ОТ АВТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ
Пожалуй, одной из самых волнующих тайн уходящего века, да и тысячелетия тоже, остаются загадочные, не найденные пока, не вышедшие из разряда мифических животные, полулюди-полузвери, животные-призраки, монстры, чудовища, домовые, русалки, лешие… Нынешний век внес существенный вклад в разгадку этой жгучей тайны, и многое в нашей «неестественной истории» (перефразируя названия известных работ и выражения Плиния Старшего и Дарвина) нашло свое место на страницах учебников зоологии и палеонтологии. Но остались и нерешенные вопросы. И одним из них остается — «как»? Как могут выживать в наше время, когда все, казалось бы, обжито и исследовано, неведомые формы и виды? Да еще такие экзотические, как, к примеру, русалки…
Ответом на этот и некоторые другие вопросы и стала эта книга. Когда работа над ней подходила к концу, из Якутии — будто специально по моему заказу! — вернулась экспедиция газеты «Комсомольская правда» с сенсационным сообщением: ее участникам удалось «засечь» в озере Лабынкыр неопознанный движущийся объект, предположительно животного происхождения. Легенды о некоем «черте», обитающем в озерах в районе полюса холода, жили в этих краях с конца 50-х годов. Именно тогда непонятное крупное животное видели сразу несколько геологов из поисковой группы Виктора Твердохлебова.
С тех пор прошло много лет. На озерах побывало несколько экспедиций, кто-то что-то наблюдал, но никому не удавалось добыть доказательства существования чудовища.
И вот сообщение Вадима Черноброва о крупном объекте под водой, обнаруженном приборами… Кем окажется это существо? Об этом, наверное, придется рассказывать в другой книге. А пока — в путь, по следам невиданных зверей.
РУСАЛКА — НА ВЕТВЯХ?!
Русалку обычно изображают, как девушку с рыбьим хвостом, однако у нее может быть и пара ног, и пара хвостов, которые, в свою очередь, могут быть не только рыбьими, но и дельфиньими или змеиными. Она поет чудесные песни, а иногда еще и играет на арфе. Помимо русалок бывают и «русалы» иногда такие же романтичные, иногда вспыльчивые и гневные. Русалки любят греться на солнце на прибрежном песке или на скалах, расчесывая гребнями свои длинные волосы. Они живут не только в море, но и в озерах, реках и даже колодцах. В России — в омутах.
Недавно автор-составитель этой книги получил письмо весьма странного содержания, которое тем не менее меня заинтересовало.
Неизвестный корреспондент пишет: «В тот год мы отдыхали на Азовском море. Один раз я, двенадцатилетний мальчик, шел по пояс в воде, минуя отмели и углубления, которые плавно чередовались, и неожиданно провалился в подводную яму. Я нырнул, желая посмотреть, что это за яма, и… лицом к лицу столкнулся с небольшим зеленым человечком! Он отдыхал, лежа на песчаном дне. Глаза у него были несоразмерные лицу — большие и сильно выпуклые. Он поднял веки, мы встретились взглядами и оба вздрогнули. Человечек взмахнул рукой и нечаянно оцарапал мне живот своими длинными ногтями. Мы оба рванули в разные стороны. Он — вглубь, а я — вверх. Смертельно испуганный, прибежал я домой и больше ни разу не вошел в море в тот год. В дальнейшем зеленого человечка я не видел».
Это далеко не первое свидетельство наблюдения в воде человекообразных существ. В 1610 году англичанин Г. Хадсон увидел русалку недалеко от берега. У нее была белая кожа, а на голове — длинные черные волосы. Моряки прошлых веков так часто встречали русалок, что просто отмахнуться от их рассказов ученым было невозможно.
Попытки внушить людям, видевшим русалок, что это были морские животные, натолкнулись на серьезные трудности. В большинстве случаев места обитания, скажем, моржей или тюленей не совпадали с русалочьими. Да и как можно перепутать усатую черную морду моржа с женским личиком?
Известный американский зоолог К. Банзе обратил внимание на то, что рассказы о человекообразных существах, обитающих в водоемах, слишком распространены, и детали их описаний во многом сходятся. Так, типичная русалка обладает бинокулярным зрением (то есть два ее глаза смотрят в одном направлении). Большой палец русалки противопоставлен остальным пальцам, что позволяет захватывать орудия труда. На всех изображениях видна крупная голова. Задняя часть тела изображается с чем-то вроде плавника.
По имевшимся описаниям К. Банзе сделал вывод, что существуют три вида этих существ. Русалка обыкновенная обитала в Средиземном море и у берегов Испании и Португалии со стороны океана. Русалка индейская, которая впервые наблюдалась натуралистом К. Нереусом — участником третьего плавания Колумба, — жила у атлантического побережья Америки. Русалка эритрейская облюбовала воды Красного и Аравийского морей, а также у берегов индонезийских островов.
Русалки употребляли в пищу морские водоросли, моллюсков, рыбу. Многие источники содержат рассказы о том, что, выходя по ночам на мелководье, русалки чудесным пением заманивали к себе людей. Вес взрослой самки несколько меньше веса человека. Поскольку у нее две молочные железы, значит, она производит на свет одного или двух детенышей.
Вот запись знаменитого английского путешественника мореплавателя Генри Гудзона, сделанная в начале XVII века: «Один из матросов команды, посмотрев за борт, увидел русалку. Ее грудь и спина были, как у женщины… Очень белая кожа и спадающие черные волосы. Когда она нырнула, мелькнул ее хвост, похожий на хвост бурого дельфина, испещренный пятнышками, как у макрели».
В начале XVIII века в одной книге было помещено изображение русалки с такой подписью:
«Похожее на сирену чудовище, пойманное на побережье Борнео, в административном округе Амбойна. В длину 1,5 метра, телосложением похоже на угря. Прожило на суше 4 дня и 7 часов в бочке с водой. Периодически издавало звуки, напоминающие мышиный писк. Предложенных моллюсков, крабов и морских раков есть не стало…»
Почему-то чаще всего русалок встречали в Шотландии. В XVII веке в «Абердинском альманахе» утверждалось, что путешествующие в этих местах «обязательно увидят прелестную стайку русалок — изумительно красивых созданий».
В 1890 году шотландский учитель Уильям Монро увидел на пляже существо, на голове которого «были волосы, лоб выпуклый, лицо пухлое, щеки румяные, глаза голубые, рот и губы естественной формы, похожие на человеческие. Груди и живот, руки и пальцы того же размера, что и у взрослого представителя человеческой расы; то, как это существо использовало свои пальцы (при расчесывании), не предполагает наличия перепонок».
В 1900 году с русалкой, у которой были волнистые золотисто-рыжие волосы, зеленые глаза, ростом с человека, встретился некий Александр Ганн. Пятьдесят лет спустя в тех же местах русалку видели две девочки. По их описанию, она в точности походила на русалку, увиденную Ганном. В 1957 году существо, похожее на русалку, даже запрыгнуло на плот путешественника Эрика де Бишопа. Руки этого странного существа были покрыты чешуей.
В нашей стране жители одной деревушки возле Ведлозера в Карелии издавна замечали в нем водяных существ полутораметрового роста с круглой головой, длинными волосами, белыми руками и ногами, но коричневым туловищем. Завидев рыбаков, они ныряли под воду. Эти водяные описаны в книге С. Максимова, вышедшей в 1903 году.
Частота встреч с русалками стала снижаться после эры великих географических открытий и уже в нашем веке упала почти до нуля. Морские люди вымерли, и, видимо, произошло это сравнительно недавно — в середине или конце XIX века. Причина— усиление рыболовства и загрязнение вод. Шансов на то, что где-то в теплых бухтах южных морей мы еще встретим последних представителей русалочьего племени, не больше, чем на встречу со снежным человеком в Гималаях или с динозавром в Конго.
Жанна Железнова из Петрозаводска сообщила вот какую историю:
«В этнографической экспедиции я узнала о встрече человека с невиданным земноводным человекообразным существом.
Это было во время Великой Отечественной войны в Белоруссии. Солдат отстал от своего взвода, догоняя его, шел по лесной дороге. И вдруг видит, на этой дороге лежит человек. Он бросился к нему, и когда подбежал, то понял, что это не совсем человек, а кто или что — понять невозможно. С виду мужчина с бородой, но весь в рыбьей чешуе, а на руках и ногах вместо пальцев перепонки. Солдат перевернул его на спину, увидел, что у него лицо человеческое, хотя и нельзя назвать его красивым, но и безобразным не назовешь. И этот чешуйчатый стал знаками показывать солдату на себя и куда-то в сторону, видимо, просил его туда отнести. Солдат пошел в том направлении и скоро увидел небольшое лесное озеро. Отволок туда чешуйчатого, опустил в воду. Он немного полежал в воде, пришел в себя и уплыл. И даже на прощание солдату рукой помахал».
Легенда о русалке возникла сравнительно недавно по мифологическим меркам и приняла окончательную форму в средневековье. Первое литературное упоминание о русалках сделано в «Романе о розе» английского писателя Джефри Чосера (1366): «То было чудо, подобное пению морских русалок».
В культуре практически всех народов бытуют легенды о духах вод, часто эти духи — поющие женщины, олицетворяющие красоту вида и звука воды. Русалки капризны, своенравны и могущественны (как и реки). Они могут наградить, но могут и навредить.
Древнейшее из известных морских божеств — вавилонский бог Эа (или Оанн, как его именовали в греческих текстах). Он вышел из Эритрейского моря и научил людей наукам и искусствам. На барельефе VIII века до нашей эры, выставленном в Лувре, Оанн изображен как человек с рыбьим хвостом. На Ближнем Востоке в древности почитали русалку — богиню Луны, которую сирийцы звали Атаргат, а филистимляне — Дерсето.
В индийской мифологии хранителями вод были небесные нимфы апсары, игравшие на лютнях, в Китае и Японии — драконы и их жены. В греческих и римских мифах фигурирует множество водных богов и существ: царь океанов Посейдон (Нептун), его сын Тритон, морские нимфы нереиды — дочери Нерея, речные наяды и, наконец, океаниды. Тритона обычно изображали с рыбьим хвостом, остальные водные духи часто выглядели, как люди.
В Британии и Ирландии слагали легенды о морских девах, которые сбрасывают рыбий хвост перед тем, как выйти на сушу. В Скандинавии и Германии водные существа разделялись на морских и речных. Во Франции, Италии, Португалии и Испании их называли сиренами, хотя в греческих мифах сирены были птицами с женскими лицами. Героиня французских легенд Мелузина, женщина-змея, иногда изображалась и как русалка с двумя хвостами. В русских народных сказках действуют духи вод — русалки, которые топят купальщиков, и плутоватые водяные. В африканских преданиях это водные женщины и ведьмы. В легендах североамериканских индейцев говорится о двухвостых морских божествах и девах-рыбах.
Культ поклонения древним божествам вод остался в прошлом, но вера в русалок, мудрых и могущественных водных существ, продолжает жить. Возможно, первые мифы о русалках возникли из рассказов об утопленниках и человеческих жертвах, принесенных водным божествам. В Англии, к примеру, Сабрина, незаконнорожденная дочь короля Локрина, была сброшена своей мачехой в реку, которую с тех пор называют Северн, и стала речной богиней — покровительницей невинных девушек.
Подобное превращение с менее приятными последствиями произошло со служанкой Пег О'Нелл из Ирландии, которая провалилась под лед, набирая воду из полыньи, и теперь каждые семь лет топит пловцов в реке Риббл. Таких историй, которые, скорее всего, придумывали, чтобы оградить детей от опасностей, достаточно много: легенда о несчастной служанке Пег мало чем отличается от историй Дженни Гринтис из Ланкашира, Грандилоу из Йоркшира, Пег Паулер — русалки из реки Тис и других. Известная по поэме Гейне рейнская нимфа Лорелея тоже недобрый речной дух: заслушавшись ее песнями, моряки направляли свои суда прямо на опасные скалы. В образе Лорелеи присутствует очевидная связь с древнегреческими сиренами.
Впрочем, русалки нередко совершают и добрые дела: предупреждают о приближающейся буре, исполняют желания, поднимают со дна сокровища или учат наукам. В валлийской легенде нимфа озера Ллин-и-Фан-Фах вышла замуж за смертного и, родив ему сына, исчезла. Затем явились три мудреца и научили ее сына всему, что знали. Русалки совершают благие дела не только по доброй воле. Согласно легендам, русалку можно заставить выполнить любое желание, если отнять у нее какой-нибудь из предметов туалета. Браки с русалками обычно недолговечны. Заключение такого брака всегда связано с каким-нибудь условием, и когда условие нарушается, русалка исчезает. Русалки нередко забирают смертных в подводное царство. Слепой Морис Коннор, лучший волынщик в Мюн-стере, последовал за русалкой в море. Согласно преданию, его пение до сих пор еще временами слышно из-под воды.
После окончательной победы христианства в Европе представители духовенства пытались задушить остатки языческих верований. Однако малозначительные персонажи, такие, как русалки, с которыми не были связаны основные языческие культы, не представляли большой опасности новой религии и продолжали жить в фольклоре. В христианской религии русалка с гребнем и зеркалом в руках стала символом тщеславия и женского коварства, ведущих мужчин к моральной гибели.
Как и многие другие вымышленные существа, русалки и их символическое значение были неоднократно описаны в средневековых бестиариях (трактатах о реальных и фантастических животных). Персонажами ранних бестиариев были не русалки, а сирены. Однако после того как сирены и русалки смешались в сознании народов, то же произошло и в бестиариях. В бестиарии Уайта (XII в.) русалки описаны, как полулюди-полурыбы, но иллюстрация изображает девушку с крыльями на талии, птичьими лапами и рыбьим хвостом. В «Божественном бестиарии» XIII века Гийома Леклерка говорится, что нижняя часть русалки — птичья или рыбья. Варфоломей Английский утверждает, что сирены — девы-рыбы, хотя и отмечает, что по некоторым источникам нижняя часть их тела — птичья.
Среди научных источников следует отметить описания нереид и тритонов, приводимые Пли-нием Старшим (I в.) со слов очевидцев. Судя по всему, существа, описанные Плинием, — морские коровы и котики.
В исландских хрониках XII века запечатлено свидетельство о полуженщине-полурыбе, которую видели у берегов Гренландии. У нее было ужасное лицо, широкий рот и два подбородка. Рафаэль Холиншед сообщает о том, что во времена английского короля Генриха II (50—80-е годы XII в.) рыбаки поймали человека-рыбу, который отказывался говорить и питался как сырой, так и вареной рыбой. Он сбежал в море спустя два месяца после поимки. В 1403 году после шторма в Западной Фрисландии нашли русалку, запутавшуюся в водорослях. Ее одели и кормили обычной пищей. Она научилась прясть и кланяться перед распятием, но так и не заговорила. Она часто предпринимала безуспешные попытки к бегству обратно в море и умерла после четырнадцати лет жизни среди людей.
Эти и другие подобные свидетельства долго поддерживали веру в существование человекоподобных морских существ, хотя со времен средневековья никому так и не удалось поймать или найти тело какого-нибудь из них. Скорее всего, за русалок принимали тропических ламантинов, небольших китов, котиков и тюленей. Вблизи эти животные, безусловно, совсем не напоминают людей, но в водной стихии их позы и крики бывают порой очень «человеческими». Пойманные средневековыми рыбаками человек-рыба и русалка были, видимо, немыми людьми с незаурядными способностями к плаванию. Или?..
Пусть скептики лишний раз ухмыльнутся, но в 1830 году на острове Бенбекьюла на Гебридах состоялись похороны самой настоящей русалки… Началось же все с того, что жители острова, собирая водоросли, увидели резвящееся недалеко от берега странное создание. Внешне оно напоминало маленькую девочку с длинными черными волосами. Белая нежная кожа и огромная грудь вызвали небывалый восторг у сильной половины человечества, и мужчины приложили немало усилий, чтобы изловить русалочку. Однако она ловко ускользала от них, и тогда один из разгоряченных этой необычной охотой подростков запустил в подводную деву увесистым камнем. Хотя русалка скрылась под водой, удар оказался для нее смертельным, и спустя пару дней труп удивительного создания прибило к берегу. Толпы людей собирались, чтобы посмотреть на самое настоящее чудо, — ведь существо почти не отличалось от человека, если не считать огромного рыбьего хвоста. Ни у кого не оставалось сомнений, что это настоящая легендарная русалка. Причем ее сходство с человеком было настолько сильным, что власти острова отдали распоряжение изготовить гроб и сшить саван. Так состоялись самые необычные похороны в мире — похороны русалки… К сожалению, могилка ее затерялась, и в XX веке попытка найти захоронение окончилась неудачей. Однако сам этот факт говорит о многом. Жители острова не были профанами и знали всех морских обитателей, соответственно они не могли принять за русалку мертвого тюленя, акулу или другую морскую живность.
В «Естественной истории Индии», изданной в 1717 году, содержатся упоминания об экзотическом живом существе с Дальнего Востока, которое поймали у Молуккских островов в Индонезии: «Она была длиной 59 дюймов (полтора метра. — Ред.) и чем-то напоминала угря… Прожила в бочке с водой 4 дня и 7 часов… издавала негромкие звуки, ничего не ела и затем умерла».
В Дании в 1723 году была учреждена специальная Королевская комиссия, которая должна была внести окончательную ясность по вопросу о существовании русалок. Но во время поездки на Фарерские острова с целью сбора информации о русалках члены комиссии натолкнулись на русалку-мужчину. В докладе указывалось, что у русалки «глубоко посаженные глаза и черная борода, которая выглядела так, как будто была подстрижена».
В 1983 году антрополог из Университета Виргинии (США) Рей Уогнер сообщил одной ричмондской газете, что в южной части Тихого океана, недалеко от острова Новая Гвинея, он два раза видел существо, чем-то напоминающее человека. Уогнер пояснил, что с помощью новейшего подводного видеооборудования ему удалось установить, что существо, которое он видел, было морской коровой. В большинстве известных случаев, полагает он, русалки были не чем иным, как тюленями, бурыми дельфинами, ламантинами или морскими коровами. Однако Уогнер не утверждает, что русалки вообще не существуют.
«Люди все-таки очарованы русалками, и рассказы о них звучат часто правдоподобно», — говорит психотерапевт Линда Картер-Эйк, которая проводит исследование в рамках программы по психоанализу. По ее мнению, русалки живут в сознании людей. Океан воздействует на область подсознания человека, вызывая в его воображении образ русалки. Хитрость состоит в том, чтобы не дать ей утащить вас за собой.
Вплоть до XIX века, когда научные и географические открытия практически лишили мифологических существ прав на существование, процветала практика создания чучел «русалок» из тел обезьян и рыбьих хвостов. Отвратительные «русалки» выглядели достаточно пугающе для того, чтобы зрители, пришедшие взглянуть на изготовленную красавицу, не обвинили хозяина чучела в мошенничестве.
Поскольку русалка была религиозным символом искушения и коварства, запрета на ее изображение в искусстве и литературе никогда не существовало. В пьесе «Сон в летнюю ночь» Шекспир пишет о русалке, чье пение было так прекрасно, что бурное море успокоилось, а некоторые звезды, заслушавшись пения морской красавицы, упали с небес.
Интересно, что образ русалки пережил расцвет именно в XIX веке, когда наука окончательно разделила фантазии и реальность, а в прозе и поэзии возродила интерес к романтике. Особенно много баллад о морском народе было создано в Британии и Скандинавии. В Англии русалка стала еще и символом империи, правящей морями и добывающей себе богатства в заморских колониях. Ее изображения украшали корабли, гербы и оружие. Таверне «Русалка», в которой собирались лондонские литераторы, посвятил свое стихотворение известный поэт-романтик Джон Китс.
В 1811 году увидела свет поэма барона ле Ламотт-Фуке «Ундина», по которой вскоре была написана опера. В ней говорится о женитьбе речной нимфы Ундины и смертного человека: Ундина могла бы обрести человеческую душу и чувственное сердце, но муж изменяет ей, и она возвращается в реку. Имя «Ундина» (от латинского «унда» — вода) впервые использовал швейцарский алхимик Парацельс (XVI в.) — создатель «систематической мифологии», соединивший образы мифологических существ с греческим учением о четырех составляющих мира: земле, воздухе, огне и воде. Ундина стала символом воды.
Русалки и люди не обретают счастья вместе. В сказке Андерсена русалка обретает душу, но не любовь принца. В «Обманутом морском юноше» Арнольда героиня Маргарет изменяет своему возлюбленному из-за боязни потерять душу. А в романе «Рыбак и его душа» Оскара Уайлда рыбак пытается избавиться от своей души в надежде жениться на русалке.
Другой мотив, использованный, например, в «Русалке» Александра Пушкина и «Невесте Ламмермура» Вальтера Скотта, — русалка, защищающая невинных девушек и мстящая неверным возлюбленным.
Генрих Гейне в «Лорелее» и Алфред Теннисон в «Морских феях» и «Русалке» обращаются скорее к образу человека, желающего избавиться от человеческих забот и идущего на смерть ради желания услышать прекрасное пение русалок. Интересно, что Теннисон пишет о «серебряных ногах» русалок, а его морские нимфы — видимо, гомеровские сирены, певшие для Одиссея.
В поэме «Разрыв союза» Томаса Худа, символизирующей стремление Ирландии к независимости от Британской империи, русалка желает ампутировать свой «саксонский» хвост, чтобы стать настоящим человеком.
В литературе XX века русалки становятся менее частыми персонажами, а брак с русалкой часто описывается в сатирической форме. В «Морской леди» Герберта Уэллса русалка оказывается неспособной понять моральные ограничения, которые люди накладывают на свою жизнь.
Русалки оставили заметный след и в музыке. Им посвящены «Песня Русалки» Гайдна, симфоническая поэма «Водяной» и опера «Русалка» Дворжака, незаконченная опера «Лорелея» и увертюра «Прекрасная Мелузина» Мендельсона, опера «Садко» Римского-Корсакова, в которой Садко влюбляется в дочь морского царя. Русалки появляются в опере Генделя «Ринальдо» и в «Кольце Нибелунгов» Вагнера.
Скульптура русалки украшает копенгагенскую бухту. Русалка с мечом в руке изображена на гербе Варшавы. Изображения тритонов были очень популярны в эпоху барокко (их можно увидеть, например, на «Триумфе Галатеи» Рафаэля). В Нюрнбергской Библии (1483) Ноев ковчег плывет в окружении русалок. Однако первым в истории изображением русалки в живописи следует назвать полотно Даниэля Маклиза «Происхождение арфы» (1842), на которой русалка с арфой в руках плачет о своей несчастной любви.
В отличие от средневекового представления, русалка конца XIX — начала XX века — «роковая женщина». Такой ее изображают художники— швейцарец Арнольд Беклин, норвежец Эдвард Мунк, австриец Густав Климт и многие другие. В нашем веке (на работах Рене Маргитта и Поля Дельво) ее образ приобретает несколько комический оттенок.
Вода — символ одновременно смерти и перерождения. Как и вода, русалки на протяжении веков не только представляли опасность для людей, но и помогали им. Меняющийся образ русалки, служивший вдохновением стольким художникам, поэтам и писателям, видимо, останется таким же притягательным и в будущем.
Русалки, пожалуй, единственные из мифологических существ, обретшие почву в славянских преданиях и… сегодняшней жизни. Мы не можем не рассказать здесь о встречах с этими существами наших соотечественников. Итак…
Рассказывает известный криптозоолог М. Г. Быкова (текст записан в конце 60-х годов):
— Зрительно украинцами и южными великороссами русалки воспринимаются как водяные красавицы. А на севере России это чаще всего косматые, безобразные женщины с большой отвислой грудью. Они показываются из воды вечером или ночью, пытаются привлечь внимание, бродят около воды и даже в лесу. Встретившись с такой женщиной лицом к лицу, человек лишь иногда успевает разглядеть ее.
Приведем случай необычной встречи. Сообщение о нем было получено одной из московских редакций в ответ на публикацию статьи на тему реальности леших и русалок. Речь шла об одной разновидности — болотнянике.
В годы войны Иван Юрченко проживал в деревне Николаевка, в одной из северных областей европейской части нашей страны, учился в начальной школе. Школа направляла учеников полоть сорняки в колхозных посевах, далеко за деревню. Там сразу же за полем начинались болота. Возле болот были сенокосы. Косцы устроили рядом сарай для ночевки, постелили на нары сено. Однажды утром, придя на прополку, ребята зашли в сарай и заметили, что на сене остались вмятины от двух фигур огромного роста, видимо ночевавших в сарае в ту ночь. Они удивились росту людей, поговорили на эту тему и принялись за работу. Иван захотел оправиться и отошел с поля к болоту. В это время на болоте за кустами он заметил двух неизвестных, которые пристально следили за ним. Иван обратил внимание на то, что они были черными, на головах у них были длинные волосы, в плечах были очень широкими. Рост не смог определить, так как мешали кусты. Иван сильно испугался и, крича, побежал к своим товарищам. Узнав, что кто-то есть на болоте, побежали в деревню к коменданту (комендатуры в то время существовали для ссыльных) и председателю колхоза. Те, вооружившись наганом и ружьем, с ребятами двинулись к месту происшествия. Неизвестные черные люди ушли в глубь болота и из-за кустарников смотрели на людей. Никто из деревенских не решался продвинуться вперед. Мужчины выстрелили в воздух, неизвестные оскалили белые зубы (что особенно бросалось в глаза на черном фоне их лиц), стали издавать звуки, похожие на раскатистый хохот. После чего, как показалось Юрченко, они присели или погрузились в болото. Больше их никто не видел. В сарае на сене остались следы, видимо, самца огромного роста и самки поменьше, можно было рассмотреть и следы больших грудей.
Так знают ли наши современники о подобных существах? Или это единственный непонятный случай?
Вот еще одно письмо.
«В 1952 году я, М. Сергеева, работала на лесозаготовительном участке Балабановск (Западная Сибирь). Заготовляли лес зимой, а весной сплавляли по реке Карайга. Местность вокруг болотистая, летом мы собирали там грибы и ягоды. Много здесь и озер. Километрах в двенадцати от участка лежит озеро Порасье. На него-то 4 июля мы и отправились: я, старик сторож с племянником Алексеем и Таня Шумилова. По дороге дед рассказал, что озеро это торфяное и незадолго до революции оно высохло, дно загорелось от молнии и горело целых семь лет. Потом вода вернулась, и теперь на озере много плавучих островов. Их называют „кымья“. Пока погода стоит хорошая, кы-мья у берега, но если отойдут на середину озера — жди дождей.
До места мы добрались уже в одиннадцатом часу вечера. Наскоро натянули два полога и тут же втроем свалились от усталости. А дед пошел ставить сети.
Когда мы утром проснулись, уха была уже готова. Рыбы в сети набилось много, загрузили целиком повозку. И тут я заметила, что недалеко за деревьями виднеется еще одно озеро. Спросила о нем старика, но он рассердился на меня и буркнул: «Озеро как озеро…» Больше ни о чем расспрашивать я его не стала, но Алексею и Татьяне все рассказала. Выбрав момент, когда дед ушел смотреть дальнюю сеть, мы побежали к тому озеру, благо до него было всего метров двести. Вода в нем оказалась такой чистой, что все камешки на дне были видны. Таня и Алексей решили искупаться, я же только сняла платок и положила его на какую-то корягу у берега, а сама присела рядом. Алексей был уже в воде и звал Таню, когда вдруг та вскрикнула, схватила свою одежду и бросилась в лес. Я взглянула на Алексея, который стоял неподвижно и смотрел перед собой округлившимися глазами. И тут я увидела, как к его ногам тянется чья-то рука. Под водой к Алексею плыла девушка. Она бесшумно вынырнула, подняла голову с длинными черными волосами, которые тут же убрала с лица. На меня глянули ее большие синие глаза, девушка с улыбкой протягивала руки к Алексею. Я вскрикнула и, вскочив, потащила его за волосы из воды. Заметила, как при этом зло сверкнул взгляд водяной девушки. Она схватила лежавший на коряге мой платок и, расхохотавшись, ушла под воду.
Мы и опомниться не успели, как дед оказался рядом. Он торопливо перекрестил Алексея, поплевал в сторону и только после этого облегченно вздохнул. Я и не подозревала, что наш сторож-человек верующий…
В декабре того же года меня перевели на другой участок, и постепенно тот случай стал забываться. Однако спустя девять лет я вдруг получила письмо от старика, в котором он писал, что тяжело болен и вряд ли поднимется. Я взяла отпуск на три дня и поехала к нему. Мы проговорили всю ночь, тогда-то старик мне и рассказал одну историю. Лет сорок назад, молодым парнем, он работал десятником. Однажды пошел в лес за жердями. Тогда впервые и попал на то самое озеро. Решил искупаться… и завладела им русалка. Трое суток не отпускала, с жизнью уже распрощался. Но, на счастье, вспомнилось благословение матери… И громко произнес он эти слова. Русалка с ненавистью оттолкнула его, да с такой силой, что он оказался на берегу…
Только тогда я поняла, почему старик так не хотел пускать нас на то озеро».
НЕ ВОНЯЕТ ЛИ ВАША ДЕВУШКА РЫБОЙ?
Молодожены Клаус и Эрика Вайс из Швейцарии решили провести медовый месяц на берегу уютной лагуны живописного Бальдегского озера. Они сняли небольшой коттедж, расположенный на обширном безлюдном пространстве.
Однажды, прогуливаясь по пустынному берегу, супруги стали свидетелями дивного по красоте и изяществу зрелища. Несколько девушек медленно и грациозно кружились в хороводе, то наклоняясь, то взмахивая руками. Таинственные плясуньи были облачены в полупрозрачные рубахи до пят. По их плечам струились густые волосы с серебристым отливом. Супруги Вайс как зачарованные смотрели на них, боясь даже вздохом потревожить волшебную гармонию. Через полчаса девушки, шумно смеясь, побежали к воде и одновременно, плескаясь и брызгаясь, нырнули в озеро.
— Хватит глаза пялить, — говорила жена, поспешив увести увлекшегося необычным зрелищем супруга. Она решила, что присутствовала на репетиции местного фольклорного ансамбля.
На следующий вечер чета Вайсов снова проходила тем же маршрутом. Неожиданно за их спиной послышались чьи-то мелодичные протяжные голоса. Обернувшись, они увидели вчерашних красавиц, вынырнувших из озера. Супруги едва успели спрятаться за ближайший куст.
Одна из девушек внезапно остановилась и решительно направилась к кустам.
— Кто-то за нами следит… Выходите немедленно, — послышался властный женский голос.
— Мы тут целовались, — попытались робко оправдаться Вайсы.
— Неужели? — засмеялись девушки. — А вы умеете? Давайте мы вас научим.
Одна из незнакомок подошла вплотную к Клаусу и обняла его. Сквозь ее свободную одежду из тонкой ткани бесстыдно просвечивало полногрудое тело. Ее огромные фиалковые глаза сияли загадочным глянцевым блеском. Клаус не мог не поразиться контрасту между обеими женщинами. Конечно, низкорослая жирная растрепа с тупым взглядом (его Эрика) ни в какое сравнение не шла с прильнувшим к нему божественным существом.
— Иди ко мне, — негромко сказала девушка. — Меня зовут Ингер.
Ее голос насторожил Клауса. Мягкие грудные звуки явно таили угрозу. Молодого человека охватило предчувствие опасности, по телу пробежал озноб. Невольно он отстранил Ингер, сбросив с себя ее точеные и холодные, как мрамор, руки.
— Я тебе не нравлюсь? — повторил голос.
В волосах Ингер запутались водоросли, от исходящего от нее гнилостного запаха молодого человека начало мутить. Его била дрожь. Эрика, тяжело охнув, рухнула на землю. Ее тут же обступили другие «танцовщицы».
Тем временем Ингер, снова приблизившись к Клаусу, протянула к нему руки. Тот в ужасе попятился. Лоб его покрылся каплями холодного пота.
Ингер, сверкая глазами, умоляла:
— Поцелуй меня, я ведь так хочу тебя.
У Клауса звенело в ушах, к горлу подкатывал комок рвоты. Ингер всем телом прижалась к нему. Клаус ощутил под руками отвратительную гнилостную теплоту. Нежные, но неумолимо властные руки девушки оплели его шею. Бледным ледяным ртом она впилась в губы Клауса.
От ударившего в нос запаха разлагающегося болота он стал задыхаться и был близок к обмороку. Через несколько минут, когда Ингер с громким чмоканьем завершила поцелуй, Клауса уже выворачивало наизнанку. Ничуть не смутившись, девушка вытерла ему рот подолом своего платья и расстегнула ширинку на его брюках…
Клауса привели в сознание, натерев его тело какой-то зловонной жижей. Эрику заставили еще и выпить какой-то терпкий травяной настой, после чего она стала прямо на глазах утончаться в размерах и хорошеть.
Уже не сопротивляющихся, обессиленных супругов уложили рядом, и целый сонм девушек набросился на них со своими исступленными ласками, причем доставались они в основном Эрике. Ее целовали во все места. Вскоре она вошла во вкус, с удивлением обнаружив в себе дремавшие до той поры запасы похоти и сладострастия.
Вволю наигравшись, девушки подхватили Эрику и нырнули с ней вместе в воду.
Перед тем как исчезнуть навсегда, одна из красавиц подошла к лежавшему ничком Клаусу.
— Немедленно уезжай отсюда и не рассказывай никому о том, что видел, — сказала она.
Клаус, даже не собрав вещи, опрометью помчался на вокзал и первым же поездом уехал домой в Цюрих, где разыскал специалиста по аномальным явлениям профессора Шлосса.
Профессор улыбнулся его рассказу и заметил, что Бальдегское озеро давно пользуется печальной славой благодаря таинственному исчезновению людей, попадающих в те края. Русалки, по его мнению, в изобилии населяющие озеро, представляют серьезную опасность. Живут они преимущественно в лесных озерах, иногда вблизи болот.
— Русалками становятся в основном погибшие проститутки, наркоманки, но чаще всего лесбиянки, — рассказал профессор. — Их астральные тела после смерти не отлетают, а продолжают подпитываться дурными энергиями, исходящими от живых людей. Вода, как выяснилось, наиболее благоприятная среда для распространения «бактерий порока», то есть различных сатанинских флюид, поэтому во влажных местах и водоемах и находят посмертное пристанище блуждающие души грешниц. Русалками могут быть не только женщины, но и мужчины гомосексуальной ориентации. Особенно много таких «русалов» в Англии.
Удивительный случай, по словам профессора Шлосса, произошел вблизи шведского озера Венерн. Молодой журналист Пер Лундквист приехал в деревушку Капле повидать свою бабушку. Дом отделяла от озера сосновая роща. Однажды вечером Пер встретил на ее опушке девушку редкой красоты. Она сидела на пеньке и горько рыдала. Молодой человек поинтересовался, чем он может ей помочь. Девушка, представившись Эвой, рассказала, что потеряла все деньги и ей не на что вернуться к себе в Мальмё. Пер дал ей несколько десятков крон на железнодорожный билет. Пообещав вернуть долг, девушка прислала деньги по почте и вскоре сама приехала в Капле. Молодые люди стали встречаться. Пер не мог не обратить внимания на некоторые странности в поведении Эвы. Его удивляла, например, ее привычка постоянно смачивать водой свои длинные густые волосы. К тому же она не давала ему ни своего адреса, ни номера телефона. Каждый вечер они прощались на автобусной остановке и каждый раз договаривались, где встретятся завтра.
Дело шло к свадьбе, и Пер пригласил Эву к себе домой, чтобы познакомить ее с бабушкой.
Увидев невесту внука, старушка в изумлении застыла. Узнав же, что Эва живет в Мальмё, она и вовсе затряслась от страха. Вызвав Пера на кухню, бабушка рассказала ему, что лицо Эвы ей знакомо, поскольку она постоянно видит портрет девушки в доме своей старинной приятельницы, у которой не так давно при загадочных обстоятельствах умерла внучка, жившая с родителями в Мальмё.
Пер, как всегда проводив девушку до автобусной остановки, решил незаметно проследить за ней, воспользовавшись припрятанным в кустах велосипедом. Он увидел, как Эва попросила водителя остановить едва отъехавший автобус, вышла из него и направилась к озеру. Нырнув в воду, она исчезла в лунной дорожке.
Побывав в доме бабушкиной подруги, Пер убедился в том, что на портрете действительно была изображена его невеста. Покойную внучку тоже звали Эвой.
Встревоженные родственники произвели эксгумацию на кладбище в Мальмё. Трупа Эвы в могиле не оказалось.
Проконсультировавшись со специалистами, молодой человек окропил себя святой водой и надел нательный крест. Кроме того, ему объяснили, что энергия русалок заключена в их волосах, которые должны постоянно быть влажными. Если они начинают высыхать, русалка проявляет беспокойство.
Эва, встретившись с Пером в условленном месте, явно почувствовала неладное и, сославшись на плохое самочувствие, попыталась уйти «домой», но «жених», крепко схватив ее за руку, затащил в сауну и запер массивную дверь.
Учинив Эве серьезный допрос, Пер выяснил, что, в земной жизни заболев СПИДом, девушка приняла сильную дозу снотворного, заплыла подальше и утонула. Она рассказала, что каждая русалка, чтобы «прописаться» на дне любого водоема, должна увлечь за собой максимальное количество людей. Так что участь влюбленного журналиста была предрешена.
Пер стискивал от сострадания зубы, когда Эва умоляла отпустить ее или хотя бы прыснуть на нее водой…
Через два часа лицо ее сморщилось, нос провалился, глаза вытекли…
Три вечера подряд собеседник профессора Шлосса Клаус Вайс приходил на берег Бальдегского озера в надежде получить весточку от пропавшей супруги. После четвертой прогулки он не вернулся…
На протяжении вот уже 50 лет регулярно поступают сообщения о том, что жители и туристы одного из Гавайских островов видели в воде русалку. Отношение к этим сообщениям до сих пор было довольно скептическим: кто же поверит, что полуженщина-полурыба, являвшаяся нам в детстве персонажем замечательной печальной сказки Андерсена и оживленная на экране Уолтом Диснеем, реально существует?
Однако 12 апреля 1998 года появились документальные подтверждения этого удивительного явления: 43-летнему капитану американской подводной лодки Джеффу Лейчеру удалось сделать несколько подводных фотографий морской дивы, известной среди местного населения, как «русалка с мыса Кайви». В тот день Джефф и девять других океанологов занимались исследованием дна океана в нескольких милях от острова Кона. Команда уже закончила намеченные на утро работы и возвращалась в надводном положении на остров, как вдруг их подлодку окружила стая дельфинов, которые стали забавно кружиться и играть в волнах, оставляемых субмариной. Вдруг кто-то из экипажа громко вскрикнул и стал указывать на какой-то предмет в воде. Джефф и его товарищи не поверили своим глазам: буквально в трех метрах от их лодки плыла обнаженная женщина. У нее были длинные развевающиеся волосы и необыкновенно красивое лицо. Но ни одно человеческое существо не может плыть так быстро! Она легко настигла дельфинов. Вслед за дельфинами морская нимфа сделала прыжок в воздухе, и члены экипажа обомлели: нижняя часть ее тела была покрыта чешуей и заканчивалась огромным рыбьим хвостом! Она снова высоко подпрыгнула и исчезла под водой. Все десять человек экипажа стали свидетелями невероятного эпизода. Но на этом их потрясения не окончились. Примерно час спустя команда прибыла на остров. Все переоделись в водолазное снаряжение и стали спускаться под воду у берега. Джефф взял с собой подводную камеру, чтобы фотографировать редкие виды тропических рыб. Неожиданно он почувствовал, как что-то задело его правую ногу. Это была она. Русалка промелькнула рядом со скоростью молнии, затем развернулась и снова проплыла мимо него в обратную сторону. Джефф сумел несколько раз щелкнуть фотоаппаратом. А русалка поднялась на поверхность воды и уплыла прочь.
Фотографии, сделанные Джеффом Лейчером, подверглись тщательному исследованию в трех фотолабораториях. Все специалисты пришли к выводу о подлинности снимков. Это подтверждает удивительный факт: среди обитателей подводного царства есть существа, похожие на людей. И легенды о прекрасных обитательницах морского дна, сводящих с ума рыбаков и моряков, основаны на реальном существовании русалок.
Сегодня в прессе встречаются потрясающие наше воображение сведения о подобных существах. Ценно то, что они исходят от так называемых простых и, во всяком случае, не искушенных именно в этом вопросе людей. Но вместе с тем их неискушенность приводит к некоторым накладкам, хотя вряд ли они имеют какое-либо значение, ибо в весьма малой степени влияют на достоверность повествования. В существе вопроса наука разберется, когда накопится достаточное число данных. В сумме же многочисленные повествования позволяют отличать правду от пригрезившегося или присочиненного рассказчиком. При этом надо учитывать, что всякого рода негативные аспекты могут исходить не только от рассказчика, но и от записывающего свидетельства очевидцев. Так, в одном из воспоминаний о необычной встрече, происшедшей почти три десятка лет назад и по всем правилам тогдашней нашей жизни сокрытой (во избежание встреч с другими службами), есть странное противоречие.
Рассказывает полковник пограничной службы в запасе З. Материал был опубликован в альманахе «Не может быть» (май 1991 года) под названием «Человек-амфибия». Странным представляется в этой истории то, что если имелась в виду амфибия, то зачем ей пользоваться камышинкой в качестве дыхательной трубки, якобы примененной при уходе под воду.
Итак, речь шла в материале о «вылазке» на природу в Кагульские плавни, к большим озерам, заросшим камышом, в 20 километрах от советско-румынской границы.
Услышав стоны у брошенного экскаватора, пограничник на плавающем островке увидел «жутковатого вида человекообразное существо. Черно-коричневого цвета тело, маслянистое какое-то, длинные, грязные, спутавшиеся волосы, борода до пупа, вся в зеленой тине, существо все облеплено пиявками… А правая рука его (это был мужчина абсолютно голый) вся в крови, и кровь сочится через камышовый островок в воду. Стонет — больно…».
Далее сюжет развивался бесхитростно. З. увидел рану, предположил, что объект был задет ковшом экскаватора. Во время оказания помощи (осмотр, очистка раны, перевязка и даже два укола) пограничник рассмотрел между пальцами пострадавшего перепонки, «как у утки». Кончилась встреча уходом существа под воду почему-то при помощи камышинки.
По-видимому, З. не мог знать, что существо, так похожее на человека, не должно говорить, владеть речью. Он вспоминал, что оно издавало стоны, бульканье, что-то похожее на кваканье. И в этом, вероятно, заключается правдивый элемент данного повествования.
Записавшему эти воспоминания, как положено, отвечает на страницах альманаха ученый-специалист, что, дескать, не совсем здоровые люди, случайно попавшие в воду, могут подвергнуться мутациям, которые потом (сколь быстро?) закрепляются и дают возможность приспособиться к водной среде.
Ответ ученого сам по себе интересен и нетрадиционен для официальной науки. Но насколько он проясняет проблему?..
«СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК»: НОВАЯ ГЕОГРАФИЯ ПОИСКА
(Из архивов М. Г. Быковой)
О «снежном человеке» говорят давно и много. Рассказывают в основном отдельные случаи, приключившиеся в том или ином районе мира. А то, что это явление всемирное, не утверждал еще никто. Первой об этом заявила Майя Генриховна Быкова. Она видела «снежного человека» в Тюменской тайге. К сожалению, она не успела опубликовать все свои уникальные труды и записки. Поэтому это делаем мы.
Ниже печатается ее рукопись, завершенная автором в 1995 году, незадолго до своей кончины.
По мнению Б. Ф. Поршнева (1905—1972), русского ученого с мировым именем, животное, о котором мы будем говорить, известно давно. Достаточно обратиться к одному из древнейших памятников письменности — шумерскому эпосу о Гильгамеше, сложившемуся к III тысячелетию до нашей эры, где повествуется о событиях еще IV тысячелетия. В нем находим описание человекоподобного существа Энкиду. Оно, по тексту, претерпевает чудесное сказочное превращение из животного в человека и даже друга царя Гильгамеша. Вторая линия эпоса — история такого же человекоподобного по имени Эа-бани, что в переводе с вавилонского означает «дикий». Его использовали вначале для охраны стад, а затем в качестве охотничьего животного при походе в горные леса Ливана для истребления подобных ему же человекообразных. Телом он был волосат, никогда не стриг распущенные волосы и не носил одежд, не обладал речью. Физическая же сила его была огромна. Это древнейшие сведения, дошедшие до нас, о волосатых людях-зверях. Название же «Эа-бани» странным образом перекликается с тем, которое мы слышим сегодня, более двух тысяч лет спустя, хотя бы у ирано-язычных народов, например таджиков. Там зверь называется биабани, биабангули, гулэйабани.
Есть упоминания о подобном же существе и в Библии. Но не в канонических текстах, а в апокрифических, ветхозаветных. Так, ученый раввин Ионах ибн Аарон по просьбе американского ученого А. Сандерсона уже в наше время нашел названия такого животного: гиборим, сеирим, шейдим, что означает «некие разрушители», «волосатые, могучие существа охоты». Они отличаются от человека, согласно этим текстам, волосяным покровом на всем теле, резким запахом, странным голосом. Они способны к скрещиванию с людьми современного физического типа. Как плоды такого скрещивания филологический анализ позволяет трактовать, например, Исава и его сыновей (Б. Ф. Поршнев). Сегодня у меня есть такие данные и по Костромской области, и по Алтаю.
В Коране есть указание на необходимость щадящего отношения к недочеловеку. Во всяком случае, любой мулла в горной местности скажет вам, что существу надо помогать, его нельзя отдавать на поругание, следует подкармливать. Такой сдерживающий подход во многом и не дает ученым приблизиться к животному именно в тех местностях, где оно пребывает не в одном-единственном экземпляре. Обращаю внимание на то, что именно здесь его легко бы было причислить к такой сущности, как шайтан. Однако что-то сдерживает людей от столь для многих желанного упрощения.
С глубокой древности начали мы повествование о географии и истории вопроса. И подошли, если можно так сказать, к самому главному пункту. Древнегреческий автор Ктесий (V в. до н. э.) в сочинении об Индии писал, что в горной части страны, то есть в Гималаях, обитают человекоподобные дикие животные. Плинию Старшему (I век н. э.) и некоторым другим античным писателям также были известны сведения о подобных тварях (в смысле творений природы) в горах Азии.
В изучении проблемы «снежного человека», я считаю, непреходящее значение имеет горная система Гималаев.
Все пошло именно отсюда. Гималаи сыграли свою уникальную роль настолько основательно, что стали исходной точкой всей темы в XIX— XX веках. Некоторое время, до определенного спада потока информации отсюда, в частности, в бурные для исследователей 50-е годы, казалось, что только оттуда можно ожидать положительных и, главное, незамедлительных результатов. То есть возник феномен в феномене, названный Б. Ф. Поршневым гималаецентризмом. И Поршнев, и Сандерсон, сумевшие расширить географию объекта изучения, выявить новые ареалы, сумели в годы отчаяния повести научный поиск совсем по другим маршрутам.
Начинать рассказ о «снежном человеке», конечно, всегда уместно с Гималаев. Послушаем старые повествования на новый лад.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.