы шерстистой трава.
Эхинацеи пурпурной трава.
Глава 5. Способы употребления лекарственных растений.
Глава 6. Отдельные аспекты современных медицинских проблем.
Глава 7. Некоторые особенности патологического процесса.
Глава 8. Взаимодействие систем.
Глава 9. Некоторые системные поражения в системе традиционной китайской
медицины.
Вступление.
Что есть медицина? Отчасти наука, обязательно ремесло, а в
большей степени, несомненно, для автора, по крайней мере, – искусство.
Обратимся за подтверждающей цитатой к классической древности. Сборник
Гиппократа сохранил нам недвусмысленные определения: «Медицина поистине есть
самое благородное из всех искусств. Но по невежеству тех, которые занимаются ею,
и тех, которые с легкомысленной снисходительностью судят их, она далеко теперь
ниже всех искусств». «Есть некоторые из искусств, которые для обладающих ими
тяжелы, а для пользующихся ими благодетельны и для обыкновенных людей – благо,
приносящее помощь, а для занимающихся ими – печаль. Из числа этих искусств есть
и то, которое эллины называют медициной».
Определения однозначные и, по мнению автора совершенно справедливые. Можно,
разумеется, возразить, мол, Гиппократ жил очень давно и вообще доподлинно
неизвестно, был ли такой человек в реальности, или это образ собирательный, что
совершенно не меняет смысла изречений. Можно заметить, что в те давние времена
не существовало самой науки в нынешнем её понимании. Не существовало стройной,
организованной системы знаний, и каждый мыслитель опирался на личный свой опыт,
слово своего учителя или оппонента, на литературные источники, немногочисленные
и малотиражные, в сравнении, разумеется, с днем сегодняшним. Всё так, но прежде
люди более учились думать, нежели запоминать. Это сегодня, последние
десятилетия, образование организуется по принципу: «побольше запомни». А
следовало бы: «пойми главное». А что есть главное? А вот это как будто бы и
неизвестно. Потому и существуют сотни врачебных специальностей, объединяют
которые не идея, принцип, закон, единое понимание сущности бытия, но лишь
диплом об образовании, а иногда некоторые этические постулаты. Потому и не
существует и по настоящее время единой системы знания, стройной,
последовательной, ясной, непротиворечивой. Можно сказать, что разные мнения
есть абсолютное благо, как неотъемлемое свойство общества демократического.
Это верно, но лишь теоретически. Попробуйте убедить в том хворых и страждущих
стоящих, сидящих и лежащих пред сотней в белых халатах.
За прошедшие две-три тысячи лет человек как биологический объект, впрочем,
и нравственный тоже, изменился крайне мало. Внешний, окружающий мир изменился,
но не принципиально и не существенно. Потому изречения и наблюдения мыслителей
прошлого, докторов в том числе, актуальны и сегодня. Собственно, они и
сохранились до наших дней потому, что справедливы. Время, к счастью, стирает
глупости. Мудрые мысли тоже стирает, но к идиотизму оно безжалостней. Потому мы
имеем все основания доверять опыту далеких предков в пути познания, который
никогда не закончится, но который в главных вопросах, человечеством уже давно
пройден.
Традиционная китайская медицина, прежде всего, ожидает от практикующего
доктора несколько иного мировосприятия и миропонимания. То есть, вначале
необходимо уяснить несколько философских постулатов, буквально самую малость,
что мы с вами, непременно сделаем. Затем следует рассмотреть структуру
функциональных систем, да и познакомится с сами системами. Мы и ознакомимся,
кратко, исключительно в рамках поставленных в данной работе задач. Разумеется,
пользователь медицины в китайском варианте должен иметь представление о
симптомах, возникающих у пациента при поражении той или другой системы, и об
этом поговорим, по необходимости. И последнее, доктор, трудящийся на ниве
медицины восточного характера, обязан владеть традиционными диагностическими
методиками, из которых главной и важнейшей является диагностика по пульсу.
Диагностика по пульсу, как метод, известна человечеству с древнейших
времён. «Пульс есть компас в море болезней», – гласит старинный афоризм.
Пульсодиагностика, как методика, имеет множество вариантов, модификаций и
направлений. Упоминание диагностики по пульсу можно обнаружить в трактатах по
китайской, индийской и тибетской медицине. Знаменитый врач Абу Али Ибн Сина в
своей работе «Канон врачебной науки» описывал особенности пульса при различных
заболеваниях. Да и западные врачи не чуждались исследовать пульс пациента. И до
сих пор основы пульсодиагностики преподают в медицинских учебных заведениях.
Поэтому, когда врач берет пациента за руку и ощупывает, на медицинском языке,
пальпирует лучевую артерию, всем понятно, доктор «сморит работу сердца».
Впрочем, не только сердца, но главное – сердца, частоту сердечных сокращений,
ритмичность, наполнение, напряжение, скорость пульсовой волны и т. д.
Собственно ничего другого в нашем вульгарно-материалистичном и механистичном
мире доктор увидеть и не может. Нас так научили, сердце есть мышечный насос для
перекачки крови по организму. А пульсация артерии есть волна потока крови,
которая создается сердцем как насосом, и характеризует работу сердца как насоса.
Все так, если понимать организм с точки зрения одной дисциплины – механики. Но
переменчив мир! И сейчас мы можем строить свои рассуждения, по предмету,
учитывая принципы современных информационных технологий.
Всем известно, что организм человека – система единая и целостная. Кровь,
циркулирующая в сосудистой системе, «омывает» практически все органы и системы
организма. Кровь, следовательно, несет в себе информацию о работе каждого
участка, каждой частички единой и целостной системы, называемой организмом
человека. Мастерство доктора, исследователя пульса, и заключается в умении
«прочитать», «извлечь» из потока крови необходимую информацию. Никакой мистики,
никаких сверхъестественных способностей, знание и умение не более того. Не
сложнее, чем выучить иностранный язык, овладеть музыкальным инструментом или
стать пользователем современного компьютера. Кстати, аналогия с компьютером –
самая точная. Собственно, в дальнейшем, мы и будем рассматривать организм
человека, как некоторое подобие компьютера, но пусть такой подход не пугает
людей, с компьютером не знакомых. Автор не считает себя специалистом в сфере
технологий компьютерных, но использовать некоторые принципы и терминологию для
освещения заданной темы и удобно, и привычней, а потому и понятней. Разумеется,
не следует представлять человека, как некий суперкомпьютер, это принципиально
неверно. Мы используем лишь некоторые образы, схемы, принципы, при помощи
которых легче анализировать патологические процессы, протекающие в организме
человека. Но самое любопытное заключается в том, что постулаты традиционной
китайской медицины невозможно разъяснить, не прибегая к терминам современных
информационных технологий. Более того, чтобы постичь те самые главные вопросы,
упомянутые выше, ответы на которые до сих, компьютерных, пор не получили
достойного и удовлетворительного ответа, возможно лишь синтезируя в сознании
нашем, как традиционную восточную философию, так и современные
информационно-технологические представления о сущности бытия нашего.
Мы ежедневно многократно сталкиваемся с методами, используемыми в
пульсодиагностике. Разговаривая по телефону, просматривая телевизор, мы
получаем информацию в картинках и звуках, не очень задумываясь о том, как она,
информация, до нас добирается. До наших органов для её восприятия
предназначенных. А очень просто добирается, при помощи различных устройств,
придуманных людьми. Что-то где-то происходит, определенным образом фиксируется
и преобразуется, а затем передается через спутники, ретрансляторы или просто по
проводам. Затем вновь преобразуется, но уже в обратном направлении, что
позволяет нам слышать и видеть происходящее где-то. Примерно таким же образом
ведет себя информация и при исследовании пульса. Каждый орган, система, участок
ткани «излучает» и «ретранслирует» через кровь своё состояние. А кровь, как
известно, хороший проводник. Задачей доктора является лишь прочитать при помощи
осязательных способностей, закодированное. Разумеется, следует знать, что и где
надо «смотреть», как это делать, и понимать суть и смыл происходящего.
«Так что, собственно, можно «увидеть», исследуя пульс пациента?» –
непременно должен спросить любопытный читатель. «Великое множество самых
разнообразных вещей», – отвечает автор. А ему частенько приходится отвечать на
этот простой на первый взгляд, вопрос. Проблема в том, что «язык пульса», то
есть способ кодирования информации в системе пульсодиагностики, отличается от
привычного, принятого в общении языка. Наш обыденный язык, слова, мимики, жеста
и т. д. есть набор символов для обозначения некоторых образов и понятий. У
разных народов в различных культурах существуют собственные варианты системы
передачи информации, что некоторым образом затрудняет общение. А любой перевод,
интерпретация обязательно предполагает невольное искажение смысла, особенно,
когда речь идет о категориях сложных, неоднозначных или не очень ясных.
Например, слово «стол» перевести не сложно, если такое слово есть в языке. А
если этого слова нет? Не пользуется народ столами и не затрудняет себя лишними
словами, и попробуйте объяснить ему, что такое стол. А, например, любимое
русское «ничего». «Как дела? – Да, ничего…», – знакомый диалог. А что такое
«ничего»? Вы, конечно, поняли, но далеко не в каждом языке есть аналогичный
нашему «ничего» термин.
Компьютеры также обучены работать с определенными символами, совокупность
которых и является языком компьютера, то есть способом обработки и передачи
информации. Так и в пульсе существует свой, специфический язык, и доктор, в
меру своих «толмаческих» способностей, разъясняет слушателю – пациенту или
читателю, что, собственно, ему удалось «прочесть» и что теоретически можно
«прочитать» в организме на языке пульсодиагностики. Общепринятая медицинская
терминология далеко не всегда соответствует символике языка пульсодиагностики,
но что можно перевести – обозначить, автор сделает.
Исследователю пульса не представляет трудности определить локализацию
воспалительного процесса в органах и системах организма. Будь то бронхит,
пневмония, гайморит, холецистит, аднексит или простатит. Более того,
доктор-пульсолог может достаточно точно отметить, в каком сегменте легкого
угнездился воспалительный процесс, как глубоко проник в ткань органа и каков
характер воспаления. Не определяется инфекционный агент воспаления: стафилококк,
гонококк или другой негодяй безобразничают в яичнике, желчном пузыре или
предстательной железе. Но без труда определяется необходимый антибиотик или
другой лекарственный препарат для подавления ненужных организму элементов.
Пульсодиагностика позволяет определить практически любые нарушения обменных
процессов в тканях: костях, суставах, позвоночнике и пр., внутренних органах:
легких, печени, почках, сердце; в слизистых: желудочно-кишечного тракта,
мочевыводящих путей, носоглотки, половых органах. Без особых проблем
диагностируется новообразования в матке, молочных железах, щитовидной железы и
вообще дисфункции в эндокринной системе. Состояние сосудистой системы также
поддается анализу, как артериальные, так и венозные её компоненты. Естественно,
состояние нервной системы не остается без внимания. И так далее, и так далее.
Но ещё раз подчеркнем, поскольку истоки диагностики по пульсу расположены в
системе традиционной медицины, где не предусмотрены такие нозологические формы
или диагнозы как холецистит, например, или гипертоническая болезнь или
панкреатит, врач-пульсолог формулирует диагноз, условно соответствующий
западной общепринятой клинической терминологии. Впрочем, любой думающий врач,
не до конца впавший в распространенный догматизм, знает, что любой, самый
безупречный и красивый диагноз предполагает некую долю условности. Нередко эта
доля весьма значительна.
А люди ждут точных формулировок. И напрасно. Мы не смогли до сих пор ясно
определить, что такое «жизнь»? Мы с трудом и мучительно определяем, что есть
«здоровье». Мы не можем сказать однозначно, сколько лет должен, обязан жить
человек. Мы затрудняемся с ответом, что есть старость? Болезнь? Или
естественное состояние? Мы не знаем причины рака, гипертонии, облысения. Нам
неизвестно, почему почти каждую зиму нас посещает эпидемия гриппа. Нам не
известно…, мы не знаем…, мы не можем ответить.… И так далее, далее, далее.
И потому, что медицина и здравоохранение, в широком значении этого термина,
как обычно находятся то ли на перепутье, то ли в тупике, автор и предлагает
взглянуть на лекарственные растения под иным углом зрения. Может быть,
пригодится в борьбе за самосохранение.
В начале необходимо определиться с основными терминами китайской медицины.
Затем рассмотреть её структуру, функциональные системы. А далее посмотреть, как
лекарственные растения нашей аптеки на эти системы влияют. Цели определены,
путь выбран, по коням!
Часть 1.
Глава 1.
Современная интерпретация главных философских терминов используемых в
традиционной китайской медицине.
Традиционная китайская медицина в отличие от других медицинских систем не
перегружена символической терминологией. Символ, как мы определились выше, есть
обозначение в устной, письменной или любой другой знаковой форме некоторых
образов, представлений или понятий. В китайской медицине таких символических
терминов несколько. Пять элементов, или система пяти элементов, ци, иногда
произносят, как чи или ки. Мы будем говорить ци. И ещё инь и ян. А также
принцип перемен, или просто перемены.
Про элементы все наслышаны, поскольку всуе их чуть ли не ежедневно
упоминают всевозможные печатные и не печатные издания. Всуе, потому что не
очень понимают смысла и значения этих терминов. В различных культурах, у разных
народов нередко встречаются терминологические изыски на предмет элементарных
составляющих бытия. Но исторический аспект проблемы – не наша тема, поэтому
ограничимся лишь древнекитайским вариантом.
Люди не первое тысячелетие наблюдают друг за другом и за вселенной, и,
конечно, заметили составляющие окружающего их мира. Эти составляющие они
определили числом пять, и назвали как огонь, металл, землю, воду, дерево.
Почему так назвали? А какая разница как назвать, если точного определения этим
категориям дать практически невозможно. Мы, сейчас, называем эти составляющие
мира иначе, но суть и смысл этих понятий нам не более ясен, чем тогда, тысячи
лет назад. Нынче мы обозначаем составляющие мира как энергию, пространство,
время, информацию, материю. В прошлом назвали водой, огнем, землей, металлом,
деревом. От перемены названий суть предметов, естественно, не меняется, но
покопайтесь в справочниках, и будете разочарованы. Бесспорных, ясных,
однозначных определений понятиям «материя», «энергия», «пространство»,
«информация» и «время» нет! Ну не забавно ли? Главные вопросы бытия не имеют
удовлетворительного ответа! Казалось бы, именно с этого и следовало начинать
познание, но не тут-то было. Так на чем зиждется храм науки, и что она сама
есть, если вопросы основополагающие так и не решены? Ну да ладно, будем
считать вопрос риторическим.
Мыслители прошлого были мудрее нас, пустых вопросов не задавали, потому и
считались великими философами. Зачем говорить о вещах, смысл которых выразить в
слове трудно, очень не просто, практически невозможно. Но ситуация не
безнадежная, и всегда существуют счастливые или не очень счастливые исключения.
Пример тому «Дао дэ цзин». Великолепный памятник культуры и философии, на
двадцати пяти странницах которого даны ответы на главные вопросы, так
занимающие некоторые беспокойные умы. Автор «Дао дэ цзин», великий философ Лао
цзы, личность мифическая и легендарная, но, несомненно, реальная, оставил нам
свои соображения по предмету. Но подробный разбор главных вопросов остается
пока за пределами сегодняшней темы, и автор направляет любопытствующих
непосредственно к тексту «Дао дэ цзин».
Так вот, нынешние материя, пространство, время, информация и энергия –
это древнекитайские вода, дерево, земля, металл и огонь. Подчеркнем, мир,
природа, вселенная не состоит из элементов, нет. Поскольку элементы по сути
своей совершенно разные вещи. Они, элементы, являются именно составляющими
вселенной. А состоит все из ци. Так древнекитайские мыслители обозначили
совокупность и взаимоотношение пяти элементов. Термин ци обычно переводят как
энергию, что не совсем точно и совсем не верно. Энергия – это часть, одна из
составляющих ци. Не более и не менее значимая, чем другие составляющие: материя,
пространство, время, информация. То есть все состоит из ци, а ци составляют
элементы. Все очень просто.
Исследуя пульс, доктор, как раз и определяет состояние ци. Как быстро, с
какой скоростью она, то есть ци, изменяется. В каком направлении происходят
перемены, обладает ли этот процесс достаточной мощностью, как, и в каком
порядке протекает. Эти параметры исследуются и относительно всего организма и
относительно каждой системы или органа, или части органа.
Следующий момент. Ци – субстанция динамичная. Разумеется, элементы,
составляющие ци, так же подвижны. То есть, состояние ци есть процесс. Этот
процесс и называется переменами, или принципом перемен. Естественно, и сами
перемены происходят по-разному. Если процесс ускоряется, активизируется,
становится мощнее, динамичнее, агрессивней, хаотичней существует тенденция ян.
И наоборот, если ситуация успокаивается, упорядочивается, организуется, слабеет,
замедляется можно говорить о тенденции инь. То есть инь и ян – различные
варианты одного и того же процесса. Вот, собственно, и все, что следовало
сказать о философских основах традиционной китайской медицины. Теперь перейдем
к структуре самой медицины.
Глава 2.
Структура традиционной китайской медицины.
Традиционная китайская медицина есть учение о функциональных системах.
Если западные эскулапы уделяли и уделяют большое внимание анатомической
структуре организма человека, как на макро-, так и на микроуровне, то восточные
доктора занимались более функцией. Анатомия на востоке не в почете. Вероятно,
тамошние доктора рассуждали так: «Зачем мне помнить, что у тысячи человек семь
шейных позвонков, если у тысяча первого может оказаться восемь или даже девять?
Зачем мне знать, что желудок человека имеет антральный отдел, свод и т.п.,
если известно, что по отдельности они не функционируют? И что толку в том, что
я буду представлять и называть извилины в мозге моего пациента или другие
структурные образования в том же мозге, если и Вам, мои уважаемые потомки, не
ясно, как, собственно эти извилины работают?» «Да, – с вздохом должны ответить
потомки, – не известно нам, как работают извилины наши, уважаемый предок.
Действительно, не функционирует желудок или иной анатомический объект
независимо от других. И позвонков бывает у граждан различное количество. Но
самое грустное, уважаемый предок, препарировав человека, мы так и не уяснили
себе причину возникновения остеохондроза и язвы в желудке». Но мы с вами,
уважаемый читатель, избрали для себя синтетический путь познания. Мы будем
демократичны и терпимы к мнениям. Мы постараемся соединить, трудно совместимые
западные и восточные представления в единый образ и примем к сведению любые
полезные здоровью информационные артефакты.
Структура традиционная китайская медицина сформирована из нескольких
функциональных систем или нескольких функциональных системных групп. Главными
считаются системы названные плотными органами. Это печень, почки, легкие,
сердце и селезенка. Это стратегические системы, или системы-программы,
определяющие основные параметры работы организма. Вообще под термином «система»
мы будем понимать определенные анатомические образования в организме. Орган или
часть органа, в европейском значении этого термина. Ткань или ткани, образующие
сам орган и не только орган, например, мышечная ткань, костная ткань и др.
Обязательно часть нервной системы как центральной, так и периферической,
участки сосудистой системы как венозные, так и артериальные, лимфатические узлы
и протоки, слизистые или часть слизистых. И, разумеется, ткани, участки,
образования, известные, как эндокринная система, или железы внутренней секреции.
А также другие анатомические и структурные единицы. Но, как мы говорили,
анатомия для нас не является определяющей. Нам важнее принять и запомнить
всевозможное структурно-анатомическое разнообразие, частички и участки,
формирующие это разнообразие, с точки зрения функционирования в традиционной
китайской медицине организованы иначе. То есть в создание, определение
функциональной системы ведущим признаком является не анатомия, не структурная
схожесть того или иного участка или ткани в организме, а единое
функционирование. Можно сказать, составляющие тела нашего объединены, не
анатомически, а функционально.
Традиционная китайская медицина имеет пять функциональных основных групп.
Каждая группа, состоит из несколько относительно самостоятельных функциональных
систем. Ведущими, программными, определяющими работу всей группы и являются
плотные органы. Функциональная система – это структура, объединенная общей
идеей, способом действия, программой работы, принципом, режимом и т. д. Так
вот, плотные органы и дают всей группе эту идею, программу, способ и т. д. Они,
плотные органы, разумеется, и сами кое-что делают, но главная их работа –
руководить, подчиненными и зависимыми от них функциональными системами.
Плотный орган сердце, как известно, перекачивает кровь. Но этот насосик в
медицине китайской ещё формулирует работу своего сателлита – органа-системы
тонкая кишка. Которая принимает из желудка пищу, перерабатывает её, усваивает,
а также формулирует работу системы мышц. К последней относятся:
поперечно-полосатая мускулатура, та, что иногда подчиняется нашему сознанию, а
также гладкая мускулатура, управлять которой мы не можем. Как известно,
гладкомышечные клетки располагается и в стенке сосудов, вен и артерий и в
значительной степени формируют желудок, матку, толстую кишку, желчный и мочевой
пузырь. Кроме того, единичные гладкомышечные волокна встречаются в коже,
выводных протоках желез внутренней секреции, в глазном яблоке, предстательной
железе и т. д. И все эти мышечные клетки управляются из системы сердце, через
систему тонкая кишка. И ещё чувственный орган осязание также входит в
функциональную группу сердце – тонкая кишка. Кстати, мужское достоинство или
недостаток, это как вам будет угодно, в значительной степени организован из
мышечной ткани. Вот вам и насосик.
Плотный орган лёгкие – это, во-первых, лёгкие, которые дышат. Во-вторых,
система лёгкие, управляющая органом – системой толстая кишка. Эта кишка
получает не употребленное от тонкой кишки, формирует как продукт, извлекает из
него жидкость, участвуя тем самым в обмене жидкостей, а затем изгоняет за
ненадобностью. Кроме того, толстая кишка под влиянием лёгких управляет
обменными процессами в системе кожа, слизистых носоглотки, в придаточных
пазухах носа, отчасти в венозной системе нижних конечностей и малого таза. А
также обонянием как чувственным органом.
Плотный орган печень, работая как печень, руководит работой подчиненного
ей желчного пузыря. Система желчного пузыря в традиционной китайской медицине
не только накапливает желчь и порционно, по требованию, выдает её в тонкую
кишку, но функционирует ещё и как система, управляющая деятельностью
соединительной ткани. Эти ткани в китайской медицине фигурирует под термином
«связки». Это и сумочно-связочный аппарат суставов и связки, поддерживающие
внутренние органы на должном месте, и каркас самих органов. Сердца, лёгких,
печени, кишечника, предстательной железы и т. д. Соединительная ткань
присутствует и в стенке кровеносных сосудов и в коже, участвует в соединении
мышц со скелетом, наличествует в эндокринных образованьях, органах чувств и т.п.
И все это подчинено системе печень – желчный пузырь. Система зрительного
восприятия мира, глаз и весь аппарат, что к нему прилагается, также
функционирует под непосредственным руководством этой системы. А ещё слизистые.
Легких, носоглотки, желудочно-кишечного тракта, мочевого пузыря, уретры, матки
– практически все. И ещё, – эндотелий артерий, тоже, в общем, слизистая,
внутренняя оболочка артериальных сосудов – все подчинены системе печень –
желчный пузырь.
Плотный орган селезенка. Правильнее сказать, селезенка – поджелудочная
железа. Пищеварительные, инсулиносоздающие функции известны. Управляет работой
желудка. Этот орган принимает ниспосланную пищу, в случае неудобоваримости
возвращает, утвердившееся слегка обрабатывает и сдает тонкой кишке. Желудку
подчинена жировая ткань или подкожно-жировая клетчатка. Подкожной она
называется, вероятно, потому, что очень заметна, именно под кожей. Впрочем,
жировая ткань присутствует в разном возрасте в различных количествах и в
оболочках внутренних органов, почках, сердце, печени. И в малом тазу, стенках
кишечника и сосудов, орбитальной полости и т.д. Природа пустоты не терпит. Где
нет должного, возникает жировая ткань. Жир, как известно, распадается до воды,
поэтому желудок участвует и в обмене жидкостей. А это и кровь, и лимфа, и
внутриклеточная и межклеточная жидкости, и другое. Разумеется, чувственный
орган, тестирующий пищу, то есть вкус, управляется системой селезенка –
поджелудочная железа – желудок.
Плотный орган почки фильтрует кровь до состояния мочи и канализирует её в
мочевой пузырь. Естественно, обмен жидкостей в организме тесным образом связан
с работой почек. Мочевой пузырь, как орган, не ограничен в деятельности своей
лишь выдворением оставшегося от крови. Орган – система мочевого пузыря
формирует обменные процесс в костной ткани, под руководством системы почек,
разумеется. Через костную ткань в значительной степени структурируется ткань
хрящевая, важнейшая составляющая любого сустава. Системой почки – мочевой
пузырь управляется и последний из бесспорных органов чувств – слух.
Мы кратко ознакомились с ведущими функциональными системами и должны
сделать пояснение, каким образов взаимодействуют структурные образования и
внутри системы и друг с другом. Такие взаимодействия осуществляются и
посредством нервной разлюбезной системы и эндокринным образом, но главное –
через систему БАТ. Аббревиатура БАТ раскрывается, как биологически активные
точки. Что это такое, доподлинно неизвестно. Главное примем факт их
существования. Установлено, что на коже человека существует множество
разновеликих участков с отличным электрическим потенциалом, иной
теплопроводностью, иначе чувствующих боль, в общем, не таких. Как они
обнаружились древними китайцами не ясно, да и не так важно. Существует легенда,
будто некий субъект, частенько страдал от головной боли. Но продолжал
регулярно трудится на ниве с мотыгой в руках. Однажды он, то ли случайно, то ли
отчаявшись, ударил себя по ноге инструментом, мотыгой, и скоро с удивление
отметил, боль в голове прошла. С тех пор, видите ли, сообразительный субъект
колотил себя, а затем и всех страждущих сознательно. Затем терапевтические
процедуры приняли более гуманный характер. Точки на теле прижигали угольками,
полынными сигаретами, потом кололи каменными иглами и, далее в век металла,
соответственно, металлическими. Верится в такую историю с трудом, ну да ладно.
Название так же не очень удачное. На человеке, биологическом объекте,
небиологические точки есть татуировка, а в чем их активность или пассивность –
совсем непонятно. Назвали бы точками влияния или лечебными, но не суть. Важно,
что БАТ существуют и взаимодействуют и между собой, и с отдельными органами и
тканями, и с целыми системами и группами систем. БАТ на теле человека тысячи, и
объединены они в функциональную единую систему, которую мы будем называть
проводящей системой. Эту систему в руководствах, посвященных традиционной
китайской медицине, описывают в виде 12 парных и двух не парных меридианов, или
каналов. Иногда, продвинутые авторы добавляют к ним ещё восемь «чудесных»
сосудов. Но на самом деле проводящая система значительно сложней и
многообразней. Можно провести такую аналогию. Представьте себе коммуникационную
систему большого города. Это и различные транспортные маршруты, и газо-, водо-,
теплопроводы. Это электрические и телефонные сети. Это сотовые и радиотелефоны,
радиостанции, локаторы и ретрансляторы, радио- и телеприемники, светофоры и
канализация. Все эти очень разные вещи объединены одной идеей большого города и
в той или иной степени являются и сообщающими, и передающими нечто средствами.
Приблизительно так и выглядит проводящая система человека. А точки есть пункты,
центры, узлы, блокпосты и тому подобное, для преобразования того, что
передается. А передается та самая ци, о которой мы говорили в главе первой. То
есть ци, суть которой составляют материя, энергия, пространство, информация и
время. Представить себе, как передается время и пространство сложно, но то,
что проводящая система пропускает через себя и преобразует в точках информацию
и энергию легко. Представили? Замечательно, в таком случае совсем не сложно
вообразить, что под действием преобразованной в точках информированной энергии
изменяется соответствующим образом и материя и пространство, да и время.
Детальное изучение проводящей системы можно выполнить лишь посредством
исследования пульса. Собственно, практически никак иначе проводящую систему
«увидеть» нельзя.
Так вот, проводящая система, объединяющая приблизительно триста шестьдесят
классических акупунктурных точек, также является функциональной системой. Эта
система имеет достаточную степень автономности, но именно она и позволяет
взаимодействовать между собой другим системам. Именно через проводящую систему,
через её точки, посты, пункты и соотносятся и влияют друг на друга почки и
сердце, кожа и толстая кишка, кора головного мозга и мочевой пузырь и т.д., и т.
д.
Традиционная китайская медицина выделяет в самостоятельные системы пять
плотных органов: сердце, почки, селезёнка, печень, легкие. А так же, пять
полых органов: толстая кишка, мочевой пузырь, тонкая кишка, желудок, желчный
пузырь. В значительной степени самостоятельными являются функциональные системы
под общим названием «ткани». Это кости, связки, мышцы, подкожная клетчатка,
кожа. Есть ещё группа систем, объединенных названием «моря». Сосудистую систему
организма также можно рассматривать как самостоятельную функциональную систему.
Китайская медицина дает статус системы ещё и жидкостям, присутствующим в
организме, а, кроме того, слизистым оболочкам, выстилающим органы и полости
организма как бы «изнутри». Самостоятельностью обладают и репродуктивная
система, и системы инстинктов, и множество других любопытнейших систем, но тема
наша требует ограничиться необходимым.
Рассказ о системах плотных и полых органов будет явно недостаточным, если
мы не оговорим еще две системы. К группе плотные органы относится система,
называемая «перикард». К группе систем полые органы – «три обогревателя». К
анатомическому образованию – перикард, оболочка сердца, описанному в любом
учебнике по анатомии, перикард как система отношения практически не имеет.
Система перикард действительно по большей части функция в чистом виде, и
анатомическая структура её незначительна. Система перикард является
объединяющей функцией для всех плотных органов. То есть, когда мы будем
говорить, что это лечебное средство влияет на перикард, значит, это средство
влияет на все плотные органы, но опосредованно. Приблизительно то же самое
можно сказать и о системе три обогревателя. Эта система функционально
объединяет все полые органы и, так же, как система перикард, не имеет
специфичного анатомического субстрата в виде органа. Перикард и три
обогревателя составляют отдельную функциональную группу, которая управляет и
обменом жидкости в организме, и системой, называемой «суставные поверхности».
Название не имеет значение. Речь идет непосредственно о хрящевой ткани,
«выстилающей» поверхность костной ткани, там где кости между собой соединяются,
то есть в суставах. Группа перикард – три обогревателя, хотя и не имеют четких
анатомических ориентиров, обладают влиянием не меньшим, а возможно, и большим,
нежели другие аналогичные группы. Именно потому, что являются системами в
значительной степени, вмещающей в себя все остальные.
Системы, фигурирующие под названием моря, работают под влиянием полых
органов, но обладают выраженной самостоятельностью. Существуют четыре моря. Мы
назовем их так: море пищи, море жидкости, море вен, море костного мозга.
Море пищи есть система взаимодействия слизистых желудочно-кишечного тракта.
Это слизистые полости рта, включая слюнные железы и все, что расположено на
слизистой полости рта. Это слизистая желудка, эпителий поджелудочной железы и
протоков поджелудочной железы, и слизистая 12-перестной кишки, и тощей, и
подвздошной. И аппендикса, и толстой кишки – до ануса. Море пищи включает в
себя и слизистый эпителий желчных протоков, и желчного пузыря, и печеночных
протоков. Иначе можно сказать, все слизистые оболочки, имеющие отношения к
приёму и переработке пищи и жидкости, являются частью функциональной системы
– море пищи. В западной медицине подобной системы нет. И напрасно, очень
разумная функциональная единица. Можно сказать, желудочно-кишечный тракт есть
внешняя среда, только расположена внутри организма. Те функции, которые
выполняет кожа на поверхности организма, внутри организма делают слизистые,
почти все то же самое. Но если кожа и у европейцев, и у китайцев является
отдельной функциональной системой, слизистые полости рта, желудка и кишечника,
то есть море пищи, существуют как система лишь в медицине китайской.
Море жидкости включает в себя циркулирующие жидкости, то есть кровь и
лимфу. В медицине китайской система лимфа – кровь самостоятельна.
Море вен есть известная венозная система. В китайской медицине венозная
система, или море вен, функционально несколько отличается от венозной системы в
медицине европейской.
Море костного мозга как система фигурирует лишь у китайцев. В структуру
этого моря входит, прежде всего, эндотелий артерий, «слизистая» артериальной
системы. А также эпителий почечных канальцев – это то место, где фильтруется
кровь в мочу. Эпителий яичек, что сперму вырабатывают; ещё клетки, выстилающие
полости головного и спинного мозга, и синовиальная жидкость, выполняющая
полости суставов. Это не все, но достаточно. Надо признать, структурное
сочетание несколько странное и для восприятия непростое. Не очень ясно, как
они совместно функционируют. Но, если присмотреться повнимательней, отмечаешь,
все эти эпителиальные клетки являются как бы внутренней оболочкой неких
полостей, где циркулирует жидкость, с которой они тесно сотрудничают. Вполне
можно вообразить артериальную систему в виде емкости, наполненной кровью.
Емкость имеет внутреннюю оболочку, которая есть функциональный буфер, барьер,
фильтр и т. п. Этот буферо-барьерный фильтр преобразует содержимое сосуда –
емкости в должное, в сперму, например. А если работа «фильтра», то есть моря
нарушается, происходит что? Во-первых, получаем некачественную сперму, но
владелец этого ощущать не будет, до некоторых пор. Во-вторых, нарушается
кровоснабжение практически всех органов и систем по причине недостаточной
дееспособности артериального эндотелия. И первым симптомом такой
недостаточности будет легкое и периодическое головокружение. Весьма нередкий
симптом, скажу вам. Дальше – больше. Длительное и глубокое поражение моря
костного мозга приводит к тугоподвижности, утренней скованности и, в общем, к
выраженному суставному синдрому.
Все четыре моря – системы в функциональном смысле равно важны, другое
дело, что море костного мозга при поражении даёт раннюю и яркую симптоматику.
Отметим, что сосудистая система, в смысле моря вен и моря костного мозга, так
же, как и море пищи, является некоторым образом внешней средой для органов и
систем. Можно допустить такой образ: совокупность клеток, составляющих органы,
«плавают» в морях, что-то получая от них, что-то отдавая. То есть моря, для
органов – и буфер, и среда. Вполне логично. Как одноклеточные, а затем и
многоклеточные, существовали и существуют в подобном взаимодействии с внешней
средой, так и человек, как система, единый организм сохранил внутри себя
простой, но совершенный, принцип известный и отработанный эволюцией.
Есть еще одна система, которую невозможно оставить без внимания. Эта
система жидкости. Не путать с морем жидкости. Последнее включает лишь кровь и
лимфу, а система жидкостей – и кровь, и лимфу, и все остальные жидкости.
Спинномозговую, желчь, желудочный и кишечный сок и вообще как внутриклеточную,
так и внеклеточную жидкости. Мы, как известно, в основном и состоим из жидкости,
из воды, поэтому водообмен, правильный и своевременный, процесс наиважнейший.
Любое, самое пустяковое заболевание непременно нарушает гармонию в системе
жидкостей, пусть локально, но обязательно. И ещё, система жидкостей есть
отношение разных жидких сред друг с другом. А вода, непосредственный участник
жидкостного обмена, является и хранителем памяти, обязательного компонента
любой системы. Что-то вроде жесткого диска у компьютера, только в жидком
состоянии, на который пишутся все программы и, вообще, любая информация.
Функциональная система слизистых, не является единой, а состоит из
нескольких самостоятельных систем. У органа желудок есть своя слизистая система,
у мочевого пузыря – своя, есть система слизистых в половых органах. В полости
носа, в легких, у тонкой кишки таких систем несколько и т.д. Некоторые
слизистые могут являться часть других систем, как, например, слизистая желудка
и кишечника, есть часть моря пищи, притом в определенных ситуациях эти системы
действуют вполне автономно.
Система сосудистая, не обделенная вниманием медицины западной, в китайской
традиции выглядит несколько иначе. Включая и артериальную и венозную
составляющую кровотока, система функционально разделена на пять достаточно
автономных структур. Первая система, отвечает за приток и отток крови к черепу,
головному, спинному мозгу и позвоночнику. Вторая система кровоциркуляции –
грудной клетки и верхних конечностей. Третья система кровообмена – печени и
кишечника. Четвертая система, объединяет кровопоток желудка и почек. И пятая
система кровоснабжения нижних конечностей и органов малого таза. Каждый орган и
участок организма имеет, разумеется, и собственную, в некоторой степени,
автономную циркуляторную систему, но зависимую от одной из пяти сосудистых
систем. В патологических состояниях система сосудов не поражается одновременно
вся, нарушения возникают, как правило, в одной из пяти систем. Функционально
теснее связанной с пораженным органом или участком в организме.
Мы познакомились с основными функциональными системами организма, в
представлении традиционной китайской медицины. Но ещё раз подчеркнём, все они
теснейшим образом взаимодействуют друг с другом.
Часть 2.
Глава 3.
Патологические состояния функциональных систем.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.