Авторы:

А. А. Батяев. Перепланировка и переустройство квартиры

Батяев Андрей Андреевич – практикующий юрист, автор многочисленных практических пособий в сфере защиты прав граждан.

Принятые сокращения

Нормативные правовые акты

Конституция – Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993

АПК – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ

ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ

ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ

ЖК – Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ

КоАП – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

Постановление № 73-ПП – Постановление Правительства Москвы от 08.02.2005 № 73-ПП «О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории города Москвы»

Органы власти

МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации

Мосжилинспекция – Государственная жилищная инспекция города Москвы

МЧС России – Министерство Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Прочие сокращения

БТИ – бюро технической инвентаризации

гл. – глава(-ы)

ДЕЗ – дирекция единого заказчика

ЕГРП – Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

ЕИРЦ – единый информационно-расчетный центр

ЖСК – жилищно-строительный кооператив

п. – пункт (-ы)

РФ – Российская Федерация

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

ст. – статья(-и)

ТСЖ – товарищество собственников жилья

ч. – часть(-и)

Введение

Вопрос проведения переустройства и перепланировки квартиры представлял собой один из самых проблемных в жилищном законодательстве. Процесс оформления документов, позволяющих собственнику провести такие работы, занимал много времени и требовал больших затрат, что зачастую приводило к тому, что собственникам проще и дешевле было самовольно провести данные работы и впоследствии узаконить их через решение суда.

В настоящее время законодатель попытался решить данную проблему и ввел в содержание ЖК гл. 4, которая регулирует вопросы по оформлению (получению разрешения) переустройства и перепланировки квартир. В данной главе законодатель не стал детально регламентировать весь процесс оформления документов на получение разрешения, подробно указан исчерпывающий перечень документов, который необходим для получения разрешения. В настоящей книге мы постараемся описать весь процесс оформления документов для оформления разрешения на проведение работ поэтапно, т.е. весь пошаговый процесс от сбора документов и до конечного результата.

Если раньше на федеральном уровне не было единого законодательного акта, который бы регулировал данные вопросы, и потому правовое регулирование данного вопроса было крайне противоречивым, то в настоящее время законодателем четко прописан данный порядок и установлены единые требования для оформления разрешения на проведение работ по переустройству и перепланировке помещений. Однако действующее законодательство в сфере проведения работ по переустройству и перепланировке жилых помещений значительно упростило данную процедуру, и, по мнению некоторых авторов, действующее законодательство в этой области в основном защищает права собственников помещений (в отношении которых планируется провести мероприятия по переустройству и перепланировке), нежели права соседей такого помещения.

Кроме того, мы рассмотрим некоторые варианты разрешения проблемных ситуаций для собственника переустраиваемого помещения, а также для его соседей.

В настоящее время положение дел с проведением работ по переустройству жилых помещений составляет один из спорных моментов по практическому применению жилищного законодательства, многие отмечают несовершенство законодательства в данной сфере, требуют значительного «усложнения» процедуры оформления разрешения на проведение работ по переустройству жилого помещения.

Нарушения интересов и законодательства есть с обеих сторон. Собственники жилых помещений в целях проведения работ по переустройству и перепланировке часто «ударными темпами» ведут работы и днем, и ночью для как можно более скорой сдачи в эксплуатацию своего помещения. Нанимают наиболее дешевую рабочую силу для проведения таких работ, а потому часто – неквалифицированную. Поэтому важно предложить обеим сторонам последовательность целенаправленных действий, которые помогут в защите своих прав и интересов.

1. Правовое регулирование перепланировки и переустройства объектов жилищного фонда

Действовавшее ранее жилищное законодательство на федеральном уровне никак не регулировало данные правоотношения. Во многом именно законодательством субъектов РФ устанавливались свои правила, регулирующие процедуру оформления разрешений на проведение переустройства и перепланировки жилых помещений. На федеральном уровне действовали только строительные нормативы, которым должны были соответствовать такие работы и их результат. Процедура была настолько усложнена, что собственникам таких помещений было проще самовольно без всяких разрешений и согласований провести работы, оформить их посредством судебного решения, а затем произвести переустройство и перепланировку. Однако мало кто соблюдал процесс получения самих разрешений, поскольку для этого требовалось собрать очень много согласований и разрешений в органах государственной власти и местного самоуправления, а также организаций.

А потому в результате получалось дешевле и быстрее провести самовольно работы по переустройству и перепланировке, их результат оформить в судебном порядке. Полученное в итоге решение суда – акт, который не утрачивает силу со временем и всегда является весомым аргументом в споре с органами государственной власти по вопросу получения разрешений не только по поводу оформления перепланировки квартиры.

Согласно ст. 25 ЖК переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Можно сказать, что перепланировка подразумевает под собой перенос стен внутри квартиры, прорубание дополнительных проходов, окон или заделывание прежних. А переустройство жилого помещения всегда будет выражаться в переносе различных коммуникационных сетей (электрических, перенос труб отопления, газа, водопровода и т.д.). Важно заметить, что строительные и ремонтные работы будут подходить под определение, данное законодателем как переустройство и перепланировка в том случае, если все проводимые работы (их часть) обязательно отражаются (данные об их месторасположении вносятся) в техническом паспорте жилого помещения.

Кто ведет такой технический паспорт жилого помещения? Конечно же это БТИ, которые действуют практически в каждом населенном пункте как муниципальное унитарное предприятие. Именно организации БТИ ведут технический паспорт жилых помещений и хранят их данные в своих архивах. Помимо технического паспорта, хранящегося в БТИ, есть техническая документация, которая хранится не только в БТИ, но и в уполномоченном органе местного самоуправления (в каждом муниципалитете выбирают свой орган). К такой документации, которая подлежит хранению на весь срок существования самой постройки (от постройки и до фактического сноса), относятся следующие документы:

план участка в масштабе 1:1000 – 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;

проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;

акты приемки жилых домов от строительных организаций;

акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;

схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);

паспорта котельного хозяйства, котловые книги;

паспорта лифтового хозяйства;

паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;

исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).

Мы не случайно привели перечень данных документов, поскольку они могут понадобиться собственнику квартиры. Довольно часто складываются такие ситуации, что собственник при обращении, например, в тот же орган БТИ или управление архитектуры (в каждом муниципальном образовании данный орган может называться по-разному) выясняет, что прежний собственник уже провел и не «узаконил» до него переустройство квартиры, или данные характеристик квартиры собственника, реально существующие на момент оформления разрешения на проведение перепланировки, относительно сведений, подлежащих включению в технический паспорт, могут не совпадать с данными, хранящимися в БТИ. В таком случае собственнику следует найти документацию и сверить ее данные с данными БТИ. Возможно, просто произошла ошибка, и собственнику вовсе не нужно проходить оформление результатов работ прежнего собственника.

Согласно ст. 26 ЖК для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 226;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Таким образом, с 2005 г. законодатель на федеральном уровне установил единые правила по проведению переустройства и перепланировки.

При проведении работ собственник, как правило, старается выполнить их самым дешевым и экономически выгодным способом, для этого и нанимаются не строительная фирма, имеющая лицензию на осуществление соответствующих работ, а люди, которые не имеют ни опыта, ни специальных познаний в области строительных работ и которые обещают в две недели все разрушить и возвести новые стены. Они совершенно не имеют представления о том, что есть специальные правила, которые должны применяться при проведении подобных работ в многоквартирных домах. Вот некоторые из них:

1) Правила оценки физического износа жилых зданий (утверждены Госстроем России от 24.12.1986 № 446);

2) Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений. Утверждены постановлением Госстроя России от 21.08.2003 № 153;

3) НПБ 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» (утверждено приказом МЧС России от 18.06.2003 №314);

4) НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (утверждено Приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323);

5) приказ МЧС России от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)».

Все зависит от того, какой давности постройки данный дом, имеет ли он какие-либо технические нарушения или разрушения, возможно, еще при его строительстве были допущены какие-либо нарушения.

citeПример

citeПри строительстве одного из домов в 1960-е гг. канализационная труба была проложена несколько ближе положенного к фундаменту дома, в результате чего фундамент стал подмачиваться и четвертый подъезд этого дома стал садиться. Из-за осадки фундамента по дому пошла трещина. В результате такого технического нарушения дома проводить работы по переустройству и перепланировке жилого помещения на первом этаже этого дома можно было только безударным способом, путем высверливания. Собственником переводимого помещения данные требования не учитывались, поскольку нанятые им работники просто не знали о таких требованиях, в результате чего на доме появились новые разрушения в виде трещин и перепадов между плитами перекрытия дома в четвертом подъезде. Безграмотность работников, проводящих такие работы, и как следствие возникающие трещины и повреждения дома начинают серьезно беспокоить соседних жильцов такого дома.

В результате получается, что собственник нарушает права и законные интересы своих соседей. А ведь ч. 4 ст. 17 ЖК предусматривается, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25, а в отношении многоквартирных домов – постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Часть 4 ст. 30 ЖК также предусматривает, что собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В свою очередь соседи, чьи права нарушены на основании ст. 304 ГК, имеют право требовать и требуют в судах устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Кроме того, недовольство соседей зачастую вызвано и тем, что при проведении работ по переустройству и перепланировке наемные работники проводят строительные работы с громким шумом, «долбят до глубокой ночи». Часто не зная элементарных правил обращения с газовым и сварочным оборудованием, не разбираясь в электропроводке, замыкают весь подъезд дома или создают перенапряжение в сетях, что в свою очередь ведет к тому, что у жильцов дома приходит в негодность электробытовая техника. Жильцов дома можно понять, конечно, в том случае, когда собственник перепланируемого помещения явно злоупотребляет своими правами и наносит ущерб целостности дома, имуществу своих соседей, то он обязан нести гражданскую, административную и даже уголовную ответственность за свои действия.

Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которым переоборудование жилых помещений может включать в себя:

установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов;

перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов;

устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат;

прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Перепланировка жилых помещений может включать:

перенос и разборку перегородок;

перенос и устройство дверных проемов;

разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир;

устройство дополнительных кухонь и санузлов;

расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений;

ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения;

устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Не допускается также перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры. Наниматель, допустивший самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан привести это помещение в прежнее состояние.

Законодательство об административных правонарушениях устанавливает ответственность за порчу жилых помещений и за нарушение правил ремонта жилых домов. Статья 7.21 КоАП предусматривает ответственность за порчу жилых домов, жилых помещений, порчу их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда; самовольную перепланировку жилых помещений в многоквартирных домах – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда. В данном случае согласно ст. 23.55 КоАП к административной ответственности собственника такого жилого помещения может привлекать:

1) главный государственный жилищный инспектор РФ, его заместители;

2) государственные жилищные инспекторы РФ;

3) руководители государственных жилищных инспекций субъектов РФ, их заместители.

Государственная жилищная инспекция полномочна рассматривать данные факты правонарушений и принимать решение о возможности привлечения виновного к административной ответственности.

В случае допущенных нарушений при проведении работ по переустройству и перепланировке помещений соседним жилым помещениям может быть нанесен серьезный (крупный) ущерб. При этом у виновного лица, собственника такого помещения либо организации, которая там проводит работы, может наступить и уголовная ответственность.

Уголовной ответственности будет подлежать лицо, виновное в форме умысла по неосторожности в причинении такого ущерба по ст. 168 УК: «Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, – наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до одного года».

При этом использование сварочного аппарата при производстве работ, других электроинструментов относится к источникам повышенной опасности. Заметим лишь, что законодатель нигде не оговорил размер крупного ущерба. Так, ст. 168 УК предусматривает ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества, повлекшее причинение значительного ущерба, а рассматриваемое преступление – за такое же деяние в крупном размере. И хотя примечание 4 к ст. 158 УК конкретизирует крупный размер применительно лишь к хищению чужого имущества (таковым признается, как отмечалось, стоимость имущества в 250 тыс. руб.), в теории и судебной практике этот же критерий справедливо применяется и при квалификации преступления, предусмотренного ст. 168. Таким образом, получается, что собственник квартиры, который проводит у себя работы по перепланировке и переустройству, должен причинить вред каждому соседу на 250 тыс. руб., и тогда он будет подлежать уголовной ответственности по данной статье. Такое, однако, причинение вреда возможно только при обрушении в результате работ внутренних перегородок стен дома, выведении из строя канализации, отопления, водопровода, газопровода и т.д.

2. Рекомендации собственнику квартиры

2.1. С чего начать работу?

С чего начинается работа по перепланировке и переустройству? Для начала необходимо иметь на руках документы, подтверждающие право собственности на жилье. Следует обратить внимание на техническое состояние самого дома. При этом следует обратиться в БТИ и поинтересоваться, в каком году был построен и сдан в эксплуатацию жилой дом. Также можно обратиться и в ДЕЗ (ныне ЕИРЦ), другую эксплуатационную организацию, для того чтобы выяснить, есть ли у данного дома (конкретно подъезда, в котором находится помещение) какие-либо проблемы. Возможно, что фундамент именно этого подъезда (как правило, крайнего) дает усадку ввиду того, что в свое время его клали на замерзшую землю (т.е. на землю вперемешку со льдом). Лед стал таять, и фундамент начал «садиться», и если сейчас он дал несущественную усадку, то уже через год-два усадка и как следствие – трещины будут серьезными угрозами целостности дома. Особенно такой проблемой «страдают» новостройки.

Что касается справок, то здесь надо иметь в виду, что большинство таких «справок» и «планов» действуют только определенное время со дня их выдачи (например, план и справка БТИ действительны только 90 дней, справка паспортного стола – 30 дней), в итоге получается, что пока наберешь одни документы, другие уже утрачивают силу, и их необходимо получать заново.

Стоит сразу сказать, что ЖК передал вопрос об оформлении всех этапов проведения работ по переустройству и перепланировке помещений на разрешение органа местного самоуправления. Поэтому каждый орган местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать свои правила прохождения процедуры приемки в эксплуатацию. Рассмотрим все по порядку на примере конкретного субъекта № г. Москва.

Что же можно переустраивать и перепланировать? В Москве действует постановление № 73-ПП, которым утвержден Перечень мероприятий (работ) по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах и условия их проведения.

I. Мероприятия (работы) по переустройству

II. Мероприятия (работы) по перепланировке

Данное постановление устанавливает и мероприятия (работы), выполняемые без оформления проектной и разрешительной документации:

– ремонт (косметический) помещений, в том числе с заменой наружных столярных элементов без изменения рисунка и цвета;

– устройство (разборка) встроенной мебели: шкафов, антресолей (не образующих самостоятельных помещений, площадь которых подлежит техническому учету);

– замена (без перестановки) инженерного оборудования аналогичным по параметрам и техническому устройству.

Постановлением № 73-ПП утвержден Перечень ограничений на мероприятия (работы) по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах, согласно которому не допускается переустройство помещений, если:

– ухудшаются условия эксплуатации дома и проживания граждан, в том числе затрудняется доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам;

– переустроенное помещение или смежные с ним помещения могут быть отнесены в установленном порядке к категории непригодных для проживания;

– затрагиваются помещения в жилых домах, состоящие на учете штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, без соответствующего разрешения начальника штаба;

– нарушается прочность, устойчивость несущих конструкций здания или может произойти их разрушение;

– устанавливаются отключающие или регулирующие устройства на общедомовых (общеквартирных) инженерных сетях, если пользование ими оказывает влияние на потребление ресурсов в смежных помещениях;

– предусматривается ликвидация, уменьшение сечения каналов естественной вентиляции;

– увеличиваются нагрузки на несущие конструкции сверх допустимых по проекту (расчету по несущей способности, по деформациям) при устройстве стяжек в полах, замене перегородок из легких материалов на перегородки из тяжелых материалов, размещении дополнительного оборудования в помещениях квартир.

При этом в жилых домах типовых серий не допускается:

– устройство проемов, вырубка ниш, пробивка отверстий в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах расположения связей между сборными элементами;

– устройство штраб в горизонтальных швах и под внутренними стеновыми панелями, а также в стеновых панелях и плитах перекрытий под размещение электропроводки, разводки трубопроводов;

– устройство дополнительных проемов в стеновых панелях смежных по высоте помещений без согласования с проектной организацией – автором проекта жилого дома или его правопреемником, а при их отсутствии – без дополнительной экспертизы.

Итак, собственник (наниматель) жилого помещения начинает подготовку к переустройству с заполнения бланка заявки установленной формы, полученного в подразделении органов, осуществляющих согласование. В Москве это Мосжилинспекция, действующая в данном административном округе.

Заявка – это комплексный документ, включающий заявление стандартного содержания, информацию о намерениях, необходимых в соответствии с ЖК согласованиях, а также принимаемых на себя заявителем обязательствах. Такие обязательства могут появиться в связи с техническими (конструкторскими) особенностями строения. Например, дом эксплуатируется уже много лет, и местами фундамент дал осадку. В связи с этим может появиться необходимость в проведении дополнительных работ по усилению фундамента, такие требования должны быть включены в разрешение, т.е. нужно указать на необходимость в проведении дополнительных работ помимо разрешенных. Если дом (новостройка) сдан в эксплуатацию совсем недавно, при приемке данного здания комиссия указала на необходимость укрепления каких-либо перегородок между этажами. По совпадению собственник собирается провести работы по перепланировке своей квартиры, которая как раз располагается под такой перегородкой. В процессе получения разрешения на проведение работ от него могут потребовать дополнительное проведение работ по усилению перегородки над его квартирой.

Форма заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, а также форма документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, утверждены постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 №266.

Форма заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения

Примечание. Для физических лиц указываются: фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия, номер, кем и когда выдан), место жительства, номертелефона; для представителя физического лица указываются: фамилия, имя, отчество представителя, реквизиты доверенности, которая прилагается к заявлению. Для юридических лиц указываются: наименование, организационно-правовая форма, адрес места нахождения, номер телефона, фамилия, имя, отчество лица, уполномоченного представлять интересы юридического лица, с указанием реквизитов документа, удостоверяющего эти правомочия и прилагаемого к заявлению.

Место нахождения жилого помещения:

согласно прилагаемому проекту (проектной документации) переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Срок производства ремонтно-строительных работ с «___»_____________200___ г по «___»___________200___ г

Режим производства ремонтно-строительных работ с______по______часов в дни.

Обязуюсь:

осуществить ремонтно-строительные работы в соответствии с проектом (проектной документацией);

обеспечить свободный доступ к месту проведения ремонтно-строительных работ должностныхлиц органа местного самоуправления муниципального образования либо уполномоченного им органа для проверки хода работ;

осуществить работы в установленные сроки и с соблюдением согласованного режима проведения работ.

Согласие на переустройство и (или) перепланировку получено от совместно проживающих совершеннолетних членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма от «___»__________________г №_______:

* Подписи ставятся в присутствии должностного лица, принимающего документы. В ином случае представляется оформленное в письменном виде согласие члена семьи, заверенное нотариально, с проставлением отметки об этом в графе 5.

К заявлению прилагаются следующие документы:

2) проект (проектная документация) переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на листах;

3) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения на листах;

4) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (представляется в случаях, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры) на листах;

5) документы, подтверждающие согласие временно отсутствующих членов семьи нанимателя на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, на листах (при необходимости);

* При пользовании жилым помещением на основании договора социального найма заявление подписывается нанимателем, указанным в договоре в качестве стороны, при пользовании жилым помещением на основании договора аренды – арендатором, при пользовании жилым помещением на праве собственности – собственником (собственниками).

К заявке согласно постановлению № 73-ПП прилагаются:

копии документов о правах на занимаемые помещения, разрешительных документов на изменение функционального назначения должны быть нотариально заверены либо представляться вместе с подлинниками, которые после проверки возвращаются заявителю;

копии плана помещений и экспликации БТИ должны быть получены из органов технической инвентаризации не позднее одного года от даты подачи заявки;

графическое изображение перепланировки помещений (эскиз) выполняется на копии поэтажного плана. Если планируемые мероприятия (работы) требуют разработки и согласования проектной документации, то она должна разрабатываться на весь объем заявки;

на проведение переустройства нежилых помещений требуется согласие собственника жилого дома (или управляющего жилым домом);

вид переустройства, указываемый в заявке, устанавливается службой «одного окна» Мосжилинспекции с учетом планируемого перечня мероприятий (работ);

описания планируемых мероприятий (работ) указываются в соответствии с утвержденным Перечнем мероприятий (работ) по переустройству помещений в жилых домах с добавлением необходимых пояснений (местоположение, размеры и т.д.);

режим и продолжительность переустройства помещений (в календарных месяцах);

в случаях когда в заявку включены только мероприятия (работы), для которых достаточно эскизов, она считается готовой и с прилагаемыми документами представляется в службу «одного окна» Мосжилинспекции для рассмотрения и последующей выдачи разрешения или обоснованного отказа;

разработка проектной документации осуществляется до представления пакета заявки в Мосжилинспекцию. Как правило, для этого заявителем заключается договор со специализированной проектной организацией (лицензированной в установленном порядке), предусматривая в нем обязательные условия по согласованию проекта с надзорными органами и ведению авторского надзора (последнее может оформляться отдельным договором);

состав проектной документации и требования по ее согласованию определяются в соответствии с Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве, утвержденным распоряжением Мэра Москвы от 11.04.2000 № 378-РМ «О положении о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве».

«Служба одного окна» – это своего рода новый порядок организации работы в органе местного самоуправления. Когда собственник помещения показывает (подает) всю собранную им документацию не посредством «хождения» по приемам в местном органе самоуправления, а узнает всю информацию о документах, которые необходимо собрать, и подает их в один и тот же кабинет, где работают с гражданами (собственниками). Все документы, разрешающие проводить переустройство и перепланировку, они также получают в этом же кабинете. Такая организация работы позволяет избежать скопления очередей в коридорах. К тому же граждане, которые первый раз оформляют разрешение на проведение работ, могут и не знать, в каком порядке и в какой кабинет им обратиться, а «служба одного окна» организована так, что по любому вопросу и действию по собиранию необходимых документов, гражданам все равно следует обращаться к ним. Важно, чтобы такое «окно» было не одно. Иначе это приведет к тому, что ежедневно возле него будут скапливаться толпы граждан в очереди, и не успеют своевременно пройти все необходимые стадии.

Выдаваемый заявителю конечный документ – разрешение на переустройство помещений и производство связанных с ним ремонтно-строительных работ в жилом доме оформляется распоряжением Мосжилинспекции. Одновременно заявителю (подрядной организации) выдается журнал производства ремонтно-строительных работ по форме, установленной Мосжилинспекцией. При невозможности выдачи разрешения заявителю направляется письменный мотивированный отказ.

Разрешение или отказ выдаются в срок не более 20 рабочих дней от даты регистрации заявки. Мосжилинспекция в течение трех рабочих дней после оформления разрешения на переустройство помещений и производство связанных с ним ремонтно-строительных работ информирует управляющего жилым домом о принятом решении.

2.2. Производство работ по переустройству и перепланировке

Итак, разрешение получено, далее следует начать сами работы по проведению переустройства и перепланировке. Работы следует проводить в полном соответствии с утвержденным планом и в сроки, указанные заявителем в этом плане. Поэтому еще при составлении плана следует предусмотреть срок, который будет складываться из фактически необходимого времени на проведение работ (если их проводить с 7 утра и до 22 вечера каждый день), и добавить к полученному сроку еще месяца два, поскольку могут возникнуть проблемы с жильцами дома, строительными материалами и оборудованием дома, особенно если это старый дом.

Собственникам жилых помещений рекомендуется нанимать квалифицированных работников (организацию, занимающуюся проведением подобных работ), конечно, это дороже. Однако куда более неэкономно, если неквалифицированные (нанятые с улицы) работники проведут работы с полным отсутствием опыта и знания дела, у них неизбежно возникнут аварийные ситуации при проведении сварочных работ, выдалбливании прохода в стене и т.д. Все это приведет к необоснованным затратам собственника помещения, оттянет срок выполнения работ, а возможно, и станет поводом для запрета в судебном порядке проведения любых работ по переустройству и перепланировке такого помещения.

Собственнику помещения желательно самому контролировать ход выполнения работ с тем, чтобы их провели без единого нарушения. Результат строительных работ должен полностью соответствовать предоставленному в орган местного самоуправления проекту, иначе его никто не примет.

Согласно постановлению № 73-ПП начало разрешенных работ по переустройству помещений в жилом доме подлежит регистрации управляющим жилым домом в журнале по форме, установленной Мосжилинспекцией. Одновременно устанавливаются дата окончания работ, порядок и условия вывоза строительного мусора. О факте начала производства работ управляющий домом сообщает в подразделение Мосжилинспекции, которому поручен контроль за ходом работ. Одновременно управляющий жилым домом обязан установить порядок доступа к отключающим инженерным устройствам, ознакомить собственников (нанимателей) смежныхпомещений (расположенных по вертикали и горизонтали от перестраиваемого помещения) с намечаемыми мероприятиями по переустройству и составить с учетом их желания акты технического состояния этих помещений произвольной формы.

При производстве работ строители должны соблюдать правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170. Разделы 4 и 5 данного нормативного акта как раз устанавливают требования при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту строительных конструкций (т.е. фактическая перепланировка) и техническому обслуживанию и ремонту инженерного оборудования (переустройство).

Организация, работники которой будут проводить работы по перепланировке, должны обеспечивать соблюдение требований в отношении стен помещений следующего содержания:

заданный температурно-влажностный режим внутри здания;

исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность);

устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;

теплозащиту, влагозащиту наружных стен.

Инженерно-технические работники организации должны знать конструктивную схему стен здания, проектные характеристики и прочность материалов стен здания, нормативные требования к конструкциям. Не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей.

Допустимая ширина раскрытия трещин в панелях 0,3 мм, в стыках – I мм. Цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом; для этого слой гидроизоляции фундамента должен быть ниже уровня отмостки. Не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги, разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток.

Согласно постановлению № 73-ПП ремонтно-строительные работы по переустройству помещений осуществляются подрядным способом (в договорах должны предусматриваться обязательства исполнителя о соблюдении требований Регламента оформления и проведения переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории г. Москвы) или собственными силами заявителя. Исполнитель работ – подрядная организация предъявляет в Мосжилинспекцию для проверки свою лицензию, договор подряда и журнал производства ремонтно-строительных работ. По результатам проверки Мосжилинспекции устанавливаются (и указываются в журнале производства работ):

перечень обязательных контрольных мероприятий;

состав и последовательность приемки работ, конструкций и инженерного оборудования;

перечень технической документации, по которой должен осуществляться контроль;

перечень исполнительной документации, подлежащей предъявлению при приемке завершенного переустройства помещений.

В обязанности исполнителя работ согласно постановлению № 73-ПП входит:

– вести производство работ в соответствии:

с разрешительной и проектной документацией;

установленными сроками и режимом производства работ;

правилами и нормами производства и приемки работ;

указаниями технического надзора заказчика и (или) авторского надзора проектной организации;

указаниями (предписаниями) контрольных органов;

– отражать в журнале ход ремонтно-строительных работ по переустройству помещений (правила ведения журнала устанавливаются Мосжилинспекцией);

– обеспечивать при проверках, проводимых Мосжилинспекцией в соответствии с перечнем контрольных мероприятий, наличие на объекте (в том числе на рабочих местах):

комплекта документации для обеспечения производства работ и контроля соблюдения норм и правил производства работ;

инженерного оборудования и изделий, соответствующих реализуемым проектным решениям.

Изменение установленных сроков производства работ по переустройству помещений осуществляется Мосжилинспекцией по письменному обращению заявителя, предварительно согласованному с управляющим жилым домом. О принятом решении заявитель уведомляется в 15-дневный срок.

Для комиссионной проверки в ходе приемки завершенного переустройства помещений исполнитель работ предъявляет исполнительную техническую документацию по установленному перечню.

Контроль соблюдения норм и правил производства ремонтно-строительных работ обеспечивается Мосжилинспекцией с учетом их характера, обусловленного технической документацией, и уровня технологической дисциплины путем проверки соответствия работ требованиям нормативно-технических документов и должен охватывать все стадии технологического цикла производства работ на объекте переустройства.

Проверки объектов переустройства проводятся выборочно в плановом порядке по заданиям, выдаваемым руководителем Мосжилинспекции, или вне плана – при поступлении обращений и жалоб. Планы проверок разрабатываются на весь период разрешенной продолжительности работ (помесячно с установлением периодичности проверок) и являются внутренними документами Мосжилинспекции. Проверки проводятся Мосжилинспекцией в присутствии производителя работ или другого лица, ответственного за проверяемую работу.

Нарушения технологии, норм и правил производства ремонтно-строительных работ фиксируются в официальных документах Мосжилинспекции. На их устранение производителю работ выдаются предписания установленной формы.

Скрытые ремонтно-строительные работы проверяются Мосжилинспекцией до закрытия их другими работами после их приемки (с оформлением актов установленной формы) – заказчиком и подрядчиком в присутствии представителя авторского надзора. При отсутствии актов на скрытые работы Мосжилинспекция вправе требовать выборочного вскрытия конструкций контролируемого объекта с целью проверки качества слоев в многослойных конструкциях, правильности заполнения швов, устройства стыков и т.д.

Проверка ремонтно-строительных работ осуществляется Мосжилинспекцией как непосредственно, так и по результатам проводимого заказчиком и подрядчиком операционного и поэтапного приемочного контроля (отражается в журналах, актах и др.), а также по результатам авторского надзора. При этом Мосжилинспекция проверяет:

наличие, качество и состояние технической документации на производство работ;

соблюдение технологического процесса переустройства помещений, контрольных операций в процессе переустройства и обеспеченность их необходимым измерительным оборудованием и инструментом;

выполнение предписаний Мосжилинспекции, выданных в ходе переустройства;

правильность и полноту проведения индивидуальных испытаний и комплексного опробования смонтированного инженерного оборудования;

своевременность устранения недостатков в технической документации и производстве работ, выявленных при проверках.

Выявленные нарушения нормативных требований по производству и приемке ремонтно-строительных работ, отступления от утвержденных (согласованных) проектных решений, факты несоблюдения гарантийных обязательств по режиму работ и выданные Мосжилинспекцией предписания фиксируются в журнале производства ремонтно-строительных работ исполнителя. При повторном нарушении установленных условий переустройства и (или) неисполнении предписаний Мосжилинспекция аннулирует выданное Разрешение и направляет в территориальный орган исполнительной власти официальное представление о необходимости принятия совместных мер по прекращению производства работ на объекте.

В нормативных актах органов местного самоуправления могут предусматриваться и своего рода меры ответственности (санкции) за ненадлежащее проведение работ по переустройству и перепланировке. Так, согласно постановлению № 73-ПП:

– порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, а также самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влекут также ответственность, предусмотренную КоАП;

– в случае если при переустройстве и (или) перепланировке помещений, выполненных в соответствии с согласованной проектной документацией, был причинен ущерб помещениям и (или) имуществу граждан и юридических лиц, виновные несут ответственность в соответствии с законодательством.

Хотя не во всех регионах страны подробно описан процесс проведения работ по переустройству и перепланировке помещений, в нормативных актах г. Москвы, например, полностью можно проследить весь путь от оформления разрешений и согласований до контроля за ходом проведения работ и их результатов. В частности, проверить можно не только уже результат работ, но и те работы (промежуточные результаты), которые в будущем будут скрыты. Например, согласно СНиПам если в доме делается проем, то в стене, где его проделывают, должно быть сделано равнопрочное усиление из обычного сварочного железа (уголка). При приемке уже всех готовых работ проверить, есть или нет там в стене данный «уголок» (или иные требования по усилению), уже невозможно, а делать проломы в стене или иным образом повреждать данные работы нельзя. Постановление № 73-ПП, действующее в г. Москве, предусматривает осуществление контроля и на промежуточных стадиях проведения работ по переустройству и перепланировке.

2.3. Оформление завершения работ по переустройству (перепланировке)

Завершенные работы по переустройству помещений принимаются приемочной комиссией в составе заявителя и представителей:

1) Мосжилинспекции (председатель приемочной комиссии);

2) территориального органа исполнительной власти;

3) управляющего жилым домом;

4) разработчика (автора) проекта;

5) исполнителя (производителя) работ.

Персональный состав приемочной комиссии предварительно согласовывается с территориальным органом исполнительной власти и утверждается в порядке, устанавливаемом Мосжилинспекцией. При невозможности личного участия заявителя в приемке другое лицо, представляющее его интересы, должно иметь нотариально заверенную доверенность. Приемочная комиссия, удостоверяя факт выполнения переустройства в соответствии с разрешительной и проектной документацией, оформляет акт о произведенном переустройстве помещений на стандартном бланке.

Акт о произведенном переустройстве утверждается Мосжилинспекцией и выдается заявителю. Акт о произведенном переустройстве помещений в жилом доме как документ, оформляемый в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.07.2004 № 479-ПП «О мерах по обеспечению контроля за переустройством помещений в жилых домах», является единственным документом, представляющим правовое основание для внесения в установленном порядке изменений в инвентаризационно-техническую документацию этих помещений.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.