СОЗНАТЕЛЬНОЕ
САМОВНУШЕНИЕ
КАК ПУТЬ
К ГОСПОДСТВУ НАД СОБОЙ
Авторизованный перевод
с французского и предисловие
Мих. Кадиш
Печатается по изданию Э. Куэ «Сознательное самовнушение как путь господства над собой», Берлин, 1932.
Предисловие1
Сознательное и бессознательное «Я»8
Воля и воображение9
Внушение и самовнушение12
Как научиться применению сознательного самовнушения?16
Применение внушения для лечебных целей19
Как практически применять сознательное самовнушение?22
Преимущества метода23
Как действует внушение?25
Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах.26
Несколько случаев излечения28
Заключение32
Что достигается самовнушением?32
Отрывки из писем, адресованных Э. Куэ37
Мысли и изречения Эмиля Куэ49
Советы и указания ученикам и последователям55
На «сеансах» у Эмиля Куэ58
Заметки о пребывании Эмиля Куэ в Париже в октябре 1918 года66
Все обо всем!68
Чудо внутри нас72
Каким должно быть воспитание детей?76
Предисловие
Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача — сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, — во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно свульгаризацией,с искажением и извращением «нового слова».
Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.
Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате — благодаря извращенному толкованию и неправильному применению — подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который в предисловии к своей книге: «La psychologie de la suggestion et de l'autosuggestion» говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода — его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».
С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.
В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.
Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, — он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, — но, во всяком случае, сам метод, как таковой, — с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов — заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.
Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили»
больного от врача. Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, — повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, — продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода — быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.
Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.
***
Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.
Задачи книжки Эмиля Куэ — совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.
Не будучи по натуре своей кабинетным ученым, подойдя лишь в зрелом возрасте вплотную к интересовавшей его проблеме и после длительных наблюдений «конструировав» свой метод, — Куэ с самого начала отдал всё свои силы его практическому применению. Неустанно работая, день за днем, год за годом, он дал — и продолжает давать — на десятках тысяч - примеров
доказательство высокойпрактическойценности нового метода.
Его цель — помочь всем и каждому. Он спешит жить. Его с утра ждут десятки и сотни страждущих. Он знает, он убежден, что, научив их применению метода самовнушения, он им поможет. У него нет и не может быть времени для теоретической работы, для углубления метода. Он принадлежит людям, живому делу, любви к ближнему, И недаром во Франции он заслужил имя «друга человечества».
Работа Куэ длится непрерывно около 25 лет. Но начало ее относится еще к более раннему периоду: в 80-х годах прошлого столетия он, скромный аптекарь из небольшого городка возле Нанси, стал внимательно приглядываться к работе известных французских ученых, проф. Льебо и Бернгейма, родоначальников «научного гипнотизма». Подмечая практические недостатки гипнотического лечения, зорко следя за дальнейшим состоянием здоровья многочисленных пациентов, Куэ задумывался над созданием собственного метода. В основу его, вместо принципа подчинения психики пациента воздействию гипнотизера, он с самого начала положил развитие самодеятельности больного. От специальной и узкой в своем практическом применении терапевтической формы гипнотического внушения, Куэ перешел, таким образом, к самовнушению, которое, по его мнению, является действительно могущественной, действительно универсальной психической способностью человека. Дальнейшим фазисом развития метода было установление взаимоотношения между сознательной волей и воображением. Вопрос этот подробно и наглядно изложен на последующих страницах. Здесь достаточно лишь отметить, что этот принцип представляет собою попытку последовательного развития учения о подсознании, конструированного школой Фрейда, Брейера и других.
Долгое время — свыше 15 лет — Куэ не решался применять свой новый метод. Первые практические попытки, относящиеся к началу нынешнего столетия, в полной мере подтвердили его предположения. Сперва осторожно и робко — в кругу близких друзей и родных, — потом все более расширяя круг своих пациентов, Куэ, к началу войны имел уже обширную аудиторию. Война не приостановила его работы, но, конечно, сузила ее рамки. Однако и под обстрелом германских орудий он продолжал оказывать в Нанси свою активную и бескорыстную помощь.
Расцветом его славы было появление в 1918—19 гг. книги профессора Ш.Бодуэна. Выдающийся ученый, профессор Женевского института Жан-Жака Руссо, он собрал в своем труде все достижения нового метода, подверг строгому научному анализу его основные предпосылки и установил его взаимоотношение с другими видами психотерапии. Книга проф. Бодуэна имела огромный успех: ее переводы на английский и другие языки вызвали большую литературу. Имя Куэ стало сразу популярным в Старом и Новом Свете.
Характер деятельности Куэ должен был, естественно, измениться. Аудитория в Нанси стала притягательным пунктом для представителей всех рас и народов. С другой стороны, мировая слава заставляет Куэ очень часто покидать маленький французский городок: его живую проповедь можно услышать сейчас нередко и в Женеве, и в Риме, в Канзасе, в Лондоне, в Амстердаме, в Нью-Йорке. И повсюду — в десятках центров — образовались теперь ячейки его верных учеников и последователей, — институты его имени, продолжающие его дело и работающие теоретически и практически над развитием и совершенствованием метода самовнушения.
Из этих институтов — как самостоятельное научное учреждение — следует особо отметить основанное проф. Бодуэном в Женеве Общество Психологии и Психотерапии, насчитывающее в своих рядах целый ряд видных ученых, представителей медицинской, психологической, философской и др. наук. Упомянем хотя бы имена профессора Бове, профессора А.Адлера, д-ра П.Жане, д-ра К.Юнга и нашего соотечественника профессора Б.Вышеславцева. Эмиль Куэ состоит почетным членом этого общества.
***
Мы указывали уже, что предлагаемая книжка преследует чисто практические цели. Её задача — ознакомление с новым методом, преподание практических указаний и демонстрация многочисленных примеров.
В этом отношении задача осуществлена автором блестяще. Перед тем, кому выпала на долю большая радость присутствовать на одном из публичных сеансов в Нанси, встает картина того общего воодушевления, большого психического подъема и редкой по своей напряженности атмосферы доверия и веры, в которой звучит для всех многочисленных слушателей «проповедь» Эмиля Куэ. Там, в его аудитории, которую внешне справедливо сопоставляют с Лурдом, слова «учителя» приобретают особый смысл и значение: они падают на уготовленную этим психическим подъемом почву и воочию творят большое чудо душевного перерождения.
Естественен поэтому вопрос, который должен встать перед каждым читателем предлагаемой книжки: может ли самостоятельное ознакомление с методом почитаться достаточным для правильного его применения и для достижения успешных результатов?
На вопрос этот следует ответить с величайшею осторожностью. В своей живой речи в своей книге Куэ настойчиво и неоднократно подчеркивает: «я не чудотворец и не целитель, — я никого не исцеляю и не лечу, — я только учу людей, каким образом они сами могут себя исцелять и лечить». Принципиально — по существу самого метода — это вполне справедливое и в высшей степени важное указание. Весь метод зиждется целиком и исключительно на обнаружении и развитии психической самодеятельности человека. Но недаром на страницах этой книжки читатель найдет на каждом шагу упоминание о «руководителе», о наставнике, об его роли в проведении подготовительных опытов, в производстве предварительного внушения и т. п.
Необходим ли такой руководитель? И возможно ли достижение благоприятных результатов одним лишь самостоятельным применением метода?
Мы уже знаем, что основными элементами: метода являются два положения: с одной стороны, преобладающая рольсамовнушения,и, с другой, необходимость развития и воспитаниявоображения(в противоположность воле), как рычага и двигателя всего нашего психического, а в конечном итоге и физического бытия. Но самовнушение в томсознательноми намеренном его применении, которое способно пробудить в человеке всемогущую способность «овладения собой», всегда необходимо предполагает наличность какого-то толчка извне, какого-то руководящего начала. Таким толчком может быть или сильное эмоциональное переживание: напряженный аффект, или большой душевный подъем, какой мы наблюдаем в аудитории в Нанси, - или же хотя и более длительная, но, несомненно, более активная и целесоответственная методическаяподготовка,— постепенное развитие способности самовнушения. С другой стороны, такого же внешнего воздействия требует и воспитание воображения. Самый процесс самовнушения, требующий, как увидит читатель, наивозможно более полного выключения волевых функций, предполагает развитие в субъекте способностиконцентрации,способности подвергать себя в более или менее полное пассивное состояние, и нуждается, следовательно, тоже в соответствующей подготовке.
То и другое достигается наиболее целесообразно при помощипредварительного внушения.Понятно поэтому, почему проф. Бодуэн в последнем издании своей книги указывает на то, что «постороннее внушение в процессе развития самовнушения играет зачастую необходимую и, во всяком случае, всегда полезную роль. Тот факт, что некоторые лица оказываются способными к самовнушению без предварительной подготовки, подтверждает вполне теоретическое положение, что главным и основным моментом является именно самовнушение. На практике же отнюдь не следует умалять значения постороннего внушения... так как оно является, в конечном счете, наиболее простой и существенной формой подготовки и упражнения».
Это постороннее внушение, играющее в методе Куэ столь значительную роль, должно соответствовать, однако, своему назначению. Прежде всего, оно должно производиться в бодрственном состоянии, без усыпления пациента. Гипнотическое внушение противоречило бы принципу развития самодеятельности и было бы возвратом к старым методам психического воздействия. Во-вторых — и это наиболее важно — постороннее внушение не должно быть самодовлеющим, не должно ограничиваться одним лишь устранением тех или иных болезненных проявлений. Такое воздействие было бы временным, непрочным и весьма ограниченным по результатам. Целью подготовительного внушения может и должно быть, по словам проф. Бодуэна, «исключительно развитые способности самовнушения».
Ясно, таким образом, что в огромном большинстве случаев предварительная подготовка неизбежна и необходима. Она требует со стороны руководителя добросовестного, чуткого и осторожного отношения к пациенту, некоторого технического навыка и в первую очередь основательного изучения метода.
Специальные познания при такого рода руководительстве не являются — как общее правило — непременным условием. Необходимо настойчиво подчеркнуть мысль, проводимую всеми последователями Э. Куэ, что подготовка к правильному применению метода — задача в неизмеримо большей степенипедагогического,нежели терапевтического характера.
Это отнюдь не исключает, конечно, желательности и необходимости осуществления ее врачами. Никто, конечно, в такой мере не знает психики пациента, как именно врач. И врач может поэтому достичь наиболее разительных результатов. Не отрицая, тем не менее, принципиально права и возможности каждого культурного добросовестного последователя нового метода быть егопрактическим проводником,мы подчеркиваем еще раз, что нормальным развитием метода в будущем должно быть его теснейшее соприкосновение с научной медициной.
***
Значение и роль метода самовнушения велики и бесспорны. Помимо его благотворного, а порою и чудесного воздействия на физическое и душевное здоровье человека, он выполняет свою высокую задачу воспитательного характера. Пробуждая в человеке новую, неизведанную в своих возможностях способность, вызывая к жизни целый ряд дремлющих сил, он, прежде всего, создает внутри нас твердую опору, надежный рычаг для руководства всем нашим внутренним мироощущением и нашим активным проявлением самих себя во вне. Устраняя болезненные прирожденные и благоприобретенные препоны к свободному самоопределению нашей воли, самовнушение создает в нас органическую гармонию и цельность. Развивая в нас веру в самих себя и доверие к нашим собственным силам, оно дает нам возможность быть активными творцами нашей собственной жизни.
Этим сознанием большой ценности метода Эмиля Куэ и обуславливается наша скромная попытка первого ознакомления с ним русских читателей.
МИХ. КАДИШ
Нашими поступками управляет не воля, а воображение.
Внушение или, точнее, самовнушение — понятия, на первый взгляд, совершенно новые, — на самом же деле они стары, как мир.
Новы они потому, что до настоящего времени их мало изучали, а вследствие этого мало и знали; стары же они потому, что существуют с первого дня появления на земле человека. И действительно: самовнушение есть орудие, присущее нам от рождения. Это орудие или, вернее говоря, эта сила обладает невероятным, совершенно непостижимым могуществом, которое, в зависимости от тех или иных обстоятельств, порождает чрезвычайно печальные последствия. Изучение этой силы полезно для каждого из нас, — особенно же необходимо оно врачам, судьям, адвокатам и педагогам.
Уясняя себе возможность сознательного применения самовнушения, человек, прежде всего, избегает опасности вызывать в окружающих его людях дурные самовнушения, последствия которых могут быть опасны и гибельны; наряду с этим он приобретает возможность сознательно способствовать возникновению благих самовнушений, благодаря которым выздоравливают страдающие телесными недугами, обретают душевное равновесие неврастеники, больные духом и вообще все жертвы бессознательных самовнушений и возвращаются на путь истинный морально заблудшие.
Сознательное и бессознательное «Я»[1]
Кто хочет правильно понять явления внушения или, точнее говоря самовнушения, тот должен уяснить себе, что в нас заложены одновременно два существа, коренным образом отличающиеся одно от другого. Оба эти существа разумны; но в то время как одно из них сознательно, другое — бессознательно. Именно поэтому наличности этого второго существа мы обычно не замечаем.
Между тем убедиться в этом вовсе не трудно: достаточно присмотреться поближе к некоторым явлениям и немного над ними подумать. Приведем хотя бы несколько примеров.
Всем известно, что такое сомнамбулизм; все знают, что сомнамбул, лунатик, небудучи разбужен и сам не проснувшись,встает посреди ночи с постели, иногда одевается, иногда же неодетым выходит из комнаты, спускается по лестнице, идет куда-нибудь по длинному коридору, что-то там делает, исполняет иногда даже большую работу, — возвращается затем к себе в комнату, ложится вновь спать, а на утро приходит в изумление, находя неожиданно законченной работу, которую он прервал накануне вечером. Работа исполнена фактически им, хотя он сам и не имеет об этом ни малейшего представления. Какой же силе повиновалось его тело, если не силе бессознательной, если не его же бессознательному «я»?
Возьмем далее весьма частые, к сожалению, случаи delirium tremens у алкоголиков. В припадке бешенства больной хватает первое попавшееся орудие, нож, молоток, или топор и яростно обрушивается на каждого, кто по несчастной случайности оказывается подле него. Как только после такого припадка человек вновь приходит в себя, его охватывает чувство омерзения при виде кровавого зрелища, предстающего перед его взором; он совершенно не помнит, что только что сам был его виновником. Разве и здесь этим несчастным могло руководить что-либо иное, как не его бессознательное «я»?[2]
При сравнении нашего сознательного «я» с бессознательным оказывается, что сознательное обладает очень часто дурной, ненадежной памятью, в то время как память, присущая «я» бессознательному, превосходна и непогрешима: она, совершенно незаметно для нас, с величайшей точностью отмечает все самые незначительные события и факты нашей жизни. С другой стороны, эта память чрезвычайно легковерна и без всякой критики воспринимает все, что ей говорят. Так как, однако, наше бессознательное «я» при посредстве мозга оказывает решающее влияние на деятельность всех наших органов, то в результате мы наблюдаем явление, кажущееся нам на первый взгляд совершенно невероятным: нашему бессознательному «я» достаточно вообразить, что тот или иной орган функционирует правильно или неправильно или что то мы испытываем то или иное ощущение, как действительно этот орган начинает работать соответствующим образом и мы действительно получаем то или иное, представленное нашим бессознательным «я», ощущение.
Бессознательное «я» заведует не только отправлениями всех наших органов, но и управляет всеми нашими поступками, чем бы они ни вызывались.
Мы называем его воображением, и оно то именно, вопреки установившемуся мнению, служит двигателем всех наших поступков, — даже вопреки нашей воле и как раз особенно в тех случаях, когда между обеими этими силами возникает конфликт.
Воля и воображение
В энциклопедических словарях понятие «воля» определяется обычно, как «способность свободного самоопределения к тем или иным действиям». Мы принимаем это определение за непогрешимую истину. На самом же деле оно совершенно неправильно, ибо воля, в которую мы так незыблемо верим, неминуемо терпитпоражениевсякий раз, как только вступает в конфликт с воображением. Этот законнепреложный,не знающий никакихисключений.
Это кощунство! это парадокс! скажете вы. Нисколько. Это истина, чистейшая истина, отвечу я вам.
Если вы хотите в ней убедиться, откройте глаза, взгляните вокруг себя и постарайтесь уяснить себе то, что вы видите. Вы поймете тогда, что мое утверждение — не теория, взятая из воздуха или порожденная больным мозгом, а лишь простое выражение того, чтоимеется в действительности.
Предположим, что перед нами на полу доска в 10 метров длины и в 25 сантиметров ширины. Само собой разумеется, каждый легко пройдет по ней с одного конца до другого и при этом ни разу не оступится. Изменим, однако, условия нашего опыта и допустим, что та же доска соединяет в виде мостика две башни высокого собора.
Разве сумел бы кто-нибудь сделать по такому мостику хотя бы несколько шагов? Найдется ли среди моих слушателей хоть один, кто отважился бы на такой подвиг? Конечно, нет. Вы не сделаете и двух шагов, как вас охватит дрожь, и, несмотря на все напряжение вашей воли, вы неминуемо упадете.
Почему же, однако, вы не падаете, когда доска лежит на полу, и почему вы должны непременно упасть, если она прикреплена высоко над землей? Просто-напросто потому, что в первом случае вы представляете себе,воображаете,что вам вовсе не трудно пройти с одного конца доски до другого, тогда как во втором случае в вашем воображении возникает представление, что вы этого сделатьне можете.
Заметьте себе, что у вас быложеланиепройти по доске: достаточно было вам, однако, вообразить, что вы пройти не можете, как это действительно становится для васабсолютнонемыслимым.
Кровельщики и плотники ходят свободно по доскам, расположенным на большой высоте, — но именно: потому, что у них развиваетсяпредставлениеоб этой возможности.
Ощущение головокружения вызывается только нашим представлением о том, что мы можем упасть. Это представление превращается мгновенно в действительность,несмотря на все напряжение нашей воли;это превращение совершается тем более быстро, чем сильнее мы боремся с нашим представлением.
Возьмем человека, страдающего бессонницей. Когда он не производит усилий, чтобы уснуть, он лежит в постели совершенно спокойно. Чем больше, однако, он будетхотеть,стараться уснуть, тем это ему будет труднее и тем больше он будет возбуждаться.
Всякий из нас наблюдал, вероятно, что когда мы забываем чье-нибудь имя и ломаем себе голову, стараясь его вспомнить, оно ни за что не приходит нам на ум; как только, однако, мысль: «я забыл», мы заменяем; другой: «я сейчас вспомню», — так спустя самое короткое время, без всякого напряжения с нашей стороны, имя действительно всплывает в нашем сознании.
Если среди вас есть велосипедисты, пусть они вспомнят, как они учились ездить. Они садились на велосипед, судорожно сжимали обеими руками руль и были всецело во власти боязни упасть. Заметив неожиданна посреди дороги небольшой камень или едущий на ветру экипаж, они старались избегнуть препятствий, но чем больше употребляли для этого усилий, тем неизбежнее было для них столкновение.
А кому из нас не приходилось испытывать приступа смеха? И разве не замечали мы, что смех становится все сильнее и сильнее, чем больше мы стараемся от него удержаться?
Что же происходит в нас во всех этих случаях? Я нехочуупасть, ноне могу,удержаться; яхочууснуть, ноне могу;мнехочетсявспомнить имя этого человека, но яне могу; я хотел быизбегнуть препятствия, ноне могу; хотел быудержаться от смеха, ноне могу.
Совершенно очевидно, что, во всех этих конфликтах, всякий раз без исключениявоображениеберет верх над волей.
Разве — по аналогии с этим — не наблюдаем мы постоянно, что командир, становящийся во главе отряда, легко увлекает его за собою в атаку, — между тем как один только крик: «Спасайся, кто может!» — почти неминуемо вызывает неудержимое бегство? Чем же это объясняется? Исключительно тем, что в первом случае у солдат пробуждаетсяпредставление,что они должны идти вперед, в атаку, тогда как во втором случаевоображениеговорит им, что они побеждены и только поспешным бегством могут спасти себе жизнь.
Панург, несомненно, учитывал заразительное действие примера, точнее говоря, влияние воображения, когда во время плавания на корабле, желая отомстить одному ехавшему с ним вместе купцу, купил у него самого большого барана и бросил его в море: он знал, что все стадо тотчас же кинется следом за ним.
Нам, людям, тоже в большей или меньшей степени присуще это стадное чувство. Вопреки своему желанию, мы неминуемо следуем чужому примеру, только потому, чтопредставляемсебе, будто иначе поступить мы не можем.
Я мог бы привести еще тысячу таких же примеров, но боюсь утомить ваше внимание. Тем не менее, я не могу обойти молчанием еще одного факта, который наглядно покажет вам, каким невероятным могуществом обладает воображение, иначе говоря, нашебессознательное«я» в его борьбе с нашейволей.
Есть много алкоголиков, которым очень хотелось перестать пить, но которые не в силах удержаться от вина. Порасспросите их, — они вам совершенно искренне скажут, что у них большое желание начать трезвый образ жизни, что вино им просто-напросто противно, но что их неудержимо тянет к вину, вопреки их воле, вопреки тому, что они прекрасно сознают, какой вред им оно причиняет.
Точно так же и многие преступники совершают преступленияпомимо своей воли,и если вы их спросите о мотивах, они вам ответят: «Я не мог удержаться, меня толкало что-то, что было сильнее меня».
И алкоголики, и преступники говорят чистейшую правду: они вынуждены делать то, что они делают, и при этом только потому, что ихвоображениеговорит им, что они удержаться не могут.
Как бы не гордились мы нашей свободною волей, как бы твердо не верили в то, что мы вольны в своих действиях, — на самом деле мы только жалкие марионетки в руках нашего воображения. Но как только мы научаемся управлять нашим воображением, так сейчас же приходит к концу эта наша печальная и ничтожная роль.
Внушение и самовнушение
После всего нами сказанного мы можем сравнить воображение с бурным потоком, который неудержимо увлекает попавшего в него, несчастного человека, несмотря на все его старания достичь спасительного берега. Поток этот кажется нам неукротимым. На самом же деле нам достаточно его изучить и узнать те законы, которые им управляют: тогда мы сумеем направить его в другое русло, сумеем поставить на нем турбину и превратить его силу в движение, в тепло, в электричество.
Если этот пример вас не удовлетворяет, мы можем сравнить воображение с диким конем без узды и без повода. Что остается всаднику, как не отдаться на волю такого коня и мчаться, куда тот захочет? Очень часто, конечно, он может при этом сломать себе шею и очутиться во рву. Но достаточно всаднику наложить узду на коня, как роли тотчас же меняются. Уже не конь несет всадника, а всадник направляет коня, куда хочет. Уяснив себе огромную силу нашего бессознательного «я» или, что то же, нашего воображения, вы убедитесь сейчас из моих слов, что эта, на первый взгляд, неукротимая сила поддается так же легко обузданию, как бурный поток или бешеный конь.
Но для этого, прежде всего, необходимо дать точное определение двум понятиям, которые очень часто употребляются без достаточного понимания их истинного значения. Эти понятия —внушениеисамовнушение.
Что такое, в сущности, внушение? Мы могли бы определить это понятие, как «процесс внедрения определенной мысли в мозг другого человека». Но существует ли такой процесс в действительности? В сущности говоря, нет. В качестве самостоятельного процесса внушения не существует: его необходимейшей предпосылкой, без которой оно вообще немыслимо, служит то, чтобы оно у лица, поддающегося внушению, превратилось всамовнушение.Последнее же понятие мы определяем, как «внедрение определенной мысли нами самими в нас же самих». Мы можем сделать человеку внушение, но если бессознательное «я» этого человека внушения не воспримет, если оно его, так сказать, не «переварит», превратив его при этом всамовнушение,то внушение, как таковое, ни малейшего результата не достигнет.
Мне неоднократно приходилось внушать самые простые и заурядные мысли людям, обычно очень легко поддающимся внушению, причем все мои усилия были бесплодны. Объясняется это тем, что бессознательное «я» в этих случаях отказывалось воспринимать внушение и не превращало его всамовнушение.
Применение самовнушения
Я указал уже на то, что мы можем овладеть и научиться управлять воображением, все равно как направить в спокойное русло бурный поток или укротить дикого коня. Для этого необходимо, во-первых, убедиться, что это возможно (на самом деле это почти никому неизвестно), а во-вторых, узнать способ, как осуществить это в действительности. Способ этот чрезвычайно простой. Сами того не желая и не замечая, совершенно бессознательно мы применяем его изо дня в день с самого нашего рождения. К сожалению, однако, мы часто применяем его неправильно и при этом во вред самим же себе. Этот способ — не что иное, каксамовнушение.
Вместо того, чтобы воспринимать, по обыкновению, бессознательное самовнушение, необходимо применять самовнушения сознательные. Это производится следующим образом. Сперва следует тщательно обдумать объект предполагаемого самовнушения и лишь затем, в зависимости от тех или иных доводов разума, повторить несколько раз, не думая ни о чем постороннем: «Это сбудется или, наоборот, это пройдет, — так будет или не будет...» и т. п. Если наше бессознательное «я» воспримет это внушение, т. е. превратит его в самовнушение, то внушенное представление осуществится с буквальною точностью.
В таком пониманиисамовнушениесовпадает с тем, что я понимаю подгипнотизмом,который я определяю наипростейшим образом, каквлияние воображения на душевное и физическое естество человека.
Влияние это бесспорно. Чтобы не возвращаться к предыдущим примерам, я приведу несколько других.
Если вы убедите себя в том, что вы можете сделать что-либо, само по себевозможное,— то вы это сделаете, как бы вам это ни было трудно. Если же, наоборот, вывообразите,что не можете сделать какой-нибудь самой простой вещи, то вы действительно окажетесь не в состоянии ее осуществить и самый ничтожный бугорок покажется вам непреодолимой горной вершиной.
Это явление мы наблюдаем у неврастеников: считая себя неспособными ни на малейшее усилие, они действительно очень часто не могут пройти и десяти шагов, не испытав при этом ощущения невыносимой усталости.
Такие неврастеники при попытке выйти из владеющего ими тяжелого и подавленного состояния погружаются в него все больше и больше, — все равно как утопающие, которые, стараясь спасти свою жизнь и выплыть на поверхность воды, при каждом таком: своем усилии опускаются все глубже и глубже на дно.
Совершенно так же обстоит дело и с любым болевым ощущением: человеку достаточно представить себе, что испытываемая им боль проходит, как он действительно чувствует, что она мало-помалу исчезает; и, наоборот, достаточно одного лишь представления о боли для того, чтобы на самом деле ее ощутить.
Я знаю людей, которые заранее предсказывают, что в такой-то день, при таких-то условиях у них заболит голова. И действительно в назначенный день при указанных условиях у них делается мигрень. Они сами вызвали у себя эту боль, в то время как другие обладают способностью — при помощисознательного самовнушения— устранять любые болевые ощущения.
Я превосходно сознаю, что можно легко прослыть сумасшедшим, когда высказываешь мысли, противоречащие твердо установившимся взглядам. Но все равно — рискуя даже таким приговором, я, тем не менее, утверждаю: очень многие люди больны физически или душевно только потому, что онивоображаютсвою болезнь — безразлично, телесную или психическую. Многие совершенно не могут ходить, между тем как у них нет ни малейшего органического повреждения: их неспособность ходить объясняется исключительно тем, что онивоображают,будто у них паралич. Как раз такие больные наиболее быстро достигают поразительных успехов и полного исцеления.
Есть много людей, которые счастливы или несчастны только потому, что онипредставляютсебе самих себя счастливыми или несчастными: из двух людей, находящихся в совершенно равных условиях, один может чувствовать себябезмерно счастливым,другой же -безнадежно несчастным.Неврастения, заикание, различные фобии, клептомания, некоторые виды параличей и пр. — суть не что иное, как результаты воздействия бессознательного «я» на наше телесное и душевное бытие.
Но если бессознательное «я» служит источником многих наших страданий, то оно же, с другой стороны, может способствовать также и нашему исцелению от физических и душевных недугов. При этом оно способно не только устранять им же самим порожденное зло, но и исцелять действительные, реальные заболевания — настолько велико его могущество над нашим организмом.
Попробуйте уединиться у себя в комнате, усядьтесь поудобнее в кресло, закройте глаза, чтобы не отвлекаться ничем посторонним и думайте несколько секунд только об одном: «То-то и то-то проходит», или «То-то и то-то сейчас наступит».
Если действительно в результате этого получится самовнушение — иными словами, если ваше бессознательное «я» усвоит мысль, которую вы в него старались внедрить, то вы тотчас же, к удивлению своему, убедитесь, что мысль эта в самом деле, превратилась в действительность. (Существенной особенностью мыслей, воспринимаемых путем самовнушения, является то, что они живут в нас для нас самих незаметно и что мы узнаем об их существовании только на основании тех внешних проявлений, которые они вызывают). При этом необходимо, однако, соблюдать чрезвычайно важное и существенное правило:применение самовнушения должно совершаться без всякого участия воли.Ибо если воля находится в конфликте с воображением, если вы будете думать: «Я хочу, чтобы то-то и то-то наступило», между тем как ваше воображение говорит: «Сколько бы ты этого ни хотел, этого все-таки не будет», — то в результате вы не только не достигнете желаемого, но получите совершенно обратный эффект.
Правило это имеет решающее значение и объясняет нам, почему лечение душевных заболеваний достигает столь ничтожных результатов, когда усилия его устремляются, главным образом, наперевоспитание воли.Последнее необходимо заменитьвоспитанием, развитием воображения;именно благодаря этой особенности, мой метод достигает успешных результатов также и в тех случаях, в которых терпят крушение другие, очень распространенные способы лечения.
Многочисленные наблюдения, которые я производил ежедневно в течение двадцати лет и которые старался изучать всегда самым тщательным образом, привели меня к нижеследующим выводам, выражаемым мною в форме законов:
В конфликте между волей и воображением во всехбез исключения случаяхпобеждает последнее.
В конфликте между волей и воображением сила воображенияпрямо пропорциональна квадратусилы воли.
Если между волей и воображением разногласия не существует и они устремлены в одном направлении, то равнодействующая сила представляет собою не сумму, а произведение обеих энергий.
Воображение доступно воздействию и управлению.
(Выражения: «прямо пропорционально квадрату силы воли» и «произведение обеих энергий» не следует понимать буквально. Они должны лишь более наглядно иллюстрировать высказанную мысль).
Из моих слов можно было бы вывести заключение, что ни один человек не должен быть болен. В сущности, оно так и есть.Почти все без исключенияболезнимогут быть устраняемыпри помощисамовнушения.Это мое утверждение звучит, правда, очень смело и мало правдоподобно. Но я ведь и не говорю, что все болезнивсегда устраняются;я только утверждаю, что онимогутбыть устраняемы. В этом, конечно, большое и существенное различие.
Для того чтобы, однако, люди могли применятьсознательные самовнушения,им нужно показать, как это делать, — все равно как научают детей читать и писать, как обучают музыке и т. п.
Как я говорил уже выше,самовнушениеесть орудие, присущее нам от рождения. Мы играем им в течение всей нашей жизни, совсем как ребенок игрушкой. Между тем орудие это опасное: при неосторожном, бессознательном пользовании оно может серьезно поранить и даже убить человека.
И, наоборот, присознательномприменении оно становится спасительным средством. Про него можно сказать то же самое, что сказал Эзоп про нашу способность речи: «Это самая хорошая и в то же время самая плохая вещь в мире».
В дальнейшем я постараюсь показать, каким образом каждый человек может сам на себе испытать благодетельное действие сознательно применяемогосамовнушения.
Говоря «каждый человек», я, в сущности, немного преувеличиваю, ибо есть две категории людей, у которых сознательное самовнушение достигается с большим трудом:
а)умственно отсталые, не способные понять того, что им говорят, и
б)люди, которые понять не желают.
Как научиться применению сознательного самовнушения?
Основные принципы метода могут быть выражены в нижеследующих немногих словах:
В каждое данное мгновение можно думать только об одной вещи,— иными словами, две мысли могут проникнуть в наш разум только последовательно, одна за другой, ни в коем случае не одновременно.
Каждая мысль,овладевающая целиком нашим сознанием, становится для нас истиной и стремится превратиться в действительность.
В самом деле: если вам удастся внедрить в больного мысль, что его болезнь исчезает, то она действительно исчезает, если вы вселите в клептомана представление о том, что он не будет больше красть, он действительно перестанет красть и т. п.
Такого рода педагогическое воздействие может показаться на первый взгляд совершенно немыслимым, — на самом же деле оно чрезвычайно просто. Для этого достаточно наглядным путем, — при помощи ряда соответствующих, последовательно проведенных опытов, так сказать обучить человека азбуке сознательного мышления. При строгом соблюдении даваемых ниже указаний, успешный результат, безусловно обеспечен, если только вы не имеете дела с лицами, принадлежащими к одной из двух вышеупомянутых категорий.
Первый (подготовительный) опыт.Ученик должен стать совершенно прямо, вытянувшись неподвижно, как железная балка; ноги его должны быть сомкнуты сверху донизу; подвижными должны быть только лодыжки, все равно как если бы они были шарнирами. Скажите ученику, чтобы он представил себе, что его тело сейчас, — доска, прикрепленная к полу своим нижним концом при помощи петель, что доску эту с большим трудом удалось привести в равновесие; при малейшем толчке спереди или сзади доска без малейшего сопротивления тяжело упадет в направлении толчка. Вслед за этим скажите ученику, чтобы, как только вы его потянете сзади за плечи, он упал, не оказав ни малейшего сопротивления, вам на руки, слегка лишь повернувшись на шарнирах, т. е. так, чтобы его ноги остались по прежнему как бы прикрепленными к полу. Затем действительно потяните его слегка за плечи. Если опыт этот с первого раза вам не удастся, продолжайте его до тех пор, пока не достигнете полного или хотя бы частичного результата.
Второй опыт.Скажите ученику, что с целью показать ему наглядно действие воображения, вы сейчас попросите его усиленно думать: «Я падаю назад, я падаю назад и т. д.»; пусть он при этом не думает ни о чем другом, не проверяет себя, не размышляет над тем, падает ли он действительно или нет, может ли он удариться при падении и т. д.; с другой стороны, он вовсе не должен падать назад из одного только желания оказать вам любезность, он должен только, почувствовав, как его что-то тянет назад, последовать тотчас же этому влечению, не оказывая ему никакого сопротивления.
Вслед за этим заставьте ученика высоко поднять голову, положите ему правый кулак сзади на шею, а левую руку на лоб и скажите: «Думайте: я падаю назад, я падаю назад и т. д.; — вы действительно падаете назад, вы падаете назад» и т. д. В это время ведите слегка левой рукой по направлению к его левому виску поверх ушей, а правую между теммедленно,очень медленно, но равномерно отведите от шеи.
Вы сейчас же почувствуете, как ученик сделает легкое движение назад, а затем либо задержит движение, либо же действительно упадет. В первом случае скажите ему, что он оказал сопротивление, что он не думал о том, что он падает назад, а лишь о том, что он может при падении ушибиться. Это совершенно несомненно, так как если бы у него не было этой мысли, то он неминуемо упал бы, как бревно. Повторите поэтому опыт и говорите на сей раз повелительным тоном, как бы желая заставить ученика вас послушаться. Повторяйте опыт до тех пор, пока не достигнете полного или частичного успеха. При этом рекомендуется стать лучше чуть-чуть поодаль от ученика, левую ногу выставить вперед, а правую назад, чтобы при падении он не увлек вас за собой.
Третий опыт.Поставьте ученика перед собой. Тело его по-прежнему вытянуть, ноги плотно сжаты. Приложите легко, не надавливая, руки к его вискам, смотрите пристально и не моргая на его переносицу, заставьте его думать: «Я падаю вперед, я падаю вперед», повторяйте при этом сами, выговаривая внятно каждый отдельный слог: «Вы па-да-е-те впе-ред, вы па-да-е-те вперед» и не сводите при этом с него глаз.
Четвертый опыт.Заставьте ученика вытянуть руки, сложить их и сжать изо всех сил пальцы так, чтобы в них появилась легкая дрожь. Смотрите на него, как в предыдущем опыте, и надавливайте слегка своими ладонями его руки, как будто стараясь еще крепче сжать их. Скажите ему, что теперь он не может разжать руки; вы сосчитаете до трех и при слове «три» пусть он попробует разжать их, думая непрерывно: «Я не могу, я не могу и т. д.», — он убедится, что это действительно невозможно. Вслед за этим начните медленно считать «раз, два, три» и сейчас же добавьте, опять растягивая слоги: «Вы не мо-же-те, вы не мо-же-те» и т. д. Если ученик в самом деле напряженно думая: «Я не могу, то его пальцы не только не разомкнутся, но будут сжиматься тем сильнее, чем больше он будет стараться их разжать. Он достигнет при этом результата, обратного тому, какой ему бы хотелось. По прошествии нескольких секунд скажите ему: «Теперь думайте: я могу», — пальцы его тотчас же разомкнутся.
Во время этого опыта необходимо все время пристально смотреть на переносицу ученика, а он в свою очередь тоже должен не отводить взгляда от ваших глаз.
Если, тем не менее, он может все-таки разжать руки, не думайте, что это ваша вина. В этом всегда виноват ученик: он не достаточно думал: «Я не могу». Скажите ему это уверенным тоном и начинайте опыт сначала.
Рекомендуется вообще говорить всегда, повелительным тоном, не допускающим никакого непослушания. Этим не сказано, чтобы нужно было повышать голос; наоборот, предпочтительнее говорить обычным голосом, но только резко и повелительно выговаривать каждое слово.
При успехе этого опыта вам удастся, несомненно, и все остальные, — вы достигнете этого без большого труда, если только в точности будете соблюдать данные выше указания.
Некоторые субъекты крайне восприимчивы; это можно сразу заметить по тому, что у них очень легко удаются опыты сведения пальцев и других членов тела. После двух, трех удачных опытов вам уже не приходится говорить: «Думайте о том-то и о том-то»; достаточно сказать, например, просто, но повелительным тоном, каким вообще можно только достигнуть успешных внушений: «Сожмите руку в кулак, — сейчас вы ее уже не в состоянии разжать»; «Закройте глаза, — вы их теперь не можете открыть» и т. п. И действительно, испытуемое лицо не может ни разжать рук, ни раскрыть глаз, сколько бы оно ни прилагало усилий к этому. Как только, однако, спустя несколько мгновений вы ему скажете: «Теперь вы можете» — у него сейчас же наступает расслабление мышц.
Эти опыты можно разнообразить до бесконечности. Я приведу несколько примеров. Ученика заставляют скрестить руки и внушают, что они срослись между собой; кладут руки на стол и внушают, что они приклеились; говорят ученику, что он не может встать с кресла; заставляют его встать и внушают, что он не в состоянии ходить; кладут на стол перо и говорят, что оно весит сто килограммов и что его невозможно поднять и т. п.
Я настоятельно подчеркиваю еще раз, что все эти явления вызываются не вызываютсявнушением,асамовнушением,— внушение лишь извне возбуждает последнее.
Примечание. Вышеприведенные указания имеют исключительно целью научить производству опытов над другими людьми.
Производить эти опыты над самим собой не рекомендуется, так как обычно поставить самого себя в желательные условия не удается и успешные результаты поэтому не достигаются.
Применение внушения для лечебных целей
Проделав вышеописанные опыты и хорошо усвоив себе их сущность, ученик уже подготовлен для восприятия лечебного внушения. Он теперь, как вспаханная нива, на которой может взойти и взрасти брошенное семя. До того же он был невозделанной пашней, на которой семя могло только заглохнуть.
Каково бы ни было заболевание пациента, — безразлично, физическое или душевное, — всегда следует действовать одинаково и говорить одно и то же, изменяя только отдельные выражения, в зависимости от того или иного случая.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.