Авторы:

Рудигер Дальке, Торвальд Детлефсен. Болезнь как путь. Значение и предназначение болезней

Наибольшая подверженность токсикозу отмечается у диабетиков, женщин с больными почками и, особенно, у полных женщин. Если мы рассмотрим эти три группы, то обнаружим у них наличие одной и той же общей проблемы. Проблема эта - любовь. Диабетики не способны ни отдавать, ни принимать любовь. Проблемы с почками свидетельствуют о проблемах с партнерством. Полные женщины пытаются за счет пищи компенсировать недостаток любви. Удивительно ли, что женщины, имеющие проблемы с любовью, не очень готовы открыть себя навстречу ребенку?

Роды и кормление

Сложности, связанные с родами, свидетельствуют о желании сохранить ребенка в себе, ни в коем случае не отдавать. Эта древняя проблема матери и ее ребенка повторится еще раз, гораздо позже, когда ребенок покинет родительский дом. Одна и та же ситуация повторяется дважды, на разных уровнях: во время родов ребенок покидает надежное материнское лоно, позже он расстается с надежным родительским домом. И то, и другое может быть связано с тяжелыми «родами», с серьезными трудностями, прежде чем пуповина будет отрезана. Мы снова вернулись к той же проблеме: как выпустить наружу.

Чем глубже проникаешь в картины различных заболеваний, тем понятнее становится, что вся человеческая жизнь колеблется между двумя полюсами: «впустить в себя» и «выпустить наружу». Первое мы часто называем любовью, а второе, доведенное до логического конца, - смертью. Жить - значит ритмично чередовать одно с другим: впускать в себя и выпускать наружу. Иногда человек способен на одно и не способен на другое, иногда у него не получается ни то, ни другое. В сексе женщина должна раскрыться и впустить в себя «Ты». Во время родов от нее опять требуется открыться, но на этот раз для того, чтобы выпустить наружу часть своего бытия, чтобы оно смогло стать тем, что мы называем «Ты». Если это не получается, возникают осложнения. Иногда приходится применять кесарево сечение. Переношенных детей часто вынимают именно так. Переношенность - самое яркое свидетельство нежелания матери отдавать. Другие причины, по которым врачи вынуждены применять кесарево сечение: боязнь женщины оказаться слишком узкой для прохождения плода, получить массу разрывов и стать непривлекательной для мужчины, - выражают ту же проблему.

Неосознанное стремление как можно раньше избавиться от ребенка приводит, наоборот, к преждевременным родам.

Когда мать кормит своего ребенка грудью, между ней и ребенком происходит нечто гораздо более важное, чем простой процесс передачи пищи. Материнское молоко содержит антитела, которые защищают ребенка в первые месяцы жизни. Ребенок, находящийся на искусственном вскармливании, не имеет такой защиты. Кроме того, ему не хватает защиты психологической, которую человек ощущает, когда его нежно прижимают к себе. Если ребенок не получает материнского молока, значит, мать не очень готова его кормить и защищать, и он это прекрасно чувствует. Мать, которая утверждает, что у нее нет молока, имеет проблему гораздо глубже, чем те, кто открыто признается, что ребенка кормить не хочет.

Стерильность (неспособность к зачатию)

Иногда женщина не может забеременеть, хотя очень хочет иметь ребенка. Это свидетельствует о том, что существует подсознательное неприятие, или о том, что в истинных мотивах этого желания она не признается даже самой себе. Нечестной может быть, например, такая мотивация, как надежда удержать с помощью ребенка партнера или отодвинуть на задний план проблемы, возникшие в семейной жизни. Тело может оказаться честнее и дальновиднее. Точно так же неспособность мужчины иметь детей может быть связана с подсознательным нежеланием связывать себя какими бы то ни было обязательствами и нести ответственность за ребенка.

Менопауза и климакс

И начало менструального ритма, и его окончание воспринимаются женщиной как решающие перемены в жизни. Менопауза сигнализирует, что женщина утратила способность к деторождению - основную форму проявления женственности. Как она это воспримет, зависит от многих причин, в том числе и от того, какую роль секс играл для нее раньше. Существует целый ряд эмоциональных реакций (страх, раздражительность, отсутствие сексуального влечения), которые дают понять, что переход в следующую фазу воспринимается как кризис. Кроме того, известны и соматические симптомы: женщину может внезапно бросать в жар, что символизирует жар сексуальный. Это попытка дать понять, что отсутствие менструации — не то же самое, что отсутствие женственности в сексуальном смысле: «Меня еще бросает в жар, значит, я все еще горячая женщина». Кровотечения, пусть и нерегулярные, — это попытка сделать вид, что женщина еще молода и способна иметь детей.

Насколько тяжело проходит климакс, зависит от того, насколько полным было ощущение своей женственности, насколько богатой была сексуальная жизнь. Все несбывшиеся и сокровенные желания проявляют себя в этот период, вызывая боязнь чего-то не успеть, чего-то так и не ощутить. Это может привести к панике, к стремлению во что бы то ни стало наверстать упущенное. В жар бросает только от того, что не было пережито в реальной жизни. Доброкачественные новообразования матки - миомы - чаще всего образуются в климактерический период. Они символизируют беременность, как бы показывая: в матке еще может вырасти нечто, что выйдет наружу во время операции или родов. Миома - это повод ощутить не осознанное раньше желание забеременеть.

Фригидность (неспособность испытывать оргазм) и импотенция

За всеми сексуальными проблемами стоит страх. Мы уже говорили о родственности оргазма и смерти. Оргазм несет в себе угрозу нашему «Я», потому что высвобождает ту силу, которой мы не можем управлять с помощью рассудка. Любой экстаз, любое упоение — неважно, сексуального или религиозного характера — вызывает у человека одновременно и восторг, и страх. У привыкшего контролировать себя человека превалирует страх. Ведь экстаз — это как раз потеря контроля.

В сегодняшнем социуме способность к самообладанию оценивается как положительное качество. Именно это мы терпеливо внушаем детям («Возьми, наконец, себя в руки!»). Безусловно, такое качество значительно облегчает жизнь. Но это еще и проявление лживости общества. Контролировать себя - значит подавлять все не одобренные обществом импульсы, загоняя их в подсознание. Импульс становится невидимым, но природа его такова, что он всегда будет стремиться к реализации, снова и снова проявляя себя и заставляя человека тратить энергию на его подавление.

Итак, человек боится утратить контроль. Экстаз и упоение «открывают ворота» бессознательному и позволяют вырваться на волю всем подавленным импульсам, которые раньше не были видны. Человек становится честным. Но получает ли он от этого удовольствие? Еще древние римляне прекрасно знали, что «истина в вине». В состоянии опьянения «нежный ягненок» вдруг демонстрирует дичайшую агрессивность, а стойкий воин ни с того ни с сего начинает лить горькие слезы. Ситуация становится предельно честной, но социально сомнительной, поэтому «надо уметь себя сдерживать». В таком случае, честным можно быть только в больнице.

Если человек панически боится утратить самоконтроль и каждый день сдерживает свои чувства, ему становится трудно сделать исключение для секса и позволить происходить тому, что должно происходить само по себе. В сексе нет места для самоконтроля. Во время оргазма наше маленькое «Я», которым мы так гордимся, внезапно исчезает и становится ненужным. Оно просто-напросто умирает (к сожалению, на очень короткое время, иначе прийти к просветлению было бы так просто!).

Человек, изо всех сил цепляющийся за свое «Я», препятствует тем самым наступлению оргазма. И чем больше «Я» стремится вызвать оргазм сознательно, тем меньше надежды на успех. Хотя этот закон известен всем, о нем почему-то все время забывают. Пока «Я» чего-то хочет, оно ничего не может добиться. Пока Эго стремится лидировать, цели ему не достичь! Оргазм — это отречение, которое дает возможность слиться двоим в одно целое, преодолев двойственность. «Выпустить наружу» и «позволить идти своим чередом» - это то, что требуется и от мужчины, и от женщины, если они хотят испытать оргазм. Но кроме этой общей задачи, мужчина и женщина должны действовать каждый сообразно со своей половой принадлежностью. Только тогда можно говорить о гармонии в сексе.

Мы уже достаточно подробно говорили о способности отдавать как о принципе женственности. Фригидность говорит о том, что женщина не хочет ничего отдавать, на самом деле она хочет играть роль мужчины. Она стремится доминировать, не хочет покоряться, не хочет «быть снизу». Склонность занимать главенствующее положение выражает мужское начало и мешает женщине полностью настроиться на выполнение женской роли. Такой сдвиг, конечно, приводит к сбою в столь чувствительном процессе, как секс.

Исследования сексологов показали, что женщины, фригидные со своим партнером, испытывают оргазм, занимаясь мастурбацией. Этот факт подтверждает сказанное выше. Ведь в случае мастурбации вопрос о доминировании и способности отдать себя не стоит вообще - человек один, ему не нужно впускать в себя никого и ничего, кроме собственных фантазий. «Я», которому не угрожает никакое «Ты», отступает добровольно. Во фригидности проявляется боязнь собственных влечений, особенно если сформированы устойчивые клише, касающиеся поведения порядочной женщины и шлюхи.

Мужской принцип связан с действием, созиданием и осуществлением. Мужское начало (ян) активно и, следовательно, агрессивно. Потенция является символом власти, а импотенция - бессилия. За импотенцией скрывается боязнь собственного мужского начала, боязнь агрессии. Мужчина боится того, что его член должен находиться в напряжении. Импотенция - это еще и страх перед женственностью. Женщина воспринимается как угроза, женственность способна поглотить. Женское начало представляется в образе поглощающей праматери или ведьмы. Мужчина боится попасть в «пещеру ведьм». В этом проявляется слабая идентификация своего мужского начала с атрибутами власти и агрессии. Импотент больше соотносит себя с пассивным полюсом, ему неосознанно нравится роль подчиняющегося. Он боится действий. Но если он попытается вернуть потенцию силой собственного желания и воли, то попадет в замкнутый круг, о котором мы говорили. Чем больше усилие, тем слабее эрекция. Импотенция - это повод задуматься о своем отношении к таким понятиям, как власть, могущество и агрессия. При этом следует проанализировать и собственные страхи.

Рассматривая любые сексуальные проблемы, нельзя забывать, что в душе каждого человека присутствуют и мужской, и женский аспект, и оба они должны развиться. Этот сложный путь начинается с идентификации своей роли, зависящей от половой принадлежности. Только полностью восприняв один полюс, вы будете готовы к встрече с противоположным полом, которая поможет сознательно интегрировать и противоположный полюс.

10. Сердце и кровообращение

Пониженное кровяное давление - повышенное кровяное давление (гипотония - гипертония)

Кровь - материальный символ жизни и проявления индивидуальности. В любой капле этого «сока жизни» отражается весь человек. Именно поэтому она играет такую важную роль для всех практикующих магов. По одной капле крови можно поставить полный диагноз.

Кровяное давление выражает динамику человека. Давление возникает из взаимодействия крови и стенок сосудов, по которым она течет, поэтому, говоря о нем, следует все время иметь в виду оба компонента, которые, по сути, являются антагонистами: с одной стороны - текущая жидкость, с другой - стенки сосудов, образующие границу и создающие сопротивление. Если кровь соответствует своей сущности, то стенки сосудов соответствуют границам, на которые ориентируется личность в своем развитии, и сопротивлению, которое препятствует этому развитию.

Гипотоник (человек с низким кровяным давлением) не использует эти границы. Он не пытается настаивать на своем и не умеет сопротивляться. Он просто не доходит до границы. Если на пути встречается конфликт, он старается как можно быстрее уйти. Кровь его тоже отступает, причем до тех пор, пока человек не оказывается обессиленным (падает в обморок). Итак, он отказывается (якобы!) от всякой власти, складывает с себя ответственность за что бы то ни было - и сам ложится рядом. Находясь в бессознательном состоянии, он может не обращать внимания на проблемы, которые необходимо решить. Его здесь просто нет. Всем известная ситуация из оперетты: неверную жену в неудачный момент застает муж. Она без сознания опускается на пол, где и продолжает лежать, пока все участники мелодрамы пытаются привести ее в чувство, используя богатый ассортимент воды, свежего воздуха и нюхательных солей. Что толку от конфликта, если главная виновница не принимает в нем никакого участия?

Гипотоник в буквальном смысле не может стоять, он не стоит на страже, не состоит в заговоре, не встает в позу, не имеет ни стойкости, ни искренности. При первой опасности он ложится, а окружающие вынуждены приподнимать его за ноги, чтобы кровь прилила к голове - центральному органу власти, и бедняга снова смог взять себя в руки, почувствовав власть хотя бы над своей скромной персоной. Секс тоже относится к тем областям жизни, которых гипотоник старается избегать, потому что сексуальность сильно зависит от кровяного давления. Часто у гипотоников наблюдается анемия, наиболее распространенный ее вариант связан с недостатком в крови железа. За счет этого нарушается преобразование космической энергии (праны), которую мы получаем при дыхании, в соматическую энергию (кровь). Анемия - это отказ воспринимать необходимую часть жизненной энергии и преобразовывать ее в действия. Болезнь же, как всегда, используется для оправдания собственной пассивности: отсутствует необходимое давление.

Все более или менее целесообразные терапевтические меры для повышения кровяного давления помогают до тех пор, пока выполняются все указания: купание, массаж, движения, тренажеры, водолечение. Они действительно повышают давление, но только потому, что человек выполняет действия, преобразуя чью-то энергию в поступки. Результаты исчезают, как только гипотоник прекращает выполнять назначенные ему процедуры. Настоящий успех возможен только при изменении внутренней позиции человека.

Противоположный полюс - это гипертония (повышенное кровяное давление). Экспериментальные исследования доказали, что частота пульса и кровяное давление повышаются не только при увеличении физической нагрузки, но и при одной только мысли об этом. Кровяное давление повышается даже при упоминании о конфликтной ситуации, но оно снова приходит в норму, если человек излагает суть конфликта, то есть выражает проблему вербально. Эти экспериментальные данные помогают осознать причины гипертонии. Мысль о нагрузке, не преобразованная в двигательную активность, повышает кровообращение - начинается «нажим». То есть за счет своих представлений человек добивается возбуждения системы кровообращения, которая ожидает преобразования представлений в конкретные действия. Вопреки ожиданиям, преобразования не происходит - на человека начинает «давить». Особенно показательно то, что подобная взаимосвязь существует уже на уровне наличия конфликта. Если упоминание о нем приводит к увеличению давления, а проговаривание сути — к понижению, значит, гипертоник постоянно ощущает себя в опасной близости от конфликта, но не ввязывается в него. Повышение давления имеет, в данном случае, физиологическую подоплеку: оно снабжает, пусть и на короткое время, большим количеством энергии, чтобы человек имел возможность лучше решить предстоящие проблемы. Если такое решение действительно будет, на него уйдет избыток энергии, и, следовательно, давление снизится до нормы. Беда в том, что этого не происходит, и весь избыток энергии оказывается неиспользованным. Гипертоник занимается посторонней деятельностью и, демонстрируя повышенную активность, пытается отвлечь себя и других от необходимости разрешить давно назревший конфликт.

Мы видим, что и гипотоники, и гипертоники стараются избегать конфликтов, хотя и используют для этого различную тактику. Гипотоник бежит от конфликта, уходя на уровень бессознательного. Гипертоник же убегает в отвлекающую деятельность. Низкое давление больше характерно для женщин, а высокое - для мужчин. Кроме того, повышенное давление свидетельствует о подавленной агрессивности. Враждебность остается на уровне представлений, и приготовленная энергия не используется для действий. Такую позицию человек называет «умением держать себя в руках». Себя в руках держать можно, но можно ли держать под контролем давление, если агрессивный импульс приводит к усилению тока крови, а способность к самоконтролю - к сужению стенок сосудов? Мы с вами еще увидим, что «удержанная в руках» агрессия ведет непосредственно к инфаркту.

Известно и повышенное давление, обусловленное возрастом и вызванное известкованием стенок сосудов. Сосудистая система - это система, задачи которой - посредничество и коммуникация. Если с возрастом пропадают гибкость и эластичность, то коммуникация замедляется, и повышается собственное давление.

Сердце

Сердцебиение - автономный процесс, которым без специальной подготовки нельзя управлять с помощью собственной воли. Сердечный ритм похож на ритм дыхания, хотя дыхание больше доступно для регулирования. Этот синусоидальный четко упорядоченный гармоничный ритм является выражением строгой нормы в организме человека. Если возникает нарушение, при котором сердце внезапно замедляет или убыстряет движение, значит, происходит и какое-то вмешательство в этот порядок.

В языке существует огромное количество выражений, которые указывают на прямую связь сердца с эмоциями. Эмоция — это движение из человека наружу; то, что человек выплескивает (лат. emovere - «выдвинуть из себя»). Мы говорим: «Тяжело на сердце», «от страха сердце в пятки ушло». Сердце может «разрываться от горя», «выпрыгивать из груди», «скакать, как бешеное». Если у человека не развита эмоциональная сфера, мы называем его «бессердечным». Когда возникает взаимная любовь, люди говорят: «Их сердца нашли друг друга». Во всех этих выражениях сердце представляет собой некий центр, который неподвластен ни разуму, ни воле — только чувствам.

Но это не просто центр эмоций - сердце является центром самого человека. Оно находится примерно посередине, но чуть-чуть сдвинуто влево, в сторону чувств (соответствует правому полушарию). То есть оно находится точно там, куда обычно указывают, показывая на себя. Любовь тесно связана с сердцем, и это нам уже известно из языковых примеров. Сердце может быть «открыто для всех детей» только потому, что человек их любит. Если я кого-то «впускаю в свое сердце», значит, я его люблю и готов сделать для него все, что угодно. Человек «с большим сердцем» открыт для всех. Ему противостоят холодные, закрытые люди, которые не слышат «зова собственного сердца». Они не испытывают ни сердечных чувств, ни сердечной привязанности, потому что у них «холодное сердце». Они никогда никому не «отдают свое сердце», потому что не хотят отдавать самих себя. Существуют на свете и люди с «мягким сердцем», способные «любить всем сердцем», безгранично и бесконечно. В то же время все эти чувства связаны с полярностью, которая требует наличия границ, четкого начала и точного конца.

Сердце символизирует обе существующие в природе возможности: и единство, и двойственность. Анатомически сердце разделено перегородкой на две части, сердцебиение состоит из двух фаз. В момент рождения, то есть прихода человека в мир полярности, его сердечная перегородка рефлекторно закрывается, так что одна большая сердечная камера превращается в две поменьше, а одно кровообращение распадается на два. Новорожденный часто реагирует на это с отчаянием. Но, с другой стороны, на символическом изображении сердца, какое может, не задумываясь, нарисовать любой ребенок, обе округлые камеры соединяются, образуя на конце острие. Двойственность переходит в единство. Таким образом, сердце становится для нас символом любви и единства. Именно это мы имеем в виду, когда говорим, что «мать носит дитя под сердцем». С точки зрения анатомии это не имеет никакого смысла, сердце в данном случае символизирует центр, очаг любви. При этом не важно, что сердце находится в верхней половине тела, а ребенок - гораздо ниже.

Можно сказать, что у человека два центра - верхний и нижний: голова и сердце, разум и чувства. От цельного человека мы ожидаем осуществления обеих функций, которые должны находиться в гармоничном равновесии. Слишком разумный человек кажется нам холодным и несколько однобоким. А человека, который живет исключительно в мире чувств, мы представляем бестолковым и неупорядоченным. Но если эти функции дополняют и обогащают друг друга, человек кажется нам гармоничным и совершенным.

Лингвистические примеры дают понять, что нарушение привычного равномерного такта сердечной деятельности связано с эмоциями, будь то ужас, который заставляет сердце «обмирать», или счастье, от которого оно «готово выпрыгнуть из груди».

Что же происходит при функциональных нарушениях сердечного ритма? Ведь эмоций при этом не возникает! В том и заключается проблема: нарушение ритма бывает как раз у тех людей, которых никакие эмоции не способны вывести из равновесия. «Сумасшедшим» сердце становится тогда, когда сам человек не способен «сойти с ума» от нахлынувших эмоций. Он цепляется за свой разум и за общепринятые нормы, держась выбранного пути, и не хочет нарушать равномерное течение жизни эмоциональными всплесками. В этом случае эмоция опускается на соматический уровень, беспокойство начинает причинять теперь уже само сердцебиение. Оно теряет равномерность, заставляя человека в прямом смысле слова «слушаться своего сердца».

В нормальном состоянии мы не ощущаем сердцебиения, потому что не обращаем на это никакого внимания. Мы начинаем ощущать его только при сильных эмоциях и в случае болезни. Сердцебиение затрагивает сознание, только когда нас что-то волнует или что-то меняется в самом его ритме. В этом и есть ключ к пониманию симптомов сердечных заболеваний: они заставляют человека прислушиваться к собственному сердцу. Люди с больным сердцем - это те, кто хотел бы прислушиваться только к голосу разума, кто отводит эмоциям весьма незначительную роль в жизни. Особенно четко это прослеживается на примере больных с сердечным неврозом. Под сердечным неврозом мы понимаем соматически не обоснованный страх за собственное сердце, что приводит к чрезмерному вниманию, которое больной уделяет именно этому органу. Боязнь сердечного приступа у таких людей настолько велика, что они готовы перестроить весь свой жизненный уклад, только чтобы сохранить здоровое сердце.

Рассматривая такое поведение на уровне символов, можно только в очередной раз удивиться тому, насколько мудра и иронична болезнь: люди с сердечным неврозом должны постоянно следить за состоянием сердца и подчинять всю свою жизнь его потребностям. Они панически боятся этого органа: вдруг в один прекрасный день оно остановится, оставив их вообще ни с чем. Невроз вынуждает поставить сердечные проблемы во главу угла - ну как тут не рассмеяться «от всего сердца»? То, что у людей с сердечным неврозом происходит в психике, у людей со стенокардией опускается на соматический уровень. Подводящие сосуды становятся жесткими и узкими, так что сердце получает недостаточное количество питательных веществ. Много здесь говорить не о чем, потому что каждому из нас хорошо известно, что собой представляет человек с жестким или каменным сердцем. Латинское название стенокардии буквально переводится как «узкое сердце». При неврозе эта узость воспринимается опосредованно, через страх, а при стенокардии проявляется очень конкретно. Официальная медицина демонстрирует оригинальную символику: сердечникам дают капсулы нитроглицерина — по сути дела, взрывчатого вещества, которое буквально взрывает образовавшуюся узость, давая сердцу простор для деятельности. Сердечники боятся за свое сердце - и для этого есть все основания.

Если страх перед чувствами возрастает до таких огромных размеров, что человек доверяет только общепринятым нормам, то больному вставляют аппарат, задающий такт сердцебиению (такт соотносится с ритмом, как мертвое с живым!). То, что раньше делали чувства, теперь выполняет машина. Пропадает возможность гибко подстраиваться под обстоятельства, но зато человек избавляется от скачков в биении сердца, то есть от нарушения ритмичности. Если у человека «узкое сердце», то он расплачивается за властолюбие своего «Я».

Как известно, повышенное кровяное давление является прямой предпосылкой инфаркта. Мы с вами уже говорили, что гипертоник сдерживает агрессивность за счет внутреннего контроля, за счет того, что держит себя в руках. Оказавшаяся в ловушке агрессивная энергия требует выхода. Такой выход предоставляет инфаркт, при котором сердце разрывается в прямом смысле. Сердечный удар - это сумма всех не выведенных наружу ударов. Здесь проявляется древняя мудрость: переоценка своих сил и доминирующее положение воли отрезают человека от потока жизни. Разорваться может только твердое сердце!

СЕРДЕЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

При сердечных заболеваниях попробуйте ответить на следующие вопросы.

1. Есть ли у меня равновесие между головой и сердцем, разумом и чувствами?

2. Достаточно ли места я отвожу своим чувствам, может быть, я боюсь их проявлять?

3. Живу и люблю я всем сердцем или только одной его половиной?

4. Подчинена ли моя жизнь естественному ритму или я загоняю ее в искусственные рамки?

5. Остались ли в моей жизни взрывчатые вещества и воспламенители?

6. Прислушиваюсь ли я к собственному сердцу?

Слабая соединительная ткань - варикоз - тромбоз

Соединительная ткань связывает клетки между собой, держит их, соединяет отдельные органы и их системы, создавая единое целое. Если соединительная ткань слабая, у человека наблюдается отсутствие опоры и склонность поддаваться внешнему давлению, ему не хватает внутреннего напряжения. Такие люди, как правило, легко ранимы, обидчивы и мстительны. На физическом уровне у них при малейшем ударе появляются синяки.

Со слабостью соединительной ткани связано и варикозное расширение вен. Кровь остается в поверхностных венах ног, возвращаясь к сердцу в недостаточном количестве. Таким образом, в кровообращении наблюдается явный перевес нижнего полюса человека. Это находит выражение в приземленности и является следствием некоторой инертности. Таким людям явно не хватает напряжения и эластичности. В их адрес можно повторить все, что уже говорилось про людей, страдающих от анемии и пониженного кровяного давления.

Тромбоз - это закупорка вены сгустком крови. Тромбоз опасен тем, что если сгусток высвободится, он может по вене попасть в легкое и вызвать эмболию. Нетрудно догадаться, какая проблема скрывается за тромбозом. Кровь, которая должна быть жидкой и текучей, густеет, в ней образуются комки. Но для текучести необходима способность изменяться. Как только человек перестает меняться, застывает в своем развитии, у него образуется тромб, блокирующий движение жидкости. Внешняя подвижность предполагает наличие подвижности внутренней. Когда сознание человека становится инертным, его мнения не выходят за границы общепринятых норм, в организме тоже застывает все, что должно быть подвижным. Если человек любит целыми днями валяться в постели, вероятность тромбоза повышается. Такая привычка явно свидетельствует о том, что двигательный полюс не востребован. «Все течет», - сказал Гераклит. В полярной форме бытия жизнь проявляется как движение и изменение. Любая попытка цепляться только за один полюс неизбежно приводит к застою и смерти. Неизменное и Вечно Сущее можно найти только по ту сторону полярности. Но чтобы преодолеть ее, необходимы постоянные изменения, только они дают возможность попасть туда, где никакие перемены не нужны.

11. Двигательный аппарат и нервы

Осанка

Если мы говорим об осанке человека, речь всегда идет не только о том, как он владеет своим телом, но и о его внутреннем стержне. Внешняя форма соответствует внутреннему содержанию. Если, например, мы говорим о прямом человеке, то следует иметь в виду, что прямохождение - это физическая особенность человека, которая сыграла решающую роль в развитии человечества. Зверь не может быть «прямым», потому что он еще не выпрямился, не встал на ноги. Когда-то, на заре нашей истории, человеку удалось сделать этот огромный шаг: он выпрямился, получив возможность смотреть вверх, на небо. Он получил возможность стать Богом, но вместе с тем и риск стать заносчивым настолько, чтобы показаться Богом самому себе. Риск и шанс проявились и на физическом уровне. Животные ходят на четырех лапах, поэтому мягкие части их тела хорошо защищены. У человека же, который опирается только на две конечности, они абсолютно беззащитны. Беззащитность и ранимость сопровождаются по принципу полярности открытостью и восприимчивостью.

Позвоночник дает нам возможность сохранять прямую осанку. Благодаря ему человек прям и подвижен, обладает и прочностью, и гибкостью. Позвоночник имеет форму латинской буквы S и действует по принципу амортизатора. Полярность жестких позвонков и мягких межпозвоночных хрящей создает эту подвижность и гибкость. Мы говорили, что внутреннее содержание соответствует внешнему, этот принцип, как всегда, находит отражение в языке. Есть и «прямые» люди, и те, кто с удовольствием «прогибается». Нам знакомы «твердые» люди и люди, «ползающие на брюхе». Некоторые не в состоянии «держаться на ногах» и вынуждены «ползать на четвереньках». Чтобы создать более благоприятное впечатление о своей внутренней сущности, мы можем искусственно изменить свою внешность. Родители любят делать замечания по поводу осанки: «Да выпрямись же, наконец!», «Выпрями спину!», «Когда ты научишься сидеть прямо?» С этого начинаются игры в нечестность и обман.

Потом появляется армия. Здесь от солдат все в один голос требуют: «Равняйсь!» Солдат обязан продемонстрировать внешнюю осанку даже в том случае, если никакой внутренней осанки у него нет. Армия с незапамятных времен уделяет внимание именно осанке, хотя с точки зрения стратегии иначе, как идиотизмом, это не назовешь. Печатный шаг и умение стоять навытяжку не помогли выиграть ни одну битву. Такая дрессировка нужна только для того, чтобы разрушить естественное соответствие между внешностью и внутренним содержанием. Отсутствие внутреннего стержня у солдат проявляется в свободное время, после одержанной победы и в других аналогичных случаях. Партизаны не обращают внимания на осанку, потому что у них есть внутренняя идентификация со своими поступками. Эффективность повышается за счет внутреннего стержня и понижается при внешней показухе. Часто напряженную позу солдата, стоящего навытяжку со сдвинутыми коленками, сравнивают с позой ковбоя. Но какому ковбою придет в голову ограничивать собственные движения, сдвигая колени? Их открытую позу, при которой человек стоит как бы в центре самого себя, можно встретить в Тай Ши.

Когда поза человека не соответствует его внутренней осанке, мы воспринимаем ее как неестественную. Естественная для человека поза дает возможность судить о его внутренней сути. Если болезнь заставляет человека принимать позу, которую добровольно он бы никогда в жизни не выбрал, сразу становится видно, что человек недоволен своим состоянием, и можно даже определить, что же его так гнетет.

Глядя на человека, мы должны учитывать, является ли его поза естественной, или он принял ее не по своей воле. В первом случае она отражает его суть. Во втором случае отражается тень, то есть то, что человек добровольно не выбрал бы. Если человек шагает по жизни, выпрямив спину, вытянувшись вверх и высоко подняв голову, значит, он хочет продемонстрировать нам определенную недоступность, гордость, благородство и прямоту. Такой человек очень быстро начинает идентифицировать себя с этими качествами, не имея ни сил, ни желания от них отказываться.

Совсем по-другому обстоит дело, если у человека, скажем, болезнь Бехтерева. Типичной для него будет форма позвоночника в виде бамбуковой палки. Здесь проявляются неосознанный эгоцентризм и несгибаемость, о которых человек, скорее всего, даже не подозревает. При болезни Бехтерева происходит известкование позвоночника, спина не сгибается, голова наклонена вперед, характерный изгиб позвоночника исчезает, иногда образуется прогиб, обратный естественному. Пациент буквально носом натыкается на факты, демонстрирующие, насколько он тверд, непокорен и несгибаем.

Схожие проблемы наблюдаются при наличии круглой спины и горба. Горб свидетельствует о неосуществленной униженности.

Межпозвоночные хрящи и ишиас

При постоянном давлении хрящи между позвонками, особенно в области таза, смещаются в сторону и давят на нервы, что вызывает самые разнообразные заболевания, например, ишиас, люмбаго и т. д. Они связаны с перегрузкой. Когда человек слишком много взваливает на свои плечи, причем делает это неосознанно, он ощущает боли в хрящах. Такие боли принуждают его больше находиться в покое, потому что любые движения становятся болезненными. Это очень целесообразная регулировка, но многие пытаются отказаться от нее, принимая обезболивающие препараты. Они хотят вернуться к прежней активности. Может быть, гораздо полезнее использовать возможность полежать, чтобы поразмышлять над тем, почему приходится все тащить на своих плечах? Почему именно на него валятся всевозможные тяжести? Слишком тяжелый груз - это попытка казаться большим и работящим. Это попытка компенсировать внутреннее ощущение собственной незначительности.

За большой работоспособностью скрываются неуверенность в себе, чувство собственной неполноценности. Человек, нашедший себя, больше не совершает подвигов. Он уже существует, вот он. Но за всеми великими (и не очень) делами в мировой истории стоят люди, которые были вынесены наверх от чувства собственной незначительности к внешнему величию. Такие люди своими действиями хотят доказать что-то миру, хотя никто не требует этих доказательств и не ждет их - за исключением, разве что, самого доказывающего. Что он пытается доказать самому себе? Тот, кто очень много на себя берет, должен как можно раньше задать себе вопрос: зачем я это делаю? Иначе разочарование может оказаться слишком велико. При честном отношении к себе ответ будет найден довольно скоро: чтобы получить признание и любовь. Поиск любви - вот единственный мотив высокой производительности. Такие попытки обычно бесполезны, потому что этим путем добиться любви невозможно. У любви не бывает цели. Любовь нельзя заслужить. «Я тебя полюблю, если ты дашь мне 10 тысяч долларов» или «Я полюблю тебя, если ты будешь лучшим футболистом в мире» - ну разве это не абсурд? Тайна любви как раз и состоит в отсутствии всяких «если». Поэтому прототипом истинной любви является материнская. Говоря объективно, малыш не приносит матери ничего, кроме нагрузки и беспокойства. Но она так не думает, потому что любит своего ребенка. Почему? На этот вопрос нет ответа. Если бы он был, не было бы любви. Каждый из нас - осознанно или бессознательно - стремится к безусловной и чистой любви, которая касается только двоих, которая не имеет отношения ни к чему внешнему и не зависит ни от рекордов, ни от результатов труда.

Чувство собственной неполноценности порождает в человеке убежденность, что в том виде, в котором он сейчас существует, он абсолютно недостоин любви. Следовательно, он начинает делать все возможное, чтобы стать достойным этого чувства. Он становится все более ловким, трудолюбивым, богатым, знаменитым и т. д. Все это делается в угоду внешнему миру, но если вдруг его полюбили, начинаются сомнения: не за то ли, что теперь он имеет и успех, и славу, и богатство? Человек сам себе закрыл дорогу к истинной любви. Признание успехов не удовлетворяет ту потребность, ради которой он этих успехов добивался. Поэтому очень полезно сразу же расставить все точки над i. Когда человек не видит собственного комплекса неполноценности, он взваливает все больше и больше тяжести себе на плечи - и даже физически уменьшается в размерах. Из-за сдвига межпозвоночных хрящей ему приходится снять часть груза. Но после этого он остается кривым и изогнутым. Тело не скрывает правды.

Межпозвоночные хрящи обеспечивают подвижность и эластичность. Если хрящи защемлены из-за известкования позвонков, осанка человека становится неестественно прямой и неподвижной, часто он принимает странные позы. То же самое наблюдается и на психическом уровне. Если у человека «защемление», то у него нет ни открытости, ни подвижности — он непоколебим и имеет неизменную внутреннюю позицию. Защемленные позвонки способен выправить мануальный терапевт. Неожиданным толчком он на какое-то время освобождает позвонки и дает им возможность найти естественное положение.

Ущемленные души следует лечить тем же способом, что позвонки и суставы. Неожиданным сильным толчком человека следует сдвинуть с привычной позиции и дать ему возможность найти новые ориентиры. Но такого толчка боятся и люди с защемленными позвонками, и люди с защемленной душой. В обоих случаях об успешности операции свидетельствует сильный треск...

Суставы

Суставы обеспечивают человеку подвижность. Многие симптомы, проявляющиеся на суставах, связаны с воспалением и сильными болями. Это приводит к ограничению функций сустава (вплоть до полной неподвижности). Если потеряна возможность движения, значит, пациент хранит в душе что-то застывшее, оцепеневшее. Сустав теряет свою функциональность, если человек цепляется за какую-то проблему, не позволяя ей сдвинуться с места. Твердый, негнущийся затылок выдает упрямца. Бывает достаточно услышать, как говорит человек, чтобы получить информацию о симптоме. Вспомните: «Перегнуть палку»; «зайти слишком далеко»; «задеть кого-нибудь»; «свихнуться»; «быть повернутым». Существуют воспаление сустава, вывих, разрыв, ушиб или трещина. Язык этих симптомов однозначен. «Вывернуть» или «поставить на место» можно не только сустав, но и ситуацию, отношения, дела.

Когда сустав вывихнут, можно резким рывком вернуть его на место. Неправильное положение сустава можно усугубить еще больше, чтобы, сделав полный оборот, тот оказался на месте. Эти методы имеют четкую параллель с психотерапией. Если некто занял неправильную позицию и не хочет ее менять, можно довести ее до логического конца и, показав тем самым всю ее абсурдность, вновь пытаться искать путь к золотой середине. Из любой ситуации проще всего выйти, продолжая идти вперед. Но люди, как правило, боятся так делать. Они предпочитают держаться одного полюса.

Большинство из нас делают то, что они делают, в среднем темпе, поэтому и застревают на месте: изменений происходит слишком мало. Этот подход абсолютно неверен. Каждый полюс при предельной концентрации переходит в свою противоположность. Так, после сильного напряжения легко перейти к релаксации. Золотая середина может обнаружиться только как результат познания двух полюсов. И попытка человека попасть туда сразу приводит к тому, что он застревает на уровне безликой усредненности.

Но и с подвижностью тоже можно «перегнуть палку». Механические изменения в суставах часто указывают эту границу. Они дают понять, что один полюс или одно направление оказались задействованы чересчур.

Современная медицина имеет возможность заменять износившиеся суставы искусственными, особенно часто это используется при повреждении тазобедренного сустава, когда путем сложной операции на его место ставится так называемый эндо-протез.

Когда речь шла о вставных зубах, мы уже говорили, что любой протез - это ложь. Мы изображаем наличие того, чего на самом деле нет. Если человек внутри неподвижен, а внешне производит противоположное впечатление, его тазобедренный сустав корректирует это положение, делая человека более честным. Искусственный же сустав сводит коррекцию на нет, вновь создавая впечатление все той же подвижности.

Медицина опять дает нам возможность стать нечестными! Но давайте мысленно представим себе следующую ситуацию. Мы произносим заклинание, уничтожающее все существующие на свете протезы: очки, слуховые аппараты, искусственные суставы и вставные зубы. Исчезают штыри, вставленные в кости, и вся остальная «синтетика», встроенная в организм человека, и нам открывается страшная картина!

Теперь, произнеся другое заклинание, мы лишаем медицину всех ее достижений в борьбе со смертью. Мы оказались бы среди груды трупов, калек, полуслепых и тугоухих. Картина обнаженных человеческих душ была бы ужасной, но честной!

Искусство врачевания избавило нас от подобного зрелища. Медицина прилежно реставрирует и протезирует человеческое тело. Оно начинает выглядеть почти натурально. Но что стало с душой? Она так и осталась глухой, слепой, разбитой параличом колченогой уродиной. Медицина сделала так, что никому этого не видно, спрятав правду и являя миру портрет красавца Дориана Грея. Именно поэтому мы так боимся честности. Ужасно в один прекрасный момент увидеть самого себя без грима.

Но поверьте: постоянная работа души намного важнее, чем поверхностная забота о теле. Ведь тело - явление временное, а сознание — нет.

Ревматизм

Ревматизм - собирательное понятие, обозначающее болезненные изменения в тканях (прежде всего - в суставах и мышцах). Это понятие не имеет четких границ. Ревматизм связан с воспалением, которое может быть как острым, так и хроническим. Он вызывает распухание тканей и мышц, деформацию и уплотнение суставов. Из-за боли подвижность оказывается сильно ограниченной, так что дело может дойти до инвалидности.

Болезненные ощущения в тканях и мышцах особенно сильно проявляют себя при выходе из состояния покоя и, напротив, утихают после того, как пациент активно подвигается. Отсутствие активности со временем приводит к атрофии мышц и веретенообразному опуханию затронутых суставов.

Обычно болезнь начинается с болезненных ощущений, опухания и покраснения суставов по утрам. Как правило, затронутыми оказываются симметричные суставы (локти, запястья, колени). Боль распространяется от периферийных мелких суставов к крупным. Это хроническое заболевание периодически проявляется онемением.

Онемение по мере прогрессирования болезни становится все более ощутимым, суставы постепенно деформируются. Больные полиартритом жалуются редко, они проявляют большое терпение и поразительное равнодушие к собственным страданиям.

Развитие полиартрита связано с центральной проблематикой всех заболеваний двигательного аппарата, соотношением движения и покоя (движения - неподвижности). В анамнезе практически всех ревматиков отмечаются повышенная активность и подвижность. Они занимались профессиональным спортом и борьбой, много работали по дому, трудились без устали в саду и приносили себя в жертву другим. Это очень активные, подвижные, податливые и беспокойные люди. Они долго не обращают внимания на свой полиартрит, так что он иногда вынужден обрекать их на онемение и застой, чтобы привести к покою. Создается впечатление, что избыток активности и движения корректируется за счет инерции.

Прочитав эти строки, вы, наверное, удивились. Ведь мы так много говорили о необходимости движения!

Но все встанет на свои места, когда вы вспомните, что болезнь заставляет человека стать честным. Полиартрит говорит о том, что на самом деле люди, которые им страдают, находятся в оцепенении. Бросающиеся в глаза подвижность и активность, отмечаемые в анамнезе, относятся только к соматическому уровню, они не могут компенсировать инерцию сознания. Само слово «застывать» родственно слову «остыть», то есть стать неживым, холодным.

Личностный профиль больного полиартритом довольно хорошо известен, поскольку психосоматика занимается этим уже более полувека. Все исследователи сходятся на том, что характер пациента с полиартритом имеет компонент повышенной совестливости, а также мазохистски-депрессивный компонент с сильно выраженной потребностью самопожертвования и преувеличенным желанием оказать помощь. Поведение их можно назвать «сверхморальным», но на самом деле такие черты свидетельствуют скорее об инертности и упрямстве. Сразу видно, как мало подвижности и гибкости в сознании. В занятиях спортом и повышенных физических нагрузках происходит компенсация внутренней неподвижности, которая играет роль защитной реакции психики от осознания собственной инертности.

Часто встречающееся увлечение таких пациентов борьбой заставляет нас затронуть еще одну важную тему. Речь идет об агрессии. Ревматик тормозит свою агрессию на моторном уровне, блокируя мышечную энергию. Экспериментальные исследования и замеры мышечного электричества ревматиков однозначно показали, что любые раздражители вызывают у них повышение мышечного напряжения, особенно мускулатуры суставов. Подобные наблюдения доказывают, что ревматики насильно тормозят свои агрессивные импульсы, которые стремятся к физическому проявлению. Неиспользованная энергия накапливается в мышцах суставов, постепенно превращаясь в воспаление или болезненные ощущения. Любая боль, вызванная болезнью, первоначально была предназначена кому-то другому. Она - всегда результат агрессивного действия. Если «Я» позволяю своей агрессии проявиться и бью человека, боль ощущает моя жертва. Но стоит мне подавить агрессивный импульс, он обращается против меня самого, и боль ощущаю я.

Вы ощущаете боль? Подумайте, для кого она была предназначена...

При ревматизме существует совершенно особый симптом. При воспалении сухожилий в мускулатуре предплечья и в локтевой области кисть непроизвольно сжимается в кулак. Рука, сжатая в кулак, символизирует подавленную агрессию и желание «ударить кулаком по столу». Открытая рука - символ дружелюбия. Мы машем кому-нибудь рукой при встрече, не задумываясь о древних истоках этого жеста. А ведь раньше, приветствуя человека, ему показывали открытую безоружную ладонь, символизируя мирные намерения. То же самое означала и ладонь, протянутая для пожатия. Но если открытая ладонь символизировала мирные, дружелюбные намерения, то сжатый кулак всегда являлся знаком агрессии и враждебности.

Ревматик плохо относится к собственной агрессивности, иначе он бы ее не подавлял и не блокировал. Но поскольку она при этом все равно никуда не исчезает, у него развивается сильное чувство вины, заставляющее его помогать другим и жертвовать собой. Возникает своеобразная конструкция из альтруистического служения другим и господства над ними, которую метко называют «тиранией во благо других». Часто болезнь проявляется именно в тот момент, когда из-за изменения жизненных обстоятельств пропадает возможность служить другим, компенсируя тем самым чувство вины. Палитра сопутствующих симптомов указывает на связь ревматизма с подавленной враждебностью: нарушения в области желудка и кишечника, сердечная недостаточность, фригидность, нарушение потенции и страхи. А тот факт, что полиартритом женщины страдают в два раза чаще, чем мужчины, можно объяснить просто: женщины имеют гораздо меньше возможностей реализовать свои враждебные импульсы.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.