Авторы:

Шлахтер В.В., Хольнов С. Ю. Психодинамика колдовства, или введение в паралогию.

СПб.: Изд. "Респекс", 2000.
Предмет этой книги - иррациональная психология, можно сказать, в чистом виде. Данная область знания до сих пор плохо поддается теоретизированию; объективная наука относится к ней с недоверием и опаской, считает её "темной", а результаты исследований в её сфере - ненадежными. Тем не менее, на протяжении веков и тысячелетий в различных обществах находились люди, способные совершать действия, не поддающиеся рациональному объяснению.
Их объявляли святыми или приспешниками дьявола, им поклонялись, а чаще сжигали на кострах, ибо не могли понять. В книге кандидата психологических наук, ведущего специалиста Академии иррациональной психологии, психолога-практика В.В.Шлахтера и журналиста, писателя С.Ю.Хольнова, в течение ряда лет специализирующегося в данной и в смежных областях знания, предложен иной способ вос¬приятия мира и себя в нем, позволяющий нереальное сделать реальным и обрести воистину чудесные силы и возможности.
Книга написана популярным языком и рассчитана, прежде всего, на сложившийся в последние годы обширный контингент читателей, стремящихся познать неведомое и повысить эффективность собственной жизни, а также на специалистов в области психологии и целительства.

ISBN 5-7345-0178-6
© Хольнов С.Ю., Шлахтер В.В., 2000

Авторы посвящает эту книгу собственным родителям -
первым своим проводникам в этом удивительном мире

ВСТУПЛЕНИЕ

Человека мыслящие, эта книга - не для того, чтобы думать. Поверьте, внутренний комфорт и веселье, сила и могущество - вся эта роскошь отнюдь не от мысли. Увы. В нашем мире совершенно логичны лишь тревоги, сожаления, неудачи, несчастья, а главное - ядовитый страх все это испытать, постоянно отравляющий жизнь всем двуногим или почти всем. А потому мы предлагаем вам ускольз¬нуть из-под гнета логики в магический мир паралогии, взглянуть оттуда на самих себя и неожиданно себе понравиться. Мы, вроде бы, где-то слышали, что именно там человек мыслящий преображается в нечто иное, быть может, более совершенное и, уж во всяком случае, более счастливое. В конечном счете, цель любой логики - осудить мир и оправдать себя, в то время как наиболее понятная задача паралогии - устроиться в мире с максимальным комфортом и научиться по-настоящему смеяться. Но это - лишь одна из ее задач и, безусловно, не самая важная.
Вообще-то, владения логики несоизмеримо малы по сравнению с царством паралогии. Первые соотносятся со вторым, как плоскость с пространством. И человек мыслящий есть лишь точка логической плоскости. Мы же предлагаем вам однажды развернуться из этой безликой точки в роскошную пространственную фигуру.
Теперь - в нескольких словах о нас самих. В пределах логики у нас много функциональных обозначений, или псевдоимен. Практикующший психолог, гипнотизер, кандидат наук, мастер рукопашного боя и пулевой стрельбы, инструктор подготовки бойцов спецподразделений, сэмпай - вот далеко не полный перечень логических ярлыков одного из нас; второго можно логически же обозначить как редактора, журналиста, писателя. Но в паралогическом пространстве мы всегда суть то, кем вознамерились быть сообща. Иногда с вами будет беседовать маг через своего компетентного переводчика нормального магического языка на поднормальный людской. В другой же раз вам предложат, допустим, посмеяться сообща двое веселых собеседников. В общем, это уже исключительно ваша проблема - чувствовать, кто именно с вами общается в то или иное время. Кстати, последнее - самое важное и, пожалуй, самое трудное.

Между тем, успех любого общения напрямую зависит от используемого языкового кода, точнее, от того, насколько однозначно интерпретируются термины обеими сторонами. Тут уж просто необходимо, чтобы каждое слово воспринималось именно в том значении, в каком оно произнесено, причем, по возможности, со всеми нюансами и оттенками и во всей его многозначности. В логическом мире такого просто не бывает.
Например, вы произносите слово «дом», подразумевая огороженное комфортабельное пространство, где красавица-жена по утрам варит вам кофе. Но слушающий вас строитель-неудачник вспоминает недостроенный каркас некогда возводимого им сооружения, у которого по неизвестной причине вдруг обрушилось два этажа. Поймете ли вы друг друга? Конечно же, нет. Так обстоит дело даже с самыми простыми словами - тем более, с теми, которыми обозначены сложные понятия.
В этой связи нам вспоминается весьма забавный случай, имевший место в славной столице культуры городе Санкт-Петербург. Одному нашему знакомому художнику была заказана вывеска для офиса, на которой, по настоятельному требованию заказчика, долженствовал быть изображен героический троянец Эней. (Дело в том, что фирма-заказчик, занимавшаяся производством бутылок и иной стеклота¬ры, именно так и называлась, «Эней».} В общем, приносит наш художник эскцз вывески Рассмотре¬ли его заказчики, затылки почесали и говорят, что называется, без энтузиазма:
- Неплохо, конечно... Только нам другой Эней тре¬буется. Дело мы имеем со стеклом, так что наш Эней просто обязан дуть - ну, как на итальянской картине неизвестного мастера (неизвестного – это для нас, а для тебя, художника, данное полотно не¬пременно должно быть известно).
Бедняга-художник даже вспотел: как это дуть?! И что это за картина такая, на которой троянский беглец не по морю плывет, не с врагами сражается, не женщин охмуряет, а вульгарно дует, точно кустодиевская купчиха на чай?! Впрочем, художник был догадлив, а потому вскоре и сообразил, чего же от него хотят. Оказалось, что заказчики имели в виду античного повелителя ветров Эола, только малость перепутали имя.
Еще древние арьи к немалому своему огорчению подметили, что любое слово человек мыслящий трактует так, как ему заблагорассудится в данный момент, а в следующий - уже совсем по-другому; об этом печальном факте сказано предостаточно в их священных писаниях.
Вообще же, чтобы выявить своеобразие того или иного народа, достаточно обратиться к его языку. Например, у якутов более пятидесяти слов обозна¬чают ветер. Причем это не совсем синонимы. Одно слово определяет сильный и холодный северо¬-восточный ветер, другое - умеренный западный и т.д. Конечно, для оленеводов, кочующих в тундре, ветер - существенное явление.
У манси, таежных охотников, двадцать слов обо¬значают тайгу, лес. У индийцев множество слов ис-пользуется для обозначения различных аспектов че¬ловеческого сознания. Не случайно же именно этот период породил столько религий и философских сис¬тем. Возможно, кого-то заинтересует, какие жиз¬ненные явления наиболее полно представлены нынче в нашем родном русском или, скажем, в почти уже нашем, но, слава Богу, еще не родном английском. Наверное, это что-нибудь из области торговли...
К сожалению, и тысячи слов, и даже всего словаря, как правило, бывает не достаточно, чтобы аде¬кватно передать самые простые вещи. (К счастью, это справедливо только в плоскости логики.) Отто¬го-то и существует в мире поэзия. На наш взгляд, истинная поэзия - это попытка языковыми средст¬вами - ритмом, звучанием, метафорой - передать непередаваемое. Иначе говори, поэзия отражает не' осознанное инстинктивное стремление человека к паралогии. Настоящая поэзия, будучи даже непонятной, все-таки доходчива. То же самое можно сказать и о музыке, и о живописи, и о танце - и во¬обще о любом искусстве. Итак, паралогия - это истинное искусство, или квинтэссенция всех искусств.
В чем же, с нашей точки зрения, разница между наукой и искусством? Наукой - как, впрочем, и искусством - называют весьма разнородные явления. Например, физика - это наука; история - это тоже наука. Что же в них общего? Да то, что в обеих предмет познания рассматривается как бы со сто¬роны. Иначе говоря, научное постижение чего-либо подразумевает деление на субъект и объект, на зрящего и зримое, на познающего и познаваемое. В искусстве же творение и творец слиты воедино. За¬частую наш язык демонстрирует вопиющую ску-дость, выделяя только одно слово для обозначения совершенно разных по сути явлений. К примеру, ме¬дицина, изучающая влияние тех или иных факторов на здоровье человека. - это, конечно, наука. Но дей¬ствия хирурга, удаляющего у пациента опухоль, - это уже искусство Тем не менее и то и другое мы, не задумываясь, называем медициной или даже на¬учной медициной. Повторяем, паралогия - это искус¬ство и даже нечто большее, чем просто искусство, но живительная сила всех возможных искусств.
Теперь вернемся к языку. Наши ключевые слова - глаголы «понимать» и «знать». Вот мы и хотим, чтобы вы поняли и знали то значение, которое нами в них вкладывается. На наш взгляд, перемножить на калькуляторе какие-то два числа и выяс¬нить, каково будет их произведение, вовсе не зна¬чит это узнать. Более того, даже если вы проде¬лаете всю процедуру умножения самостоятельно -скажем, на листке бумаги в столбик, - то все равно по-настоящему знать итог вы не будете. Потому что простая фиксация в уме абстрактной информа¬ции, так же как и обретение любой информации ме¬ханическим путем, с точки зрения паралогии, позна¬нием не являются. Вот, когда вам хочется есть или пить, тогда вы это воистину знаете. Мы пытаемся показать, что в процесс понимания, позволяющий нечто познать, должно быть вовлечено все наше существо.
Логическое знание чего-либо содержит отрица¬ние в самом себе - хотя бы в форме сомнения. Гово¬ря «да», вы тем самым создаете гипотетическую возможность сказать и «нет». Так уж устроен наш разум, наше сознание. Но в подсознании, в подкорке, е нашей нервной системе отрицания вообще не бы¬вает, Подсознание не способно заниматься теми вещами, которых попросту нет на свете. Это - пре¬рогатива ума. Едва родившись, человек уже знает, что он существует. И на этот счет у него не возникает ни малейших сомнений. Отсюда - христианское «Аз есмь» или индуистское «Тата твам аси» что оз¬начает «Я есть то» или «Я - сущий».
В общем, если вы намерены воспринимать умом и анализировать наши слова, то лучше просто за¬кройте и уберите подальше эту книгу. Ничего у нас с вами не получится. Мы хотим, чтобы вы попробо¬вали чувствовать, ощущать всем своим существом то, о чем говорится на этих страницах. Для этого вовсе не нужно прилагать никаких усилий. Достаточно просто настроиться на восприятие. И тогда, возможно, вы кое-что здесь для себя найдете.
Нам могут возразить: мол, разум тоже для чего-то нужен - не даром же человек им наделен. Безус¬ловно, логический ум - штука полезная, иной раз да¬же необходимая. Именно потому мы и будем в не¬которых случаях апеллировать именно к нему. Толь¬ко годится он далеко не везде и не всегда, но всюду сует свой хвастливо задранный нос.
Вообще же, мы постараемся употреблять по¬меньше терминов. И если вы последуете нашему со¬вету в отношении способа восприятия данной книги, то все вам будет понятно, и заковыристые вопросы перестанут вас мучить. К сожалению, это произой¬дет не сразу.
А поскольку вопросы покамест еще возможны, попробуем предугадать хотя бы некоторые и зара¬нее на них ответить. (В основном, для того, чтобы в дальнейшем вообще отучить вас задавать вопро¬сы.) Нам кажется, что само название этой книги растревожит чей-то пытливый ум прежде всего. Итак:
-Что же такое, все-таки, паралогия?
- Пожалуйста. Паралогия есть некий способ мышления, отличающийся от обычного, логического. Но это 'не просто логика наизнанку, а скорее - чув¬ство, неколебимая внутренняя уверенность, исте¬кающая из самих основ нашего существа. Вы что-нибудь поняли? - Вот именно, ничего. Если бы мы могли словесно ответить на этот вопрос, то пара¬логия не стоила бы того, чтобы вообще о ней рас¬суждать. Прочтите эту книгу и попробуйте-потом ответить на него сами. Если, конечно, вас все еще будет это занимать... Но мы надеемся, что такого не случится.
Услыхав о какой-то новой теории или доктрине, многие люди тут же начинают терзаться вопро¬сом:
- А как она соотносится с религией, с этикой, с моралью?
- Начнем с того, что паралогия - вовсе не теория и не доктрина, а потому у нее с этикой и, тем бо¬лее, с моралью просто не существует точек сопри¬косновения. Что же касается религий, то тут дело обстоит сложнее. По сути, паралогия - мать всех религий. Но ее дочери, что называется, выбившись в люди, да не набравшись ума (или, напротив, «нахва¬тавшись» его излиха), зачастую своевольничают и открещиваются от своего истинного родства. Ну, а мать, опять-таки по-родственному, иной раз не от¬казывает себе в удовольствии щелкнуть по носу свое разыгравшееся дитя. Значительно хуже то, что родным сестрам никак не ужиться друг с другом, хотя ни у одной из них нет никаких реальных пре¬имуществ перед прочими. Зато преимуществ мни¬мых у каждой - хоть отбавляй! Последние-то как раз и относятся к юрисдикции этики и морали. Нам вспомнился старый, но совсем неплохой анекдот, можно сказать, и на эту тему,
Еврей приходит к раввину:
- Равен, у меня - великое горе! Мой родной сын, Исаак, задумал окреститься!
Раввин воздевает руки:
О, это действительно великое горе! Но чем я могу тебе помочь?
- За тем я к тебе и пришел, чтобы ты испросил совета у нашего Небесного Отца.
- Лучше и не уговаривай! Это будет ужасно бес¬тактно. У Него с Сыном - те же неприятности.
У индусов есть поговорка: «Оспаривать дхарму («дхарма» - вера, долг, свод принципов; скрт.) дру¬гого человека, значит, демонстрировать собствен¬ное скудоумие». Вот и все бы так!
Если первые гипотетические вопросы касались преимущественно семантики, то, возможно, сле¬дующий будет связан с лексикологией.
- Почему вы употребили в названии своей книги слово «введение»?
- Да, потому что в данной области мы можем лишь задать вам начальный толчок. Учтите: выс¬шая паралогия (а паралогия существует только высшая) - у каждого своя. Она не передается, и об¬суждать ее бессмысленно.
' Наконец, что же хорошего - быть ненормальным ?
На этот вопрос нам придется ответить тоже вопросом.
- Нормально ли будет, если вы вдруг заработаете кучу денег - в тысячу раз больше, чем обычно? - На¬верно, нет.
- А хорошо ли это будет? - Конечно, хорошо. Надеемся, вопрос исчерпан, и вы удовлетворены.

Глава 1. Арена наших действий.

Для начала порадуем вас. Эту паралогическую по своей сути книгу мы все-таки решили сдобрить некоторой толи¬кой логики - так сказать, для вкуса. В первых главах ее по¬больше; в последующих - поменьше. Только, пожалуйста, не позволяйте своему уму, воспользовавшись нашей по¬блажкой, чересчур надувать щеки.
А теперь вообразите (рисовать что-либо мы покуда не намерены) две пересекающиеся, как им и положено, коор-динатные оси. По вертикальной мы условимся откладывать количественные значения активности человеческой психи-ки. В данном случае ученые обычно говорят о всяких им¬пульсах, излучениях и ритмах головного мозга; они даже как-то их измеряют; только нам, по счастью, до всего этого нет никакого дела. По горизонтальной оси мы будем опре-делять волевую потенцию человека, а это есть некая таинст¬венная сила, связующая воедино все субличности, состав-ляющие полную личность каждого из нас.
Представьте, что вы крепко выпили в дружеской компа¬нии, а потом наговорили своим приятелям всякой чуши, да к тому же разбили любимый сервиз хозяйки дома или еще как-то учудили. В нормальном состоянии такого с вами ни¬когда и ни за что бы не приключилось. Наутро вы все это припоминаете и чувствуете себя не очень уютно. И даже вымоленное по телефону «Дя брось ты, с кем не бывает...» не приносит покоя вашей изнывшейся душе. Вы снова и снова прокручиваете в уме вчерашнюю ситуацию и все-таки не можете понять, почему вы так себя повели. Ведь именно таким вы неприятны, прежде всего, сами себе; именно таким вам очень не хочется себя принимать.
Между тем, все очень просто. Алкоголь затормозил функции коры вашего головного мозга, и возобладала под-корка. А это значит, что ваша обычная личность - та самая, которую знают окружающие, с которой вы уже свыклись, и которая является результирующей всех многочисленных ваших субличностей, - временно уступила место какой-то из последних. Вот она-то, эта самая субличность, о существо¬вании которой вы, быть может, раньше даже и не подозре¬вали, и устроила всю эту чехарду. Но, протрезвев, вы стали прежним, и теперь уже ваш логический ум, целиком и пол¬ностью принадлежащий коре вашего головного мозга, никак не позволяет вам признать, что вчера вы были в буквальной смысле не вы.
Кстати, подобный опыт может оказаться очень полез¬ным. 11ужно лишь собрать в себе нешюю мужества и не по¬лениться его использовать. Действовать можно так. Честно припомните себя в том самом состоянии. Снова и снова воспроизводите в уме всю картину: что вы тогда чувствова¬ли, кем себя ощущали, как воспринимали окружающий мир и людей в нем, как хотели перед ними проявиться... Заново все это переживите.
Тут важно избежать одной ошибки. Ни в коем случае не исправляйте, не корректируйте ситуацию и себя самого. Пусть все идет так, как оно было на самом деле. Просто по-наблюдзйте за собою и потом попробуйте себя психологи-чески воспроизвести в том самом состоянии. Впрочем, для этого опыта вовсе не обязательно использовать воспомина-ния о неприятном для вас застолье. Можете воссоздавать вообще любые ситуации (в том числе и приятные), в кото-рых вы непривычно себя ощущали и необычно вели. Хотя, конечно, именно неожиданные неприятности, как правило, легче всего высвобождают наши потаенные «я». Ваша задача осознать (а следовательно, как мы условились, и прочувст¬вовать), что окружающий мир и вы в нем способны менять¬ся. По сути, это - один из аспектов сталкинга Карлоса Кастанеды. А описанная выше ситуация в его кодовой системе объясняется легким смещением вашей точки сборки под воздействием алкоголя.
Теперь мы вас попробуем напугать. В подсознании лю¬бого человека дремлет огромное количество субличностей. Одни из них более живы и активны, другие менее. Это ваши родные и знакомые (в том числе и усопшие), различные персонажи (исторические, мифологические, художествен¬ные), всевозможные звери, птицы, деревья, скалы - все, что составляет ваш психический мир. И в нем все эти субличности реальны, ибо облачены в живую плоть вашего подсоз¬нания. (В этом смысле какой-нибудь Винни-Пух для ребенка может быть значительно реальнее, допустим, Гитлера, Ель¬цина или Пугачевой.) Между прочим, вот вам - отправная точка для всевозможных актерских перевоплощений и даже для магических превращений, столь ярко описанных Карлосом Кастанедой.
Однако вернемся к нашей горизонтальной координатной оси. Условно наречем ее осью воли или целостности — это уж, как вам больше по вкусу (психиатр мог бы назвать ее шкалой шизофрении). Чем правее по оси воли находится выбранная нами точка, тем сильнее сцементированы суб¬личности человека, которому она соответствует. Таким об-разом, справа у нас будут располагаться натуры цельные и волевые, а еще правее - параноики; слева же мы поместим так называемые сложные натуры, которых по мере дальней¬шего продвижения влево сменят всевозможные шизофре-ники и, наконец, бывшие люди с окончательно рассыпав¬шейся психикой. Повторяем, воля, с нашей точки зрения, есть сила, собирающая все человеческие субличности во¬едино, в одну результирующую личность.
Аналогично на вертикальной оси, которую мы назовем осью психической активности, самые верхние точки будут у нас соответствовать лицам, пребывающим в маниакальной фазе психоза, а нижние - депрессантам. Соответственно, в промежуточной области разместятся так называемые нор¬мальные люди; и чем сильнее «разгонка» их психики, тем выше их место на оси психической активности.
Теперь попытаемся почувствовать «на вкус» эту самую психическую «разгонку». Припомните себя в состоянии крайнего возбуждения. Быть может, однажды вы «сыпались» на экзамене и вдруг неожиданно для себя самого нашли пра¬вильный ответ на «гиблый» вопрос, или же во время по¬единка на тотами вы вдруг почувствовали необычайный прилив сил и ярко выиграли бой... У каждого в жизни слу¬чались моменты интенсивного повышения психической активности. Вспомните один из них, вспомните свое со¬стояние в тот миг и попытайтесь заново его пережить.
А теперь припомните себя в тот момент, когда вы беско¬нечно устали, и вам вообще ни до чего больше дела нет. Все, что вам нужно, так только постель. Реализуйте себя в состоянии заторможенной психический активности.
Эти упражнения подробно объяснены в книге В.В.Шлахтера «Человек-оружие», с которой мы рекомендуем вам ознакомиться, если вы всерьез интересуетесь иррациональ¬ной психологией. Но в данном случае от вас требуется лишь прочувствовать в себе состояния повышенной и понижен¬ной психической активности и опытным путем выделить их составляющие.
Как же за это взяться? Вот наиболее простая схема. Итак, «разогнав» свою психическую активность, попытайтесь сна¬чала выделить, а затем и подавить активность эмоциональ¬ную; потом то же самое проделайте с умственной активно¬стью. Этого не так уж трудно добиться. Теперь понаблю¬дайте за тем, что осталось. Вроде бы вы, как и прежде, взвинчены до предела, но при этом ваши эмоции утихли, и успокоился ум... Именно эта оставшаяся часть психического напряжения и является той самой активностью, о которой мы говорим. Правда, существует еще активность восприятия, или наше внимание. Но о нем мы подробно побеседуем в другой главе.
Теперь - один полезный совет. Занимаясь психическими опытами, сохраняйте бесстрастие. Настройте себя так, будто вы делаете все это вовсе не для себя самого, а для кого-то по¬стороннего. Иными словами, не желайте результата, иначе само желание перечеркнет все ваши усилия: оно ведь – тоже эмоция.
Допустим, благодаря собственной практике, вы понемно¬гу осваиваете нашу психическую систему координат. Это означает, что мы можем двигаться дальше. Тогда представь¬те, что однажды, наколов острием циркуля точку пересече¬ния психических осей (воли и активности), некий психи¬атр начертил зловещую окружность. А потом все ос-тальные его коллеги собрались около нее и коллективно по¬решили считать людей, оказавшихся внутри этой окружно-сти, нормальными, а тех, кто по каким-то причинам оказался снаружи, принять в качестве своих пациентов. С тех самых пор они и «лечат» этих бедолаг, то есть пытаются — причем в полавляющем большинстве случаев безуспешно – запереть их в своем круге.
Между тем, ни один человек не имеет постоянного места в психической системе координат. Допустим, вы просыпае¬тесь в семь утра и, как говорится, с трудом продираете глаза. В эти минуты даже просто откинуть одеяло и отправиться под душ для. вас - проблема. Активность вашей психики следовало бы скорее назвать пассивностью, а уж о мини¬мальной собранности воли и вообще речи идти не может. Безусловно, в этом случае состояние вашей психики будет соответствовать какой-то из точек левого нижнего сектора нашей координатной системы. А около двух того же дня у вашего «Жигуленка» неожиданно заглох мотор прямо на улице. А вам необходимо срочно куда-то добраться. Вы от¬чаянно «стопорите», что называется, собственной грудью любую машину, попавшую в поле вашего зрения. Где в этот момент пребывает ваша психика? Скорее всего, в правом верхнем секторе, если только вообще не «выплеснулась» из него еще выше или правее нормы.
Кажется, подошло время для существенного замечания. Учтите: все, что мы до сих пор говорили в этой главе, - пол¬ная чушь. Мы пытались протолкнуть логику туда, где ее не бывает. Так что не делайте никаких умственных построений на основе прочитанного, просто постарайтесь нащупать в себе то, о чем узнали. И тогда наши слова «сработают» -просто укажут вам: да, это - оно самое...
Задумайтесь над тем, как вы ходите по земле, как танцуе¬те, едите, водите автомобиль... Если бы каждое ваше дейст¬вие координировалось рассудком, который, в свою очередь, опирался бы на логическую схему, на точное научное опи¬сание самого действия, то вы за целую жизнь не успели бы сделать, наверно, и пяти шагов. Подумайте об этом. Знаете ли вы, например, как поднести ко рту вилку? Конечно, нет -с позиций науки. Ведь у вас в голове не зафиксированы все многочисленные параметры данного простого действия, ко¬торые, возможно, не уместились бы и в десяти томах. Вы чувствуете, как это делается, и все. Только большего в дан¬ном случае и не требуется...
А теперь мы предлагаем вам примерно гак же чувствовать состояния собственной психики. Это тоже очень легко. Просто раньше вы не обращали внимания на такие «мело¬чи». Вначале следует научиться различать их в себе (избави вас Бог заниматься этим лишь на уровне логической схемы, предложенной нами). И только потом можно попытаться контролировать свои состояния души, или психические по¬зиции, а затем и трансформировать их и даже формировать новые.
Давайте посмотрим, кто у нас считается душевно больным. Наверное, тот, чья психика, выйдя однажды за пределы неких установленных параметров, не повинуется больше своему хозяину. Иначе говоря, ненормальным общество признает лишь того, кто, во-первых, не способен контроли¬ровать собственную психику, а во-вторых - и это наиболее важное условие, - чьи психические параметры не соответст¬вуют норме. Но подавляющее большинство людей либо во¬все не владеет своими душевными состояниями, либо кон¬тролирует их очень слабо и далеко не всегда. Только психи¬ческие позиции этих условно нормальных людей обычно не покидают установленной для них области или же, если та¬кое все-таки происходит, возвращаются в свой круг само¬стоятельно и достаточно скоро — пока не взялись за дело психиатры. С другой стороны, различные виды человече¬ской деятельности требуют разных психических позиций. Например, если вы решили породить гениальную идею, то легче всего вам будет это сделать в глубоком состоянии без¬волия, почти что личностного распада, в котором ваши суб¬личности получают возможность самовыразиться. Но, что¬бы воплотить эту идею в жизнь, вам пригодится целеуст¬ремленность параноика. В состоянии заторможенной пси¬хической активности вы можете наиболее успешно воспри¬нимать новую информацию. Но победить на ринге серьез¬ного противника вам удастся только на предельной психи¬ческой «разгонке». Таким образом, любое действие требует от нас соответствующего состояния души, особой психиче¬ской позиции с оптимальными параметрами. А значит, для человека насущно необходимо овладеть хотя бы нормаль¬ным психическим пространством, а если он стремится и к большему, то существенно раздринуть его границы.
К сожалению, никакая логика в этом вам не поможет. Конечно, сама по себе паралогия - тоже всего лишь оболоч¬ка. Но она возможна лишь в присутствии еще кое-чего, во¬обще не поддающегося определению и, тем более, обсуж¬дению. Можно сказать, что за паралогией стоит нечто серь¬езное, тогда как за логикой - пустота.
В общем, авторы изрядно устали от этой небольшой, но, увы, все еще перегруженной логикой главы и с удовольстви¬ем перейдут к следующей.

Глава 2. Перчатка уму, или ум на своем месте

Вы когда-нибудь замечали, что все в жизни происходит немного не так, как должно бы происходить, вернее, не так, как вы себе это представляли заранее? Ну, конечно, это чув¬ство вам знакомо. (То, что здесь имеется в виду, есть именно чувство, ощущение, а не умозаключение.) Правда, с годами оно посещает нас все реже Постепенно мы привыкаем к жизни и отучиваемся видеть очевидное. На самом-то деле все и всегда происходит совсем не так, как мы предполага¬ем. Потому что наш ум, или интеллект, есть величайший лжец. Именно в силу данного своего свойства он сделался нашим диктатором и, в конце концов, убедил нас в собст¬венном всемогуществе. Как всякий диктатор, ум обожает дифирамбы и не брезгует приписывать себе заслуги иных областей человеческого сознания - рефлекторной, волевой, интуитивной. Его амбиции отражены даже в нашем языке. Кого, например, мы зовем безумным или сумасшедшим? Психически больного человека, у которого с умом-то как раз все обстоит нормально или даже чересчур его много.
И пусть бы себе тешился ум чужими лаврами, когда бы сам не уверовал в собственную компетентность и не брался бы подменять истинных специалистов, подобно генераль¬ской жене, убежденной в том, что командовать дивизией способна только она. Таким образом, логический ум - один из инструментов человека - полностью поработил своего хозяина, установил над ним жесткий контроль и почти что отучил пользоваться другими инструментами, быть может, более совершенными.
Почему люди могут водить машину, выполнять физиче¬ские упражнения, танцевать, даже просто ходить? Вы пола¬гаете, благодаря интеллекту? Нет, вопреки ему; и только по¬тому, что человеки мыслящие защитили от его посягательств какую-то часть своей рефлекторной области созна¬ния. Представьте себе следующую ситуацию. Человек уве¬ренно ведет автомобиль по хорошей дороге. Он опытен в этом деле, обладает завидным здоровьем, и вообще у него отличное настроение. Человек включил магнитолу и рас¬слабился под приятную музыку. Его глаза, руки и ноги от¬лично справляются с машиной сами. Иначе говоря, ею управляет не ум, но сознание тела, рефлекторное сознание. И тут какой-то пустяк заставляет человека включить свой интеллект Допустим, откуда-то неожиданно выскакивает кошка прямо под колеса. Ьще рефлекторно водитель жмет на тормозную педаль и круто берет руль влево. Но там - встречный автобус. К этому новому осложнению подсозна¬ние человека не готово. Вот тут-то ум и захватывает бразды правления. Человек лихорадочно соображает, как же ему по¬ступить. Но рефлексы при этом уже не работают, а главное, отключается интуиция. В общем, водитель крутит руль не¬сколько раз то вправо, то влево и в результате не только не спасает кошку, но и сам с автомобилем оказывается в кюве¬те. А ситуация вовсе не была безнадежной. Если бы води¬тель не начал думать, то все могло бы для него и обойтись. Конечно, и .ум в принципе способен расчетным путем найти оптимальное решение для данной ситуации. Только ему на то требуется время - допустим, час или полтора. А за этот час можно передавить не один десяток кошек и насшибать уйму фонарных столбов. В подобных случаях обычно гово¬рят, что водитель растерялся. Растеряться, значит, опромет¬чиво воспользоваться интеллектом, когда выручить могут лишь интуиция и рефлексы.
Наш ум - непревзойденный мечтатель и прожектер. Строить планы, фантазировать - его любимейшее занятие, которому он готов предаваться дни и ночи напролет. При этом беспечный хозяин ума, утративший над ним контроль, превращается, по выражению знаменитого мистика XX века Ошо, или Шри Ралжниша, в «болтливую обезьяну». Дело в том, что человеческий ум создал себе достойную помощни¬цу - речь. Ее прямая обязанность - фиксация и передача информации. Но этому нужному делу речь уделяет от силы десять процентов времени и сил. Остальные же девяносто расходуются ею на непрерывную умственную болтовню. В магической системе Карлоса Кастанеди такая болтовня на-зывается внутренним диалогом (то есть диалогом, который люди ведут сами с собою), и одной .из первоочередных за-дач человека декларируется восстановление им некогда ут¬раченной способности по собственной воле его останавли-вать. Между прочим, это мало примечательное, на первый взгляд, достижение ставят во главу угла и многие индийские йогические системы (например, классическая йога Патанд-жали), и большинство буддийских, даосских и суфийских традиций. Оно и понятно. Мало того, что на бесконечную умственную болтовню и бесцельную игру воображения за¬трачивается уйма драгоценной психической энергии, но не¬прерывная работа ума вхолостую тормозит деятельность ос¬тальных центров человеческого сознания, в результате чего они постепенно атрофируются. Акцентировано рациональ¬ная сайентология, или дианетика Рона Хаббарда признает внутренний диалог результатом деятельности особых демонов «наведенных» в человеческом сознании некоторыми инграммами (инграмма — умственный образ-картинка, «запись» в подсознании момента боли), искоренить которые и берется дианетика. Клир. то есть человек, очищенный от инграмм (аналог буддийского просветленного) никогда не ведет внут¬реннего диалога и вообще не думает словами.
Но восстановить контроль над умом отнюдь не просто». Попробуйте хотя бы минуту ни о чем не думать. Навряд ли вам это удастся. На Востоке изобретено великое множество техник, предназначенных для развития способности кон¬тролировать ум или, как чаще говорят, для обретения умственной тишины. Как правило, все они трудоемки и мало приятны, особенно для человека Запада. Вообще, достоинством большинства восточных традиций мы считаем чет¬кость постановки задач и целей. А недостатком - чрезмерно долгие и изнурительные пути к достижению последних. Восточный учитель мимоходом предлагает своему ученику регулярно выполнять некое монотонное действие, скажем, по четыре часа в день. А при этом дополнительно требует от него соблюдения строгой диеты и полного отказа от мирских соблазнов. И представьте, ученик следует полученным инструкциям в течение, быть может, нескольких лет. Но достигнутый им результат можно было бы получить бук¬вально за считанные часы занятий. Правда, на Востоке не принято считаться со временем.
Впрочем, о приемлемом для нас способе остановки внутреннего диалога мы побеседует несколько позже, когда бу¬дем рассматривать наше внимание и упражняться в работе с ним. А пока вернемся к уму.
Только, пожалуйста, не сочтите нас какими-нибудь вы¬жившими из ума «умофобами», стремящимся во что бы то ни стало охаять то, в чем отказано самим. Поверьте, «крыша» у нас на месте. Но чтобы, как говорится, не вводить читателя в соблазн, остановимся теперь на полезных свойствах ума. Оставим в стороне всевозможные расчеты и технические решения, благодаря которым летают в космос ракеты, и производят электричество атомные станции. Заслуги интел¬лекта в данной области неоспоримы. Но все это - сферы его профессиональной специализации. Нас же более интересу¬ет, каков он, так сказать, в быту - для чего в обычной жизни нужен ум, и как он «работает». Чтобы это выяснить, мы должны хотя бы схематически представлять себе некоторые другие функции сознания, относящиеся к нашему телу.
Человека составляет множество относительно автоном¬ных разумных систем. Во-первых, существует «разум» клеток, благодаря которому происходит, например, обмен веществ в организме. Во-вторых, деятельностью внутренних органов, желез секреции, кровообращением и т.п. заведует также свой «разум». В-третьих, наши безусловные рефлексы контроли¬руются особой разумной частью сознания, точнее, подсознания. Деятельность этих трех систем обычно называют бессознательной - именно потому, что она находится вне контроля ума. Между прочим, некоторым людям все-таки удается подчинять ее своей воле. Несколько позже этому попробуем научиться - хотя бы отчасти - и мы.
Наконец, существует область так называемых условных рефлексов. Это - великое царство привычек, предпочтений, умений и навыков, приобретенных нами в жизни. П.Д.Успенский, ученик знаменитого мистика первой поло¬вины ХХ-го столетия таинственного Г.И.Гурджиева, назвал эту область сознания механической и включил ее, наряду с тремя другими, в свою известную систему.
Теперь мы должны выяснить, каковы отношения между механическим сознанием и умом. Вопрос сложный, но очень важный, а значит, будьте внимательны. В подавляю¬щем большинстве случаев реальной жизни в процессе фор¬мирования условных рефлексов ум либо вообще не задейст¬вован, либо участвует в нем только косвенно, не напрямую. И это - большая беда современного человека; именно по¬этому последний не может быть тем, кем хочет.
Обычный путь введения программы в механический центр - это многократное повторение какого-либо действия, в конце концов формирующее навык или привычку. К при¬меру, именно таким образом на теннисном корте вы отраба¬тываете подачу или за роялем разучиваете прелюд Шопена. Причем в этих случаях ум хотя бы задает начальный толчок: ведь это именно он решил, что вы должны научиться снос¬но держать ракетку или играть на фортепьяно. Но зачастую ум вообще не участвует в выработке рефлекса - все проис¬ходит случайно; как правило, именно так и создаются наши вредные или просто не нужные привычки. Между тем, од¬ной из двух основных функций интеллекта является изна¬чальное «обучение» нашей механической области сознания. В идеальном случае ум прорабатывает любое действие, или создает его программу, лишь единожды. Затем эта програм¬ма вводится им в рефлекторную систему, как в компьютер. Ну, а та всю оставшуюся жизнь четко работает по заложен¬ной в нее схеме.
Казалось бы, все просто. Нужно только, чтобы ум четко выполнял две функции - программиста и оператора. Тогда перед человеком открываются грандиозные возможности. Допустим, чтобы выучить тот же прелюд Шопена, ему будет достаточно единожды проработать его во всех тонкостях, то есть создать качественную программу, а затем грамотно вве¬сти ее в подсознание. Только - вот незадача! - умы большин¬ства современных людей - великолепные программисты, но никуда не годные операторы. Потому что для ума строить планы - великое удовольствие; но передать кому-то свои на¬работки и самоустраниться - с этим интеллект согласиться не хочет. Наверно. у читателя напрашивается вопрос: как же его уговорить? Но этот вопрос - из области логики. В прин¬ципе, логическая формула, лежащая в его основе, такова: могу, ибо знаю, как. Но паралогия рассуждает иначе: не знаю, как, но могу. Нам, например, труднее объяснить, как мы на велосипеде удерживаем равновесие, чем на нем про-катиться. Так что не спрашивайте ничего, но будьте внима¬тельны. Что же касается данного случая, то, кажется, мы уже сказали, что ум, выработав программу, должен самоустра¬ниться, или раствориться в пустоте. В следующей главе мы поговорим об этом подробнее.
Теперь рассмотрим вторую важнейшую функцию ума. Впрочем, и по значимости для человека, и, так сказать, по хронологической очередности она должна бы занимать первое место. Просто нам удобнее поместить ее на второе. Мы имеем в виду констатирующую способность ума, его умение узнавать то, с чем он уже встречался.
В течение некоторого периода - для начала пусть это бу¬дет неделя, - занимаясь повседневными делами, как можно чаще проделывайте такой опыт. Обратите внимание на собственный ум и взгляните на него как бы со стороны. Попробуйте за ним понаблюдать хотя бы минуту-другую. Постепенно для вас откроются некоторые истины, касаю¬щиеся ума - прежде всего, самые элементарные. Во-первых, вы выясните, что наблюдать за взволнованным умом невоз¬можно. Сначала нужно его слегка успокоить, а затем выде¬лить в своем сознании некое молчаливое пространство, ко¬торое вообще не подвержено никакому волнению. Вот из этой-то бесстрастной области сознания и возможно вести наблюдение за умом. Опять-таки, все, что мы говорим, суть просто слова. Понять то, что за ними скрыто, можно лишь на собственном опыте.
Очень .скоро вы обратите внимание и на тот факт, что, будучи в одиночестве, наблюдать за своим умом довольно легко. А вот, когда вы с кем-то общаетесь, заниматься этим значительно труднее. Тем не менее, нужно пытаться это де¬лать как можно чаще - каждый раз, когда вы вспоминаете о своем решении наблюдать за собственным умом, - и не от¬чаиваться, если ничего не выходит. Тогда рано или поздно опытным путем вы подберете для своего молчаливого на¬блюдателя некую позицию, или настрой, в котором он лучше всего справляется со своим делом. Хорошенько его прочувствуйте и сохраните для себя навсегда. Эта позиция -фундамент для дальнейшей работы. Теперь можете считать, что вы уже кое-чего достигли.
Между прочим, предложенный нами опыт лежит в осно¬ве всего учения Гурджиева и его последователей. У них это называется «помнить себя». Только учиться искусству на¬блюдения за своим умом по книгам Успенского или Беннета, на наш взгляд, - неблагодарный труд. Потому что эти книги написаны именно для ума, а ум все принимает либо слишком буквально, либо, напротив, чересчур абстрактно. Он склонен, например, подменять вашего молчаливого на¬блюдателя, который на самом-то деле вовсе не от ума. И тогда все ваше наблюдение сводится к дополнительной умственной работе, от которой пользы - ни на грош. Вы просто ггеллектуально дублируете собственные мысли, слова, образы и действия.
На самом-то деле требуется другое - некое ощущение своего присутствия в том, что вы делаете. Дадим еще одну «наводку», чтобы помочь вам «ухватить» это состояние. Будучи в нем, очень легко владеть своими эмоциями, а также притворяться, дурачиться, во что-то играть, кому-то подра¬жать. В принципе, это - очень веселое состояние, как прави¬ло, свойственное детям. В магическую систему Карлоса Кастанеды оно включено как важный аспект искусства сталкинга, что позволяет нам в дальнейшем для ясности так и на¬зывать его - «состояние стаякинга». В идеале, общаясь с кем-либо в этом состоянии, вы как бы со стороны наблюдаете за беседой двух посторонних людей. Вы видите, как ваше тело беседует с другим телом. Оно способно испытывать эмоции - волноваться, сердиться, искренне смеяться, - но сами-то вы при этом никаких эмоций не испытываете. Вас просто не¬возможно вывести из равновесия. Боксер или борец, выхо¬дящий в таком состоянии на поединок, автоматически полу¬чает огромное преимущество перед своим соперником. Особенно борец, для которого насущно важно чувствовать, что сделает противник в следующее мгновение. И такую способность дает ему углубленное состояние сталкинга.
Достаточно утвердившись в нем, можно продолжить на¬блюдения за умом. Постепенно вы увидите, что внутренний диалог бывает громким и тихим, назойливым и поклади¬стым, целенаправленным и бессвязным. Теперь вам следует попытаться отделить деятельность ума от речи, от уже изу¬ченного внутреннего диалога. И проще всего начать эту ра¬боту с констатирующей способности интеллекта, с его уме¬ния узнавать. Допустим, вы неожиданно встречаете на улице свою жену. Ваш ум мгновенно определяет, кто именно пе¬ред вами, а в следующее мгновенье его поддерживает речь и констатирует (опять-таки в уме): «Алла», «Наташа», «Чудо-юдо»... или как-то еще - это уже дело привычки. Так вот, попробуйте ничего не сказать, никак не назвать то, что вы видите. Просто почувствуйте, кто перед вами, и никак не называйте. Это легко. Значительно труднее оставить словесно не сформированным следующий вопрос: «А с какой стати ты здесь оказалась, милая?» Но в состоянии сталкинга и эта задача окажется вам по плечу. Вообще, очень полезно ежедневно на какое-то время устанавливать для себя речевой пост. Это не значит, что вы не должны общаться с окружающими. Напротив, беседовать с кем-либо в состоянии речевого поста очень даже полезно для наших целей. Просто вы не должны при этом рассуждать в уме. Пусть ваша речь рождается спонтанно, минуя промежуточную ин¬теллектуальную фазу. Когда же вы молчите, попробуйте не давать умственному ощущению мысли формироваться в слова, как бы подрезая под корень зародыш каждой фразы, каждого слова. Если это сразу почему-либо не удается, по¬пытайтесь внутренне отстраниться от слов. При этом появ¬ляется ощущение, будто внутренний диалог в вашем уме ве¬дете не вы, а кто-то другой.
Итак, ум и речь составляют идеальную любовную пару. Влезая кудя-либо, ум чувствует себя одиноким и неприкаян¬ным, пока не обопрется на свою подругу. Попробуйте их разлучить. Допустим, в поле вашего зрения (а следователь¬но, и в сферу ума) попадает очаровательная девушка. Ощу¬тите все ее достоинства, всю ее прелесть, но не формули¬руйте свои ощущения словесно. Это очень легко - нужно лишь однажды почувствовать «на вкус» «думание» без слов. И так поступайте с деревом, с цветком, с автобусом, с воро¬ной - со всем, что вам встречается, пока вы «поститесь».
Действуя таким образом, вы постепенно приучитесь ду¬мать без слов. А это - серьезное достижение. Последователи китайского чанъ или японского дзэн затрачивают чудовищное количество времени и сил на работу со своими парадок¬сальными (их можно также назвать паралогическими) коанами к примеру, такими: «Будда есть сухая половая тряпка», «Что такое звук «му»?», или «Услышьте звук хлопка одной ладони». В результате они достигают чрезвычайно активно¬го и, при всем том, совершенно безмолвного состояния внутреннего вопрошения, которое затем трансформируется в знаменитое сатори. Это же безмолвное «думание» превоз¬носят и христианские мистики; в частности, оно рекомендо¬вано ими при творении христовой молитвы. Не правда ли, заманчиво кое-чему научиться у святых безо всяких, так ска¬зать, производственных издержек?
Но вернемся к уму и умственной речи. Последняя являет¬ся стереотипом первого. Вообще-то, как мы уже выяснили, ум призван конструировать стереотипы поведения - и не только для себя самого, но и для рефлекторной области сознания. Стереотип для ума - то же, что для психики ком¬плекс. Советуем вам по возможности избавляться и от того, и от другого. Только не нужно подходить к этому (да и во¬обще к паралогии) чересчур серьезно, чтобы не нагородить в себе новых комплексов. В начале века Николай Гумилев писал в своих «Капитанах»:
«...Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,
внимая заветам седых мудрецов».
Думаете, герой Гумилева потешается над мудрецами? — Ничуть не бывало. Именно «внимая заветам» последних, он и насмехается над всем и вся. Правомерность и, главное, це¬лесообразность такой позиции мы обсудим позже. Пока же не рекомендуем вам растранжиривать свои психические си¬лы никогда и ни на что - даже на предложенные нами опыты и работу над собой. К этому делу лучше приступать. Играючи - примерно с тем же настроением, с каким вы, не загля¬дывая предварительно в программу передач, включаете те¬левизор: «Авось, показывают что-нибудь стоящее. А если и нет, так телевизор нетрудно и выключить». Не составляйте программ, не принуждайте себя что-то делать, допустим, с пяти и до семи вечера. Примите такую схему работы: по¬пробовал - понял (прочувствовал) - принял в свой арсенал. Если что-то не выходит, не огорчайтесь. Существует множе¬ство подступов и к нашему уму, и вообще к любой области человеческой психики. Не смогли подойти с одною конца, значит, сможете с другого. И пусть то, что вам понравится, постепенно входит в вашу жизнь и понемногу ее улучшает.

Глава 3. Открой свой магический мир

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.