Е. Г. Имашева. Конституционное право зарубежных стран
Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода, поддерживаемые государственным принуждением. Все они содержатся в различных правовых актах: конституциях, законах, декретах президента и т. д. Конституционное право любой зарубежной страны призвано регулировать определенную группу общественных отношений (например, правовое положение личности или основы устройства общества и государства).
Конституционное право зарубежных стран является учебной дисциплиной, которая преподается в высших учебных заведениях.
Конституционное право зарубежных стран является наукой, т. е. совокупностью различных взглядов, учений, теорий, а также гипотез по вопросам конституционного права, которые, в свою очередь, изложены в статьях, книгах или научных докладах. Как такового отдельного понятия «конституционное право зарубежных стран» не существует и оно не выделено в особую отрасль права. Общепринято, что существует конституционное право определенной страны и каждая страна самостоятельно составляет свое конституционное право. Под понятием «конституционное право зарубежных стран» принято понимать такое явление, которое представляет собой сравнительный анализ всех официально принятых действующих конституционных прав стран в мире.
Конституционным правом зарубежных стран регулируются четыре главные сферы общественной жизни любой страны:
1) социальные отношения (социальная роль государства);
2) экономика (основы отношений собственности);
3) идеология (идеологический плюрализм);
4) политика (роль и порядок образования политических партий, организация государства).
Следовательно, можно толковать «конституционное право зарубежных стран» как самостоятельную отрасль права конкретной страны. Предназначение данной системы заключается в согласовании внутренних норм государства и общества, коллективов. Также в регулировании основ правовых взаимосвязей государства и общества, борьбы за соблюдением норм конституционного права мирными, конституционными средствами.
К объектам конституционного права зарубежных стран относят общественные отношения, под которыми понимают основы жизни личности (установление законом прожиточного минимума), государства (его места в обществе), а также самого общества (рыночную экономику или экономику государства). Важными частями любого конституционного права любого государства являются конституционные права и обязанности гражданина данного государства, а также способы их реализации и гарантии.
Предметами изучения конституционного права являются общественно-политические процессы и явления, протекающие в жизни общества.
Источники конституционного права в зарубежных странах – нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.
К главному источнику относят конституцию государства (исключение составляют мусульманские государства).
К другим источникам относятся:
1) законы – конституционные, органические, (регулирующие институт в целом), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, краткосрочные), обыкновенные, а также внутригосударственные публично-правовые договоры;
2) регламенты парламентов и палат парламентов – организация и работа парламентов;
3) акты главы государства и акты исполнительной власти;
4) акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции;
5) судебные прецеденты – примеры решений судов высоких инстанций, публикуемые и становящиеся основой для принятия остальными судами аналогичных решений по аналогичным делам;
6) конституционный обычай – сложившееся правило в практике, которое имеет устный характер и не может использоваться судебной защитой в случае его нарушения (в Новой Зеландии, Великобритании);
7) правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, принимаемые на правовых актах и на трудах выдающихся юристов – специалистов по конституционному праву);
8) религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);
9) международные правовые акты.
Существуют также локальные источники конституционного права (конституции каждого из штатов в США), в городах – свои городские уставы, другие уставы, регулирующие местное самоуправление.
Система конституционного права состоит из институтов права.
Основы конституционного права зарубежных стран:
1) в экономической сфере ими являются основы отношений собственности;
2) в социальной сфере ими являются основы социальной роли государства;
3) в политической сфере ими являются создание политических партий, построение государства;
4) в идеологической сфере допускается плюрализм идеологий или одна из них в качестве официальной версии (марксизм-ленинизм или идеи Мао Цзэдуна в КНР).
Системой согласованных норм, которые регулируют однородные, взаимосвязанные между собой общественные отношения в пределах определенной отрасли права, является институт конституционного права.
К институтам конституционного права в зарубежных странах относят институты социальной системы государства, институты экономической и политической систем, а также основы духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства и т. д.
Сам термин «конституция» можно трактовать двояко. Фактическая конституция – это объективно действующие основы общественного и политического строя, а также действительный статус личности в той или иной стране. Юридическую конституцию составляет документ (либо закон, свод законов), который применяется, а также изменяется в особом порядке, имеющий высшую, юридическую силу, способный тем самым регулировать политические системы, духовную жизнь общества, политическую элиту.
Конституция может быть нескольких видов:
1) с точки зрения социализации конституция может быть буржуазного и социалистического типа, а также бывают конституции, переходящие к буржуазному типу, например в странах капиталистической ориентации, и переходящие к социалистическому типу;
2) с точки зрения социальной сущности – это вид развитого капиталистического общества (в Японии, США, Франции), вид конституции тоталитарного социализма (в КНДР, на Кубе), а также полуфеодально-теократические конституции (в Саудовской Аравии, Брунее) и постсоциалистические конституции (в Румынии, Украине), а также демократические, авторитарные и тоталитарные конституции;
3) с точки зрения структуры виды конституции делятся на консолидированные, неконсолидированные и комбинированные;
4) в зависимости от формы существует два вида конституций: неписаные и писаные. Писаная конституция представляет собой несколько особых разно-
временных актов, официально провозглашенных основными законами конкретной страны. Неписаная конституция представляет собой совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев;
5) существуют инструментальные и социальные конституции, которые различают по юридическому содержанию;
6) существуют конституции октоированные (дарованные), которые были приняты представительным органом (учредительным собранием или парламентом) и впоследствии одобренные на референдуме, ихразличают по порядку издания;
7) существуют конституции федеративных государств, унитарных государств, субъектов федерации, их различают по территориальному масштабу действия и форме государственности;
8) существуют гибкие и жесткие конституции, они различаются способом изменения. Гибкие конституции могут изменяться в том же порядке, что и другие законы. Для изменения жестких конституций необходимы особые условия и полномочия;
9) существуют конституции программного характера и констатирующие, они различаются целеполаганием. Программные конституции включают в себя все социалистические конституции, которые определяют цели строительства социализма и коммунизма. Констатирующие конституции не содержат в себе программных положений о преобразовании общества;
10) существуют конституции постоянные и временные, они различаются периодом действия.
Различают десять способов принятия конституций.
1. Конституция принимается специально избранным с этой целью учредительным собранием. Чаще всего это собрание является органом (однопалатным или двухпалатным), после процедуры принятия конституции его распускают, оставляя право парламенту, который избирается на основе новой конституции. Но бывают случаи, когда старый парламент продолжает свою деятельность в качестве простого парламента. Учредительное собрание может избираться на корпоративной основе из представителей различных групп населения, может формироваться, а также члены учредительного собрания могут назначаться военными властями, представители которых могут выполнять консультативные функции.
2. Конституция может приниматься парламентом государства.
3. Конституция может приниматься надпарламент-скими органами, составной частью которых были простые представители народа (например, Великим народным хуралом в Монголии).
4. Конституция может приниматься на основе референдума, т. е. общегосударственного голосования избирателей.
5. Конституция может быть принята военными властями, которые осуществляют на данное время управление государством.
6. Конституция может быть принята высшими партийными органами, съездами и исполнительными комитетами партий.
7. Конституция может быть принята на общенациональных конференциях представителей различных политических сил, населения.
8. Конституция может приниматься в качестве договора в особых кризисных ситуациях.
9. Возможно «дарование» конституций в качестве подарка от «хорошего» монарха своему «верному народу».
10. Принятие конституции в новой редакции.
Все поправки в текст конституции вносятся на основании решения парламента, на основании итогов референдума, при принятии таких решений необходимо соблюдать специальные требования:
1) только глава государства, правительство, определенная группа депутатов имеют право внести проект об изменении конституции;
2) поправка принимается квалифицированным большинством в каждой палате парламента или на совместном заседании палат. Очень часто проект новой конституции принимается парламентом дважды с определенным временным интервалом. Существует практика принятия нового проекта конституции вторым вотумом (голосованием) только новым составом парламента;
3) после принятия парламентом поправок к конституции некоторые федерации ратифицируют его решение определенным большинством субъектов федерации.
Конституционные поправки не могут подлежать вето главы государства и должны быть опубликованы в СМИ. В случае военных переворотов часто применяется чрезвычайный порядок принятия или отмены конституции: могут приостанавливаться некоторые статьи и главы, весь текст.
Конституционный контроль представляет собой определенную деятельность специальных или уполномоченных органов государства, конечная цель которых – выявление и пресечение (вплоть до отмены действия) не согласующихся с действующей конституцией законов и иных нормативных правовых актов.
Конституционным надзором является деятельность государственных уполномоченных органов с целью выявления неконституционных актов, результат такой деятельности – уведомление органов, принявших или собирающихся принять противоречащий конституции акт.
Существует два вида органов конституционного контроля:
1) политический конституционный контроль в качестве органов, которые не считаются специализированными;
2) судебный конституционный контроль, действующий в:
а) европейской системе, основанной на специализированных органах конституционного контроля: судебных органах (органах конституционной юстиции) и квазисудебных органах (Конституционный Совет во Франции);
б) американской системе, при которой конституционность законов имеют право проверять судьи общей юрисдикции в рядовом процессе рассмотрения определенных дел.
Существует семь видов конституционного контроля.
1. Предварительный и последующий контроль, при котором уполномоченные органы дают свои заключения о соответствии конституции конкретных актов до времени вступления их в силу. В случае возникновения спора о законности акта он может быть рассмотрен после вступления его в законную силу. Все признанные незаконными правовые акты прекращают действовать или же запрещаются к публикации и не вступают в силу. Еще возможно, что законы остаются в самих сводах законов, но их нельзя применять. Решение о законности конкретного закона данным органом является окончательным и обжалованию не подлежит.
2. Конкретный и абстрактный виды контроля, т. е. принимается решение по конкретному делу или абстрактному делу, в общем варианте.
3. Обязательный и факультативный виды контроля, т. е. некоторые законы и подзаконные акты подлежат обязательному контролю, а некоторые – по инициативе субъекта.
4. Решающий и консультативный виды контроля.
5. Существуют решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия, если рассматривать эти решения с точки зрения применения решения органа конституционного контроля.
6. Существует внутренний и внешний контроль, т. е. контроль осуществляется или самим издавшим закон органом, или иным органом.
7. Контроль различают по содержанию: формальный, при котором проводится проверка конституционности процедуры принятия акта, и материальный – проверяется конституционность содержания.
Понятие «права человека» подразумевает естественные и неотчуждаемые права человека, которые принадлежат ему в силу рождения как личности. Права человека включают в себя право на жизнь и безопасность, свободу и собственность. А также права человека включают физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и т. д. В некоторых странах в настоящее время добавили право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Принято считать, что данные права человека государственная власть не может даровать или отчуждать своими подзаконными актами и действиями.
Права гражданина являются следствием гражданства или юридической связи лица с конкретным государством. К правам человека как личности, принадлежащей к определенному политическому сообществу, причисляются следующие:
1) избирательное право;
2) право на объединение;
3) право на участие в управлении делами государства и т. д.;
4) социально-экономические права (на бесплатное государственное обучение и медицинское обслуживание).
В некоторых странах с тоталитарным режимом имеет место разделение прав: права трудящихся и права граждан, права трудящихся включают в себя больше пунктов прав и свобод. Например, трудящиеся граждане имеют дополнительные социально-экономические права: право на отдых, на образование.
Институт прав и свобод граждан на основе международного права призван соблюдать следующее.
1. Международным правом запрещается злоупотребление правами и свободами человека (например, использование их в целях, результаты которых могут нанести вред этому гражданину, его законным интересам в пользу других физических или юридических лиц).
2. Внутреннее конституционное законодательство любого государства должно включать определенный объем обязательных основных прав и свобод каждого человека и гражданина, проживающего на данной территории, основанный на общепринятых международных стандартах.
3. Отсутствие абсолютных прав и свобод, которые должны быть ограничены на основании закона и в той мере, в какой это допускает конституция в соответствии с требованиями международного права (обеспечение общественного порядка, здоровья населения и публичной морали и т. д.).
4. Не должно быть противоречий между внутренним законодательством и основными правами человека и общечеловеческими ценностями.
5. Права и свободы человека и гражданина любого государства обеспечиваются обязательными, принятыми международным правом гарантиями (юридическими, материальными) в соответствии с условиями конкретного государства. Противовесом обязательного обеспечения и соблюдения прав и свобод человека должны выступать обязанности человека и гражданина перед этим государством и обществом.
Существует 3 вида основных обязанностей и свобод гражданина.
1. Личные права и свободы даются каждому человеку как физическому лицу независимо от наличия у него гражданства государства, на территории которого он находится. К этому виду прав, свобод и обязанностей относят право на свободу, право на жизнь и неприкосновенность личности, право на сопротивление насилию и неприкосновенность жилища, тайну переписки и свободу передвижения, а также право выбора местожительства. Тайна телефонных разговоров и переписки должна обеспечиваться установленным законом требованием в отношении правоохранительных органов, которое регулирует процесс получения специального разрешения суда для прослушивания телефонных разговоров и вскрытия тайны писем. Принцип неприкосновенности жилища гражданина предполагает прямую защиту от самодеятельных поступков со стороны отдельных лиц, от вторжений и обысков, а также от произвольных действий со стороны определенных юридических групп.
Также к личным правам и свободам человека относятся понятия свободы выбора местожительства и свободы передвижения, свободы от необоснованной уголовной репрессии и произвольного ареста, а также понятие права на свободное заключение брака, исключение пыток и наказаний.
2. Социально-экономические права и свободы. Одним из важнейших социально-экономических прав является право на владение и распоряжение частной собственностью. Данное право основано на средствах юридической помощи с целью защиты от посягательства со стороны не только отдельных физических и юридических лиц, но и органов самого государства. Почти во всех конституциях мира оговорены возможность и методы отчуждения частной собственности в интересах общества.
Во многих странах (Италия, Бангладеш, Дания, Индия, Япония, Гватемала, Коста-Рика, Габон и др.) после Второй мировой войны было официально принято право человека на труд. После Второй мировой войны вышеназванные и другие страны принялии закрепили в своих конституциях право на равную плату за равный труд и право на отдых. Часто эти права считаются логическим продолжением права на труд. Кроме этого, социально-экономические права включают в себя страхование по болезни и безработице, начисление пенсии по возрасту, стажу и заболеваниям, а также охрану женского и детского труда.
3. Политическими правами и свободами конкретного государства гражданин может обладать как член политического общества. Этот вид прав и свобод гражданина выражается главным образом в избирательной способности гражданина, которая включает в себя активное и пассивное избирательное право. С помощью данного вида права гражданин имеет возможность не только участвовать в формировании представительных учреждений, но еще и держать в них своих представителей. К политическим правам и свободам относят право на получение информации, свободу распространения информации, свободу слова и свободу печати, свободу совести, свободу шествий и свободу собраний.
Взаимосвязь физического лица и государства, подразумевающая соблюдение определенных прав и обязанностей, называется гражданством.
Главным отличием граждан от лиц, просто проживающих на территории данного государства, является возможность полноправного пользования правами.
Понятие «гражданство» подразумевает наличие устойчивой правовой связи физического лица с тем государством, в котором оно проживает и ведет трудовую деятельность.
Иностранцы имеют право на собственность, но не имеют политических прав. Как лица, проживающие на территории данного государства, они имеют право на получение муниципального жилья, право на труд, но перечень должностей и сфер деятельности для них ограничен законодательством государства.
Лица без гражданства не могут пользоваться правами гражданина, их положение в чужом государстве аналогично положению иностранцев. К тому же лица без гражданства дополнительно не имеют права на дипломатическую защиту своего государства, гражданами которого они являлись бы, имея какое-либо гражданство. Отсутствие дипломатической защиты отличает лиц без гражданства от иностранцев, которые обладают правом дипломатической защиты.
Лица с несколькими гражданствами несут гражданскую ответственность и пользуются правами тех государств, гражданами которых они являются.
Существует семь способов приобретения гражданства:
1) по факту рождения;
2) в процессе натурализации с разрешения уполномоченных органов государства (от имени главы государства);
3) все лица, проживающие на конкретной территории на день образования нового государства, получают новое гражданство в случае, если они не отказываются от этого.
4) оптация, т. е. граждане одного государства могут признаваться гражданами нового государства в случае отчуждения этой части территории от одного государства к другому или провозглашения этой части территории государства новым государством;
5) в процессе трансферта, т. е. при захвате территории с последующим изменением гражданства жителей этой территории без учета их мнения;
6) в результате регистрации при некоторых условиях: если родители являются или являлись гражданами государства, если лицо служит в вооруженных силах, если лицо занимает государственную должность;
7) восстановить гражданство могут бывшие граждане определенного государства в случае их добровольного или принудительного отказа от гражданства, зафиксированного в прошлом времени.
Существуют четыре причины утраты гражданства:
1) добровольный отказ от гражданства;
2) в результате решения органов государства, без учета желаний лица;
3) высылка гражданина из государства по решению соответствующих органов государства;
4) в результате экстрадиции, т. е. в результате выдачи тому государству, законодательство которого нарушило лицо, для проведения следствия и суда.
Понятие «форма правления» подразумевает метод внешнего выражения внутреннего содержания государства, которое определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти.
Существуют три формы правления.
1. Монархия представляет собой определенную форму правления, когда верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, назначаемому на высшую должность государства по принятому порядку престолонаследия.
Известно два вида монархии: абсолютная и конституционная.
Абсолютная монархия (самодержавие) основывается на сосредоточении всей государственной власти в руках одного монарха (Саудовская Аравия, Оман). Для этого вида монархии характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений в государстве.
Конституционная монархия существует в двух видах:
1) дуалистическая конституционная монархия;
2) парламентарная конституционная монархия.
Дуалистическая конституционная монархия предусматривали два равноправных политических учреждения в государстве: монархию и парламент, которые делят между собой государственную власть. Монарх никак не зависит от парламента в сфере исполнительной власти, он самостоятельно назначает членов правительства, несущих ответственность только перед ним. Монарх имеет полное право ограничить парламентские законодательные полномочия.
Парламентарная конституционная монархия существует в том случае, когда власть монарха ограничивается одновременно в нескольких областях управления государством: в области законодательства, государственного управления, контроля над правительством. Право назначения главы правительства и министров сохраняется за монархом только юридически и только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции, которые занимают большинство мест в парламенте. Правительство государства несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом.
Республика – это форма правления, основанная на двух вариантах формирования правительства: высшие органы государственной власти избираются или формируются общенациональным волеизъявлением.
Республика может быть президентской и парламентарной.
Президентская республикаоснована на республиканской форме правления, она характеризуется тем, что президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства. Должность премьер-министра отсутствует, и формирование правительства проводится внепарламентским методом. Президент не имеет права роспуска парламента.
Парламентарная республика основывается на принципе первенства власти парламента, правительство несет полную ответственность за свою деятельность перед парламентом. Также в данном случае учреждена должность премьер-министра. Правительство формируется парламентским путем из числа лидеров партии, занимающей большинство мест в нижней палате.
Смешанные формы правления – характеризуются сочетанием самых различных элементов форм правления, которые иногда могут быть крайне противоречивыми.
Понятие «форма государственного устройства»
предполагает национально-территориальную организацию государства и процесс взаимоотношений между государственными органами разного уровня.
Государственное устройство – это процесс территориальной организации конкретного государства, которое состоит из определенных территорий и их правового положения.
Существуют две формы государственного устройства:
1) унитарная форма;
2) федерация.
К основным признакам унитарного государственного устройства относят:
1) единую конституцию, действие которой распространяется на всю территорию государства без ограничений;
2) единую систему высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент);
3) территориальное деление на административно-территориальные единицы без политической самостоятельности;
4) единую систему права. Местные органы управления обязаны применять все необходимые нормативные акты, которые принимаются центральными органами государственной власти;
5) единое гражданство, т. е. население такого государства имеет право на единую политическую принадлежность;
6) единую судебную систему, являющуюся базой правосудия, с едиными нормами материального и процессуального права.
Федерация – это государство, которое состоит из государственных образований, обладающих, в свою очередь, юридической и политической самостоятельностью.
Субъектами федерации являются государственные образования – штаты, земли, провинции, кантоны, государства.
Основные признаки федерации:
1) территория федеративного государства в политико-административном отношении представляет собой совокупность территорий субъектов федерации, которые не обладают суверенитетом. Центральная власть обладает исключительным правом использования принудительных мер по отношению к субъекту федерации в случае нарушения союзной конституции. Субъекты федерации не могут выйти из союза в одностороннем порядке;
2) субъекты федерации обладают учредительной властью;
3) субъекты федерации обладают властью в пределах собственной компетенции, правом издания законодательных актов;
4) субъекты федерации обладают собственной правовой и судебной системой;
5) федерация основана на двухпалатной структуре союзного парламента;
6) федерация дает возможность людям, проживающим на ее территории и обладающим гражданством этого государства, получать двойное гражданство. В соответствии с тем, что федерация является союзом субъектов, человек, получивший гражданство одного субъекта, автоматически становится гражданином всей федерации и всех субъектов федерации.
Понятие «политическая партия» подразумевает добровольную по образованию самоуправляющуюся организацию граждан, которая создается на базе общности политических убеждений и целей. Члены политической партии всегда принадлежат к одной социальной группе общества. Для достижения общих целей своей партии ее члены используют принципы демократии и гласности. Обычно политические партии не преследуют цели извлечения прибыли или удовлетворения профессиональных, мировоззренческих, культурных и других целей своих членов. Чаще всего политические партии создаются с целью выражения политической воли народа, достижения определенного уровня в структурах государственной власти, использования влияния на государство мирными, конституционными средствами во благо народа.
Законодательно запрещаются те партии, которые ставят своими целями насильственное свержение конституционного строя, установление диктатуры, использование террористических методов.
Учреждение партии проводится в свободном порядке: на основе личной заявки каждого из членов и, как правило, без предварительных специальных уведомлений государственных органов. Партии вправе самостоятельно устанавливать свои цели, определять свою структуру, внутреннюю организацию и свой порядок деятельности, формировать свой устав.
Политические партии не имеют права создавать на своей базе военизированные партийные организации или военизированные отряды. Также они не имеют права создавать партийные организации в государственных структурах, по месту учебы или работы своих членов.
С целью создания партии необходимо организовать учредительное собрание всех предполагаемых членов. На данном учредительном собрании обязательно выбирают председателя, секретаря партии, составляется учредительный протокол о факте создания партии, принимается устав.
Членами партии могут быть только граждане той страны, в которой регистрируется партия. Все члены партии в обязательном порядке должны быть старше 18 лет. В любую политическую партию граждане могут приниматься по личному заявлению.
Функции политических партий:
1) идеологическая;
2) организация и поддержка обратной связи между гражданами страны и органами государственной власти;
3) использование всех разрешенных конституцией средств борьбы между отдельными соперничающими политическими группами;
4) обязательное участие в формировании государственного аппарата на всех уровнях и проведение контроля и надзора над деятельностью всех звеньев на всех уровнях власти;
5) прямое или заочное участие представителей политической партии в процессе разработки законодательных проектов, в формировании и осуществлении внутриполитического и внешнеполитического курса государства;
6) проявление инициативы миротворцев для разрешения различных противоречий между социальными группами.
Главой государства являются высший государственный конституционный орган или же высшее должностное лицо государства. Глава государства обязан представлять государство как в мировом сообществе, так и внутри страны и отождествляться как символ государственности народа.
Различают статус главы государства:
1) единоличный (монарх или президент);
2) коллегиальный (постоянно действующий орган парламента).
К полномочиям главы государства относят:
1) созыв парламентских сессий;
2) официальное опубликование законов;
3) право роспуска и право вето;
4) формирование правительства или его формальное утверждение;
5) право увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей;
6) право предоставления гражданства и политического убежища;
7) право заключать международные соглашения определенного рода, назначать дипломатических представителей;
8) право награждать, помиловать осужденных и другие права.
Полный перечень всех прав может варьироваться в зависимости от формы государственного строя и национальных обычаев. Практически при любой форме правления некоторые полномочия глава государства обязан согласовывать или утверждать в парламенте, правительстве в установленном конституцией порядке.
Главой государства могут быть монарх, король, султан. Как правило, такие представители высшей власти одновременно являются и главами исполнительной власти. На практике полномочиями главы государства и главы исполнительной власти глава государства пользуется в дуалистической монархии и абсолютной монархии. В остальных вариантах обязанности главы государства и главы исполнительной власти лицо может совмещать по указанию правительства. Президент государства может выполнять обязанности главы государства и одновременно совмещать другие обязанности (например, главы государства и исполнительной власти, руководителя правительства при наличии особой должности административного премьер-министра). Президент в отличие от монархов, королей и султанов избирается на определенный временной срок.
Существует несколько способов избрания президента:
1) голосование в парламенте;
2) голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, которые, не общаясь между собой, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых разными партиями;
3) избрание президента специальной избирательной коллегией;
4) избрание непосредственно избирателями, т. е. открытым всенародным голосованием.
В случае прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ (ст. 5 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
Парламентом является высший орган народного представительства, основная функциея которого – выражение воли народа государства. Члены парламента обязаны контролировать и организовывать все общественно значимые отношения путем принятия законов, деятельность органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Члены парламента вправе формировать другие высшие органы государства, избирать на должность президента, избирать членов нового правительства. А также парламент вправе назначать конституционный суд, объявлять амнистию, ратифицировать международные договоры и т. д.
Состав парламента:
1) верхняя палата;
2) нижняя палата.
Численность членов обеих палат разная и регулируется конституцией. С изменением численности населения изменяется и число депутатов. В больший-стве государств принято, чтобы верхняя палата в два раза, а то и больше была малочисленнее нижней.
Депутатами обычно называются представители нижней палаты парламента. Они, как правило, избираются на срок 4–5 лет непосредственно гражданами данного государства или в результате многоступенчатых выборов как народные представители. В некоторых государствах (Бутане, Свазиленде и др.) представители нижней палаты парламента выбираются косвенными выборами.
Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются в полном составе. Члены верхней пала
ты используют принцип ротации, т. е. состав нижней палаты и однопалатного парламента обновляется по определенным частям в определенные сроки. В мировой практике используется правило равнопропорциональной замены сенаторов и заседателей палат, т. е. состав обеих палат обновляется на равное число членов, такой порядок установлен, например, в Польше и Италии.
Состав верхней палаты формируется несколькими способами: в некоторых государствах путем выборов (прямых и косвенных), в некоторых – по конкретному назначению вышестоящими органами. Заседателей в верхней палате называют сенаторами.
Установленная законом определенная часть сенаторов верхней палаты избирается по мажоритарной системе, остальная часть – по пропорциональной системе. Такая система выборов сенаторов существует в Италии. Также возможен вариант выборов сенаторов смешанным методом. Прямым голосованием (например, в Бельгии) избирается только одна третья часть сенаторов, вторая часть назначается по конкретным представлениям кандидатур, остальная часть сенаторов избирается провинциальными советами заочным путем.
Состав парламента формируется не только из самих сенаторов, но и их заместителей, делегатов от мелких территорий, владений, федеральных округов и других образований, входящих в состав государства.
Правительством любого государства или страны является коллегиальный орган исполнительной власти, который выполняет самые общие функции.
Основные функции правительства:
1) осуществляет общее руководство государственным управлением;
2) возглавляет исполнительно-распорядительную деятельность;
3) контролирует деятельность государственного аппарата;
4) распределяет финансы государства;
5) управляет вооруженными силами, иностранными делами.
Общий состав правительства:
1) премьер-министр, который возглавляет правительство. В разных странах эта должность называется по-разному – государственный министр, министр-председатель и др.
2) второй уровень занимают государственные министры и министры, государственные секретари и парламентские секретари. В их обязанности входит обеспечение двусторонней связи самого правительства и министров с более низшими по рангу парламентскими структурами.
Структуры правительства:
1) правительство и кабинет правительства, данный уровень включает министров всех уровней. В прямые обязанности кабинета министров входит управление всеми процессами в государстве. Обычно кабинет министров состоит из 20 и более министров, которые назначаются премьер-министром. Заседания кабинета министров проводятся 1–2 раза в неделю;
2) совет кабинета и совет министров. Заседания совета кабинета возглавляет премьер-министр; на таких заседаниях принимаются решения по оперативным вопросам. Заседания совета министров являются официальными заседаниями правительства и возглавляются только президентом. На этих заседаниях рассматриваются стратегически важные для государства вопросы;
3) президиум (бюро правительства)состоит из премьера, его заместителей и некоторых министров. Президиум правительства рассматривает и принимает решения относительно многих важных вопросов;
4) межведомственные комитеты или комиссии занимаются главным образом согласованием и решением вопросов родственных министерств одновременно.
Премьер-министр имеет право самостоятельно выдвигать кандидатуры в состав правительства, в кабинет министров. Все вопросы по кадровым перестановкам он принимает от имени правительства.
Три способа образования правительства:
1) парламентский способ формирования правительства – данный метод распространен при монархиях и парламентарных республиках;
2) полупарламентский способ формирования правительства распространен в полупрезидентской республике, учитывается партийное соотношение представителей парламента. Президент с согласия парламента назначает премьер-министра, а министров назначает самостоятельно;
3) президентский, или внепарламентский, способ формирования правительства предполагает назначение главой государства министров по своему усмотрению из числа деятелей партии, к которой принадлежит он сам, иногда в процессе участвует верхняя палата.
Во всех странах независимо от государственного строя правительство выполняет сходные полномочия по общему управлению страной. Наличие правительства и его действующего постоянного состава подразумевает наличие конкретных полномочий.
Общие полномочия правительства зарубежных стран:
1) общее управление деятельностью государственного аппарата. Члены правительства вправе принимать решения и непосредственное участие в процессе комплектования всего государственного аппарата, контролировать его деятельность, а также организовать деятельность государственного аппарата посредством министерств, департаментов и других ведомств;
2) исполнение законов. Правительство обладает исполнительной властью, обязано контролировать соблюдение и исполнение конституции в рамках действующего законодательства;
3) осуществление контроля законодательной деятельности парламента. Проводится по двум главным направлениям: правительство предлагает законодательные проекты; правительство принимает активное участие в данном законодательном процессе. В некоторых президентских республиках правительство имеет право вето;
4) нормоустанавливающая деятельность правительства заключается в издании нормативных актов с целью исполнения изданных ранее парламентских законов. В Великобритании правительство имеет право проводить делегированное законодательство, т. е. все акты делегированного законодательства в численном эквиваленте значительно превосходят сами парламентские законы;
5) составление и исполнение бюджета – полномочия правительства, парламент не принимает практически никакого участия в процессе создания бюджета страны и его распределения. Созданием всех статей бюджета занимаются многие профильные административные ведомства, окончательный вариант проекта бюджета рассматривается и утверждается министерством финансов в правительстве. Парламент в данном случае имеет лишь право утверждать или не утверждать готовый проект бюджета, представленный правительством. Утвержденный бюджет и его дальнейшее исполнение полностью переходят в распоряжение правительства и его административного аппарата;
6) осуществление внешней политики является одной из статей полномочий любого правительства независимо от государственного строя;
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.