Авторы:

Корниенко С. Ремонт японского автомобиля. Самодиагностика

Сергей Владимирович Корниенко. Ремонт японского автомобиля

 

Самодиагностика

Любой современный японский автомобиль, имеющий электронный блок управления какой-либо системой (двигателем, автоматической коробкой передач, противобуксовочной системой и т. д.), имеет систему самодиагностики. Она представляет собой следующее. При отклонении показаний любого датчика от параметров, заложенных в компьютер, этот датчик отключается, и в блоке управления двигателем (если из строя вышел какой-нибудь датчик двигателя, например) включается обходная программа. Когда датчик снова станет исправным, например после его замены, обходная программа снимется, и двигатель, если датчик относился к нему, заработает штатно. Пока будет включена обходная программа, на табло, если компьютер решит, что неисправность серьезная, будет гореть аварийная или мигать штатная рабочая лампочка. При несерьезной неисправности, например при недостаточном сигнале от датчика кислорода, лампочка на табло может и не загореться. Но это – как решит компьютер. У каждой модели есть свой список серьезных неисправностей. После устранения неисправности или после замены дефектного датчика, если причина была в нем, аварийная лампочка (красного или желтого цвета) погаснет, а штатная рабочая лампочка (любого цвета) перестанет мигать и будет гореть, как и положено при штатной работе автомобиля. Но информация о том, что была неисправность, заносится в память компьютера, и, если питание компьютера не отключалось (например, при снятии аккумуляторной батареи постоянное питание компьютера исчезает), ее можно прочесть на панели приборов («Toyota») или на самом компьютере («Nissan»). Эту информацию на некоторых машинах («Mitsubishi») можно снять с помощью обычного вольтметра, подсоединив его должным образом, или с помощью специального диагностического оборудования. Но некоторые неисправности в память компьютера могут не заноситься, это зависит от вида неисправности и алгоритма, заложенного в компьютер.

 

Диагностика автомобилей «Toyota».


Для включения режима самодиагностики необходимо перемкнуть выводы TE1 и E1 на диагностическом разъеме. Маркировка выводов указана на внутренней стороне крышечки разъема диагностики.

Есть неисправности, при которых двигатель (если говорить о нем) глохнет, а есть такие, при которых все в работе двигателя на первый взгляд нормально, но, например, повышен расход топлива или появился какой-то провал при увеличении оборотов и т. д. Во многих случаях на щитке приборов загорится аварийная лампочка, и неисправность, вернее, ее код будет занесен в память компьютера. Система самодиагностики очень удобна при поиске неисправностей. Например, двигатель не заводится. В первую очередь надо включить режим самодиагностики и, если причина неполадки связана с неисправностью какого-нибудь датчика, лампочка «check» покажет это, и весь ремонт сведется к замене дефектного датчика или ремонту его цепей.

 

Система диагностики, применяемая в автомобилях фирмы «Toyota»

В этих автомобилях есть диагностические разъемы, которые называются DLC 1 и DLC 2 (Data Link Connector). На более современных автомобилях есть еще и разъем DLC 3, который представляет информацию в стандарте OBD-II, но о нем в конце этой главы.

Первый из них (DLC 1) представляет собой пластмассовую прямоугольную коробочку, расположенную обычно слева по ходу автомобиля, на ней написано «diagnostic». На этот разъем выводятся наиболее значимые сигналы и напряжения от электронных блоков управления (компьютеров) различных систем (двигатель, автоматическая коробка передач, система ABS и т. д.) для быстрого подключения диагностирующих приборов. На этот же разъем выводится провод от компьютера, заземлив который на корпус можно включить режим самодиагностики. Данные этой самодиагностики, например для двигателя, выводятся через лампочку «check» на щитке приборов. Но на некоторых машинах вместо лампочки «check» есть лампочка с изображением двигателя, это одно и то же. Имейте в виду, что в некоторых моделях дизельных машин для самодиагностики используется лампочка контроля накала свечей с изображением спирали или желтая лампочка аварии турбонаддува. Неисправности автоматической трансмиссии в режиме самодиагностики обычно выводятся через лампочку «O/D» (но это может быть и лампочка «power» или «A/T check»), а неисправности систем ABS, TRC, SRS через соответствующие контрольные лампочки.
 

Второй диагностический разъем DLC 2 находится под нижней частью панели с водительской стороны. Он имеет другую конфигурацию (его корпус круглый), поскольку предназначен в основном для подключения специального диагностического оборудования, но имеет те же выводы, что и DLC 1. Этот разъем, хотя и расположенный неудобно, позволяет диагностировать машину на ходу.
На старых (по году разработки) моделях для диагностики имеется несколько круглых разъемов желтого цвета в моторном отсеке ближе к аккумуляторной батарее, которые идентичны разъему DLC 1 (с надписью «diagnostic»). Разъема DLC 1 в этом случае нет.
 

Для самодиагностики своих автомобилей фирма «Toyota» использует два типа кодов. Первый – тип 09. Это двухзначный код со следующими параметрами: ширина импульса – 0,5 с; пауза между импульсами – 0,5 с; пауза между десятками и единицами – 1,5 с; пауза между кодами – 2,5 с; пауза между сериями кодов – 4,5 с. Второй тип кода, используемый фирмой «Toyota», – тип 10. Это однозначный код, где количество импульсов равно коду неисправности. Его параметры следующие: ширина импульса – 0,5 с; пауза между импульсами – 0,5 с; пауза между кодами – 2,5 с; пауза между сериями кодов – 4,5 с.

Для того чтобы диагностировать двигатель или автоматическую коробку передач, надо сделать следующее. Откройте капот автомобиля и, найдя пластиковую коробочку с надписью «diagnostic», откройте ее крышку. С обратной стороны этой крышечки вы увидите маркировку выводов. Далее надо взять любой кусок провода и воткнуть его в разъемы так, чтобы замкнуть выводы ТЕ1 и Е1. После этого садитесь за руль и, включив зажигание и выключив кондиционер и печку, следите за лампочками на щитке приборов. После включения зажигания лампочки «check» и «O/D» начнут моргать (не у всех моделей). Если лампочки непрерывно и часто моргают (вспышка – 0,5 с, пауза – 0,5 с) более 11 раз, то это означает, что в вашей машине используется двухзначный код тип 09 и в памяти компьютера никаких неисправностей не зафиксировано. Если лампочка «check» моргает непрерывно с интервалом 4,5 с, значит, в автомобиле используется код тип 10, и в памяти компьютера также не зафиксировано никаких неисправностей. Если лампочка моргает так: вспышка – пауза – вспышка – длинная пауза – вспышка, – значит, у вас в памяти код 21 (двухзначный); если так: вспышка – длинная пауза – вспышка – пауза – вспышка, – то код 12 и так далее.
 

Если вы не уверены, что правильно определили контакты, которые следует перемкнуть, то можно посоветовать следующее. Вывод на фишке диагностики Е1 – это корпус. Если взять «контрольку» с маломощной лампочкой, один провод подсоединить к корпусу автомобиля, а щупом касаться всех выводов подряд в разъеме диагностики, то, когда при включенном зажигании вы попадете на ТЕ1, лампочка «check» сначала погаснет, а потом начнет моргать. Таким образом, можно найти диагностический вывод любого автомобиля, имеющего на панели лампочку «check», не рискуя при этом что-нибудь сжечь, так как используется «контролька», а для срабатывания системы самодиагностики достаточно даже маломощной лампочки, например от подсветки панели приборов.

Таблица двухзначных кодов двигателей и автоматических коробок передач автомобилей фирмы «Toyota» (тип 09)

Код – Неисправность.


11 – Нет питания на блок EFI.
12 – Нет сигнала от датчика оборотов коленчатого вала двигателя.
13 – Нет сигнала от датчика оборотов двигателя при оборотах более 1000 об/мин или нет сигнала от датчика оборотов вала ТНВД (у дизельных двигателей).
14 – Нет сигнала от «минуса» катушки зажигания или от «минуса» катушки № 1 (если их две), у дизельного двигателя неисправен клапан опережения впрыска топлива.
15 – Нет сигнала от «минуса» катушки зажигания № 2.
16 – Нет связи блока управления коробки-автомата с блоком управления двигателем.
17 – Неправильный сигнал от датчика положения распредвала № 1.
18 – Неправильный сигнал от датчика положения распредвала № 2.
21 – Неправильный сигнал от датчика кислорода, если двигатель V-образный, то неисправен нагреватель левого главного датчика кислорода.
22 – Неправильный сигнал от датчика температуры двигателя (THW).
23 – Неправильный сигнал от датчика температуры всасываемого воздуха (THA).
24 – Неправильный сигнал от датчика температуры всасываемого воздуха (THA).
25 – Слишком бедная смесь (по данным датчика кислорода).
26 – Слишком богатая смесь (по данным датчика кислорода).
27 – Неправильный сигнал от дополнительного датчика кислорода (левого у V-образных двигателей).
28 – Неправильный сигнал от датчика кислорода (у V-образных двигателей нагреватель правого главного датчика кислорода).
29 – Неисправен дополнительный датчик кислорода (правый у V-образных двигателей).
31 – Неправильный сигнал от «считалки» количества всасываемого воздуха или, если его нет, от датчика давления во впускном коллекторе (вакуум-сенсор).
32 – Неправильный сигнал от «считалки» количества всасываемого воздуха или компенсирующего резистора у ТНВД с электронным управлением.
34 – Неисправен наддув.
35 – Неправильный сигнал датчика атмосферного давления во впускном коллекторе (вакуум-сенсор).
38 – Недостаточный сигнал с датчика температуры «Dexron» в автоматической коробке передач.
39 – Неисправен датчик температуры топлива или его цепи.
41 – Неправильный сигнал от датчика положения дроссельной заслонки (TPS).
42 – Неправильный сигнал от датчика скорости автомобиля (спидометра).
43 – Нет стартерного сигнала (STA) на блок управления двигателем.
46 – Неисправен соленоидный клапан № 4 или его цепи в автоматической коробке передач.
47 – Неисправен дополнительный датчик положения дроссельной заслонки (TPS) или его цепи.
48 – Неисправна система управления подачей дополнительного воздуха.
51 – Нет сигнала холостого хода от TPS.
52 – Неправильный сигнал от шок-сенсора (если их два, то от левого или от переднего).
53 – Проблемы в цепях управления шок-сенсорами (опережение зажигания).
55 – Неправильный сигнал от шок-сенсора (если их два, то от правого или от заднего).
61 – Неисправен главный датчик скорости или его цепи.
62 – Неисправен соленоидный клапан № 1 или его цепи в автоматической коробке передач.
63 – Неисправен соленоидный клапан № 2 или его цепи в автоматической коробке передач.
64 – Неисправен соленоидный клапан № 3 или его цепи в автоматической коробке передач.
65 – Неисправен соленоидный клапан № 4 или его цепи в автоматической коробке передач.
67 – Неисправен датчик включения O/D или его цепи.
71 – Неисправна система управления EGR.
72 – Неисправен соленоид отсечки топлива.
77 – Неисправен соленоид управления давлением или его цепи в автоматической коробке передач.
78 – Нет сигнала на топливный насос или неисправны его цепи.
81 – Неисправна цепь между ТСМ и ЕСТ1.
82 – Неисправна цепь между ТСМ и ЕSA1.
84 – Неисправна цепь между ТСМ и ЕSA2.
85 – Неисправна цепь между ТСМ и ЕSA3.
86 – Неисправен датчик оборотов двигателя.
88 – Неисправна цепь от блока управления двигателем к блоку управления автоматической коробкой передач.
89 – Нарушена связь между блоком управления двигателем и блоком управления системой TRC.
99 – Кодов неисправностей нет.

Таблица однозначных кодов бензиновых двигателей автомобилей фирмы «Toyota» (тип 10)

Код – Неисправность.
1 – Норма.
2 – Неправильный сигнал датчика потока всасываемого воздуха или, если его нет, датчика давления во впускном коллекторе.
3 – Неправильный сигнал от коммутатора.
4 – Неправильный сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя.
5 – Неправильный сигнал датчика кислорода или неисправен компенсирующий резистор на корпусе ТНВД.
6 – Неправильный сигнал датчика числа оборотов двигателя (датчик оборотов вала ТНВД).
7 – Неправильный сигнал датчика положения дроссельной заслонки.
8 – Неправильный сигнал датчика температуры всасываемого воздуха.
9 – Неправильный сигнал датчика скорости автомобиля.
10 – Нет сигнала включения стартера.
11 – Неисправность переключателя нейтрального положения в автомате.
12 – Нарушена синхронизация между датчиками оборотов.
13 – Оборвана цепь клапана опережения впрыска ТНВД с электронным управлением.

Для того чтобы стереть память компьютера, согласно инструкциям к некоторым автомобилям, необходимо вынуть предохранитель «haz-horn» (через первый предохранитель питаются «аварийка» и звуковой сигнал), по другим – «stop» (через него питаются сигналы «стоп»), по третьим – EFI. Но можно на 30 секунд снять минусовую клемму аккумулятора, и тогда точно все сотрется. К сожалению, при этом сотрется и память в приемнике, часах, климатической установке. Кроме того, если у вас автомобиль 1998 г. или еще моложе, отсоединение минусовой клеммы с аккумулятора может на несколько дней вызвать проблемы в работе его систем. Это случается с очень «умными» автомобилями, способными самоподстраиваться под определенную манеру вождения. Поэтому попробуйте сначала все-таки вынуть перечисленные предохранители и проверить, очищена ли память.

Порядок диагностики систем ABS и TRC

1. Включите зажигание, но двигатель не запускайте. Выключите все блокировки дифференциалов, если они есть.
2. Откройте крышечку разъема диагностики DLC 1 (под капотом автомобиля) и выньте из него короткую штатную перемычку. У некоторых моделей, например MR-2, перемычки в DLC 1 нет. В этом случае следует разомкнуть висящий на проводе разъем возле мотора (блока клапанов) ABS.
3. Поставьте в DLC 1 между выводами ТС и Е1 проволочную перемычку.
4. По мигающей лампочке «ABS» прочтите коды неисправностей.
5. Очистите память компьютера. Для этого при включенном зажигании и выключенных блокировках дифференциалов (если они есть) надо быстро нажать на педаль тормоза 8 раз или более в течение 3 секунд. Когда память очистится, лампочка начнет мигать равномерно с интервалом 0,5 секунды.
6. Уберите проволочную перемычку с DLC 1 и установите на место штатную короткую перемычку (или восстановите ранее разомкнутый разъем возле мотора (блока клапанов) ABS.

Таблица двухзначных кодов системы ABS и TRC автомобилей фирмы «Toyota» (тип 09)

Код – Неисправность.
11 – Обрыв в цепи реле соленоида.
12 – Короткое замыкание в цепи реле соленоида.
13 – Обрыв в цепи реле управления электромотором насоса.
14 – Короткое замыкание в цепи реле управления электромотором насоса.
15 – Обрыв или замыкание в цепи управления соленоидом TRC (TRAC).
16 – Замыкание в цепи питания реле соленоида.
17 – Обрыв или замыкание в цепи реле мотора TRC (TRAC).
18 – Замыкание в цепи питания мотора TRC (TRAC).
21 – Обрыв или короткое замыкание в цепи соленоида правого переднего колеса (цепь SFR).
22 – Обрыв или короткое замыкание в цепи соленоида левого переднего колеса (цепь SFL).
23 – Обрыв или короткое замыкание в цепи соленоида правого заднего колеса (цепь SRR).
24 – Обрыв или короткое замыкание в цепи соленоида левого заднего колеса (цепь SRL).
25 – Обрыв или замыкание в цепях управления соленоида TRC (цепь SMC).
26 – Обрыв или замыкание в цепях управления соленоида TRC (цепь SАC).
27 – Обрыв или замыкание в цепях управления соленоида TRC (цепь SRC).
31 – Неправильный сигнал от датчика оборотов правого переднего колеса.
32 – Неправильный сигнал от датчика оборотов левого переднего колеса.
33 – Неправильный сигнал от датчика оборотов правого заднего колеса.
34 – Неправильный сигнал от датчика оборотов левого заднего колеса.
35 – Обрыв цепи левого переднего или правого заднего датчика оборотов.
36 – Обрыв цепи правого переднего или левого заднего датчика оборотов.
37 – Неисправны роторы датчиков оборотов задних колес.
41 – Напряжение питания меньше 9,5 В или больше 16,2 В.
43 – Неисправен датчик замедления.
44 – Обрыв или замыкание в цепях датчика замедления или в цепях включения нейтральной передачи.
45 – Обрыв в TPS или в его цепях.
46 – Короткое замыкание в TPS или в его цепях.
47 – Неисправен TPS заслонки TRC (TRAC) или его цепи.
48 – Обрыв или замыкание в цепях датчика блокировки межосевого дифференциала или короткое замыкание в цепи датчика TPS системы TRC.
49 – Нет связи между блоком управления двигателем и блоком системы TRC (TRAC).
51 – Электромотор насоса заклинен или обрыв в его цепи.
53 – Нет управления мотором насоса.
54 – Нет управления мотором насоса.
55 – Низкий уровень тормозной жидкости или неисправны цепи датчика этого уровня.
56 – Обрыв или короткое замыкание в цепи датчика давления.
57 – Неисправен датчик давления.
58 – Обрыв в цепи электромотора насоса TRC (TRAC).
61 – Нет питания блока управления системой TRC (TRAC).
62 – Нет сигнала от одного из датчиков оборотов.
71 – Низкое напряжение от датчика оборотов (скорости) правого переднего колеса.
72 – Низкое напряжение от датчика оборотов (скорости) левого переднего колеса.
73 – Низкое напряжение от датчика оборотов (скорости) правого заднего колеса.
74 – Низкое напряжение от датчика оборотов (скорости) левого заднего колеса.
75 – Плохой сигнал от датчика оборотов переднего правого колеса.
76 – Плохой сигнал от датчика оборотов переднего левого колеса.
77 – Плохой сигнал от датчика оборотов заднего правого колеса.
78 – Плохой сигнал от датчика оборотов заднего левого колеса.
79 – Неисправен датчик замедления или его цепи.

Если системы ABS и TRC исправны, следует провести диагностику их датчиков скорости. Для этого надо сделать следующее.

1. Включите зажигание. Лампа «ABS» должна загореться и примерно через 3 секунды погаснуть. Если нет, то следует проверить предохранители, провода и разъемы, целостность лампы.
2. Выключите зажигание. На диагностическом разъеме DLC 1 с помощью вспомогательного провода соедините контакты Е1 и ТS. Поставьте машину на ручной тормоз. Запустите двигатель. Лампа «ABS» должна моргать 4 раза в секунду.
3. Начните движение на автомобиле и разгоните его до скорости более 80 км/ч. Если лампа «ABS» по-прежнему моргает с частотой 4 раза в секунду, то все с датчиками нормально. Если нет, то продолжите проверку.
4. Остановите машину. Удалите перемычку между ТS и Е1. Установите перемычку между контактами Е1 и ТС. Прочтите коды. Если будет более двух кодов, то они будут выдаваться последовательно с интервалом 2,5 секунды (код тип 09).
5. Очистите память.

В заключение описания кодов фирмы «Toyota» следует отметить, что фраза «нет связи» совсем не означает, что где-то оборван провод или не вставлен какой-то разъем. Очень часто связь между блоками осуществляется через какой-нибудь датчик.

 

Система диагностики, применяемая в автомобилях фирмы «Nissan»

В большинстве автомобилей фирмы «Nissan» для того чтобы опросить память блока EFI, его надо сначала найти. Он будет находиться с левой стороны, под сиденьем пассажира, или в левой передней стойке. В металлическом корпусе самого блока есть отверстие, через которое видны 2 (чаще всего) светодиода: красный и зеленый, которые и служат для вывода кодов неисправностей. Красный светодиод выводит десятки, а зеленый единицы числа представленного кода (код типа 07а). Там же на корпусе блока есть переключатель или ручка (под отвертку), которой выбирают режим проверки.
 

Выбор режима самодиагностики для автомобиля «Nissan».

Иногда удается увидеть окошко для светодиодов, не снимая блока EFI, но, может быть, придется проделать это, используя зеркальце и лежа на полу в салоне автомобиля.

Перед началом диагностики надо убедиться, что ручка выбора режима повернута до упора против часовой стрелки.
Фирма «Nissan» для проверки своих двигателей использует две схемы самодиагностики. На ранних моделях для самодиагностики обычно используется двухрежимная схема. Для ее реализации необходимо сделать следующее. Включите зажигание. Убедитесь, что оба диода светятся, если нет, значит, где-то обрыв питания.
С помощью плоской отвертки поверните ручку выбора режима по часовой стрелке до упора или передвиньте переключатель. По очереди должны высветиться коды 23, 24, 31. Если появятся еще какие-нибудь коды, запишите их. Красный светодиод, как уже говорилось, обозначает десятки, зеленый – единицы. Код 23, например, выглядит так: два раза мигнул красный светодиод, потом три раза – зеленый. Потом пауза, и выводится код 24, снова пауза – и код 31. Затем, если в машине все исправно, следует длинная пауза, снова те же коды 23, 24, 31 и так далее до бесконечности. Нажмите и отпустите педаль газа. Должны остаться коды 24 и 31. Если появится еще какой-нибудь код, запишите его. Запустите двигатель. По-прежнему должны остаться коды 24 и 31, но не обязательно, может остаться только код 31. Если появится еще какой-нибудь код, запишите его. Включите-выключите кондиционер. Должны появиться коды 44 и 24 или только код 44. Другие коды запишите. Выключите двигатель. Стирание памяти производится при включенном зажигании и при повороте ручки от упора до упора, с выдержкой в крайних положениях не менее 2 секунд. Снятие аккумулятора может очистить память далеко не сразу. Блок EFI у «Nissan» около суток все помнит и без аккумулятора.
Вторая схема самодиагностики является 5-режимной и применяется на более новых (по году разработки) автомобилях. Там те же два светодиода и та же ручка, но действовать надо немного по-другому.

Порядок диагностики

1. Убедитесь, что селектор выбора режима повернут против часовой стрелки до упора.
2. Включите зажигание.
3. Поверните селектор выбора режима по часовой стрелке до упора.
После этого должны вспыхнуть один раз одновременно оба светодиода, затем – длинная пауза. Если вы за это время повернете селектор выбора режима обратно, против часовой стрелки, установится режим 1, если этого не сделать, через несколько секунд светодиоды вспыхнут два раза подряд, и опять будет пауза, в течение которой вы можете установить, повернув селектор, режим 2. После паузы следуют три вспышки подряд, снова пауза и четыре вспышки, потом пауза и пять вспышек, и все повторится сначала: одна вспышка – пауза – две вспышки – пауза – три вспышки и т. д. Во время паузы вы можете поворотом селектора оставить тот или иной режим, и компьютер будет непрерывно выдавать по очереди все коды, которые в этом режиме у него есть. Если вы не выведете его из этого режима, когда они закончатся, он начнет, после длинной паузы, выдавать их снова с низшего номера кода до высшего и т. д.
Режим 1 – проверка датчиков выхлопных газов.
Режим 2 – проверка состава топливной смеси.
Режим 3 – самодиагностика (вызов памяти).
Режим 4 – проверка различных включателей (холостого хода, стартера и т. д.).
Режим 5 – диагностика в настоящий момент (режим реального времени).
Предлагаемые далее коды применяются только в режимах 3 и 5. Если во время любого режима выключить зажигание, а потом снова его включить, установится режим 1. Если вы войдете в режим 3, прочтете коды, а затем перейдете из него в режим 4, память сотрется. Она, как указывалось выше, сотрется и при снятии аккумуляторной батареи более чем на 24 часа.
Если двигатель не запускается, то, прежде чем смотреть коды, покрутите его стартером не менее 2 секунд. И если причиной неисправности является электроника, то система самодиагностики определит неисправность.
Также на некоторых моделях «Nissan» на щитке приборов может быть лампочка с изображением двигателя или с надписью «check» (как у «Toyota»), и тогда она может служить для индикации кодов (код тип 07b), но немного не так, как у «Toyota», где все вспышки имеют одинаковую длительность. У «Nissan» код 12, например, выдается так: длинная вспышка (0,6 с) – пауза (0,9 с) – две короткие вспышки (по 0,3 с с паузой 0,3 с,); код 23 так: две длинные вспышки (по 0,6 с с паузой 0,6 с) – пауза (0,9 с) – три короткие вспышки (0,3 с с паузой 0,3 с). Пауза между кодами составляет 2,1 с.

Коды неисправностей двигателей фирмы «Nissan»(тип 07)

Код – Неисправность.


11 – Неправильный сигнал с датчика вращения коленвала.
12 – Неправильный сигнал с датчика потока воздуха («считалка» воздуха).
13 – Неправильный сигнал с датчика температуры двигателя.
14 – Неправильный сигнал с датчика скорости автомобиля.
21 – Неправильный сигнал с датчика управления катушкой зажигания.
22 – Неисправны цепи управления топливным насосом.
23 – Неправильный сигнал с датчика положения дроссельной заслонки (включатель холостого хода).
25 – Неисправен мотор принудительного повышения оборотами холостого хода или его цепи.
31 – Неисправен блок EFI или цепи управления кондиционером.
32 – Неисправны цепи управления клапаном EGR или сам клапан EGR.
33 – Неправильный сигнал датчика кислорода.
34 – Неправильный сигнал от шок-сенсора (датчика детонации).
35 – Неправильный сигнал от датчика температуры выхлопных газов.
41 – Неисправен датчик температуры воздуха или его цепи.
42 – Неисправен датчик положения дроссельной заслонки или его цепи (TPS).
43 – Неисправен датчик положения дроссельной заслонки или его цепи (TPS).
44 – Блок EFI работает нормально.
45 – Неправильное управление инжекторами.
51 – Неисправны инжекторы или их цепи.
54 – Неисправны цепи от блока управления коробкой-автоматом.
55 – Нет неисправностей в вышеперечисленных цепях.

Если ваш автомобиль фирмы «Nissan» имеет электронное управление автоматической коробкой передач, то для прочтения на панели приборов кодов неисправностей необходимо включить режим самодиагностики. В зависимости от того, как укомплектован ваш автомобиль, надо выполнить одну из трех последовательностей действий.

Первый вариант.
1. Прогрейте двигатель.
2. Выключите зажигание.
3. Переключатель выбора режимов работы коробки (А/Т MODE), на котором написано «POWER – AUTO – HOLD», установите в положение «AUTO».
4. Включите «О/D».
5. Установите ручку селектора переключения передач в положение «Р».
6. Включите зажигание. Подождите 2 секунды.
7. Выключите зажигание.
8. Установите ручку селектора переключения передач в положение «D».
9. Выключите «О/D».
10. Включите зажигание и подождите 2 секунды.
11. Установите ручку селектора переключения передач в положение «2».
12. Включите «О/D».
13. Установите ручку селектора переключения передач в положение «1».
14. Выключите «О/D».
15. Полностью нажмите на педаль газа и отпустите ее.
16. После приведенной выше процедуры лампочка на щитке приборов начнет выдавать код неисправности (тип 7с).

Второй вариант.
1. Прогрейте двигатель.
2. Выключите зажигание.
3. Включите «О/D».
4. Установите ручку селектора переключения передач в положение «Р».
5. Включите зажигание.
6. Подождите 2 секунды, пока будет гореть лампочка «О/D».
7. Выключите зажигание.
8. Установите ручку селектора переключения передач в положение «D».
9. Выключите «О/D».
10. Включите зажигание.
11. Установите ручку селектора переключения передач в положение «2».
12. Включите «О/D».
13. Установите ручку селектора переключения передач в положение «1».
14. Выключите «О/D».
15. Полностью нажмите на педаль газа и отпустите ее.
16. Включите «О/D».
17. По миганию лампочки «О/D» определите, какие коды неисправностей (тип 7с) имеются в памяти компьютера.

Третий вариант.
1. Прогрейте двигатель.
2. Выключите зажигание.
3. Выключите «О/D».
4. Установите ручку селектора переключения передач в положение «D».
5. Включите зажигание.
6. Подождите 2 секунды, пока будет гореть лампочка «А/Т».
7. Установите ручку селектора переключения передач в положение «2».
8. Включите «О/D».
9. Установите ручку селектора переключения передач в положение «1».
10. Выключите «О/D».
11. Полностью нажмите на педаль газа и отпустите ее.
12. По миганию лампочки «А/Т» определите, какие коды неисправностей (тип 7с) имеются в памяти компьютера.

Коды неисправностей автоматических коробок передач фирмы «Nissan»

Код – Неисправность.


1 – Неисправен датчик вращения или его цепи.
2 – Неисправен датчик скорости или его цепи.
3 – Неисправен датчик положения дроссельной заслонки (TPS) или его цепи. У дизельных двигателей – датчик положения рычага подачи топлива.
4 – Неисправен соленоид вала «А» или его цепи управления.
5 – Неисправен соленоид вала «В» или его цепи управления.
6 – Неисправен соленоид включения «O/D» или его цепи управления.
7 – Неисправен соленоид управления (или его цепи) системой блокировки (Lock-up).
8 – Нет питания на блок управления или неисправны цепи датчика температуры «Dexron».
9 – На блок управления не приходит сигнал от «минуса» катушки зажигания (нет информации о вращении двигателя).
10 – Неисправен соленоид линии давления или его цепи.

Теперь о том, как читать код 7с. После его запуска, вне зависимости от того, есть в памяти компьютера коды неисправностей или нет, контрольная лампочка загорится на 2 с (стартовый импульс) и погаснет. Далее, если кодов неисправностей нет, будут следовать короткие (0,1 с) импульсы с небольшой паузой (0,9 с). Этих коротких импульсов, в зависимости от типа коробки передач, будет 10 или 11, после чего снова последует длинный стартовый импульс (2 с) и снова серия коротких. И так до тех пор, пока не разрядится аккумулятор. Если же в памяти компьютера будет неисправность с кодом, например 5, то пятый импульс в каждой серии коротких импульсов будет длиннее остальных (0,6 с вместо 0,1 с).

 

Система диагностики, применяемая в автомобилях фирмы «Isuzu»

Система диагностики автомобилей фирмы «Isuzu», очень похожа на систему «Toyota». В зависимости от модели автомобиля надо добраться до блока EFI и найти два провода, свободно висящие от этого блока, разъемы которых подходят друг другу («папа» и «мама» одинарные), и соединить их или найти 3-штекерную рядную «маму», также свободно висящую на конце 3-жильного жгута, и перемкнуть любым проводом вывод 1 и вывод 3. После этого транспарант «check» на панели приборов после включения зажигания будет высвечивать содержание памяти компьютера (код тип 23). Происходит это примерно так же, как и у автомобилей «Toyota». Длительность вспышки – 0,4 с, длительность короткой паузы – 0,4 с, длительность длинной паузы – 1,2 с, длительность паузы между кодами – 3,2 с. Код 24 выглядит так: вспышка – пауза – вспышка – длинная пауза – вспышка – пауза – вспышка – пауза – вспышка – пауза – вспышка. Если записано два кода, то сначала с паузой 3,2 с будет три раза передаваться первый код, потом три раза второй код, потом снова три раза первый и т. д. Стереть память можно, отсоединив аккумуляторную батарею более чем на 30 с, впрочем, это зависит от температуры окружающего воздуха. Чем прохладнее на улице, тем больше секунд требуется для стирания памяти.

Коды неисправностей двигателей фирмы «Isuzu» (тип 05)

Код – Неисправность.
 

12 – Обороты двигателя менее 200 об/мин или нет сигнала на тахометр.
13 – Неисправен нагреватель датчика кислорода.
14 – Сигнал датчика температуры двигателя закорочен на землю.
15 – Обрыв цепи датчика температуры двигателя.
16 – Неисправен датчик температура воды или его цепи.
21 – Неправильный сигнал от датчика положения дроссельной заслонки (нет сигнала о включении холостого хода).
22 – Нет сигнала включения стартера на блок EFI.
23 – Неправильный выходной сигнал коммутатора.
25 – Неправильная работа клапана управления давлением топлива.
26 – Неправильная работа клапана управления угольной канистрой для вентиляции бензобака.
27 – Неисправен транзистор управления вакуумным клапаном (см. код 26).
32 – Неисправна система EGR.
33 – Неисправен топливный инжектор(ы) или его(их) цепи управления.
34 – Неисправен датчик температуры системы EGR или клапан управления EGR.
35 – Обрыв цепей транзистора управления катушкой зажигания.
41 – Неправильный сигнал датчика положения коленчатого вала.
43 – Неправильный сигнал датчика положения дроссельной заслонки в режиме холостого хода.
44 – Неправильный сигнал датчика кислорода (бедная смесь, низкое напряжение).
45 – Неправильный сигнал датчика кислорода (богатая смесь, высокое напряжение).
51 – Неисправность блока EFI (неправильные импульсы управления инжекторами при данных сигналах от датчика дроссельной заслонки) или обрыв в инжекторе.
52 – Неисправен EFI. Не изменяется опережение угла зажигания.
53 – Неисправен управляющий транзистор клапана управления давлением топлива.
54 – Неисправен коммутатор (выходной транзистор замкнут на корпус).
55 – Неисправность в блоке управления.
61 – Неправильный сигнал датчика расхода воздуха (недостаточный сигнал).
62 – Неправильный сигнал датчика расхода воздуха (избыточный сигнал).
63 – Нет сигнала датчика скорости автомобиля.
64 – Транзистор управления инжектором топлива замкнут на корпус.
65 – Неправильный сигнал от датчика положения дроссельной заслонки при открытой заслонке.
73 – Замыкание в соленоидном клапане управления EGR.

 

Система диагностики, применяемая в автомобилях фирмы «Mitsubishi»

Прочесть коды неисправностей автомобилей фирмы «Mitsubishi» можно с помощью специального диагностического оборудования или используя вольтметр. В салоне автомобиля под панелью рядом с предохранителями есть 11-штырьковый разъем. Подключая к лепесткам этого разъема вольтметр, можно диагностировать различные системы автомобиля. На разных моделях могут присутствовать и другие специальные разъемы для диагностики сканерами разных фирм, но этот 11-штырьковый есть почти у всех машин фирмы «Mitsubishi». Бывает, что в разъеме не во все гнезда вставлены лепестки контактов, но это говорит лишь о неполной «компьютеризации» данного автомобиля. Для вызова кодов к двум лепесткам диагностического разъема надо подключить вольтметр (диапазон 15 В) и включить зажигание. Стрелка вольтметра начнет выдавать двухзначные коды неисправности (тип 11). Если в автомобиле все исправно, это будет просто последовательность импульсов длительностью 1,5 с с такой же паузой между ними. Если имеется какая-то неисправность (в памяти компьютера зафиксирован определенный код), то 3 с спустя после включения зажигания прибор зарегистрирует широкие импульсы (по 1,8 с) с коротким интервалом между ними (0,5 с). Количество таких импульсов совпадает со значением десятков в двухзначном числе кода. Затем идут 2-секундная пауза и короткие импульсы по 0,5 с с такой же паузой между ними. Количество этих импульсов совпадает со значением единиц в обозначении кода. Например, код 24 выглядит так: пауза (3 с) – один широкий импульс (1,5 с) – пауза (0,5 с) – второй широкий импульс (1,5 с) – пауза (2 с) – один короткий импульс (0,5 с) – пауза (0,5 с) – второй короткий импульс (0,5 с) – пауза (0,5 с) – третий короткий импульс (0,5 с) – пауза (0,5 с) – четвертый короткий импульс (0,5 с). Все коды, присутствующие в памяти компьютера, демонстрируются по очереди в порядке возрастания.

Коды неисправностей двигателей фирмы «Mitsubishi» (тип 11)

Код – Неисправность.


– Неисправен блок EFI.
12 – Неправильный сигнал датчика потока воздуха.
13 – Неправильный сигнал датчика температуры всасываемого воздуха.
14 – Неправильный сигнал датчика положения дроссельной заслонки.
21 – Неправильный сигнал датчика температуры двигателя.
22 – Неправильный сигнал датчика положения коленвала (неисправность в трамблере).
23 – Неправильный сигнал датчика положения верхней мертвой точки (неисправность в трамблере).
24 – Неправильный сигнал датчика скорости автомобиля.
25 – Неправильный сигнал датчика давления воздуха во впускном коллекторе.
36 – Неправильный сигнал опережения зажигания.
41 – Неисправен инжектор.
Непрерывная серия импульсов – Все исправно.

Для вызова кодов двигателя вольтметр надо подключить к выводам 1 и 12. Выводы 6 и 12 обеспечивают вызов кодов компьютера трансмиссии. Управление подвеской – выводы 12 и 3, а коды системы ABS вызываются через выводы 12 и 4. Вывод 12 заземлен на корпус автомобиля, поэтому один щуп вольтметра можно подключать прямо к кузову.

 

Система диагностики, применяемая в автомобилях фирмы «Subaru»

Для диагностики автомобилей «Subaru» используются три типа кодов. Тип 08а – для диагностики двигателя, автоматической коробки передач и системы управления подушками безопасности. Тип 08b используется для диагностики блока управления трансмиссией. Тип 08с – для диагностики системы ABS.

Коды неисправностей двигателей фирмы «Subaru»

Код – Неисправность.


11 – На блок EFI идут неправильные (или их нет) импульсы от датчика оборотов коленвала.
12 – Проблемы в цепях управления стартером.
13 – На блок EFI идут неправильные (или их нет) импульсы от датчика распредвала (от датчика положения коленвала).
14 – Дефекты в инжекторах или в их цепях управления (у 4-цилиндровых и 3-цилиндровых двигателей) или неисправен инжектор № 1.
14 – Дефекты в пятом или шестом инжекторах или в их цепях управления (у 6-цилиндровых двигателей).
15 – Неисправны первый и второй инжекторы или цепи их управления (у 6-цилиндровых двигателей) или инжектор № 2 у 4-цилиндрового двигателя.
16 – Неправильный сигнал в цепи управления инжектором № 3 у 4-цилиндрового двигателя.
17 – Неправильный сигнал в цепи управления инжектором № 4 у 4-цилиндрового двигателя.
21 – Неисправен датчик температуры двигателя или его цепи управления.
22 – Неисправен шок-сенсор или его цепи.
23 – Обрыв или замыкание в датчике расхода воздуха или в его цепи.
24 – Неисправен мотор принудительного холостого хода или его цепи.
25 – Неисправны третий и четвертый инжекторы или их цепи (у 6-цилиндровых двигателей).
31 – Обрыв или замыкание в TPS или его цепях.
32 – Неисправен датчик кислорода или его цепи.
33 – Неисправен датчик скорости или его цепи.
34 – Неисправен соленоид управления системы EGR или его цепи.
35 – Неисправен соленоид вентиляции паров бензина или его цепи.
41 – Бедная топливная смесь.
42 – Неисправен TPS (датчик холостого хода) или его цепи.
44 – Неисправен клапан управления турбиной или его цепи.
45 – Неисправно реле «кик-дауна» или его цепи.
49 – Неисправен вакуум-сенсор или его цепи.
51 – Нет сигнала о включении нейтральной передачи.
52 – Нет сигнала о включении «паркинга» или ручного тормоза.
55 – Проблемы с датчиком температуры выхлопных газов.
61 – Включатель «паркинга» постоянно открыт или обрыв в его цепях.

Код неисправности типа 08а выглядит так: после включения зажигания идут широкие импульсы (1,2 с), количество которых совпадает с числом десятков в обозначении кода. Потом идет серия коротких (0,2 с) импульсов, количество которых совпадает с числом единиц кода. Например, код 23 – это сначала два широких импульса (1,2 с) с паузой между ними в 0,2 с. Затем еще короткая пауза (0,2 с) и три коротких импульса продолжительностью по 0,2 с с такой же паузой между каждым импульсом. После того как один код передан, идет длинная (1,8 с) пауза, и начинает передаваться следующий код. Все коды передаются в порядке возрастания. Когда заканчивается весь список, он повторяется сначала.
Код неисправности типа 08b аналогичен коду трансмиссии фирмы «Nissan» (см. таблицу). Код неисправности типа 08с такой же, как в типе 08а, только продолжительность пауз другая и перед каждым числом идет стартовый импульс.
Для вызова режима самодиагностики на большинстве моделей фирмы «Subaru» достаточно снизу под панелью приборов со стороны водителя соединить между собой два свободно висящих одиночных разъема («папу» и «маму»). Если там под щитком приборов на жгуте висит две пары разъемов, то соединение одной пары (обычно зеленого цвета) включает режим вызова памяти, а соединение другой пары (обычно черного или белого цвета) включает режим текущей диагностики. Соединение сразу обоих разъемов вызывает, как и отсоединение аккумулятора, стирание памяти.

 

Система диагностики, применяемая в автомобилях фирмы «Mazda»

Для самодиагностики двигателей фирмы «Mazda» надо в диагностическом разъеме проволочной перемычкой перемкнуть выводы TEN и GND (корпус). Этот разъем обычно находится в моторном отсеке возле аккумулятора или возле задней перегородки моторного отсека.

Коды неисправностей двигателей и автоматических коробок передач фирмы «Mazda»

Код – Неисправность.


1 – Нет импульсов с «минуса» катушки зажигания.
2 – Нет сигнала включения нейтральной передачи.
3 – Неправильный сигнал датчика положения (в трамблере).
6 – Неисправен датчик скорости или его цепи.
8 – Неисправен датчик потока всасываемого воздуха или его цепи.
9 – Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости или его цепи.
10 – Неисправен датчик температуры всасываемого воздуха или его цепи.
11 – Цепи датчика температуры впускного коллектора.
12 – Неисправен TPS или его цепи.
14 – Неисправен вакуум-сенсор или его цепи.
15 – Напряжение датчика кислорода менее 0,55 В.
17 – Сигнал датчика кислорода не меняется.
25 – Неисправен соленоид регулятора давления или его цепи.
26 – Неисправен клапан емкости для улавливания паров бензина.
27 – Неисправен соленоидный клапан системы вентиляции бензобака или его цепи.
34 – Неисправен клапан ISC или его цепи.
55 – Неисправен датчик импульсов генератора.
60 – Неисправен соленоид плунжера 1–2 или его цепи.
61 – Неисправен соленоид плунжера 2–3 или его цепи.
62 – Неисправен соленоид плунжера 3–4 или его цепи.
63 – Неисправен соленоид плунжера системы блокировки (Lock-up) или его цепи.

 

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.