Авторы:

Ольга Костькова. Ваши права при общении с правоохранительными органами

Юридическо-правовой справочник

В жизни возникают любые ситуации, и вы можете оказаться участником дела об административном правонарушении или уголовного процесса. А незнание закона, как известно, не спасает от ответственности. Поэтому очень полезно иметь представление о своих правах и обязанностях и знать, как вести себя, чтобы по крайней мере не ухудшить свое положение.

В книге подробно и на высоком профессиональном уровне рассмотрены самые разнообразные аспекты общения граждан с правоохранительными органами. Что такое свидетельствование, выемка и обыск? Каков порядок вызова на допрос? Как вести себя, если вы оказались: гражданским истцом, понятым, подозреваемым, обвиняемым, свидетелем, представителем потерпевшего и т.д.

Вы обладаете рядом прав и законодательных гарантий, о которых порой даже не подозреваете. В ряде случаев вы осведомлены о совокупности имеющихся у вас прав, но не имеете должного понятия о способах их реализации и защиты. Особенно это характерно для случаев, когда неожиданно для себя вы становитесь участником уголовно-процессуальных или административных действий.

При защите своих прав и интересов вам следует запомнить следующее из Конституции Российской Федерации:

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 45.
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 49.
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 50.
1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 51.
1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут быть установлены и иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Статья 53.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 54.
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Данная статья содержит положения об обратной силе закона. Под обратной силой закона следует понимать распространение его действия на деяние, совершенное до вступления закона в силу. Это свойство закона характеризует его ретроактивность. Закону придается обратная сила в случае:

1) отмены ответственности за правонарушение, преступление;

2) смягчения наказания;

3) иным образом улучшения положения лица, совершившего правонарушение, преступление. Противоправность деяния устраняется различными путями: исключение его из числа составов правонарушений, преступлений, включение новых обстоятельств, исключающих противоправность деяния, введение дополнительных условий ответственности и т. д. Смягчение наказания достигается в результате снижения минимального и максимального размеров наказания и т. д.

В следующих главах мы продемонстрируем действие вышеуказанных норм Конституции РФ на деле, то есть в сфере деятельности правоохранительных органов. Кроме того, необходимо заметить, что все вышеперечисленные нормы могут быть использованы вами в качестве базовых при написании жалоб, заявлений, ходатайств и иных обращений к должностным лицам не только правоохранительных, но и иных органов, а также организаций, объединений, обществ и учреждений, в качестве обоснования требования о прекращении действий, нарушающих ваши права и законные интересы.

Очень важно также запомнить, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составляют часть ее правовой системы. Осознание данного факта достаточно сложно для рядового гражданина Российской Федерации, так как для начала очень сложно уследить за часто изменяющимся «родным» законодательством, не говоря уже об «импортном».

Здесь достаточно запомнить, что «общепризнанные принципы и нормы» международного права закреплены в международных пактах, конвенциях и др. документах. Положения официально опубликованных международных договоров, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. В иных случаях, наряду с международными договорами, следует применять и соответствующие внутригосударственные правовые акты, принятые для осуществления положений указанного международного договора.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора. Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора. Все эти сведения мы привели вам для общего развития. Однако если вы настойчивы в достижении своей цели и любите «оригинальные» подходы, то советуем вам заняться изучением этой отрасли права и активно ссылаться на нормы международного права при отстаивании своих прав, по крайней мере у вас будет возможность полюбоваться на удивленные лица противостоящих вам должностных лиц и ваша жалоба или иной документ явно не останутся «незамеченными». Здесь мы приведем выдержки из основного международного правового документа, который смело может быть использован вами как на территории Российской Федерации, так и на территории любого европейского государства.

Конвенция от 4 ноября 1950 г. «О защите прав человека и основных свобод» закрепляет следующие интересующие нас нормы права:

Статья 5. Право на свободу и личную неприкосновенность.

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:

a) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;

b) законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом;

c) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;

d) заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом; законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;

e) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.

2. Каждому арестованному незамедлительно сообщаются на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявленное ему обвинение.

3. Каждый задержанный или заключенный под стражу в соответствии с подпунктом «с» пункта 1 настоящей статьи незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, наделенному, согласно закону, судебной властью, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд.

4. Каждый, кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу и на освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным.

5. Каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушении положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию.

Статья 6. Право на справедливое судебное разбирательство.

1. Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебное заседание в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или в той мере, в какой это по мнению суда, строго необходимо — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

2. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком.

3. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:

a) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;

b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;

c) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;

d) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;

e) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.

Статья 7. Наказание исключительно на основании закона.

1. Никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву не являлось уголовным преступлением. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления.

2. Настоящая статья не препятствует осуждению и наказанию любого лица за совершение какого-либо действия или за бездействие, которое в момент его совершения являлось уголовным преступлением в соответствии с общими принципами права, признанными цивилизованными странами.

Статья 13. Право на эффективное средство правовой защиты.

Каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

В соответствии с Протоколом № 7 от 22 ноября 1984 года к «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» закреплены следующие дополнительные права и гарантии:

Статья 2. Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции.

Каждый осужденный за совершение уголовного преступления имеет право на то, чтобы вынесенные в отношении него приговор или определенное ему наказание были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией. Осуществление этого права, включая основания, на которых оно может быть осуществлено, регулируется законом.

Из этого права могут делаться исключения в отношении незначительных правонарушений, признанных таковыми законом, или когда соответствующее лицо было судимо уже в первой инстанции Верховным судом или признано виновным и осуждено в результате судебного пересмотра его оправдания.

Статья 3. Компенсация в случае судебной ошибки.

Если какое-либо лицо на основании окончательного приговора было осуждено за совершение уголовного преступления, а вынесенный ему приговор впоследствии был отменен, или оно было помиловано на том основании, что какое-либо новое или вновь открывшееся обстоятельство убедительно доказывает, что имела место судебная ошибка, то лицо, понесшее наказание в результате такого осуждения, получает компенсацию согласно закону или существующей практике соответствующего государства, если только не будет доказано, что ранее неизвестное обстоятельство не было своевременно обнаружено полностью или частично по его вине.

О порядке возмещения вреда в Российской Федерации мы поговорим ниже.

Статья 4. Право не быть судимым и наказанным дважды.

1. Никто не должен быть повторно судим или наказан в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое уже был оправдан или осужден в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами этого государства.

2. Положение предыдущего пункта не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами соответствующего государства, если имеются сведения о новых и вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства были допущены существенные нарушения, повлиявшие на исход дела.

3. Отступление от выполнения настоящей статьи на основании положений статьи 15 Конвенции не допускается.

Мы достаточно подробно остановились на Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» в связи с тем, что данная Конвенция действует практически во всех странах Европы и гарантирует гражданину любого государства единые критерии защиты своих законных прав и интересов. В силу этого, если вы вдруг попадете в затруднительное положение, находясь за пределами Российской Федерации в одной из европейских стран, то, даже не будучи знакомыми с национальным законодательством данного государства, смело можете отстаивать свои права, ссылаясь на нормы права, указанные выше.

Вышеперечисленные конституционные нормы имеют универсальное значение и относятся ко всем сферам деятельности. Наша задача — показать, каким образом вы можете защитить свои права, когда общение с сотрудниками правоохранительных органов становится неизбежным.

Речь идет не только о случаях привлечения вас к административной или уголовной ответственности, но и о том, когда вы выступаете в качестве потерпевшего, свидетеля, понятого, законного представителя и т. д. Необходимость общения с правоохранительными органами, как правило, наступает из-за совершения правонарушения вами или иным лицом. Правонарушения — это преступления и проступки. Преступления — это общественно-опасные деяния, перечень которых предусмотрен уголовным законом. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень составов преступления. Проступки — это деяния меньшей степени социально-опасные. Они могут совершаться в различных сферах общественной жизни, иметь различные объекты посягательства и юридические последствия. Как правило, речь идет о случаях совершения административных проступков (правонарушений), в связи с которыми и возникает необходимость общения с правоохранительными органами. Здесь ситуация посложнее, поскольку составы административных правонарушений содержатся в различных нормативных актах и полностью не кодифицированы. Административные правонарушения — самый распространенный вид правонарушений, и вы можете столкнуться с ними.

При столкновении с сотрудниками милиции вам необходимо понимать, что у милиции есть не только права, но и обязанности.

1. Прежде всего, милиция обязана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Причем пол, раса, национальная принадлежность, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям не могут являться основанием для вашей дискриминации и ущемления прав. Кроме того, милиция обязана оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном и ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни.

2. Милиции запрещается прибегать к пытками, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. За применение пыток, насилия или жестокого обращения сотрудники милиции несут уголовную или дисциплинарную ответственность.

3. При обращении к вам сотрудник милиции, находящийся при исполнении служебных обязанностей, обязан отдать честь (если он в форме) и представиться, назвав фамилию, звание, должность. Если фамилия была названа неразборчиво, вы можете потребовать повторить, кроме того, по вашему требованию вам обязаны предъявить служебное удостоверение. При этом вы имеете право записать данные милиционера, в том числе и номер служебного удостоверения.

4. Если сотрудник милиции в чем-то ограничивает права и свободы гражданина, он обязан разъяснить основание и повод для такого ограничения, назвать статью и пункт нормативного акта применительно к данной ситуации, а также разъяснить гражданину его права и обязанности. В том числе право на обжалование действий сотрудников милиции в суд, прокурору или вышестоящему органу, должностному лицу.

5. Сотрудники милиции обязаны следовать определенным, установленным законодательством этическим нормам при общении с гражданами.

Вы обязаны выполнять только законные требования сотрудников милиции. К примеру, покинуть проезжую часть улицы и идти по тротуару законно, а требование помочь доставить в отделение нарушителя вы можете проигнорировать.

Если сотрудник милиции вел себя по отношению к вам неэтично (увы, довольно распространенное явление), эти действия могут являться основанием для привлечения милиционера к дисциплинарной ответственности. Вы имеете право написать заявление в Инспекцию по личному составу, где изложить обстоятельства инцидента. При этом желательно указать свидетелей. Ими могут быть сопровождающие вас лица, в том числе и родственники, случайные прохожие, соседи, которые стали свидетелями грубости милиционеров.

Административным правонарушением признается противоправное и виновное деяние, за которое законами об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В ходе работы по делу об административном правонарушении вы можете выступать в качестве лица, в отношении которого ведется производство, в качестве свидетеля, потерпевшего, понятого, законного представителя, представителя. Различия и особенности вашего процессуального положения изложим далее.

К административной ответственности могут привлекаться как граждане, так и юридические лица. Юридическое лицо привлекается к административной ответственности лишь в том случае, когда установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых федеральным законодательством или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность.

2.1. Вы — лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

В отношении вас возбуждено указанное производство или ваша причастность к делу была установлена в ходе производства. Вы имеете законные права, обязанности и гарантии и должны защищать свои интересы. У вас есть право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, пользоваться помощью переводчика, знакомиться с протоколами процессуальных действий, приносить жалобы на действие (бездействие) и решения должностных лиц.

Одним из наиболее действенных способов вашей защиты является заявление ходатайств. Ходатайство — это официальная просьба или представление участника производства по делам об административных правонарушениях, адресованное государственным органам или должностному лицу, в производстве которого находится данное дело об административном правонарушении. К ним относятся ходатайства об отложении рассмотрения дела, отводах, предоставлении дополнительных материалов и т. п. Можно заявить ходатайства об истребовании доказательств, если вы считаете, что они получены не в полном объеме, о производстве экспертиз и т. д. Ходатайство может быть заявлено по любому факту, относящемуся к предмету разбирательства. Законодатель закрепляет обязательность рассмотрения всех поданных ходатайств и принятия решения по ним. При этом решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится в форме определения: об удовлетворении ходатайства; об отказе в удовлетворении ходатайства; об удовлетворении ходатайства в части.

Решение об отказе в удовлетворении ходатайства должно быть мотивированным, т. е. должны быть указаны причины отказа в удовлетворении ходатайства, если вы не согласны с ними, ходатайство может быть заявлено вами повторно, уже с возражениями против доводов, послуживших обоснованием отказа. Закон также оговаривает срок, в течение которого должно быть рассмотрено заявленное ходатайство, по возможности оно должно быть рассмотрено немедленно. Однако, если в ходатайстве излагается просьба о проведении дополнительных процессуальных действий, истребовании дополнительных материалов и т. д., рассмотрение ходатайства и принятие мер по нему может затянуться на определенный срок.

Еще одним способом защиты ваших прав является возможность заявить отводы участникам дела об административном правонарушении: специалисту, эксперту, переводчику. Для защитника и представителя к условиям, исключающим возможность их участия в производстве по делу, относятся случаи, когда они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по делу.

Также имеются три случая, когда специалиста, эксперта и переводчика можно отвести от участия в производстве по делу. К ним законодатель относит случаи:

1) когда они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. При этом степень родства значения не имеет;

2) когда вышеперечисленные лица выступали в качестве иных участников производства по данному делу. Здесь речь идет именно о выполнении данными лицами иных функциональных обязанностей, а тот факт, что ранее данные лица участвовали в производстве по данному делу в той же роли, не может служить основанием для их отвода. Так, если переводчик ранее осуществлял перевод в ходе дачи объяснения потерпевшим, это не может служить основанием для отвода при приглашении его для участия в качестве переводчика в ходе опроса свидетеля;

3) если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе данного дела. Прямая личная заинтересованность подразумевает наличие у участника установки на заведомо необъективное процессуальное действие или неправомерное решение в связи с материальными или иными интересами, которые могут быть затронуты в ходе производства по делу об административном правонарушении. Под косвенной личной заинтересованностью понимается заинтересованность участника судопроизводства, вызванная не его личными интересами, а интересами иных лиц, вызывающих у него симпатию либо, напротив, антипатию. Под иными обстоятельствами, дающими основание считать лицо лично прямо или косвенно заинтересованным, следует понимать служебную зависимость, подконтрольность, подотчетность, вражду, дружбу и т. д. Ваше заявление об отводе того или иного участника процесса может быть облачено в форму ходатайства.

Ваши объяснения как лица, привлекаемого к административной ответственности, представляют собой сведения, имеющие отношение к делу. Дача показаний является также способом вашей защиты. При этом в силу конституционных норм вы можете отказаться от дачи каких-либо объяснений с объяснением мотива отказа или без такового.

В соответствии с принципом «презумпции невиновности» вы считаетесь невиновным, пока ваша вина не будет установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Дело об административном правонарушении должно рассматриваться с вашим участием, с участием вашего законного представителя (если дело ведется в отношении юридического лица). Однако дело может быть рассмотрено и в ваше отсутствие, если от вас поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела или же такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В этих случаях в деле должны присутствовать данные о надлежащем извещении вас о дате и месте рассмотрения дела. В противном случае вынесенное решение может быть вами обжаловано и подлежит отмене.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство. В таком случае явка лица является обязательной, в противном случае оно может быть подвергнуто приводу. Привод возможен только в отношении физического лица либо представителя юридического лица.

При рассмотрении дела, влекущего в качестве административного наказания административный арест или административное выдворение, присутствие лица, в отношении которого ведется производство, во всех случаях обязательно.

Если вы считаете, что ваши права, перечисленные выше, в какой-то мере нарушены, то обращайтесь с жалобой в Прокуратуру РФ или суд. Нарушение ваших конституционных прав влечет за собой безусловную ответственность должностных лиц, вплоть до уголовной.

За некоторые административные правонарушения вы можете быть оштрафованы. При наложении штрафа составляется протокол (или выносится постановление) об административном правонарушении и наложении административного взыскания. Вы вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, вносить в него замечания. Протокол можно обжаловать у вышестоящего должностного лица или в суде. Обжалование в суде происходит по вашему выбору: или по месту вашего жительства (что предпочтительнее), или по месту нахождения лица, издавшего неправомерный акт. В соответствии со ст. 270 КоАП обжалование постановления о наложении штрафа приостанавливает его взыскание. Если вы не обжалуете постановление, вам дается 15 дней на его добровольное исполнение. Если обжалуете — то 15 дней после вступления в силу решения суда, отклонившего вашу жалобу. Штраф уплачивается через отделение Сбербанка. Если вы не заплатите его добровольно, штраф могут удержать из зарплаты или обратить взыскание на имущество. В отдельных случаях штраф может взыскиваться на месте. При уплате штрафа вам должна быть выписана квитанция. Сотрудники милиции не вправе изымать у вас паспорт, другие документы, вещи, какое-либо имущество в залог до уплаты штрафа. При любом, даже краткосрочном изъятии (на несколько минут, часов) должен быть составлен протокол, изъятие без составления протокола может быть квалифицировано как присвоение чужого имущества. Причем в соответствии со ст. 182 изъятие паспорта должностным лицом является административным правонарушением.

2.2. Меры обеспечения, непосредственно ограничивающие личные свободы

Мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, непосредственно ограничивающими личные свободы, являются: привод, доставление, административное задержание.

Привод — принудительное доставление физического лица, законного представителя юридического лица, законного представителя несовершеннолетнего, в отношении которых ведется дело об административном правонарушении, а также свидетеля с целью проведения процессуальных действий, когда их присутствие обязательно. Гражданин может быть подвергнут приводу только в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с его неявкой без уважительной причины, а его отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с за-коном(ст. 29.4 КоАП РФ). В этом случае судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе. Приказ МВД РФ от 21.06.2003 г. N— 438 содержит Инструкцию о порядке осуществления привода, положения которой распространяются как на административно-процессуальные, так и на уголовно-процессуальные отношения. Она содержит следующие требования к порядку осуществления привода:

1. Поступившее постановление (определение) о приводе рассматривает начальник органа внутренних дел или лицо, исполняющее его обязанности (далее — руководитель).

2. При получении постановления (определения) о приводе руководитель организует проверку указанных в нем сведений о лице, подлежащем приводу, а также принимает меры к установлению его фактического местонахождения. При необходимости лицо, подлежащее приводу, в установленном порядке проверяется по имеющимся учетам органов внутренних дел.

3. В том случае, когда лицо либо его представитель, указанные в постановлении (определении) о приводе, находятся на территории обслуживания другого органа внутренних дел, руководитель, которому поручено осуществление привода, по согласованию с инициатором привода может принять решение:

— о направлении для исполнения постановления (определения) о приводе по территориальности;

— об обращении в вышестоящий орган внутренних дел с целью получения разрешения на самостоятельное осуществление привода на территории обслуживания другого органа внутренних дел, с предварительным его уведомлением.

4. Для осуществления привода руководитель выделяет сотрудника или группу (наряд) сотрудников милиции общественной безопасности или криминальной милиции с учетом подследственности уголовного дела либо вида административного правонарушения, по которому вынесено постановление (определение) о приводе. Состав и численность группы (наряда) сотрудников милиции определяются руководителем, исходя из конкретных условий, необходимых для исполнения постановления (определения) о приводе.

5. Руководитель в обязательном порядке проводит инструктаж сотрудника милиции либо старшего группы (наряда) сотрудников милиции, вручает ему постановление (определение) о приводе, выделяет в случае необходимости автотранспорт и другие технические средства для обеспечения привода.

6. Для оказания помощи сотрудникам милиции в осуществлении привода на добровольной основе могут привлекаться члены общественных формирований по охране правопорядка, должностные лица органов исполнительной власти, представители администрации предприятий, организаций, учреждений по месту работы или учебы лица, а также законные представители несовершеннолетних, подлежащих приводу.

7. Сотрудники милиции, осуществляющие привод, обязаны достоверно установить личность лица, подвергаемого приводу, на основании имеющихся в постановлении (определении) о приводе сведений (фамилия, имя, отчество, год рождения и место нахождения). Если в постановлении (определении) отсутствуют отдельные данные, позволяющие установить это лицо или место его пребывания, и восполнить их не представляется возможным, орган внутренних дел немедленно извещает об этом инициатора привода.

8. Установив лицо, подлежащее приводу, сотрудник милиции либо старший группы (наряда) сотрудников милиции объявляет ему под расписку постановление (определение) о приводе. В случае отказа от подписи лица, подлежащего приводу, сотрудником милиции либо старшим группы (наряда) сотрудников милиции, исполняющим привод, в постановлении (определении) о приводе делается соответствующая запись.

9. Сотрудники милиции, осуществляющие привод, не должны допускать действий, унижающих честь и достоинство лица, подлежащего приводу. Они обязаны проявлять бдительность, особенно при сопровождении подозреваемого и обвиняемого, с тем, чтобы исключить случаи уклонения его от явки к месту вызова либо причинения себе или окружающим какого-либо вреда.

10. Исполнив постановление (определение) о приводе, сотрудник милиции, его осуществляющий, получает от инициатора привода расписку с указанием времени исполнения.

11. О результатах осуществления привода сотрудник милиции, которому поручено исполнение постановления (определения) о приводе, докладывает рапортом руководителю с приложением расписки о приводе. При наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению привода, к рапорту прилагаются копии документов, подтверждающие указанные обстоятельства.

12. При невозможности осуществления привода в указанные в постановлении (определении) о приводе сроки, а также в случае отсутствия лица либо его представителя, подлежащих приводу, руководитель немедленно извещает об этом инициатора привода с указанием обстоятельств, препятствующих исполнению постановления (определения) о приводе.

13. Привод лица, не достигшего возраста 16 лет, производится с уведомлением его законных представителей либо администрации по месту его работы или учебы. Иной порядок привода несовершеннолетних допускается лишь в случаях, когда это оговорено в постановлении (определении) о приводе.

14. Привод не может производиться в ночное время, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Отличие привода от доставления заключается в том, что доставление применяется в целях составления протокола об административном правонарушении и предшествует производству по делу, а привод осуществляется на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

Доставление — принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении в служебное помещение органа внутренних дел и иное служебное помещение (согласно ст. 27.2 КоАП РФ).

Необходимым основанием для доставления является административное правонарушение, совершенное гражданином. При доставлении должен быть составлен протокол либо сделана соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе об административном задержании.

Лица, в состоянии опьянения находящиеся в общественных местах либо в жилище (при наличии письменного заявления находящихся там граждан), доставляются сотрудниками милиции в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержатся в них до вытрезвления. Доставлению подлежат четыре категории лиц:

1. Находящиеся в общественных местах в состоянии опьянения и утратившие способность самостоятельно передвигаться (имеющие значительные нарушения координации движений, не могущие самостоятельно встать, двигаться в нужном направлении и т.д.).

2. Находящиеся в общественных местах в состоянии опьянения и утратившие способность ориентироваться в окружающей обстановке (в частности, не могущие вразумительно ответить на вопросы сотрудника милиции о своем имени, о том, где они находятся, где проживают, как проехать, пройти к месту их жительства и т.д.).

3. Находящиеся в общественных местах в состоянии опьянения и могущие причинить вред окружающим или себе (назойливо пристающие к гражданам, проявляющие агрессивность, могущие переохладиться или замерзнуть, утонуть, выйти на дорогу с интенсивным движением транспорта и т.д.). 4. Находящиеся в состоянии опьянения в жилище — по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение этих лиц представляет опасность для их жизни и имущества (например, лицо, находящееся в состоянии опьянения, пытается нанести кому-либо побои, разбить посуду, поломать мебель и т.д.).

Административное задержание — кратковременное лишение свободы физического лица, применяемое в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. При административном задержании гражданин препровождается в комнату для задержанных на срок не более 3-х часов, а лицо, находящееся в состоянии опьянения, на срок не более 3-х часов с момента его вытрезвления. Специальные сроки административного задержания (48 часов) действуют в отношении лица, посягающего на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ, а также применяются за правонарушения, совершенные на внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ и за нарушение таможенных правил. Разбирательство с задержанным в отделении милиции должно производиться немедленно. Целью административного задержания является установление личности правонарушителя и составление протокола об административном правонарушении, когда его составление является обязательным, а на месте протокол составить невозможно. Отсутствие бланков протоколов у сотрудников милиции, остановивших вас на улице, хотя и делает невозможным составление протокола на месте, но тем не менее не является основанием для административного задержания.

Задержанный имеет право сообщить о том, что он находится в таком-то ОВД по такому-то адресу родственникам, администрации по месту работы и учебы. В случае задержания несовершеннолетнего сотрудники милиции обязаны уведомить о задержании его родителей или законных представителей.

При задержании может быть произведен личный досмотр, который проводится с обязательным участием понятых одного с вами пола.

Вы имеете право получить копию протокола административного задержания.

Сотрудники милиции обязаны сообщить задержанному, какое именно правонарушение является основанием для задержания. Отсутствие у вас документов основанием для задержания не является. Статья 19.15 КоАП РФ (отсутствие регистрации) также не может являться основанием для вашего задержания на улице, данная статья применима лишь по месту вашего проживания или пребывания (квартира, дом, коттедж).

Вы, как законопослушный гражданин, никому не обязаны доказывать свою невиновность: демонстрировать документы, регистрацию, билеты, рассказывать, где вы живете, и прочее. Доказывать, что подозрения о совершении вами административного правонарушения обоснованы, должны сами сотрудники милиции, соблюдая при этом действующее законодательство.

2.3. Вы — потерпевший

Потерпевшим может быть признано физическое лицо, если в результате совершенного административного правонарушения ему причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо, если в результате административного правонарушения ему причинен имущественный вред. Юридическое лицо признается потерпевшим в лице его представителя, который должен представить доверенность. Признание гражданина потерпевшим не зависит от его возраста, физического или психического состояния. Права потерпевшего охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. На должностных лиц возлагается обязанность обеспечивать осуществление прав потерпевшего.

Потерпевший имеет право давать объяснения, используя их для защиты своих интересов. Потерпевший вправе отстаивать свои интересы лично или с помощью представителя. Когда потерпевшим является несовершеннолетний, недееспособный либо ограниченно дееспособный, в деле должен участвовать его законный представитель. При этом участие законного представителя не исключает возможности одновременного участия в деле защитника в качестве представителя потерпевшего.

Потерпевший обладает правом знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, помощью переводчика бесплатно, знакомиться с протоколами процессуальных действий, приносить жалобы на действие (бездействие) и решения должностных лиц.

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. Однако неявка потерпевшего не препятствует рассмотрению дела, если при этом имеются данные о надлежащем извещении последнего о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

КоАП РФ не содержит положения об обязанности должностного лица разъяснить потерпевшему его права и обязанности, но Конституция РФ и ГПК РФ гарантирует возмещение вреда, причиненного правонарушением, на основании этого потерпевший имеет право подавать гражданский иск с требованием возмещения причиненного ему правонарушением морального, материального или физического вреда.

2.4. Вы — законный представитель физического лица

Защиту прав физического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, если он является несовершеннолетним либо по психическому или физическому состоянию лишен возможности самостоятельно пользоваться своими правами, осуществляет его законный представитель. Участие законного представителя не исключает возможности одновременного участия в деле защитника в качестве представителя потерпевшего.

К числу законных представителей физического лица закон относит родителей, усыновителя, опекуна и попечителя. При этом родственные связи или соответствующие полномочия указанных лиц удостоверяются документально.

Законные представители физического лица имеют право знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, пользоваться помощью переводчика, знакомиться с протоколами процессуальных действий, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц.

Если судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, признают обязательным участие в деле законного представителя и вы признаны законным представителем физического лица, вы не праве уклоняться от участия в процессуальных действиях и исполнения своих обязанностей.

2.5. Вы — законный представитель юридического лица

Такая ситуация в вашей жизни также возможна, особенно если вы занимаете один из руководящих постов в какой-либо организации. Юридическое лицо действует только через своего представителя, наделенного необходимыми полномочиями. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют только его законные представители.

К числу законных представителей юридического лица относятся его руководитель, или другое должностное лицо, или лицо, признаваемое учредительными документами органом данного юридического лица. Полномочия законного представителя должны быть подтверждены документами: служебное удостоверение, выписка из учредительных документов, трудового контракта и т. д. Законный представитель юридического лица имеет право: знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, помощью переводчика, знакомиться с протоколами процессуальных действий, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц.

Участие в деле законного представителя не препятствует участию в деле защитника. В отсутствии вышеуказанных лиц дело может быть рассмотрено только в том случае, когда имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если при этом от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении юридического лица, вправе признать обязательным присутствие законного представителя.

2.6. Вы — защитник и представитель

Каждому гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Для лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, это право реализуется через предоставление возможности иметь защитника. Для потерпевшего данное право реализуется через возможность иметь представителя.

Защитник — родовое понятие, включающее адвоката, представителей профессиональных и других общественных организаций, а также иных лиц. Будучи допущенными к процессу, все они имеют одинаковый правовой статус. В роли представителя потерпевшего может выступать в том числе и адвокат.

Адвокаты — это лица, состоящие членами коллегии адвокатов. Полномочия адвоката на участие в конкретном деле подтверждаются ордером юридической консультации или президиума коллегии адвокатов. К иным лицам могут относиться близкие родственники и другие лица, которым лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, доверило защищать свои права и законные интересы. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной нотариально.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. При этом в случае задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу с момента административного задержания.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.