Посвящаю деду моему, Василию Антоновичу, прошедшему самую жестокую из войн и сумевшему победить.
Автор выражает благодарность Александру Ивановичу Колпакиди за предоставленные материалы и помощь в работе над этой книгой.
А также — Николаю Михайловичу Петрову-Воджи за интересные рассказы и замечательные стихи.
Содержание
Ещё один великолепный миф, или Необходимое авторское предуведомление.
Часть первая. Оккультные тайны НКВД.
1.1. Апокалипсис начала XX века, или Истоки советского оккультизма.
1.1.1. «Что день грядущий нам готовит?»
1.1.2. Тамплиеры, розенкрейцеры, масоны, мартинисты — кто они?
1.1.3. Теософское Общество Елены Блаватской.
1.1.4. Георгий Гурджиев — философ и мистик.
1.1.5. «Великий Восток народов России».
1.2. Игры под ковром, или Тайные общества в борьбе за власть.
1.2.1. Две задачи ВЧК—ОГПУ.
1.2.2. Ленинградские масоны и розенкрейцеры.
1.2.3. Новый Сен-Жермен.
1.2.4. Рыцари московского Храма.
1.2.5. «Кремлёвская ложа».
1.3. Три «Б» в поисках Шамбалы, или Провал тибетской экспедиции.
1.3.1. Александр Барченко и Гиперборея.
1.3.2. Глеб Бокий — главный шифровальщик страны Советов.
1.3.3. Яков Блюмкин: судьба террориста.
1.3.4. «Единое трудовое братство»: путь в Тибет.
1.4. Битва за Гималаи, или Николай Рерих в "святая святых".
1.4.1. Подготовка плацдарма.
1.4.2. Николай Рерих и его Учителя.
1.4.3. Развенчанный Тибет.
1.4.4. ЧП в ЕТБ.
1.5. «Чёрная книга», или Разгром «Единого Трудового Братства».
1.6. «Властелин мира», или Краткая история психотронного оружия.
1.6.1. Институт мозга и электромагнитная гипотеза.
1.6.2. Гипноз на службе у НКВД.
Часть вторая. Оккультные тайны СС.
2.1. Истина в рунах, или Оккультные корни национал-социализма.
2.1.1.Теософия на немецком языке: Гвидо фон Лист и другие
2.1.2. И снова — тамплиеры.
2.1.3. Рудольф фон Зеботтендорф — основатель Общества Туле.
2.2. Копьё судьбы, или Адольф Гитлер — мессия Тёмных Сил.
2.2.1. Борьба Адольфа Шикльгрубера.
2.2.2. Апостолы Сатаны.
2.3.2. Ночь Длинных Ножей.
2.3. Ледяной мир, или Генрих Гиммлер изучает магию.
2.3.1. Ультиматум Ганса Гербигера.
2.3.2. «Чёрный Орден» у власти.
2.4. «Аненербе», или На оккультном фронте без перемен.
2.4.1. «Аненербе» на раскопках и в лабораториях.
2.4.2. Теория полой Земли.
2.4.3. «Окончательное решение»: теория и практика.
2.5. «Где высадятся союзники?», или Астрологи на военной службе.
2.5.1. Триумф венгерской астрологии.
2.5.2. Ясновидящая из «Красной капеллы»
2.6. Последнее жертвоприношение, или Крах одной Идеи.
2.6.1. Тайна субмарины «U-465».
2.6.2. «Наш конец станет концом вселенной!»
2.7. Расстрелянный оккультизм, или Новая версия новейшей истории.
Список литературы.
Фотоархив.
Ещё один великолепный миф,
или Необходимое авторское предуведомление.
Перед тем, как начать свой рассказ о периоде расцвета оккультных наук в истории Наркомата Внутренних Дел и Schutzstaffeln (организации, известной у нас под устрашающей аббревиатурой «СС»), мне бы хотелось предупредить читателя, что
во-первых, я — убеждённый материалист.
Где-то даже воинствующий материалист. Я не верю в оккультные силы и в то, что ими возможно управлять и как-то использовать для достижения вполне конкретных целей. Все известные проявления деятельности оккультных сил или деятельности людей, называющих себя Посвящёнными, представляются мне или ловким мошенничеством, или выдумками чистейшей воды. Тем не менее, я не могу не признать, что в истории человечества случались эпохи, когда оккультные науки оказывали заметное влияние на принятие тех или иных значительных политических решений, а значит, изменяли сам ход истории и судьбы большого количества людей. Маги и астрологи приживались при любом дворе и при любой партии. Даже сегодня (и может быть — особенно сегодня), в век атомной энергии и термоядерных бомб, в век «Боингов» и «Мигов», в век микрокомпьютеров и генной инженерии — Вы, открыв газету, можете встретить рекламное объявление очередного мага-астролога, приглашающего доверчивых людей узнать и исправить свою судьбу.
Однако не следует переоценивать возможности влияния оккультизма на истори-ческий процесс. Это влияние ограничивается только лишь верой отдельный людей в Миф о достижимости политических или социальных выгод с помощью оккультных ритуалов. Оно велико настолько, насколько велика вера этих людей и насколько высокое положение в своём обществе они занимают.
Например, вера Адольфа Гитлера в Миф оккультизма привела к тому, что на ка-кое-то время изменилось миропонимание целой нации. Ничем хорошим это закончиться не могло. Вспомнить хотя бы знаменитую астрологическую дуэль Гитлер—Черчилль (о ней подробно рассказывается в главе 2.5 настоящей книги), которая закончилась сокрушительным разгромом гитлеровских войск на юге Италии. В СССР более рационалистически (и даже скептически) рассматривался вопрос о возможности использования оккультных наук на благо "пролетариев всех стран", но совершенно игнорировать Миф представители соответствующих служб не могли, и потому были затрачены определённые средства и предприняты необходимые действия. Кроме того, молодая страна Советов нуждалась в атрибутах новой идеологии, в символике, имеющей глубокие исторические корни и таким образом обращающейся к сокровенной памяти социума, а символика подобного рода имеет самое прямое отношение к оккультным знаниям.
С другой стороны, Вторую мировую войну выиграли солдаты, танки и самолёты, а не маги в высоких колпаках, вооружённые "тайными знаниями". Значит, влияние Мифа оккультизма на историю XX века чрезвычайно слабо и может рассматриваться только как косвенное.
Впрочем, и совсем игнорировать его мы не имеем права: у истории не должно быть белых пятен или запретных тем. Рассказу о том, какие формы принимало взаимо-действие между НКВД (СС) и оккультными деятелями первой половины XX века, и посвящена настоящая книга.
во-вторых, я считаю историю многовариантной.
В том смысле, что всякий новый исторический документ, будучи впервые опуб-ликованным, представляет нам новый вариант истории. Это не означает, что я не верю в существование документа до момента его публикации — просто я помню, что ещё очень много документальных материалов ждут своей очереди на обнародование, и, следовательно, нельзя, выступая в качестве автора работы на историческую тему, пре-тендовать на звание истины в последней инстанции и заявлять, что твой вариант исто-рии наиболее верен и полностью соответствует исторической реальности.
Перед Вами лишь одна из возможных трактовок истории. Насколько она полна и непротиворечива, судить не мне. Думаю, что если в скором времени появятся новые материалы, связанные с историей оккультизма в СССР или в Третьем Рейхе, мы убе-димся, что моя версия тех событий с реальностью и рядом не лежала: какая-то часть материалов будет объявлена фальшивкой или продуманной мистификацией; другие свидетельства могут оказаться неполными и т.д. и т.п. Но с историческими исследова-ниями всегда так было и всегда так будет. Остаётся только смириться и пытаться ана-лизировать историю на основании тех фактов, которыми мы располагаем на сегодняш-ний день.
в-третьих, я понимаю под оккультизмом всю совокупность дисциплин, опери-рующих понятиями, не признаваемыми официальной наукой.
Сюда относятся магия (во всех её разновидностях), астрология (и другие способы предсказания судьбы), методики неконтактного воздействия на человека, связанные с паранормальными явлениями (в частности, телепатия) и так называемые «Тайные Уче-ния», на которых основывают свою деятельность тайные общества и секты. Оговорю сразу единственное исключение: гипноз в рамках этой работы тоже рассматривается как разновидность оккультной науки. Дело в том, что в начале века феномен гипноза всерьёз воспринимался только оккультистами. Об этом пишет, например, в своей монографии «Магия и гипноз» знаменитый д-р Папюс (Жерар Энкоссе).
Определение оккультизма, включающее в себя все вышеперечисленные явления, представляется мне исчерпывающим и не требующим дополнительных разъяснений.
в-четвёртых, в этой книге нет сенсационных исторических открытий.
Целиком и полностью эта книга является компиляцией на указанную в заголовке тему. С самого начала я, не имея доступа к секретным архивам, старался ставить перед собой реальные задачи, то есть обращался только к открытым источникам. Как ни странно, и в открытых источниках (все они перечислены в конце книги) информации оказалось вполне достаточно для того, чтобы более-менее подробно представить себе картину взаимодействия оккультистов со спецслужбами довоенного и военного перио-дов. То есть, в этой книге нет ни одного факта, по сию пору не опубликованного. Всё это уже где-то было, кем-то так или иначе описывалось. Однако материал был чрезвы-чайно разрознен, что-то повторялось от источника к источнику, что-то, наоборот, не-правомерно отсекалось. Поэтому свою задачу я видел прежде всего в том, чтобы систе-матизировать имеющиеся сведения, расставить факты в хронологическом порядке и последовательно, без спешки, рассказать Вам, читатель, о том, что же происходило с оккультными науками в Советском Союзе и Третьем Рейхе в период с 1917 по 1945 годы.
И только Вам решать, насколько мне это удалось.
Автор
Часть первая
Оккультные тайны НКВД
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля минова-ли, и моря уже нет.[...]
И услышал я громкий голос с неба, гово-рящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его на-родом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее про-шло».
Иоанн Богослов «Апокалипсис»
«Вместо того, чтоб гнить в глуши,
дыры латать, считать гроши,
можно, пожалуй, шутки ради
что-нибудь сделать от души.
Во изумленье стад земных,
пастырей их и всех иных,
скажем, начать с высот астральных,
благо рукой подать до них».
Михаил Щербаков
1.1. Апокалипсис начала XX века,
или Истоки российского оккультизма.
1.1.1. «Что день грядущий нам готовит?»
Любой век заканчивается апокалипсисом.
Собственно, процесс замены старого новым идёт перманентно и вне зависимости от системы летоисчисления — просто круглые даты напоминают очередному поколе-нию, что и его век скоротечен, время собирать камни, подводить черту, подбивать баб-ки — а потому воспринимаются особенно болезненно. Для всякого поколения наступ-ление нового века — время апокалипсиса. Обычно сопровождаемое разгулом "потусто-ронних" сил, безумными пророчествами и необычайными открытиями. Об одном таком апокалипсисе, случившемся совсем недавно, мы в этой главе и поговорим.
XIX век стал переломным для всего человечества. Ни одна нация (кроме, пожа-луй, каннибалов Амазонки), ни одно государство (кроме, пожалуй, Монголии) не могло игнорировать всё ускоряющийся процесс, который назовут впоследствии «научно-техническим прогрессом». Открытия в области физики, химии, астрономии, медицины перевернули представления человека о мире. О темпах, с которыми изменялась среда человеческого обитания, вы можете судить по нижеприведённому краткому перечню наиболее значительных (и ключевых для научно-технического прогресса) открытий и нововведений XIX-го века.
1802 год. Шотландский инженер Уильям Саймингтон строит первое пригодное к эксплуатации паровое судно с лопастным колесом на корме, названное «Шарлотта Дундас».
1807 год. Знаменитый физик Гей-Люссак открывает закон расширения газов и изобретает барометр.
1814 год. Английский изобретатель Джордж Стефенсон конструирует паровой локомотив. Сэр Гемфри Дэви открывает электрическую дугу.
1820 год. Профессор физики Ханс Эрстед проводит серию опытов, наглядно де-монстрирующих связь между электрическими и магнитными явлениями.
1824 год. Сади Карно публикует монографию «Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу», в которой излагаются теоретические основы теплотехники.
1827 год. Немецкий учёный Георг Ом открывает закон связи между силой тока, электродвижущей силой и сопротивлением.
1828 год. Ньенс приготовил так называемые «асфальтовые снимки» (прототип фотографии).
1831 год. Англичанин Майкл Фарадей открывает явление индукции. Его теория послужила толчком для проведения экспериментов по передаче сообщений на большие расстояния.
1844 год. По телеграфной линии Балтимор-Вашингтон, проложенной под руково-дством Морзе, отправлена первая телеграмма.
1855 год. Генри Бессемер предлагает принципиально новый способ производства стали.
1859 год. Чарльз Дарвин публикует книгу «Происхождение видов».
1860 год. Французский инженер Жан Ленуар получает патент на газовый двига-тель внутреннего сгорания. Патенты на ДВС выдавались и ранее, однако заслуга Ле-нуара в том, что он первым внедрил их в широкую эксплуатацию.
1867 год. Альфред Нобель получает патент за изобретение динамита.
1869 год. Дмитрий Менделеев выводит периодический закон, положенный затем в основу периодической системы элементов.
1870 год. В Лондоне начинает функционировать первое (ещё паровое) метро.
1873 год. Генрих Герц открывает электрические колебания и волны.
1876 год. Николас Август Отто конструирует первый четырёхтактный газовый двигатель внутреннего сгорания.
1877 год. Американец Белл разрабатывает бытовой телефон. Сразу вслед за ним Томас Эдисон патентует фонограф (прообраз граммофона). В этом же году появляются «свечи Яблочкова», разрешая назревшую проблему освещения с помощью электричества.
1879 год. Вернер Сименс выдвигает проект электрической железной дороги.
1883 год. Густав де Лаваль конструирует первую паровую турбину.
1884 год. Первый в мире дирижабль «Ла Франц» совершает полёт, который на-чался и закончился в одной точке. Чарльз Парсонс вводит в эксплуатацию многосту-пенчатую реактивную турбину.
1892 год. Рудольф Дизель получает свой первый патент за изобретение двигателя совершенно новой конструкции, названного впоследствии его именем.
1895 год. Немецкий физик Рентген открывает Х-лучи. Братья Люмьер проводят первую публичную демонстрацию документального фильма.
1898 год. Супруги Кюри открывают радиоактивные элементы — полоний и ра-дий.
1900 год. Впервые в истории морское судно («Кайзер Вильгельм дер Гроссе») ос-нащается радиотелеграфом.
Понятно, что столь значительные открытия и нововведения повлияли не только на изменение мировоззрения нескольких поколений, но и на весь уклад их жизни. По-думать только, проживи Пушкин ещё лет десять, и он вполне мог бы диктовать свои стихи телеграфисту!
Совершенно безболезненно подобные перемены пройти не могли. Очень многие сумели перестроиться на ходу, включиться в ритм и оценить все достоинства прогрес-са. Однако были и другие. Новому "чудесному" миру ближайшего будущего, прояв-ляющего себя через открытия и нововведения, они предпочли "традицию", как более надёжную и проверенную во всех смыслах платформу для собственного бытия. На этой весьма умозрительной границе между необходимостью принятия нового и желанием сохранить привычные установки, разделявшей духовную сферу всякого человека, жившего в конце XIX-го века, возникали самые причудливые гибриды и даже чудовища, до которых ой как далеко самым жутким уродцам, описанным Иоанном Богословом.
Понятно, что с нарастанием изменений, привносимых учёными и изобретателями в мир, всё более острой становилась нужда в такой мировоззренческой концепции, ко-торая примиряла бы одно с другим, восстанавливая нарушенное равновесие в духовной и социальной сферах. Традиционные религиозные догматы уже не отвечали на вопро-сы, которые ставила перед человеком новая реальность (в том числе и на главный из них: «Что день грядущий нам готовит?»). Соответственно, появился интерес к другим — альтернативным — путям поиска истины и равновесия. Интерес этот стимулировал формирование учений, основанных на так называемой «мудрости Древних», Учителей, которые уже сталкивались с подобной проблемой и вроде бы отыскали удовлетвори-тельное решение. На низшем социальном уровне такой подход привёл к расцвету сек-тантства, на более высоком — к возникновению оккультных кружков и целых тайных обществ с вполне разработанными и обширными программами.
Секты и оккультные кружки существовали всегда, однако именно на конец XIX-го века пришёлся особенный пик их деятельности. Россия не стала исключением. Ув-лечение оккультизмом во всех видах достигло такого размаха, что даже члены царской семьи вступали в тайные оккультные общества, а при принятии стратегических реше-ний обращались за советом к пророкам и астрологам.
Наиболее сильное влияние на формирование российского оккультизма оказали европейские тайные общества. Это объясняется прежде всего тем, что со времён Петра I европейская культура преобладала в России, служа своего рода ориентиром развития. С другой стороны, большинство европейских тайных обществ основывали свои учения на христианской традиции, что позволяло русским последователям глубже и быстрее проникать в суть учений. Даже более поздние оккультные системы, включающие в равной степени эзотерику и Запада, и Востока, пришли в Россию из Европы.
Впрочем, современные исследователи [34] отмечают, что российские оккультные общества носили самодеятельный характер, не обладая устойчивыми организационны-ми связями с зарубежными центрами. Например, если в XVIII-ом веке русские масон-ские ложи открывались после специального разрешения лож европейских, следивших за точным соблюдением уставов и орденским делопроизводством, то в последнее деся-тилетие XIX-го века и в два первых — XX-го оккультные образования имели вполне автономный характер, не вступая в организационные связи с подобными образования-ми Старого Света.
Поскольку символика и архетипы, предложенные самыми различными оккульт-ными тайными обществами Запада, определили во многом и символику советского ок-культизма, попробуем разобраться, что же из себя представляли классические оккульт-ные общества Европы и России, чем они отличались друг от друга, какие цели пресле-довали.
Чтобы облегчить уважаемому Читателю жизнь и не заставлять его обращаться к дополнительным справочникам, по каждому из обсуждаемых обществ я буду приво-дить краткую историческую справку.
1.1.2. Тамплиеры, розенкрейцеры, масоны, мартинисты — кто они?
В отличие от сект, структура которых основана на жёсткой централизации с при-знанием безусловного авторитета в лице главы секты, оккультные кружки и тайные общества образуются на принципах равноправия всех прошедших инициацию. Сущест-вуют, конечно, различные "степени посвящения", однако любой из членов общества без ограничений и в процессе самосовершенствования может претендовать на более высокий статус — вплоть до статуса главы общества или ордена.
На таком принципе построено одно из древнейших известных нам оккультных обществ — Орден Тамплиеров.
Слово "тамплиер" происходит от латинского "templum", что означает "храм", по-этому тамплиеров очень часто называют "Храмовниками" или "Рыцарями Храма". Происхождение названия связано так же с тем, что этот духовный рыцарский орден, возникший во времена крестовых походов, первоначально квартировался в бывшем храме Соломона в Иерусалиме.
В 1118-ом году девять храбрых и благочестивых рыцарей под руководством Гуго Пайенского и Готфрида Сент-Онорского составили общество "для охраны пилигримов, следующих к Святым местам". Они выбрали своей покровительницей Кроткую Матерь Божию ("La douce mere de Dieu") и поклялись посвятить свои мечи, силу и саму жизнь защите таинств христианской веры. Кроме того, они приняли обет целомудрия и бед-ности.
Орден Тамплиеров был построен по военному принципу: младший по чину член Ордена беспрекословно подчинялся старшему. Глава Ордена, гроссмейстер, обладал практически неограниченной властью.
Тамплиеры мечтали о водворении на земле Царства Мира и Единения всех наро-дов, для чего занимались эзотерическими изысканиями и поиском единой межконфес-сиональной церковности на основе учений гностиков — чрезвычайно замкнутой алек-сандрийской секты, существовавшей в начале первого тысячелетия. Гностики интер-претировали христианские мистерии в соответствии с языческим символизмом. Они искали (и полагали, что нашли) Истину с большой буквы. Основой её они считали Гно-сис (от греческого слова "gnosis" — "знание"), то есть тайное знание о Боге, мире и подлинной духовной природе человека, открытое пророками и сохраняемое эзотериче-ской традицией.
Подобно гностикам, тамплиеры полагали, что обладание подобным знанием, удо-стоиться которого могут лишь избранные, само по себе ведёт к Спасению. Зло в мире считалось возникшим изначально в результате "ошибки технологии". Уничтожение его происходит лишь постепенно в ходе мирового процесса восстановления планировав-шейся гармони, ускорить который помогают опять же пророки и божественные по-сланники.
Бог, по учению гностиков, скрыт и непознаваем. Но в то же время это — верхов-ный истинный Бог. Большинство же людей (не относящихся к гностикам) поклоняются неистинному Богу, образ которого они запечатлевают в форме икон и фресок. Между тем это — всего лишь производная от истинного Бога; отец не мира, но "лжи этого мира", то есть Диавол. Впрочем, для гностиков Диавол был не отцом зла, а всего лишь неудачником и жертвой собственных заблуждений [53].
Тамплиеры, в частности, позаимствовали у гностиков символ Андрогина. Для них это был оккультный образ вселенского единения. Его изображали в виде фигуры с крыльями, восседающей на кубе. На голове — факел с тремя языками пламени. Правая рука мужская (с латинской надписью "solve" — "разрешай"), левая — женская (с над-писью "cоagula" — "сгущай"). Беда в том, что у Андрогина была козлиная голова; её рога, борода и уши складываются в опрокинутую пентаграмму. У христианских иерар-хов эта голова, понятное дело, ассоциировалась с Дьяволом. И впоследствии факт по-клонения Андрогину был поставлен тамплиерам в вину.
Между тем, эта пентаграмма в ранней христианской символике олицетворяла пять ран Иисуса или, в числовом толковании, двойственную природу Христа: божественную и человеческую. По концам пентаграммы расставлялись еврейские буквы "йод", "хе", "шин", "вав" и "хе", составляющие имя Иисуса. Буква "шин" (или "самех") — это пятнадцатый аркан Таро, карта Диавола, однако не как олицетворения мирового зла, а как символ обновления и Спасения через преодоление зла. У тамплиеров он назывался Бафометом [1].
Несмотря на обет бедности, принятый первыми "храмовниками", уже в XIII-ом веке Орден владел девятью тысячами замков и его рыцари стали крупнейшими ростов-щиками Европы. Ордену целиком принадлежал остров Кипр. О несметных богатствах тамплиеров ходили легенды.
Будучи подчинёнными одному только папскому престолу и являясь его орудием для распространения папского влияния, тамплиеры пользовались рядом привилегий, предоставленных им Римом: их избавляли от пошлин на съестные припасы, от десяти-ны и других налогов; также они были освобождены от всяких феодальных повинностей и присяг. Судить и отлучать их мог только сам папа.
После падения Иерусалимского королевства центр Ордена переместился в Евро-пу. Большая часть тамплиеров вернулась во Францию, которой правил тогда король Филипп IV Красивый. Постоянные войны с феодальными сеньорами настолько исто-щили французскую казну, что Филипп не брезговал самыми "грязными" методами, чтобы её пополнить. Именно он придумал обрезать поступающие в казну монеты, "облегчая" таким образом национальную валюту. Естественно, что сказочное богатство тамплиеров привлекло его внимание.
При поддержке Папы Римского Климента V (бывший архиепископ Бордо Бертран де Гот) 13 сентября 1307-го года Филипп Красивый отдал приказ арестовать всех тамплиеров, проживающих во Франции, и наложить секвестр на имущество Ордена под предлогом, что его руководители собирались покинуть страну, прихватив свои сокровища. Тамплиерам инкриминировалось совершение обрядов поклонения сатане (Андрогину) и мужеложство. Сразу же отыскались свидетели, которые под присягой дали показания против Ордена, обвиняя его членов во всех смертных грехах. В частности, утверждалось, что при вступлении в Орден неофита заставляли три раза отречься от Спасителя и плюнуть на крест; что неофиту внушали, будто содомский грех достоин всяческой похвалы; что верёвка, которую тамплиеры днём и ночью носили поверх сорочки как символ целомудрия, освещалась тем, что её обвивали вокруг истукана, изображающего собой Андрогина, и так далее и тому подобное.
Несколько позже папа Климент V издал буллу «PASTORALIS PRAEMINENTIAE», в которой брал под защиту действия Филиппа и призывал всех го-сударей Европы последовать его примеру. В ходе "следствия" тамплиеры подвергались разнообразным и самым чудовищным пыткам; часть храмовников была казнена на ко-стре. В 1311-ом году на XV Вселенском соборе Орден был упразднён. Климент V зая-вил, что впредь под страхом отлучения название ордена тамплиеров не будет больше упоминаться, никто больше не станет в его ряды, никто больше не станет носить его одежду» [51].
Впрочем, этот приказ в конечном итоге исполнен не был: в 1801 году Наполеон I (Бонапарт) возродил Орден в виде полусветской организации. Как аристократический клуб он существует во Франции и по сей день.
* * *
С уничтожением Ордена тамплиеров желание познать тайные стороны устройст-ва мира и использовать это знание на благо человечества не прошло: упавшее знамя подхватили розенкрейцеры.
Братство розенкрейцеров (или «Общество братьев Креста и Розы») было основа-но в Германии для занятий религиозными, оккультными и естественнонаучными опы-тами. Общество сформировалось на базе одной из мистических сект, называвшейся «Братством Pозового Креста», и под влиянием идей философа-мистика Якова Беме и теолога Иоганна Валентина Андреа. Членство в Братстве приписывается таким знаме-нитым людям как Френсис Бэкон, Готфрид Лейбниц, Рене Декарт, Вольфганг Гёте.
Свой отсчёт известная история розенкрейцеров ведёт с издания в 1614-ом году манифеста под названием: «Fama Fraternitatis» («Весть о Братстве»). Однако сами ро-зенкрейцеры возводили её к известному реформатору и солнцепоклоннику, фараону Эхнатону (Аменхотепу IV). Потерпев неудачу с введением в Египте культа единого бога, фараон якобы посвятил в него нескольких избранных, которые и пронесли это знание через века. Хранителями знания Эхнатона были и Моисей, и Соломон, и Пифагор, и Корнелий Агриппа.
Главным же своим идеологом и основателем Братства розенкрейцеры считали некоего Христиана Розенкрейца («Christian Rosie Cross», по определению розенкрейцеров — Прославленный Отец и Брат C.R.C.), немецкого учёного, освоившего оккультную науку в таинственном арабском городе Дамкаре и умершего 106-ти лет от роду. Согласно легенде, вернувшись из Дамкара, C.R.C. решил посвятить свою жизнь делу реформации наук и искусств. Для выполнения этой миссии он призвал трёх братьев из монастыря, где прошла его юность, взяв с них клятву свято хранить доверенные секреты. Эти четверо разработали секретный шифр и, как утверждает «Весть», солидный словарь, в котором все формы мудрости были классифицированы во славу Господа. Тогда же розенкрейцеры составили ряд документов, регламентирующих цели Братства и способы их достижения. Когда один из членов Братства умер, было решено, что место погребения братьев должно держаться в секрете. Вскоре же и сам Отец C.R.C. собрал всех розенкрейцеров, чтобы подготовить своё символическое погребальное место.
С этим местом также связано несколько легенд розенкрейцеров, одна из которых, например, гласит, что членам Братства долгое время было неизвестно, где находится тело Отца C.R.C., и лишь счастливая случайность позволила обнаружить гробницу. Во время перестройки Дома Святого Духа (так называлась тайная резиденция розенкрей-церов), один из братьев обнаружил замурованный ход, ведущий в маленькое помеще-ние о семи стенах и семи углах. В центре этого помещения стоял круглый алтарь, на котором лежали медные пластины со странными письменами. В каждой из семи стен была небольшая дверь, за которыми обнаружились комнаты, набитые ящиками с древ-ними книгами и секретными инструкциями.
Сдвинув алтарь в сторону, братья нашли массивную медную крышку. Подняв её, они увидели тело Отца C.R.C., который, несмотря на прошедшие с момента его смерти 120 лет, выглядел так, будто бы только что был помещён в могилу. Тело было одето в одежды Братства, в одной руке была Библия, а в другой — манускрипт из пергамента. После тщательного исследования секретного захоронения медную крышку снова во-друзили на место, а гробницу запечатали. Братья повели обычную жизнь, но дух и вера их укрепились после чудесного открытия [53].
Розенкрейцеры ставили перед собой задачу изменения человеческого общества в эзотерическом духе. «Все люди должны осознать свою взаимосвязь с миром невиди-мым, с Космосом, — говорили розенкрейцеры, — и стараться не нарушать космиче-ского равновесия. Их можно этому научить; для этого они должны читать книги и проходить розенкрейцерские посвящения» [1].
«Тот, кто примет это знание, — писали розенкрейцеры в другом своём манифе-сте, известном под названием «Признание Братства Розы и Креста учёной Европе», — станет мастером всех искусств и ремёсел; ни один секрет не будет ему недоступен; все хорошие работы прошлого, настоящего и будущего будут ему доступны. Весь мир предстанет как одна книга, а противоречия науки и теологии будут преодолены. [...] Двери мудрости сейчас открыты миру, но только тем, кто заработает эту привиле-гию, Братья сами представятся, потому что это знание запрещено открывать даже нашим собственным детям. Право восприятия духовной истины не может быть на-следственным: оно должно возникать в душе каждого человека само по себе» [53].
Степеней посвящения у первых розенкрейцеров было три. Тогда, считали они, возможно достижение триединой цели розенкрейцерства. Цель первая — "реформа", а точнее, объединение науки, философии и этики на основе метафизики, для осуществ-ления которого они вырабатывали символический язык. Цель вторая — исцеление всех больных и полная ликвидация болезней, для чего они при помощи алхимии искали Эликсир Жизни. Цель третья — "устранение всех монархических форм правления и за-мена их правлением избранных философов" [53]. Впрочем, об этой последней цели го-ворили только в узком кругу высших посвященных.
Роза в символике розенкрейцеров означала материю (согласно метафизике — вечную и неизменную), возрождающиеся силы природы, а крест был символом оплодотворяющего духа; это, в принципе, те же инь и янь, то есть символы женского и мужского начала.
Расцвет розенкрейцерства приходится на XVII-й век. Между 1614-ым и 1620-ым годами было издано около 200 произведений братьев. Очень быстро розенкрейцеры обрели ореол "всемогущества". Очень многие современники и поздние исследователи приписывали им чудесные способности. В их интерпретации Братство розенкрейцеров предстаёт перед нами как секретное общество людей, обладающих сверхчеловечески-ми, если не сверхъестественными, силами. Рассказывают, будто они были способны предсказывать грядущие события, проникать в глубочайшие тайны Природы, превра-щать железо, медь и олово в золото, приготавливать Эликсир Жизни, или Универсаль-ную Панацею, с помощью которого они могли сохранять вечную молодость [53].
Розенкрейцеров преследовали, но не очень активно и главным образом со сторо-ны церкви, упрекавшей их в использовании "дьявольской" символики и фаллической интерпретации креста. Впрочем, времена костров уже миновали, да и сами розенкрей-церы усиленно подчеркивали свою приверженность христианской вере. Лишь в 1620-ом году Адам Хазелмейер, секретарь эрцгерцога Максимилиана, был сослан на галеры за участие в "делах розенкрейцеров". Известно также, что пятеро розенкрейцеров были повешены в Германии за принадлежность к Братству.
Свою роль в том, что масштаб репрессий по отношению к розенкрейцерам был заметно меньшим, чем по отношению к злосчастным тамплиерам, сыграло и более по-следовательное желание Братства сохранить свои достижения в тайне. Конспирация была настолько совершенной, что до сих пор толком не известно, существовало ли Братство на самом деле или все эти легенды и символы придуманы сравнительно не-большим кружком немецких интеллигентов того времени. Точно известно, что к концу XVIII-го века Братство более не афишировало свою деятельность, окончательно уйдя в "подполье".
* * *
Как бы там ни было, но и у розенкрейцеров вскоре нашлись последователи. Они хорошо известны нам, потому что практически с момента основания своего общества и по сей день активно участвуют в делах политики. Они именуют себя масонами.
Масонское тайное общество было образовано в начале XVIII-го века и первона-чально представляло из себя профессионально-ремесленный союз. В союз входили так называемые "каменотёсы свободных камней" (от латинского словосочетания: "sculp-tores lapidum liberorum"). "Свободными камнями" ("free-stones") в свою очередь назывались в Англии мягкие каменные породы — вроде мрамора или известняка — использовавшиеся для тонкой барельефной работы.
В эпоху готического стиля франкмасонами называли квалифицированных строи-тельных рабочих. Позднее, когда различие двух категорий каменщиков утратило прак-тическое значение (XIV век) цехи каменщиков называют безразлично то просто масон-скими, то франкмасонскими.
Масонские ложи — братства — лишь постепенно выделились из цехов в виде особой организации. При этом братство, более сплочённая и дружная часть цеха, хра-нит традиции морального общения и взаимопомощи. Члены цеха уже могут и не быть членами братства, а с другой стороны для поступления в братство не требуется быть цеховым рабочим. Древнейший документальный случай принятия в масонскую ложу постороннего лица относится к Эдинбургской ложе: 3 июня 1600 года в ложу был при-нят сэр Джон Бозуэль, лорд Очинлекский. Присутствие знати в шотландских ложах становится с тех пор заурядным явлением.
В те времена для приёма в братство нового члена требовалось собрание из пяти или шести франкмасонов. Обряды инициации заключались в сообщении неофиту тай-ных знаков, "посредством которых члены общества узнают друг друга, где бы они не находились", и сопровождались банкетами по установленному ритуалу. Новички (как, например, в Шотландии) в день приёма дарили "братьям" перчатки и давали обещание оказывать им помощь на случай старости, болезни или безработицы [51].
Как и любое уважающее себя тайное общество, сами масоны возводят свою пре-дысторию к глубокой древности. Посвящаемым в масонские таинства рассказывалась легенда о мастере-каменщике Хираме Абиффе, которого ещё царь Соломон нанял для строительства храма в Иерусалиме (заметим в скобках, что речь идёт о том самом хра-ме, в котором заседали тамплиеры). Все работники, занятые на строительстве, делились на три разряда, и у каждого разряда были свои тайные знаки и слова, по которым царь вручал им соответствующую плату. Но вот трое низших работников (называемых по масонской традиции: Jubela, Jubelo, Jubelum) задумали узнать знаки и слова высших, для чего подстерегли Хирама и потребовали раскрыть тайну под угрозой смерти. Сами масоны рассказывают об этом так:
«У Хирама был всегда обычай в полдень, как скоро людей позовут на отдых, ид-ти в святая святых, приносить свою молитву истинному и живому Богу; тогда трое убийц стали у восточных, западных и южных дверей храма. На севере не было входа, потому что лучи солнца никогда не падают с этой стороны.
Хирам, кончив свою молитву к Богу, пришёл к восточной двери и встретил при ней Jubela, который решительным образом потребовал у него мастерского прикосно-вения? Хирам отвечал ему, что не в обычае требовать этого прикосновения таким тоном, и что он сам получил его не так; Хирам прибавил, что он должен ждать, и что время и терпение это сделают. Хирам сказал ему дальше, что не во власти его одного открыть это (прикосновение) и что может это сделать только в присутст-вии Соломона, царя израильского, и Хирама, царя тирского.
Недовольный этим ответом ударил его по шее 24-дюймовым масштабом. Хирам после этого поступка его побежал к южной двери храма и там встретил другого, ко-торый спросил у него мастерское прикосновение и слово таким же образом, как пре-жде первый, и получил от своего мастера тот же самый ответ, другой нанёс ему удар наугольником в левую грудь, заставивший его покачнуться. Пришедши в себя, Хи-рам пробежал к западной двери — единственное оставшееся средство уйти, но этот проход стерёг третий, который спросил его в том же смысле и получил такой же ответ, нанёс ему страшный удар по голове каменщицким молотом, что и причинило ему смерть.
После того убийцы вынесли тело Хирама в западную дверь, и скрыли его под му-сором, до двенадцати часов следующей ночи, когда они, по уговору, сошлись и похоро-нили его на скате холма в могиле в шесть футов глубиной, вырытой от востока к за-паду» [51].
Таким образом Хирам был убит; преступников же впоследствии изобличили и наказали смертью. Поздние ритуалы посвящения в каждую из степеней представляли собой "театрализованное повторение" эпизодов этой легенды. Приёмные залы масонских лож были убраны чёрным и украшены символами смерти. Посвящаемому наносили символические удары, изображающие раны Хирама. В конце церемонии ему вручались знаки масонского достоинства, а также орудия-атрибуты, символизирующие принадлежность к каменщикам.
В XVIII-ом веке масоны приобрели особенно большую силу и популярность. На-чиная с 1722-го года их организации распространились по Шотландии и Англии, Франции и Испании, Баварии и Пруссии.
В отличие от розенкрейцеров, масоны довольно быстро разработали сложную систему посвящений ("градусов"), в которой было от трёх до тридцати трёх различных степеней, каждой из которых соответствовала своя доля информации. Свой "градус", а тем самым и свою степень посвящения в тайны организации, каждый масон обязан был хранить в глубокой тайне.
Сколько бы ни было степеней, все они, в сущности, представляют собой градации трёх важнейших: ученика, товарища и мастера. Ученик "должен почувствовать свою тьму, пороки и научиться работать, повиноваться и молчать"; ему вручалась лопатка (мастерок), которую он должен был "полировать своей работой. В обязанности това-рища входило научиться "изощрять свой разум" и ощущать астральный план. Мастер же был учителем, "гуру", осознавшим идею жизни и смерти, имеющим ключ к пониманию всех трёх степеней духовного роста.
В символике масонов преобладает атрибутика всё той же легенды о строителях храма Соломона: угольник и циркуль, фартук и лопатка-мастерок. Кроме них фигури-руют ещё «Пламенеющая Звезда» и раскрытая книга.
Масонскую символику можно встретить в самых неожиданных местах. Например, на однодолларовой банкноте находится изображение масонских символов: пирамида с «Оком Божиим» наверху и щит Давида в виде двух наложенных друг на друга тетрактид (13 звезд). Это легко объяснимо, поскольку и Бенджамин Франклин и Джордж Вашингтон (первый президент США) были членами масонских лож.
Впрочем, одни и те же символы можно толковать по-разному. Так и масону на каждой новой ступени посвящения открывали новый смысл символа — более высокий. К примеру, «Око Божие» — лучезарный треугольник со стилизованным глазом внутри — для ученика трактовался как символ внимания, познания триединства всего сущего; для товарища — символ невидимого света, "третьего глаза"; для мастера это — Солнце, свет и опора нашей солнечной и десятичной системы, но также и Бог Непознаваемый, Саваоф гностиков, Абсолют буддистов, Дао, Единое, одним словом — великая Истина Космоса [1].
Считается, что в первым русским масоном был Пётр I (Великий). Будто бы сам Кристофер Врен, знаменитый основатель новоанглийского масонства, посвятил его в таинства Ордена. Предание это находит себе косвенное подтверждение в том высоком уважении, которым имя Петра пользовалось среди русских масонов XVIII-го века.
Первое же безусловно достоверное свидетельство о начале деятельности масонов в России относится к 1731-му году, когда английский гроссмейстер Великой Лондон-ской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером «для всей России». Масонский кружок Филипса собирался весь период прав-ления Анны Иоанновны.
Но настоящая история масонства в России начинается лишь в семидесятых годах XVIII-го века, когда одновременно возникают две масонские системы, пользовавшиеся огромным успехом в обществе. Ложи этих систем — Елагинской и Циннендорфской — работали в первых трёх степенях "иоанновского" (или "символического") масонства, преследовавшего цели религиозно-нравственного воспитания человека. Члены ложи приобретали более широкие, чем раньше, религиозные понятия, глубоко задумывались над вопросами веры и нравственности. По меткому сравнению Павла Милюкова, русское масонство — это "толстовство" XVIII-го века, с его проповедью личного самосовершенствования и "убегания зла".
В 1822-ом году был издан указ, запрещающий масонские ложи в России. От масонов требовались подписки о непринадлежности впредь к ложам и тайным обществам. До сих пор неясны мотивы издания такого указа. По всей видимости, они заключались в том предубеждении, которое имел император Александр против европейского либерализма. Когда за границей началось преследование тайных обществ, русскому правительству показалось, что отечественные ложи также представляют опасность.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.