Авторы:

Юрий Андреев. Три кита здоровья

Предисловие к 14-му официальному изданию

Как мало прожито, как много пережито...

Не кажется ли Вам, читатель, что время невероятно ускорило свой бег и движется воистину стремительно?.. Мне, например, неоднократно приходилось встречаться с читателями, которые полагают, что книга "Три кита здоровья" существовала чуть ли не всегда; встречались и такие, которые без тени сомнения рассказывали мне о том, что занимаются по системе, изложенной в "Трех китах здоровья", чуть ли не полтора-два десятка лет. А между тем первое издание этой книги увидело свет в марте 1991 года, всего-то восемь лет назад! Да, я понимаю, что некоторые ведут отсчет этому изданию с маленькой статьи, которая появилась в журнале "Нева" в 1988 году во втором номере, и породила лавинообразный, невообразимый поток писем, отзывов, телефонных звонков, приездов к автору -обусловленных и неожиданных, но и со времени ее публикации тоже прошло всего лишь 11 лет.

О, сколь многое изменилось за эти годы в жизни и каждого из нас, и всей державы в целом: это не впечатление, а реальность - между той недавней датой и нынешними годами; со всеми последствиями тектонического, вулканического взрыва раскрылась целая новая эпоха, и, может быть, благодаря именно историческим катаклизмам свидетелями и, увы, соучастниками которых мы оказались и возникло чувство огромной временной удаленности, долгой-долгой дистанции от той в общем-то совсем недалекой даты.

Об исторических изменениях в нашей общей судьбе скажу очень коротко: каждый из нас оказался в ситуации, когда государству не до него, не до его здоровья. Спасение утопающих воистину стало делом рук самих утопающих, и следует сказать, что они с немалой долей активности занялись этим более чем насущным для сохранения жизни и здоровья вопросом. И одним из любопытных и безусловно полезных следствий подобного состояния общественной ситуации стало удивительное, едва ли не взрывообразное заполнение книжного рынка литературой, посвященной сохранению здорового образа жизни. Вспоминается, как в послесловии к 1-му изданию "Трех китов здоровья" я призывал граждан объединить усилия с тем, чтобы побудить книгоиздателей печатать произведения, посвященные этой теме. Есть присказка: "Твои слова да в уши Богу!" Потребности самой действительности побудили книжный рынок бойко и по-деловому откликнуться на потребности действительности. Полагаю, что нигде, к сожалению, не существует полной библиографии изданий по этой теме, появившихся за последние годы, ибо центральные библиотеки не получают региональных изданий, да и тех, которые публикуются в крупных городах, тоже с развалом общесоюзной системы книгоиздания в качестве сигнальных образцов не получают. Думаю, однако, что число авторов, выступивших на арену общественной жизни под девизом "Здоровый образ жизни" может сейчас исчисляться тысячами и тысячами человек. Примечательный факт: в августе 1998 года из Соединенных Штатов Америки приезжала ко мне за интервью Эмилия Виленски, врач, один из руководителей центра по изучению альтернативной медицины в России. По ее словам, в этом центре после серьезного аналитического отбора подвергают изучению произведения около двухсот российских авторов, достойных, по мнению американских официальных медиков, представлять в своей работе методы, полезные для укрепления здоровья человека. Не скрою, мне было весьма лестно услышать от представителя официальной, хоть и зарубежной медицины, что у них нет никаких сомнений в первенстве книги "Три кита здоровья" и других работ, вышедших из-под пера Ю. Андреева не только по времени их появления, предшествующего обвальному изданию книг на означенную тематику в России. (Специалистам будет любопытно ознакомиться с изданной в конце 1998 года в штате Флорида книгой Э. Виленски "Альтернативная медицина в России", к сожалению, на английском языке.)

Что же, спрос закономерно породил предложение, и в том потоке книг, в котором мы сейчас находимся, появились новые поколения читателей (и издателей), которые уже и не слыхали о "Трех китах здоровья", которые уверены, например, в том, что эра книг о здоровом образе жизни началась с Г. Малахова; мне не раз уже приходилось с улыбкой замечать, что целый ряд положений и конкретных способов оздоровления заимствован некоторыми старательными авторами и преподносятся то ли как свое открытие, то ли как извлечение из древнекитайских книг, то ли из тибетских монастырей (особенно любопытно было читать о способе очистки суставов с помощью лаврового листа как сокровенной якобы тайне, почерпнутой автором из недр тибетского монастыря). Одним словом, относятся к содержанию "Трех китов здоровья" как к фольклору или тексту мифологической давности. Ну и слава Богу! Лишь бы работал на благо людям и этот текст, и все другие, движущиеся в русле комплексного оздоровления человека.

И все-таки коль скоро, несмотря на множество переизданий названной работы, и она, и ее автор в известной степени выпали из поля зрения новых поколений читателей, должен сообщить им, что за те годы, что протекли с 1991 г., я на месте не стоял. Были написаны, изданы и переизданы такие книги, как "Мужчина и женщина. Путь человеческий -путь звездный", как "Исцеление человека", как "Секрет черепахи", как "Практический лечебник" в 2-х томах (в трех книгах), как "Дольше жизни длится день. Наши возможности и сверхвозможности в построении собственного здоровья", на выходе книга, которую я считаю этапной для себя, "Резонанс Земли и Неба. Теория и практика медитации". Самое главное: все эти книги явились обобщением весьма серьезных наработок, которые их автор осуществлял и проверял прежде всего на самом себе, исполняя роль одновременно и лабораторного животного, и лаборанта, и заведующего лабораторией.

Каковы же в сжатом виде результаты проведенных (и проводимых) экспериментов? Говорю об этом лишь потому, что главным и единственным для меня критерием истины является практика, являются практические результаты. Так вот, каковы же они, подтверждающие истинность избранного пути для автора и тех читателей (и слушателей его курсов), которые готовы прислушаться к его аргументам и фактам?

Первое: многие годы доводится обходиться без помощи докторов. Ну, это еще говорит не о многом, так как в наше время уже достаточное количество нормальных членов профсоюза дозрело до того, чтобы благодаря здоровому образу жизни "позабыть о докторах".

Второе: биологический возраст автора, судя по объективным данным и по физиологическим измерениям, примерно в два раза меньше, чем возраст паспортный. А по ряду параметров (выносливость, работоспособность, быстрота реакции и т.д.) находится на уровне и вообще студенческо-аспирантском. Подобная структура организма уже представляет собой нечто в самом деле значимое, представляющее не только интерес, но и прямое доказательство верности избранного пути.

Третье: видит Господь, никогда я не занимался особенно своим волосяным покровом, и, надо сказать, что за последнее десятилетие он совсем уже на голове было поубавился, но вот и я сам и многие из окружающих стали с удивлением отмечать появление самой что ни на есть настоящей шевелюры на давным-давно облысевшем авторе "Трех китов здоровья". Очевидно, состояние луковиц волос отразило значительно возрастающий с годами общий жизненный потенциал человека. Должен сказать, что в моем поле зрения не столь уж много людей с подобным направлением хода жизненных процессов. К этому же пункту, вероятно, следует отнести и значительно улучшившийся гомеостаз - ход обменных процессов в организме, благодаря которому мой вес вопреки распространенной практике отяжеления с возрастом напротив меньше аспирантского на 8-10 килограмм. И если тогда я выступал в качестве борца-полутяжа, то нынче вышел бы на ковер в среднем, если даже не в полусреднем весе.

Четвертое: значительное возрастание общих возможностей. Так, например, 16 декабря 1998 года с 11 до 15 часов на занятиях с курсантами я пропустил в парилке через свои руки 30 учащихся, отпарил их, выполоскал в проруби, показав, разумеется, как это делается, после чего отправился на прием по экспресс-диагностике и психокоррекции, где работал еще 4 часа, пропустив на этот раз через свои руки еще 10 человек. Итого 40 человек за 8 рабочих часов - при чувстве нарастающей энергии, которое по дороге домой через парк разрядилось в бесшабашном исполнении озорной, не вполне благопристойной песни.

Пятое: мне приятно видеть, как в моем присутствии люди начинают чувствовать себя лучше, как заметно возрастают целительские возможности моих рук.

Шестое: особой темой для особой книги, и даже не одной, является постоянно увеличивающаяся возможность работать на расстоянии по исцелению людей, а также нейтрализации геопатогенных зон.

Седьмое: и т. д., и т. п.

К чему я говорю об этом? Только к тому, чтобы подчеркнуть, для читателей, что тот курс, которым мы двинулись, который избрали некогда, как оказывается совсем недавно, - по пути овладения "Тремя китами здоровья" является реальным, надежным и практически полезным.

И в заключение о самом главном: надеюсь, что читатели помнят - начиная с самого первого издания, книга завершалась "Концепцией Храма Здоровья". Так вот, Храм Здоровья построен, работает, воистину творит чудеса! Никаких спонсоров у меня не было, да, может быть, это и к лучшему, что деньги никаких "нуворишек" не загрязнили те эманации, что исходят от этого высокого, почти пятнадцатиметрового сооружения из соснового бруса, поставленного в месте исходящей из Земли благодатной силы. Храм этот уже сейчас способен преобразовывать, многократно улучшать здоровье тех, кто оказывается внутри него, и пространство вокруг себя. Когда он будет завершен строительством до конца, воздействия эти станут еще более ощутимыми и значительными. От всей души желаю доброго здоровья читателям!

Ю. Андреев. Одиннадцатого апреля 1999 года, Пасха

Предисловие к 11-му изданию

О мертвых - либо хорошо, либо ничего. Я это знаю. Но душа моя скорбит и плачет из-за нелепых, преждевременных смертей, в которых были повинны лишь они сами, мои друзья, мои однокурсники. Один за другим ушли из жизни талантливые люди, члены Союза писателей: сначала известный комедиограф Владимир Константинов, человек чудесной доброй души, а затем и замечательный фольклорист, доктор наук Леонард Емельянов. Дружа и тесно общаясь с ними с первого курса филфака, я десятки лет безоглядно восхищался их блистательным остроумием, неординарностью мышления, доброжелательностью, неподкупной честностью поступков. Каждый из них достоин искреннего панегирика, каждый неповторим.

Был неповторим.

Каждый из них мог бы жить да жить, радуя семью, одаряя всех нас богатствами своей личности, если бы... Если бы ежедневно и ежечасно собственными руками не разрушал свое здоровье.

Когда, например, мне однажды зимой довелось приехать в Дом творчества писателей "Комарове", в номер, откуда выехали В. Константинов и Б. Рацер, написавшие там чудесную пьесу, то трое суток я держал окна открытыми настежь, вымораживая неимоверный табачный смрад, густо пропитавший после них мебель и стены... Когда Л. Емельянов, мой сосед по дому и сотрудник по Пушкинскому дому, садился писать плановую научную работу, он ежедневно варил себе по огромной кастрюле крепкого кофе, в течение трех бессонных ночей прикуривал одну сигарету от другой, а чтобы "заморить червячка", почти непрерывно жевал ломоть за ломтем и палку за палкой твердокопченой колбасы. В итоге на свет рождалась его яркая статья по теории литературы, а в ближайшей перспективе следовали изъятие желчного пузыря и многомесячная больница, а в несколько более отдаленной - старуха с косой!..

Я пишу эти строки поздней осенью 1996 года. Конечно, какое-то количество людей под влиянием принудительной силы реальности сейчас обратилось к здоровому образу жизни: ведь один-единственный лекарственный пузырек стоит подчас мало не полпенсии, а цена вредных привычек нынче куда выше стоимости пресловутой "продовольственной корзины". Да и не только это: видно, что в сознание и подсознание немалого числа читателей литературы, посвященной здоровью (а она, слава Всевышнему, издается сейчас в изобилии на все вкусы, да еще к прежним добрым журналам добавились прекрасные "Целитель" из Гродно и "Целительные силы" из Санкт-Петербурга), прочно вошла необходимость движения, закаливания, рационального питания, регулярных очисток. Но с другой-то стороны: все это характерно в основном лишь для тех, кого уже "клюнул жареный петух", для поживших, но не для вступающих в жизнь. Я даже не о том говорю, что в массе своей они просто хилы и болезненны, но о том, что они чудовищно невежественны в элементарных вопросах здоровья.

Вот в вагон электрички ввалилась буйная команда с рюкзаками: одиннадцатиклассники едут на туристский слет. Первым делом они начали крутить на сто двадцать децибел магнитофон, но согласились, что это занятие не для общественного места. Тогда принялись грызть орехи и семечки, а скорлупу плевать на пол. На замечание отреагировали нормально: стали прятать ее в кулак, дожидаясь, когда же я, наконец, сойду... Конфликтовать - занятие скучное. Я показал им фото миловидной девочки, которое было у меня с собой (получил письмо от ее родителей с трагической просьбой помочь в тяжком заболевании), и попросил указать, чем она больна.

- Да разве по фотографии это возможно? - Можно. Еще проще, чем в натуре. - Ой, а что со мной?..- А со мной?..- А со мной?.. - С вами-то разобраться - дело несложное. Я могу рассказать вам и потруднее: какое съестное лежит у вас в рюкзаках. - А какое? - Картошка, тушенка, макароны. И правда!..

А далее выяснилось, что никто и никогда не рассказывал им о совместимости продуктов, о гибельности для их желудков одновременного выделения щелочи и кислоты, о том, что питаться можно и не только грубой материей, но гораздо более тонкими субстанциями... Они слушали жадно, истово, для них это было жизненно важно, но - слышали они все это впервые, а сколько молодых, подобных им, вообще никогда ничего подобного не слышали и не услышат? Разве что прочтут очередную пошлость в популярной газете о калорийности пищи... Генофонд нации, ее будущее, влекутся они по той же, увы, короткой и топкой тропе, по которой только что уже ушли в небытие неповторимые Владимир Константинов и Леонард Емельянов, как бы передав смертную эстафету следующим поколениям.

С этим-то что делать? С этими-то что делать? Скорбит моя душа...

Предисловие к 7-му изданию

Давным-давно, за миллион лет до нашей эры, а точнее, в 1988 году журнал "Нева" опубликовал мою небольшую статью "Три кита здоровья". Сейчас, когда я пишу данное предисловие, на дворе стоит ноябрь 1994 года, в нашей общей жизни совершился за это время государственный грандиозный слом-катаклизм, но, тем не менее, "Нева" продолжает пересылать мне все новые и новые письма, регулярно поступающие в редакцию по поводу той маленькой давней публикации. Имея некоторое отношение к издательским делам, смею думать, что это - пример воистину мафусаилового долголетия журнальной заметки.

В первые годы после ее выхода в свет шквал писем и звонков, поток посетителей нарастал столь обвально, что я просто вынужден был - во спасение - написать книгу с одноименным названием. Массовым тиражом она впервые была напечатана в московском издательстве "Физкультура и спорт" весной 1991 года, но - парадокс! - работники вышеозначенного издательства свою книгу так никогда и не получили: заказанный ими для себя контейнер бесследно исчез и затем появился далеко на юге, где книгу благополучно продали на десять номиналов за экземпляр. Приключения с нею продолжались в том плане, что, наряду с известными мне, оговоренными переизданиями, за истекший период в обстановке нынешнего юридического беспредела свет увидели и сверхмассовые "пиратские издания", и меня утешает лишь та мысль, что издательские воры люди расчетливые и плохую вещь красть не станут.

Если же говорить серьезно, то становится ясно, что интерес к этой теме (этой книге) определялся и определяется жадным, пристальным вниманием людей к великой фундаментальной ценности своей жизни: к здоровью. Собственно говоря, доброе здоровье есть для нас важнейшее условие самой доброй жизни.

Всем на радость, увидело свет немало прекрасных зарубежных пособий, ходивших раньше в "Самиздате". Множество дельных книг, посвященных сохранению и приумножению здоровья, среди которых я выделяю добросовестные "Целительные силы" Геннадия Малахова, появилось за прошедшие годы. И я рад тому, что эти труды для нас популяризуют, подтверждают и дополняют то, что было сказано в изданных тогда, целую историческую эпоху назад, "Трех китах здоровья". С тех пор появилась моя новая книга "Мужчина и женщина. Путь человеческий - путь звездный", которая также была написана под воздействием мощного напора читателей, неудовлетворенных сдержанным раскрытием в "Трех китах" волнующей темы взаимоотношений мужчины и женщины на всех возможных уровнях. На моем "верстаке" - сейчас и другие книги, представляющие, думается, интерес для общего внимания.

Готовясь к новому переизданию "Трех китов здоровья", я, наряду со стилистической правкой, провел устранение устаревших реалий (ведь исчезли не только иные министерства, на которые я ссылался, но и целые страны). Полагаю, вполне логично я убрал из нее совершенно обветшавшую для наших дней полемику с неким государственным медицинским лауреатом, который не раз печатно обличал меня за утверждение необходимости регулярных очисток организма ("Того и гляди, Андреев предложит даже организовать кооператив по очистке печени и лимфы"), публично клеймил меня за то, что я оцениваю питание по содержанию в нем солнечной энергии, а не количества калорий ("Пора бы Андрееву осознать разницу между человеком и огурцом") и так далее - все это сейчас скучно и не нужно.

Главное, что мне хочется нынче подчеркнуть: к сожалению, после всех встрясок мы оказались в том государстве, для которого физическое и психологическое здоровье его граждан не являются приоритетными категориями. Здесь правят бал другие ценности. В подобных, очевидно долговременных, обстоятельствах особую роль играет личная озабоченность каждого человека состоянием здоровья - своего и своих ближних. Утверждаю безоговорочно: любой из нас способен и должен сделать сейчас самостоятельно очень много для этого оздоровления! А между тем... Передо мной движется череда давнишних знакомых, с некоторыми из них я связан близкими отношениями уже десятилетия: да как же смеют они, умные и талантливые, столь лениво и покорно, обреченно относиться к одряхлению и бесконечным болезням, коль скоро существуют вполне доступные для всех простые и эффективные способы сохранить и даже приумножить возможности своей белозубой молодости, своей прекрасной зрелости?!

Наше здоровье, наша счастливая жизнь - в наших собственных руках! Ради утверждения этого постулата я когда-то и написал "Три кита здоровья". С еще большей уверенностью в его истинности переиздаю эту книгу.

Юрий Андреев

Полине Андреевой, без которой не было бы этой книги

Глава первая

ДОРОГА НА ОКЕАН

Благородно ли заниматься собственным здоровьем, или О некоем КПД, равном всего лишь одному проценту

Наши далекие предки без тени сомнений полагали, что плоская, как диск, Земля стоит на трех китах, которые плавают в океане. Подобное, простоватое на наш просвещенный взгляд, убеждение не помешало им между тем и увидеть, и распознать немало любопытного как на самой Земле, так и в просторах окружающего ее мироздания. Позволило им увидеть и раскрыть столь много существенного, что и мы, спустя многие столетия, не упускаем случая иной раз полакомиться крохами с их роскошного пиршественного стола.

Мы-то с вами, читатель, знаем, что здоровье наше зависит от мириада разнообразнейших причин, и, когда книга эта будет подходить к концу, убедимся, что за спинами трех изначальных китов маячат уже киты четвертый и пятый и следующие за ними. Но начинать-то нам надо с основы основ - с плоского диска, обладающего волшебной красотой чеканки и незыблемо расположенного на трех надежных богатырях-гигантах. Как издревле известно, киты водятся в море-океане. Вот и направимся мы с вами к их чудесной обители. И дорога на Океан, трудная и извилистая, неизбежно приведет нас к ней.

Итак, мы обращаемся к поискам резервов человеческого здоровья. Но существует ли особенная необходимость искать эти резервы? Общеизвестно, что в развитых странах средняя продолжительность жизни колеблется нынче в ту или иную сторону вверх и вниз от отметки 75 лет, вращается вокруг этого наивысшего предела, достигнутого с помощью медицины и Цивилизованного образа жизни. К концу этого срока человек чувствует себя, как правило, уже скверно. Так зачем же продлевать его мучения? Дожил до 75, ну и хорошо... Но вот вопрос: много это или мало - 75 лет? С точки зрения линейного графика, конечно же, мало и недостаточно: это лишь половина отпущенного нам генетически срока. Откуда взялось число 150 лет? Из простейшего физиологического расчета: возраст почти всех млекопитающих определяется возрастом полной зрелости, достигнутым мужской особью, умноженным на 6. Среднеевропейский мужчина полностью созревает и раскрывает все заложенные в нем психофизиологические потенции к 25 годам. Следовательно, прожив 75 лет, мы используем лишь половину реального срока, отпущенного нам для пребывания на этой благословенной планете. Согласимся, что отыскать утраченную половину (еще одну жизнь!) - дело весьма немаловажное. Но если бы половину!.. Перейдем от графика линейного к графику плоскостному. И обнаружим, что та площадь нашей жизни, которая очерчивается кривой от 0 до 75, составляет лишь малую часть той теоретически возможной плоскости на графике, которую мы использовали бы, реализовав все заложенные в нас возможности. Начертите, читатель, в натуре или в своем воображении небольшую пологую дугу над отрезком в 75 лет, для наглядности заштрихуйте эту фигуру, а над нею нарисуйте гораздо более крутую и высокую дугу, завершающуюся к тому же вдвое дальше по оси отсчета лет. Если под высотой взлета дуги подразумевать качество нашей жизни, то получается, что исходя из заложенных в нас возможностей жизни, то есть потенциального богатства наших потребностей, мы реализуем едва ли 10% отпущенной нам на Земле радости бытия...

В мое сознание, в мою долгосрочную память врезался, подобно выбитым на гранитном постаменте буквам, один внешне незначительный эпизод. Я вышел из редакции журнала "Нева" на Невском проспекте и отправился к троллейбусной остановке нужного мне номера маршрута. Мимо меня двигалась оживленная толпа мужчин и женщин, я стоял несколько минут, ожидая транспорта, но за это время среди сотен идущих, обтекающих меня людей не обнаружил ни одного полностью здорового человека! Это настолько потрясло меня (ведь обычно спешишь, не обращая ни на что вокруг внимания), что я пропустил подошедший троллейбус и, застыв как столб, продолжал всматриваться в пеструю толпу. Эти несколько остановившихся минут, это грустное откровение столь шокировало меня, что я до сих пор не могу избавиться от мысли, возмущающей сознание: что же такое мы с сами собою, с любимыми, делаем? Что вытворяем?.. То есть произошло все согласно радищевскому эпиграфу к книге "Путешествие из Петербурга в Москву": "Я взглянул окрест меня, и душа моя страданиями человечества уязвлена стала". 90% утраченных возможностей... Да, здесь уже есть над чем задуматься.

В действительности, однако, дела обстоят еще хуже: если мы этот плоскостной график перенесем в трехмерное пространство и от нулевой отметки по высокой и крутой дуге построим полусферу, срез которой она представляет собою, а потом внутри этой прекрасной полусферы воссоздадим хиленький бугорок, проекцией которого на плоскость является эта жалкая дужка, о которой шла речь, то какую часть гармонической полусферы составит по объему этот жалкий бугорок? Одну сотую! И окажется, что КПД паровоза, который достигал только 4-6% и потому был сдан в архив поступательного движения человечества, является для нашего здоровья пока еще зыбкой, заманчивой и недостижимой мечтой.

Одним словом, несем потери совершенно чудовищные. Осознание этой трагической несуразности позволяет однозначно отрицательно ответить на вопрос, с которым так часто приходится сталкиваться: а не безнравственно, не эгоистично ли заниматься проблемами здоровья? Разумеется, безнравственно, если сосредоточиться только на этих заботах и, эгоистически замкнувшись на обслуживании своего тела, ничего другого в мире не замечать. Мне приходилось в жизни встречаться с людьми подобного толка. Что сказать о них? Разве что привести резюме "бородатого" анекдота: "В свои семьдесят лет покойник выглядел не более чем на шестьдесят восемь". Кстати говоря, люди, сосредоточенные исключительно на себе, крепким здоровьем и долгожительством не отличаются: в силу серости их духа и в силу неучастия в общественных движениях, направленных на укрепление того же здоровья. Подобное внимание к своему здоровью, понимаемому к тому же сугубо неверно, является действительно неэтичным. Но ведь можно подойти к данной проблеме и с другой стороны. Я хотел бы уподобить здесь здоровье средству, лишь благодаря которому человек окажется способен достичь действительно высокой цели реализации всех заложенных в нем внутренних возможностей. Можно получить от природы великолепный генетический механизм, который позволительно будет сравнить с самым сильным современным автомобилем, например с "вольво". Получить и разбить вскоре эту мощную технику, превратить ее в хлам, в груду ржавого утильсырья. Но можно получить от скупой природы самый простенький "Москвич" или "Запорожец" первого выпуска и, зная, как с ним обращаться, ехать, ехать, ехать с великолепной скоростью, проехать кладбище, на котором ржавеют останки супермашин и, минуя лимузины с их невыработанными резервами, продолжать и продолжать двигаться, жить и полнокровно действовать на радость себе и людям... Разве не логично в подобном же плане говорить и о развитии всех наших физических возможностей как о необходимом условии для того, чтобы могли раскрыться все без исключения наши позитивные личностные особенности? Если мы действительно хотим многого добиться, то нам надлежит быть здоровыми.

К сожалению, те высоконравственные люди, которые полагают этически неудобным заниматься укреплением своего здоровья, не учитывают того, что в перспективе довольно скоро, когда они станут склеротиками и инфарктниками, они окажутся тяжелейшей ношей и малоприятным бременем для своих ближних и для общества в целом. Поставим вопрос так: этично ли не задумываться об этом?

Короче говоря, человек, в самом деле обладающий нравственностью, не станет расшибаться или портить неумным обращением собственный автомобиль на первых же километрах отпущенного ему в жизни пути. Если человек заботится о своем здоровье, это уже хорошо, так как он не перекладывает свою ношу на плечи родственников, знакомых, государства. Если при этом человек помогает и другим быть здоровыми, то он уже действительно коллективист, человек высокой степени нравственности. Ну а если же человек изыскивает, находит, распространяет нечто, от чего люди вообще могут быть здоровее, то для нас ясно, что подобная его деятельность соответствует высоким критериям гуманизма и прямо противоположна эгоистической замкнутости лишь на себе.

Заниматься здоровьем тем более необходимо, что мы входим в полосу суровых испытаний. Мы, человечество. Нет, не входим - уже вошли. Жуткое загрязнение атмосферы, которая нас окружает и в которой мы живем, совершающееся благодаря так называемой цивилизаторской, а по существу, антицивилизаторской деятельности человека, приводит и уже привело к тому, что в той или иной степени отклонение от экологической нормы существует практически везде, где только может быть зарегистрировано.

С самыми грозными предупреждениями по этому поводу мы столкнулись, например, в конце апреля 1986 года, после катастрофы в Чернобыле. Мои пересечения с последствиями чернобыльского выброса были весьма многозначительны. Сразу после майских праздников 1986 года мне пришлось диагностировать (нетрадиционными, неофициальными методами) двух человек. Вернее, одну девушку 15 лет, цветущую и пышущую природным здоровьем, и женщину 35 лет. Обе в известной степени хватили-таки дозу, причем девчонка получила меньше, а женщина - больше. Но воздействие на женщину этого тяжелого ущерба было более слабым. Почему? она была, скажем так, "системщица", то есть закалялась по определенной системе, рационально питалась, значительное внимание уделяла разным формам движения - регулярно поддерживала свою физическую форму. А девчонка - что о ней сказать? Она вела совершенно безалаберный образ жизни, фигурально выражаясь, ела сосиски с повидлом. После получения дозы у нее появились "хвост" субфебрильной температуры и некоторые другие отрицательные последствия и, когда я осмотрел ее еще через год, остаточные явления этой ее (и нашей, общечеловеческой) встречи с чудесами цивилизации" еще продолжали сказываться. А у женщины, которая собою постоянно занималась, уже через два-три месяца никаких последствий этой встречи не наблюдалось. С незыблемостью безупречно доказанной теоремы этот казус, эта трагическая притча со всей наглядностью выявила необходимость серьезной подготовки к различным сюрпризам, "дарованным" нам извне. Замечу здесь, кстати, что речь идет и о выработке гораздо большей выносливости по отношению к магнитной буре, перепадам температуры, резкой смене давления в атмосфере и т. д. различные передряги щедро сыпятся на нас, и, как говорится, дай Бог, чтобы их было по возможности меньше. Нам, вошедшим в крайне напряженную пору развития человечества, создание устойчивого к помехам организма жизненно необходимо. Где же прячутся резервы нашего здоровья? Во-первых, они содержатся в устройстве человеческого сообщества. Во-вторых, они находятся в самом человеке, и в основном именно об этих резервах далее и пойдет речь. Спрашивается, почему в основном именно о них? Да потому что общество, к сожалению, на нынешнем этапе своего развития не стало гарантом здоровья своих сограждан, а потому дело сохранения своего здоровья каждый из нас должен брать в собственные руки. Обладая историческим и природным оптимизмом, мы, конечно же, будем надеяться на то, например, что сокрушительный провал соответствующих органов в сфере профилактики и лечения СПИДа будет преодолен и послужит уроком для всего общества, но пока что-то темпы совершенствования нашего здравоохранения вызывают большую озабоченность. Что-то с этой системой творится несуразное: по статистическим данным, средняя продолжительность жизни в нашей стране сокращается. Но в каких единицах измерения можно учесть гибель и преждевременный уход из жизни сотен тысяч людей?..

В передовых, промышленно развитых странах, например в США и Японии, предприниматели спохватились, что здоровье людей - это важнейшая производительная сила, и бросили значительные средства на осуществление физкультурно-спортивной революции в своих державах. Благодаря мерам убеждения (и принуждения) более 20 миллионов человек в относительно короткие сроки в Соединенных Штатах Америки бросили курить. Значительное большинство населения пересмотрело свои представления о питании. В результате в некоторых фирмах заболеваемость уменьшилась на 40-60%, прибыли соответственно возросли на миллионы долларов.

Повсеместно при назначении на ту или иную новую должность учитывается индекс здоровья. То есть совершенно закономерно полагают, что от здоровья работника на соответствующем участке зависит работа всего участка.

А что же у нас? Была совершенно удивительная система, при которой предприятию в финансовом отношении выгодно, чтобы работники болели, так как при этом у предприятия образуется дополнительный фонд зарплаты, за который главбух получит премию, а директор сможет нанять хотя бы на время необходимых ему работников: бюллетени-то оплачиваются профсоюзом, то есть из другого кармана!

В свое время наша пресса много упражнялась по поводу создания коллективного портрета хиппи. Что-то я не встречаю сейчас соответствующего обилия материалов о движении яппи - молодых, принципиально здоровых людей, целеустремленно прилагающих все усилия к тому, чтобы благодаря рациональному, здоровому образу жизни добиться полной реализации своих внутренних возможностей и, следовательно, максимально успешного осуществления своей жизненной программы. "Их нравы" - так длительное время называлась у нас язвительная рубрика в печати. Хотелось бы дождаться нынешнего воскрешения ее - в конструктивном плане. С повествованием о том, к примеру, что страховые компании обуславливают выплату значительно меньших процентов своим пострадавшим или заболевшим клиентам в том случае, если они курят, энергично "поддают" и не являются активными членами какого-либо спортивного клуба...

Не рекомендовал бы я всецело уповать и на практическую медицину как на институт, способный резко прибавить нам радости жизни. Ни в коей мере я не хочу и не смею чернить честных, замечательных, талантливых, высокопрофессиональных врачей. На протяжении своей жизни мне приходилось сталкиваться с мастерами своего дела, людьми, способными нетривиально мыслить и видеть заболевание в контексте множества при- чин, устранение которых и вело к исчезновению болезни. Еще и еще раз выражаю свое восхищение и приношу нашу общую благодарность тем кудесникам, которые спешат нам на помощь, когда жуткие, изнуряющие, шоковые боли или даже сама смерть накидывается на нас. И вместе с тем, вместе с тем... Не стану говорить сейчас об удручающем состоянии большинства больниц, о нищенском уровне их технического, материального и кадрового обеспечения. Более всего, меня беспокоит отбор медиков - сплошь да рядом туда идут люди не по склонности к милосердию, а те, кто просто не обрел своего истинного призвания. И еще. Меня беспокоит общий уровень обучения и практики медиков - сплошь да рядом узкодогматический, лишенный творческого, широкомасштабного подхода к человеку как к великой тайне Вселенной, куцые представления о способах воздействия на человека и на его аномалии.

Не столь давно мне пришлось столкнуться с фактом, совершенно потрясающим, который никак не ослабевает в памяти. Пробились ко мне, хотя я всячески ставлю кордон, чтобы не заниматься чисто медицинскими проблемами, молодые родители. Их ребенку год и четыре месяца. Он не ходит, очень вяло реагирует на окружающую действительность и сильно отстает в своем развитии от сверстников. Медицинский диагноз - нарушение функций мозговой оболочки; четко и однозначно определенная перспектива - идиотизм. Прошу представить себе, дорогой читатель, состояние родителей, которые получают на всю жизнь такую жестокую полю такой вот чудовищный крест... Я осматриваю (точнее говоря, биолоцирую) этого ребенка и вижу, что у него совершенно чистая, чудесная, светлая головка, которая не дает абсолютно никаких сигналов патологического характера, не подает и признаков воспаления оболочка головного мозга, разве что немножко "светит" носик. Начинаю смотреть дальше: все шейные позвонки у ребенка сбиты, они представляют собой не ровный столбик, а некое подобие игрушки-змейки! При данной ситуации не может быть ни правильного кровоснабжения мозга, ни поступления адекватных сигналов из организма, то есть почти напрочь прервана связь между телом и головой. Спрашиваю у родителей, обращали ли внимание на эту патологию врачи. Отвечают: в течение года и четырех месяцев жизни ребенка ни один из многочисленных врачей ни в одной из клиник ни разу не обратил внимания на подобную патологию...

В этом случае нам удалось, как говорится, вскочить на последнюю подножку заднего вагона уходящего поезда: в Ленинграде последний день гостил замечательный костоправ и целитель Анатолий Бабич. И хотя он был уже безмерно утомлен и вечером должен был уезжать, тем не менее, когда узнал, что речь идет о ребенке, согласился его принять. Родители на такси помчались к нему, и в течение часа он правил шейные позвонки ребенку. В конце концов малыш от боли заплакал, и от счастья заплакал его отец, потому что этот жалобный плач указал на то, что бесчувственный до этого ребенок начал ощущать какие-то сигналы извне. А. П. Бабич отсрочил свой отъезд на сутки и назавтра еще поработал с ребенком, и на следующий день этот выключенный из жизни кусочек жизни начал уже что-то бормотать, а через неделю уже пополз на четвереньках, то есть он вошел в поток бытия, и этот поток, широкий и привольный, понес его вперед. Но ведь в подавляющем большинстве случаев подобные последствия родовой травмы, причиненной опять-таки медиками и нераскрытой медиками же, не обнаруживаются, к сожалению! И подобных костоправов У нас считанные единицы, и на кафедрах медицинских вузов подготовка подобных талантливых целителей не осуществляется!

Моей целью отнюдь не является увеличение количества примеров ошибок медицины, за которое расплачиваться приходится пациентам, то есть нам. Каждый из читателей, уверен, наряду с чувством благодарности к тем прекрасным врачам, которые облегчили его страдания и помогли ему, хранит в своей памяти ситуации и драматические, и даже трагические. Еще и еще раз повторяю: всего надежнее - как можно реже попадать в зависимость от медицины, всего надежнее доступными каждому из нас средствами держать свое здоровье на максимально высоком уровне. Лев Николаевич Толстой словами одного из любимых своих героев, князя Андрея Болконского, высказал мысль, что в мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье: В дальнейшем изложении этих заметок мы увидим, сколь тесно, неразрывно связаны между собою здоровье физическое и здоровье психическое, ну, а пока выделяю курсивом мысль, принадлежащую великану человеческого духа, о здоровье как абсолютной ценности человеческой жизни.

Та область, в которую мы вступили, буквально на каждом шагу заминирована жестокими, взрывоопасными предрассудками бытового уровня. Сплошь да рядом традиции, которым мы следуем, условия, в которые мы поставлены, привычки, которые идут из глубины веков от поколения к поколению или имеют силу незыблемой аксиомы или абсолютного постулата, разрушительны для нашего здоровья, губительны для нас. Тем не менее на бытовом уровне они представляются нам из-за своей всеобщей распространенности почти неодолимой преградой. Долгое время ходил я вокруг несокрушимого, звенящего, как бетон, этого тягостного парадокса, пока не нашел решение - неожиданное и также парадоксальное. После прикосновения волшебной палочки данного решения к уходящей в небесную высь крепостной стене бытовых предрассудков они на глазах осыпались, как куча неведомой трухи, и, освобожденная от тяжких догм, предстала ясная в своей простоте мысль. Я сейчас изложу ее - с полной готовностью выслушать опровержение. Но мнится мне, что низвергнуть нижеследующий тезис будет довольно трудно. Итак, вот он: я не нахожу никакой другой исторической целесообразности в этом жутком порядке, кроме того, что это - вид отбора, способ достичь ускоренной смены поколений и тем самым ускоренного прогресса. Почему? Да потому, что люди в пожилом возрасте, как правило, консервативны и для того, чтобы движение человечества все же совершалось, дикое питание общества построено таким образом, а бытовое поведение сорганизовано так, чтобы как можно больше людей среднего и пожилого возраста как можно быстрее уходили из жизни. Другого внутреннего смысла я в этом не вижу: срабатывает автоматический механизм очищения популяции - во имя сохранения и прогресса самой популяции. Механизм, жестокий по отношению к отдельным особям, но благородный по отношению ко всему народу, к человечеству в целом. Когда дальше у нас пойдет речь о питании, мы увидим, к примеру, что убийственные по своей сути продукты, весьма вкусные, стали своеобразной национальной святыней - во имя названной исторической целесообразности: как можно более быстрой смены поколений ради обновления и движения этноса.

Повторяю и повторяю: великие резервы нашего здоровья сокрыты в разумном отказе от того, что "принято". Вот вопрос, к примеру, о протезировании наших зубов. Можно насчитать сколь угодно тысяч, миллионов и десятков миллионов людей в одной только нашей стране, награжденных металлическими коронками. Но ведь это означает, что во рту у них постоянно идет процесс электролиза, который не может не оказывать воздействия на все процессы, связанные с пищеварением, а следовательно, и с общим состоянием здоровья. Хуже того: у многих во рту (это признак престижа) стоят золотые коронки и целые золотые челюсти. Но эти люди не знают, что золото как металл внутренне созвучен одному из четырех людей, не подходит примерно половине человечества и еще примерно четверти подходит лишь более-менее. Следовательно, украшая себя этим драгметаллом, мы одновременно в большинстве случаев закладываем в фундамент своего организма гастриты либо другие "интересные" заболевания. Любопытный факт, почерпнутый мной из прессы 1995 года: оказывается, гражданам с золотыми зубами въезд на постоянное проживание в Германию запрещен, ибо поддержание их здоровья невыгодно страховым компаниям. Вывод делайте сами... Но чем же виноваты те, кто вставляет себе металлические зубы? Да ничем они не виноваты! Таков уровень нашего общественного развития, уровень нашего мышления. А что делать? Это хорошо известно: под воздействием мощного общественного мнения необходима переналадка всего стоматологического хозяйства в пользу нейтральных, эстетически совершенных зубов из фарфора. И в мире, и в России уже в течение десятилетий отработана великолепная технология, когда больные зубы санируют, затем на них надевают тонкую металлическую оболочку из специально подобранных сплавов, у которых коэффициент расширения до тысячных долей процента совпадает с коэффициентом фарфора, а затем сверху надевают красивые зубы из этого долговечного нейтрального материала, и кишечный или желудочный тракт человека с такими зубами не получает после этого никаких электролитических растворов из полости рта.

Таков лишь один из примеров нашей традиционной общественной отсталости, лишь один блик на поверхности. Да, здесь нужна мощная общественная компания по коренной перестройке данной отрасли медицины, на это необходимы время и средства. Но вот другой пример, где потребуется одно лишь знание. Речь пойдет о поддержании, сохранении и даже увеличении столь немаловажной функции, как сексуальная потенция мужчины.

Присмотримся к одежде малышей-мальчиков. Что делают с ними любвеобильные мамочки? Я имею в виду даже не эти удручающе безликие колясочки, в которых их возят, подавляя двигательную активность. Нет, поговорим об одежде. Подложена тряпочка, она обернута клеенкой, сверху надеты трусики, все это заправлено в колготки, на которые надеты штаны, и все вместе это помещено в рейтузы. Таким образом, создается настоящий парильный агрегат. Мамочки не знают, что они тем самым применяют способ, которым австралийские фермеры стерилизуют своих баранов. Чтобы не проводить массовых кровавых операций, фермеры надевают на яички баранов теплые меховые мешочки, и через некоторое время "утепленный баран" становится скромным, кротким евнухом. Суть в том, что, согласно всей мужской анатомии, эта специфическая "аппаратура" обязательно должна находиться в прохладе. Она постоянно должна проветриваться, получать строжайший теплообмен, как это происходит у цыганских детишек, шмыгающих в дырявых портах, либо у немецких детишек, которые ходят в шортах вплоть до самой зимы. Известно, что определенные породы слонов могут размножаться лишь после того, как самцы подымутся высоко в снежные горы. Отсюда нетрудно догадаться, какой "подарок" добросердечные мамочки готовят своим будущим невесткам!.. Но, с другой стороны, ведь они тоже в свою очередь получили когда-то подобный же подарок...

Мало того, на мужчин надвигается другая опасность. Ведь многие из них связаны с транспортом, с механикой, с техникой, подверженной вибрациям. Либо же они - люди умственного труда, те, которые очень подолгу сидят. В результате нарушается нормальное кровоснабжение предстательной железы, чрезвычайно важного органа для мужского существования. Половые возможности мужчин, занятых в указанных обширных видах деятельности, разумеется, снижены. Для того чтобы их поднять, их подруги должны стать в какой-то степени жрицами любви. Но у нас и в заводе, как говорится, нет представления об этом. Тем не менее, будучи заботливыми женами, видя, что мужья недостаточно удовлетворяют их насущные потребности, женщины начинают принимать свои меры. Какие? Начинают, к примеру, откармливать мужей мясом, не зная, что эффективным средством против простатита является, напротив, регулярное голодание. Уже имеющаяся основательная практика, которая прошла, к сожалению, мимо внимания официальной медицины, доказывает, что периодическое двухнедельное голодание выжигает все застойные образования в организме, и мужчины на радость своим женам начинают себя чувствовать полноценными мужьями. Опасный парадокс заключается в том, что вместо использования в нормальной жизни целительных возможностей голода и голода подавляющее большинство человечества себе во вред пользуется в быту теплом и объеданием... Таков лишь один из типичных примеров нашей общей безграмотности, повального невежества, и порожденного, и освященного многовековыми бытовыми уложениями. Еще и еще раз скажу: за уши в рай тащить никого не надо, но хоть немного приоткрыть глаза людям, погрязшим в тине губительных бытовых стереотипов, просто необходимо. А уж дальше это их личное дело.

Счастливое и благополучное Толино детство, или Куда безвозвратно пропали-исчезли первые девяносто процентов

Уповая в первую очередь на те громадные резервы, которые сокрыты в разумном образе жизни (и втайне надеясь на усовершенствование социального нашего устройства), я проведу сейчас своего рода литературный эксперимент. Мы двинемся сейчас с вами, читатель, вослед одной человеческой жизни, вымышленной, предположим, но чрезвычайно типичной судьбе. Мы проследим сейчас одну усредненную биографию. Поскольку, разумеется, я лучше представляю себе, что такое мужчина, чем женщина, это будет рассказ о мужской судьбе. Это будет жизнеописание в общем нормальной мужской истории, и мы двинемся вслед за мужчиной и спокойно и горестно начнем подсчитывать, где и сколько своего здоровья он оставил на своем "нормальном" пути. И хотя это будет благополучная, повторяю, биография, мы будем поражены к ее концу тем, каким же все-таки образом удалось нашему герою дожить до 60 лет, не говоря уже о немыслимых 70 годах.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.