Глава первая
ЦЕЛЬ КНИГИ
Эта книга предназначена для ясного, простого, практического изложения различных
способов психического врачевания. Здесь мало говорится о теории, хотя и дается
общее очертание основных теорий, чтобы принимающийся за лечение знал суть дела.
Мы пытались объяснить: «как надо действовать».
Прежде всего мы желаем высказать, что мы не пытались возвеличить психическое
врачевание до поклонения ему, считая это безумием. К чему возвеличивать
психическое врачевание более, чем лечение лекарствами, массажем или всяким иным
способом лечения?
Всякое врачевание состоит в применении вполне естественных законов природы, и
употребляемые при этом силы столь же естественны, как закон электричества. В
этом отношении все законы «божественны и одинаково достойны уважения и
почитания».
В западном мире чувствовалось стремление создать вокруг врачевания религиозные
или полурелигиозные культы. Каждый культ и секта уверяют, что именно их лечение
является последствием особого верования или метафизической веры, хотя другие
секты лечат приблизительно столь же успешно.
На Востоке не поддаются этому обману. Там с самого детства обучают людей тому,
что в природе скрыты многие естественные силы, которыми человек может
пользоваться. Для обитателей Востока электричество столь же таинственно и
странно, как и психические силы: они кажутся ему одного происхождения, и то и
другое внушает ему уважение. При некотором размышлении всякий поймёт
правильность этого. Всякая энергия и силы есть проявление праны (индусский
термин для принципа энергии), а восточное учение гласит, что прана обладает
разумом, что она происходит из общеуниверсального разума. Мы не можем здесь
распространяться об этих теориях. Все желающие получить более подробные
сведения на эту тему могут найти их в книге «Выдающееся течение философии
йогов».
Так как вышесказанное соответствует действительности, то люди Востока,
применяющие психическое врачевание, не чувствуют ревности или предубеждения по
отношению к тем, кто прибегает к иным способам лечения, в то время, как на
западе эти чувства — увы! — преобладают. На Востоке считают, что всякое
врачевание исходит из общего источника силы, не взирая на различные методы
лечения. И, соответственно, всякое врачевание уважается, каждый, конечно,
считает свой метод лучше, но не оскорбляет соседа за то, что он предпочитает
свой собственный метод. Помимо того, восточный врач с детства знает, что тело
подвержено естественным известным законам, соблюдение которых необходимо для
сохранения здоровья или же для его восстановления против болезни. Он верит, что
то, что способствует сохранению здоровья человека, оздоровит больного.
Мы изложим наши взгляды на эти законы в нашей книге «Из йога» и вкратце
приведем их в следующей главе под названием «Естественные законы, управляющие
нашим организмом». И очень советуем всем нашим читателям ознакомиться с этими
естественными законами до приступления к врачеванию. Мы вполне сознаём, что
многие западные школы не признают эти законы, считая их слишком «материальными»,
но мы считаем такой взгляд безрассудным. Нельзя безнаказанно презирать законы
природы. Нам сдается, что если люди соблюдали все данные в хатха-йоге указания,
то всякое врачевание стало бы ненужным, так как все бы были здоровыми. Но люди
не следуют этим указаниям и потому нуждаются в лечении. Мы убеждены, что
психическое врачевание наилучший и наивысший из всех способов лечения,
известных людям. Но даже психические врачевания не могут дать полного исцеления,
если пациенты не меняют своего образа жизни и не станут жить согласно законам
природы. Поэтому мы снова и снова настаиваем на ознакомлении врачом пациента с
естественными законами тела, приведенными в хатха-йоге. Мы считаем, что врач
при лечении должен пытаться дать больному все указания, относящиеся к
естественным законам, управляющими телом, чтобы пациент по излечении вёл образ
жизни, поддерживающий его здоровье и не ведущий к повторному заболеванию. Мы
надеемся, что эти две имеющие много общего книги «Хатха-йога» и «Психическое
лечение» составят единую: «ключ к здоровью».
Эта книга не трактат о болезнях, наоборот, мы в ней касаемся как можно меньше
болезней и предпочитаем говорить о здоровье и о способах его достижения.
Поэтому мы мало говорим о симптомах, последние являются личными указаниями
скрытой за ними причины. И нам кажется, что болезни зависят лишь от одной общей
при чины: неправильного действия клеток. Другими словами мы верим, что общие
данные в «Хатха-йоге» о способе лечения уничтожат причины заболевания, и что
все симптомы исчезнут, мы не станем восхвалять системы лечения, приведенные в
этой книге, но считаем, что доказательства качества пуддинга проявляются при
еде и мы лишь говорим: «испробуйте сами!», уверуйте в себя и в вашу способность
врачевания. Это ваше божественное наследство, а не дар, естественная сила,
увеличивающаяся при применении и при уверенности. Она подобна мускулу, который
развивается в действии и ослабевает от бездействия. Если вы начнете лечить и
услышите о поразительных результатах вашего врачевания, которые могут быть
восприняты как чудо некоторыми, не понимающими сути дела, то не становитесь
высокомерными, и не думайте, что вы обладаете особым даром или особой силой.
Это безумие, так как все исцелители служат лишь посредником для передачи
естественных сил и энергии. Вы являетесь лишь орудием для применения законов
природы.
Не забывайте этого. С другой стороны, мысль эта может стать для вас источником
силы, если вы будете помнить, что вы опираетесь на силы Вселенной. Мы очень
содействуем всем изучающим этот вопрос, и рекомендуем познакомиться со всеми
методами, изложенными в этой книге. Затем они могут, руководствуясь своей
интуицией, избрать методы, которые им более всего по душе. Пусть они возьмут
немного от одного метода, немного от другого и соединят это в единую систему,
Пусть берут свое, где только найдут его. Не считайте себя обязанными следовать
только одной системе при «ярлыке» или надеть оковы определенной школы.
Оставайтесь верны себе.
Глава вторая
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ НАШИМ ОРГАНИЗМОМ
Как уже говорилось в предыдущей главе, мы считаем, что подлинная тайна здоровья
кроется в соблюдении природных законов тела. Эти законы можно вкратце назвать:
«Правильный образ жизни» и «Правильное мышление». Мы подробно объяснили наши
взгляды в «Хатха-йоге» и заявляем, что всякий исцелитель или добивающийся
исцеления должен бы изучать указания данные в этой книге, но для тех, кто не
выполняет этих основных правил, все способы лечения окажутся лишь временными, и,
если пациент будет продолжать свой прежний неправильный образ жизни и мышления,
то он захворает снова и снова. В этой книге мы кратко коснемся тех главных
законов, которые описали в «Хатха-йоге», ввиду того, что не все читатели могут
воспользоваться ею и ознакомиться с её содержанием.
Первым долгом: без надлежащего питания не может быть здоровья. А правильное
питание требует правильного пищеварения и поэтому врач должен первым долгом
восстановить нормальные условия для пищеварения. Поэтому при всех заболеваниях
врач должен начинать с желудка и добиться его нормальной работы и это будет
считаться первым шагом к исцелению. В общем, большинство недугов происходит от
плохой работы желудочного тракта, питания и пищеварения. Человек также плохо
преуспевает на непитательной пище или неправильно перевариваемой, как всякое
растение или животное. Неправильное питание приводит к малокровию, каждая
клетка тела слабеет и голодает, от этого страдают и мозговые клетки и не в
состоянии передавать в другие части тела жизненную силу и энергию.
Какого бы вы метода не придерживались, начинайте всегда с лечения желудка.
Настаивайте на том, чтобы желудок правильно воспринимал получаемую им пищу и
превращал бы её в хорошую питательную кровь, которая, распространяя по всему
телу, несет здоровье и силу.
Одним из лучших способов правильного использования поглощаемой пищи является
совершенное разжевывание. Хорошо разжеванная пища отдает все количество своей
питательности. Это очень важный факт. Были случаи, что плохо питавшиеся люди
при правильном разжевывании очень быстро исцелялись. Всякую пищу следует
разжевывать пока она не станет мягкой и вязкой.
Вторым важным условием является орошение тела, — правильное употребление воды.
Наше тело требует ежедневного поглощения известного количества жидкости. Для
взрослого нормальное количество в течение суток — 4-6 стаканов воды.
Без достаточного количества воды тело не в состоянии выполнить свою работу,
отчего страдает весь организм. Для правильного выделения требуется нормальное
количество жидкости. Иначе отделяющие железы не могут создать соки и жидкость,
требуемые для пищеварения и всасывания, а выделяющие железы не могут опорожнять
ненужные организму вещества через почки и кишки. Печень также не в состоянии
работать при недостаточном количестве жидкости.
Третьим необходимым условием для здоровья является правильное дыхание. Когда вы
убедитесь, что без правильного дыхания кровь пациента не получает достаточно
кислорода и потому не может выполнить возложенные на неё функции, то вы поймёте,
почему неправильно дышащий человек не может быть здоровым. Упражняйтесь сами в
глубоком дыхании, пока вы не постигните его в совершенстве и научите этому
искусству других. В нашей маленькой книжке «Наука о дыхании» вы найдете точные
указания, как правильно дышать.
Затем необходимы мускульные упражнения, купание и прочее. Врач должен всё это
объяснить пациенту. Также необходим нормальный сон — этого требует природа, при
его отсутствии мозг переутомляется и возникают различные осложнения. Иначе
говоря пациент должен стать нормальным, здоровым, естественным существом.
Придерживайтесь по возможности природы и всё остальное предоставьте ей. Законы
природы созданы для поддержки здоровья, и без постороннего вмешательства они
поддерживают нормальные условия. Беда в том, что современная цивилизация весьма
отделила нас от природы. Наши естественные порывы и стремления подавлены,
задушены. Мы не прислушиваемся более к голосу природы, и потому она отвернулась
от нас и перестала нас звать. Единственно правильное — вернуться к природе.
Быть как можно ближе к ней. Ведите наиболее естественный образ жизни и она
наградит вас за верность по отношению к ней.
Мы обращаем внимание всякого врача на то, что его долг и привилегия прививать и
объяснять обратившимся к нему за помощью пациентам эти законы правильной жизни
и правильного мышления. Врач должен бить не только исцелителем, ему следует
обучать и воспитывать людей. Тогда его призвание станет божественным и
священным и он не будет лишь «паяльщиком» тела. Придерживайтесь этого идеала и
тогда ваш труд принесет вам много радости и величайший успех. Не забивайте о
братстве людей и помните, что вам предназначено распространять по свету
радостные вести о здоровье и силе и возвращать собратьев в лоно матери природы,
которую они покинули.
Глава третья
ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
В нашей книге «Основы миросозерцания индийских йогов» мы обратили ваше внимание
на различные планы мышления и, между прочим, на подсознательное мышление. Этот
план мышления управляет, как мы говорили, ростом, питанием и действиями
физического тела, каждое действие всякого органа, всякой частицы и клетки
находятся под наблюдением и управлением этой части мышления. Последняя никогда
не спит, а исполняет свои обязанности, пока умственные силы отдыхают и
находятся в покое и сне. Эта подсознательная часть разума постоянно исправляет,
возмещает, меняет, перерабатывает и выбрасывает. На этом плане происходит
поразительная работа тела без того, чтобы мы это сознавали. Разумный труд
клеточек, клеточных групп, ганглий и проч. находятся под надзором этого плана
мышления. В следующей главе мы дадим краткий отчет об удивительном мире
клеточной жизни, существующем во всяком человеческом организме. Подсознательное
мышление не ограничивается пребыванием в мозгу, а распространяется по всей
нервной системе, причем позвоночник и сплетения нервов являются важным центром
его действий. Важно отметить, что подсознательное мышление поддается влиянию
сознательного мышления. Это может привести или к добру или же ко злу, в
зависимости от внушения со стороны сознательного мышления. В нашей главе о
внушении мы дали несколько примеров, разъясняющих действия мышления на функции
тела. Это происходит посредством передачи внушения сознательного мышления
подсознательному мышлению, которое тогда и действует соответствующим образом.
Многие люди хворают вследствие восприятия перечащих правильному мышлению
неправильных и вредных внушений. Многие больные поправлялись, воспринимая и
передавая больному полезные внушения. Помните, что в обоих случаях заболевание
и исцеление происходит самым естественным образом, посредством передачи
приказания подсознательного мышления подчинением частиц, клеточками, органами и
т. д.
Главная цель этой книги — объяснить, «как» врачевать и мы ограничиваемся
объяснением этих теорий, которые необходимы для разумного восприятия способов
лечения. Прежде чем распространяться о теориях, относящихся к разуму или
предположениях насчет жизни, и того, что за жизнью, нам кажется правильнее
придерживаться каждой темы в отдельности: таким образом, читателю легче
сосредоточиться на изучаемом вопросе. Продвигаясь в изучении врачевания, вы
поймете действие подсознательного мышления.
Глава четвертая
ЖИЗНЬ КЛЕТОК
Для правильного постижения психического врачевания следует ознакомиться с
умственной стороной тела. Центральный разум обладает несколькими планами. Но и
каждый орган обладает чем-то, что можно назвать органическим разумом, состоящим
из группового разума известного количества клеток. Причем каждая клетка имеет
свой клеточный разум. Это может показаться странным тем, кто не изучал этих
вопросов, но это признано не только йогами, но и теми, кто ближе ознакомился с
новыми открытиями в науке запада.
Как мы уже говорили в нашей книге «Основы миросозерцания», философия йогов учит,
что наше физическое тело состоит из крохотных «жизней» или жизни отдельных
клеток и во всякой клетке действует самостоятельно, будучи, кроме того, связана
действием с другими клетками. Эти крохотные жизни обладают известным желанием,
дающим им возможность правильно исполнять свою работу. Это мышление находится,
конечно, под контролем подсознательного мышления и слушается его приказаний так
же, как и приказаний разума. Это мышление клеток замечательно приноравливается
к их труду. Их способность разбираться в том, что питательно для крови, и
отбрасывать всё ненужное, подсказывает процесс пищеварения, ассимиляции и
прочего указывает на мышление клеток, единично или же во множестве. Заживление
ран — стремление клеточек туда, где присутствие их необходимо — и многое другое
хорошо известно физиологам, как доказательства жизни и мышления клеток.
Всё тело состоит из этих мелких клеточек, не только мягкие ткани и мышцы, но и
все твердые части тела, включая и эмаль на зубах.
Формы этих клеточек различны в соответствии с исполняемой ими работой. Каждая
клетка представляет из себя нечто отдельное, более или менее независимое, хотя
и состоит под наблюдением органического мышления и подсознательного мышления.
Клетки постоянно работают: у каждой своя особая обязанность, которую она
выполняет, как образцовый солдат в армии. Некоторые клетки состоят на
действительной службе, другие составляют запасные силы, находящиеся в ожидании
внезапной и спешной работы. Некоторые остаются на месте, другие передвигаются
при исполнении своих обязанностей. Некоторые исполняют роль мусорщиков, убирая
отбросы организма, другие разносят питательные вещества по всем частям
организма.
Жизнь клеток можно сравнить с обширной хорошо налаженной коммуной, где всякий
выполняет свою работу и все действуют на общую пользу. Эта коммуна очень
обширна: считают что одних клеточек красной крови по крайней мере 75000000000.
Эти краснокровные клеточки служат носильщиками, они передвигаются по артериям и
венам, вынося из легких кислород и раздавая его частицам тела, что способствует
оживлению последнего. На обратном пути по венам эти клеточки забирают с собой
отбросы, подобно торговому судну, которое возвращается всегда с другим грузом.
Другие клеточки выполняют роль полицейских и защищают организм от бактерий и
прочего, могущего повредить организму. Эти полицейские очень дикие и обычно
поедают тех, кто проникает самовольно в организм, если же они не в состоянии
избавить от них тело, то они собираются в большие группы, объединяются и
совместными усилиями выбрасывают «врагов» в виде прыщей или нарывов и т. д.
Клетка способствует постоянному восстановлению тела. Всякая часть нашего тела
постоянно исправляется при помощи своего материала, и над этим трудятся клетки.
Миллионы этих работников постоянно передвигаются или же работают на одном месте
нашего тела, возобновляя изношенные ткани и заменяя их новыми, одновременно
выбрасывая всё поношенное и ненужное из организма. Каждая клетка при самой
скромной обязанности инстинктивно осознаёт, что необходимо для её жизненного
труда и для её жизни. Она питается, удваивает свой жизненный объём, а затем
разделяется. Она как будто обладает памятью и, вообще, выказывает способность
мышления. Мы не станем распространяться на этот счёт, но хотелось бы дать
понять читателю, что эти клеточки живые существа.
Клетки составляют органы, части тела, ткани, мускулы и образуют так называемые
общины клеток, причем их мышление постоянно сливается в одно общее, но при этом
каждая всё же сохраняет свою независимую жизненную деятельность. В печени,
например, миллионы клеточек образуют этот орган и обладают общим мышлением,
которое можно назвать «мышление печени», действующее как одно целое, но
находящееся в постоянной зависимости от досознательного мышления.
Весьма важно запомнить это, т. к. весь принцип психического врачевания
основывается на том факте, что эти органы посредством мышления поддаются
мысленному руководству и влиянию. Как уже говорили, каждая клеточка принадлежит
к группе клеток, каждая группа составляет часть другой, более обширной группы,
всё составляет большую группу, или целую общину клеток, находящуюся под
наблюдением подсознательного мышления. В то время образуются всё меньшие и ещё
меньшие соединения, заканчивающиеся в конце концов единой клеткой. Вся система
мышления поражает своим удивительным устройством. Одной из обязанностей
подсознательного мышления является наблюдение за этими клеточными общинами, и
обычно она выполняется исправно, если только в его работу не вмешивается ум,
который всегда вносит деморализацию и замешательство среди клеток. Иногда в
этих общинах клеток или группах клеток возникает нечто вроде восстания: они не
желают трудиться больше положенного времени или же по другим причинам. В связи
с этим мы позволяем привести выдержку из нашей книги «Хатха-йога». Там сказано:
«Временами кажется, что некоторые маленькие, а иногда более обширные группы
клеток "бастуют", возмущаясь положенным на них непривычным и неподходящим
непосильным трудом, или же недостатком правильного питания. Эти маленькие
клеточки часто действуют совершенно так, как поступали бы в таких случаях люди.
Эта аналогия часто поражает наблюдателя и исследователя. Иногда, если не
наладить дело, восстания или забастовки быстро распространяются и даже при
восстановлении мира клеточки возвращаются к работе неудовлетворенными и вместо
того, чтобы хорошо работать, стараются как можно меньше трудиться и лишь только
тогда, когда они чувствуют себя расположенными к работе. С восстановлением
усиленного питания и должного внимания в нормальных условиях клетки постепенно
возвращаются к нормальной деятельности, и в этом отношении направленная прямо
на клеточные группы воля может оказать большое влияние. Прямо удивительно, как
она способствует быстрому водворению порядка и дисциплины.»
Наука доказала нам истину древних йогов, что всякий недуг основан на
заболевании клеточек. Следовательно, если мы сумеем унять смятение, возникающее
среди клеток, то мы справимся со всей проблемой. Для достижения этого есть
различные пути, и в этой книге мы взялись обсудить эти пути и способы их
применения.
Глава пятая
ПРИРОДА ПСИХИЧЕСКОГО ВРАЧЕВАНИЯ
Как мы уже заявляли в конце прошлой главы, управление клетками, проявляющими
физическое недомогание, производится личными способами психического врачевания.
Их можно разделить на три вида:
1. Врачевание при помощи праны, или врачевание пересылкой праны к больным
частям, возбуждая таким образом клетки и ткани к нормальной деятельности,
вследствие чего негодное вещество выбрасывается из организма и, таким образом,
восстанавливаются нормальные условия. Этот вид лечения известен на Западе под
названием «Магнетическое врачевание». Многие были излечены таким способом, хотя
многие целители не сознавали принципа, лежащего в его основе, несмотря на то,
что они приобрели серьёзные познания в применяемом ими способе врачевания.
2. Врачевание мыслью, под которым понимается управление мышлением клеток прямым
путем или же посредством подсознательного мышления больного. В этот вид
врачевания включается то, что в западном мире известно под названием «Прямое
или отвлеченное лечение мыслью: врачевание внушением». Сюда входят также и
многие религиозные способы врачевания, которые являются способами того же
врачевания мыслью, скрытого под покровом религиозных поучений и теорий.
3. Духовное врачевание, обозначающее возвышенный способ врачевания, исходящего
от целителя, который достиг возвышенной степени духовного развития и изливает
свет на мышление больного, обдавая его возвышенными мыслями и поднимая его
собственное мышление на высший план бытия. Этот вид врачевания далеко не так
распространен как можно было бы заключить из разговоров целителей и их
пациентов. В сущности, он встречается очень редко и доступен лишь целителям,
достигшим очень высокого духовного развития. Многие воображающие, что они
владеют им, придерживаются обычно простых методов врачевания мыслью и не имеют
ни малейшего понятия о том, в чем состоит истинное духовное врачевания. Но в
этом нет вреда, раз они работают успешно, и мы упоминаем об этом лишь для того,
чтобы читатель составил себе верное представление обо всём. Впоследствии мы по
очереди обсудим каждый из этих видов «психического врачевания». Здесь следует
запомнить главным образом то, что в сущности все виды психического врачевания
осуществляются Мыслью. Даже лечение при помощи праны движемо Мыслью и, как мы
вскоре увидим, является силой самой мысли, Болезнь или недомогание называется —
«физическими», т. е. проявляются в клетках физического тела, но при точном
рассмотрении мы увидим, что в действительности это есть недомогание мысли
определенной, захворавшей клеточки. И, следовательно, единственный успешный
способ лечения состоит в достижении частицы мышления этой клеточки и в
приведении её в нормальное состояние. Этого можно достичь различными путями, но
в конце концов пути составляют Пути Мысли, потому что не путь или способ
производят лечение, а мысль, возбужденная путем.
Глава шестая
ОСНОВЫ ВРАЧЕВАНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ПРАНЫ
Чтобы постичь что-либо с врачеванием при помощи праны мы должны понять. кое-что
относительно самой праны. Философы Йоги называют праной «действующую силу» или
энергию, находящуюся в теле всякого живого существа. Её можно назвать
«Жизненной силой». Прана одарена способностью мыслить и представлять энергию
общеуниверсального разума. Но во избежании всяких метофизических различий мы
последуем общему примеру и обсудим прану как нечто неэависимое, как бы мы
обсудили мысль или материю. По учению йогов прана есть всемирный принцип, нечто
распространенное повсюду и составляющее вместе с мыслью и материей тройное
представление Абсолюта.
Оставляя в стороне проявление праны в виде сил, известных как электричество,
теплота, свет и т. п. мы хотим обсудить её в интересующем нас её проявлении,
как жизненной силы. Прана есть сила, приводящая всё тело в движение,
способствующая всяким действиям к проявлению всех признаков жизни. В других
наших книгах мы подробно описали прану, поэтому не будем повторяться.
Всё же скажем вкратце, что прана есть тот жизненный принцип, который можно
найти в воздухе, в воде, в пище и т. д., поглощение которых служит для действия
тела и, чтобы получить более точное понятие о пране, мы советуем прочесть книгу
«Наука о дыхании» или «Хатха-йога», В этих двух книгах мы указали на многие
упражнения, способствующие накоплению праны и способы употребления праны.
Принципы пранического врачевания основаны на том, что прану можно различным
способом перевести или передать от одного человека к другому. Самый обычный и
действительный способ состоит в пассах движения рукой по телу больного,
направляя в то же время ток праны на больное место, вследствие чего ленивые
клеточные группы снова оживают и приходят в движение. Прана, передаваемая таким
образом, действует на пациента как укрепляющее средство, питающее его энергией,
что и способствует излечению больного места.
Прану можно передать и в форме возбуждающей энергии мысли, направленной врачом
на больного. Этот способ мало известен, но мы подробно изучим его в следующей
главе при обсуждении пранического врачевания. Этими методами, оставляя в
стороне другие силы врачевания, можно достигнуть поразительных результатов.
Учащиеся заметят, что мы не теряем времени на обсуждение теории — мы делаем это
преднамеренно, чтобы эта книга была книгой практических фактов и обучения, тем
кто читал наши прежние книги большинство теорий известно, хотя эти книги не
посвящены специально теме о врачевании или психических рецептах. Исцеление
больных посредством «наложения рук» известно с древних времён. Следы его можно
найти с самого начала истории и весьма вероятно это лечение практиковалось и
раньше, когда события ещё не записывались. В наши дни оно распространено
повсюду, даже среди диких племен. Люди как бы инстинктивно чуют, что следует
искать исцеление в этом направлении.
Индусы, египтяне, евреи, китайцы древних времён хорошо знали этот способ
врачевания. Древние египетские гравюры на камне изображают целителей, которые
держат одн руку на животе, а другую на спине больного. Древние исследователи
Китая сообщают, что и там было распространено такое же лечение.
В Ветхом завете много примеров приводится такого же исцеления, говорится о том
и в Новом Завете. Сообщается, что св. Патрик, исцеляя слепых в Ирландии,
накладывал руки на их глаза, Говорят, св. Бернард в один день исцелял
одиннадцать слепых и восемнадцать увечных, и что он исцелил в Кёльне двенадцать
хромых, трёх немых и десять глухих посредством наложения рук. История древней
церкви пестрит такого рода примерами и допуская, что они частично до известной
степени приукрашены, как всегда бывает в таких случаях, всё же ясно, что таким
путем достигнуто много успеха в этом направлении.
В истории есть указание, что Змирский царь Пирр обладал способностью исцелять
спазму и хандру, дотрагиваясь до больных и слепых наложением рук. Андрион
исцелял страдающих водянкой, накладывая на них кончики пальцев. Король Олаф
моментально исцелял больных наложением рук. Древние английские и французские
короли лечили Королевским прикосновением от зоба и всяких других болезней горла.
В Англии существовал недуг, называемый «королевским злом», и считали, что он
излечим только королевским прикосновением. Рассказывают, что Габсбургские графы
обладали способностью исцелять от заикания посредством поцелуя. Плиний говорил,
что в древние времена некоторые люди вылечивали своим прикосновением змеиные
укусы. Многие знаменитости от духовной среды лечили наложением рук.
В Англии Гретрекс произвёл сенсацию и подвергся преследованию. Таким образом,
различные недуги, поддавались лишь королевскому прикосновению, поэтому многие
решили, что он претендует на королевский престол. В семнадцатом столетии некий
садовник по имени Леврет успешно исцелял больных на улицах Лондона, поглаживая
их рукой. В 1817 г. сицилийский содержатель гостиницы излечил 1000 людей
наложением рук.
Из всего этого видно, что праническое врачевание проявлялось с древнейших
времен среди всех народов, и что тех, кто обладал достаточной уверенностью в
самом себе, в своих целительных способностях, считали особенно даровитыми
людьми. Но в действительности этот «дар» всеобщий, и всякий, кто обладает
достаточной уверенностью и достаточной серьезностью, чтобы всей душой отдаться
делу, может проявить его.
Двадцать пять веков тому назад древние ученые йоги превратили эту форму лечения
в науку. И следы их познания проникли во все части света. Египтяне приобрели
свои познания от великих ученых йогов и учредили собственные школы, греки
почерпнули эти знания из Индии и Египта. Предполагают, что иудеи и ассирийцы
черпали знания у египтян. Древние греческие врачи лечили главным образом
наложением рук и «обрабатыванием» затронутых недугом частей тела. Гиппократ
писал: «Душа с закрытыми глазами видит недуги, от которых страдает тело». Уже в
древние времена мудрые врачи сознавали, как полезно для крови лёгкое натирание
тела руками и считали, что исходящее из рук тепло благотворно и приятно
действует на больного. Это средство одинаково успешно применяется как при
внезапных, так и при привычных болях и при всякого рода недомоганиях, оно
всегда действует ободряюще и укрепляюще. При лечении таким образом моих
пациентов мне часто казалось, что из моих рук исходит особое свойство
(удаляющее, вытягивающее из больных мест всю боль и всю грязь). Поэтому
некоторые ученые знают, что больного можно исцелять посредством известных
движений и прикосновений подобно тому, как зараза некоторых болезней передается
прикосновением одного лица другому. Вокупаниус лечил больных, дуя на больные
места и поглаживая их рукой. Также лечили и древние друиды, и эти приёмы
применялись во время религиозных обрядов. Сообщается это о друидах и даются
поразительные доказательства их одарённости.
Средневековые записи полны подобных сообщений об удивительных исцелениях,
достигнутых наложением рук, причем это происходило в церквах. Ван Хельмонт,
живший в начале семнадцатого века, был, казалось, знаком с принципами
пранического врачевания, потому что он пишет: «Магнетизм действует повсюду, и в
нем нет ничего нового кроме самого названия, это кажется пародоксом лишь тем,
кто всё осмеивает и кто приписывает всё необъяснимое Сатане».
Приблизительно в то же время шотландец Макавелл поучал подобным методам
врачевания. Он верил в жизненный дух, распространенный по всему миру, которым
люди могли пользоваться для исцеления от недугов. В 1734 г. священник отец Халь
поучал о существовании «всемирного флюида», которым можно пользоваться для
лечения. Он достиг многих поразительных исцелений, но был изгнан из церкви за
обладание дьявольской силой и злоупотребление ею. Месмер обучал теории
животного магнетизма и исцелял при его помощи, прикладывая руки. После Месмера
осталось много последователей и учеников, многие из них достигли большей
известности, среди них выделялся маркиз Лензегюр. В Германии догматы Месмера и
его последователей пользовались большим успехом, Бремен был обширным центром
догмата «животного магнетизма» и отсюда это учением распространилось по всей
Германии. Прусское правительство проявило большой интерес к этому вопросу и
учредило больницу для лечения «магнетическим способом». Многие континентальные
правительства издали строгие законы, по которым магнетическое лечение должно
было оставаться под ведомством врачей.
Итак, новый способ лечения распространялся из страны в страну, часто
подавляемый вмешательством правительства, тесненный препятствиями со стороны
медицины, он продолжает процветать в различных рядах и теориях. За последние
десять лет он пользуется большим успехом в Америке и Англии, распространившийся
из различных школ магнетического врачевания, и из движения новой мысли. Для
объяснения его было развито много теорий, начиная с чисто материальных и кончая
религиозными. Но несмотря на все теории, сама работа продолжалась с увеличением
исцелений. почти при всех видах лечения, не считаясь с теориями и названиями
различных направлений, применялось наложение рук.
Многие до сих пор полагают, что эта способность исцелять есть особый дар,
присущий и дарованный только некоторым лицам, но это не соответствует
действительности, потому что этот дар присущ каждому, хотя некоторые достигают
большего успеха, чем другие, смотря по степени проявления их темперамента в
этом труде. Все имеют возможность развить в себе этот дар.
Нам не хочется особенно распространяться о теории, служащей основой
психическому врачеванию — все различные виды лечения посредством наложения рук,
несмотря на разные сложные теории и названия, принадлежат к нему. Самой
правильной по воздействию будет прана с тем, что мы подразумеваем под жизненной
силой, поэтому мы здесь при объяснении праны прибегаем к определению жизненных
сил.
Жизненная сила лежит в основе всякого физического движения в теле. Она
способствует циркуляции крови, передвижению клеточек, вообще, всем действиям,
от которых зависит жизнь физического тела. Без этой жизненной силы не могло бы
быть жизни, движения, действия. Некоторые называют её Нервной силой — но это
все та же сила, как бы ее не называли. Это — сила, посылаемая напряжением, если
из нервной системы, когда мы желаем привести в движение какой-нибудь мускул. И
именно эта сила заставляет мускул двигаться.
Не стоит подробно обсуждать природу и сущность жизненной силы, так как это
поведет нас в другую сторону от темы обсуждения. Здесь достаточно сказать, что
жизненная сила действительно существует и может быть применена для исцеления
недуга. Электротехники, даже самые выдающиеся из них, ничего не знают об
истинной природе электричества, и все же они удивительно умеют пользоваться и
постигать законы его действия. Так же обстоит дело и с жизненной силой, и чтоб
узнать природу всей Вселенной, человек ежеминутно пользуется этой силой и имеет
возможность применять её с разными целями. Человек снабжается запасом жизненной
силы посредством космической праны, Жизненной силы, и в особенности из
выдыхаемого воздуха. Он обладает также ментальным источником, посредством
которого он притягивает к себе энергию из великих хранилищ, энергию
общеуниверсального разума. В наших книгах «Наука о дыхании» и «Хатха-йога» мы
подробно разбирали эти вопросы и всем изучающим психическое врачевание следует
познакомиться с этими книгами. Эта жизненная энергия находится в мозгу и в
разных нервных центрах тела и берется оттуда для снабжения нуждающихся в ней
слабых частях тела. При помощи нервной системы она распространяется по всем
частям тела. Действительно, всякий нерв запасается жизненной силой и служит
проводом, передающим жизненную силу дальше. Даже больше, каждая клетка в теле,
где бы она ни находилась, и какой бы труд ни совершала, всегда содержит
известную долю жизненной энергии.
Здоровым человеком считается тот, кто обладает значительным запасом жизненной
силы, проникающей во все части тела, освежая, возбуждая и подбадривая его в
повседневной деятельности. Жизненная сила окружает человека как бы аурой, и те
кто приходят в соприкосновение с нею, могут её почувствовать. Человек с
ослабленной жизненной силой чувствует себя плохо, ощущает её недостаток и
достигает нормального состояния только при пополнении запаса жизненности.
В медицинских кругах открыто признают существование жизненной силы, но
расходятся во мнении относительно ее природы. При этом врачи уверяют, что её
нельзя передать за пределы нервной системы того лица, которое порождает или
проявляет её. Но это противоречит действительности опытом тысяч людей, знающих,
что жизненная сила или прана, или магнетизм, называйте это как хотите, может
быть передано телу третьего лица, придавая последнему силу и энергию. Многие
приверженцы и применители этого рода врачевания смутили общественное мнение,
назвав его магнетизмом или магнетическим врачеванием. В этой силе нет ничего
магнетического потому, что она происходит из совершенно иного источника, хотя,
конечно, первопричина всех разновидностей Силы и энергии одна и та же.
Жизненная сила имеет свое собственное предназначение в природе, совершенно
отдельное от магнетизма. Она отличается от всего другого и может быть сравнима
лишь сама с собой.
Все люди в большей или меньшей степени обладают жизненной силой, все имеют
возможность увеличивать ее запасы и передавать другим, исцеляя их от недугов.
Другими словами, всем людям присуще врачевание. Много говорилось о людях
одаренных способностью исцелять, но в действительности все имеют этот дар и
могут его развивать и при известных упражнениях. Это развитие и есть цель нашей
книги.
Основное правило пранического врачевания составляет наполнение больных клеток
свежим запасом жизненной силы или праны, приводящей клетки к нормальной
деятельности и работе. При правильной деятельности клеток орган приобретает
прежнюю энергию, и весь организм вновь оздоровляется, а здоровье — всего лишь
его нормальная деятельность.
Глава седьмая
ЛЕЧЕНИЕ ПРАНОЙ В ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ
Способ лечения посредством наложения рук применяется людьми как-то инстинктивно.
Мать инстинктивно накладывает руку на голову ребенка, прибежавшего к ней с
жалобой, что он упал и ушибся, прикосновение матери сразу успокаивает его боль.
Как часто приходится видеть и слышать, что матери этим способом успокаивают
своих детей. Или, если мы сами ушибемся, мы тоже инстинктивно прикладываем руку
к больному месту. И это дает известное облегчение.
Общепринято лечить головную боль прикладыванием руки, и этим сиделка
успокаивает больного. Эти простые инстинктивные движения составляют основу
применения практического врачевания. Ход лечения до того прост, что почти не
нуждается в обучении, хотя мы собираемся обратить внимание на главные методы,
употребляемые теми, кто достиг выдающихся результатов этим способом врачевания.
Главные способы передачи жизненной силы или праны при лечении следующие:
1. Пристальный взгляд или передача при помощи глаз.
2. Пассы или передача при помощи рук.
3. Дыхание или передача при помощи дуновения.
Все три метода производят должное действие и могут применяться совместно. Ввиду
того, что передача жизненной силы главным образом мысленная, и глаз служит
каналом для передачи мысленной силы, то из этого вытекает, что глаз может
успешно быть использован для передачи жизненной силы при лечении. При
пользовании способом наложения руки на больное место целители заметят усиленное
действие лечения, если при этом они будут пристально смотреть на исцеляемую
часть тела и при этом сосредоточа свои мысли и свою волю, чтобы эта сила
перешла больное место и больные клетки могли бы восстановить свою нормальную
деятельность.
Многие с успехом применяют дыхание при врачевании. При этом большей частью
прямо дуют на больное место, на которое теплое дыхание производит поразительное
оживляющее действие. Но иногда дуют на кусок фланели, прикладывая затем к
больному месту. Фланель задерживает тепло.
Но главным образом передачи жизненной силы при таком врачевании являются пассы
и манипулятивные приемы. Мы сначала обсудим пассы, а потом рассмотрим
манипулятивные приемы.
Положение рук при врачевании можно описать следующим образом: выгните руки и
пальцы, чтобы последние не соприкасались друг с другом. Если пациент сидит, то
приподнимите руки над его головой и затем медленно и постепенно опускайте их
перед ним, кончая быстрыми движениями немного выше колен. Окончив движения,
махните пальцами в сторону, как бы стряхивая с них воду и затем, сомкнув пальцы
и положив ладони на бока больного, поглаживайте его по направлению снизу вверх,
Когда ваши пальцы пойдут выше головы, опускайте их снова перед ним, раздвинув
пальцы. Представляя себе мысленно, что вы купаете его потоком жизненной силы,
исходящей из кончиков ваших пальцев, вы скоро приобретете силу движения, к тому
же каждый целитель применяет собственные излюбленные движения, прибегая к ним
инстинктивно.
Движение рук книзу действует на больного успокоительно, а движение кверху,
перед лицом, возбуждают его к бодрствованию и деятельности.
Существуют разные виды пассов, или движений рук, и их сейчас обсудим. Но
посоветуем читателям ознакомиться с этими различными видами, чтобы не смутиться,
если, например, больной пожелает вдруг быть успокоенным. Свыкнувшись с
движениями, обретаем уверенность, которую нам трудно достичь иначе: тогда и
целитель работает спокойно и может сосредоточить все свое внимание на
врачевании.
1. Продольные пассы — уже отмеченные нами движения рук вдоль тела по
направлению сверху вниз. Их делают по больному месту, где бы оно ни находилось:
на голове груди, руке и т. п. Их всегда делают книзу, а не кверху. Как мы уже
говорили, надо представить себе, что изливаешь поток силы из кончиков пальцев.
Ваши пальцы должны быть разжаты и следует держать руки ладонью книзу. Движения
книзу делаются разжатыми пальцами, а кверху по бокам больного, со сжатыми
пальцами, причем ладони должны быть повернуты к больному.
Расстояние не определяется, оно предписывается инстинктивно каждым, кто быстро
укажет вам правильное расстояние, причем в одних случаях оно будет куда меньше,
чем в других. Если вы сами почувствуете, что расстояние «как раз верное», то
будете довольны и знайте, что вы добились того расстояния, на котором вы
сможете достичь наибольших успехов.
В общем можно сказать, что медленное движение, на расстоянии 3-4 дюймов от тела,
дает чувство покоя и облегчения. Более ускоренное движение, на расстоянии
одного фута, производит более оживляющее действие, вызывая деятельность и
энергию в частях тела. Еще более возбуждающее действие достигается еще более
быстрыми и сильными движениями на расстоянии двух футов от тела. Эти пассы
способствуют оживлению кровообращения и поднятия деятельности органов.
2. Поперечные пассы — движения, производимые поперек больного места. При этом
следует повернуть ладони боком или наружу, Это требует особого поворота кисти,
но к нему легко привыкнуть. Поставив руки в правильное положение, протяните их
боком перед телом или перед его частью, но при обратном движении переверните
ладони во внутрь, чтобы они оказались друг против друга, а не повернуты одно от
другой, Эти движения очень помогают при лечении больных, страдающих от прилива
крови. Иногда бывает очень полезно применять этот способ врачевания до лечения
продольным движением.
3. В некоторых случаях весьма рекомендуется пользоваться так наз.
«подставлением ладони». При этом ладонь руки подставляется к больному месту на
расстоянии в шесть дюймов приблизительно, или даже немного ближе, и не
отнимается в продолжение нескольких минут. Обычно это делается лишь одной рукой.
Это происходит возбуждающее и укрепляющее действие.
4. В том же роде т. н. «Подставление пальцев», состоящее в поднесении разжатых
пальцев правой руки к больному месту на расстоянии 6 дюймов, и в держании их
так несколько минут, чтобы жизненная сила могла перейти с кончиков пальцев на
больную часть тела. В некоторых случаях этот способ оказывается успешнее всего.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.