Авторы:

Хигир Борис. Физиогномика

Мало, что в облике человека способно так исчерпывающе рассказать о нем как лицо. Физиогномика - определение характера по лицу - самая древняя ветвь человековедения, ее родиной считается Китай. Наш читатель знаком с физиогномикой исключительно по литературным штампам.

Энергичная нижняя челюсть у суперменов, раздвоенный подбородок у обольстителей, раскосые глаза у роковых женщин.

Между тем, знать азы физиогномики может каждый человек, а необходимо знать физиогномику глубоко психологам, педагогам, воспитателям. К сожалению, этой науке еще не уделяют должного внимания. Искусству чтения лица учатся настойчиво и терпеливо, долго. Число характерных признаков, подлежащих изучению, доходит до 140 (например, одних только типов глаз в японской физиогномике различают около сорока). При этом следует иметь в виду, что все признаки полностью формируются в каждом человеке только лишь к 40 годам. В более раннем возрасте можно говорить только о предрасположенности человека приобрести те или иные черты характера.

- определение характера по лицу - самая древняя ветвь человековедения, ее родиной считается Китай.

Искусству "чтения лица" учатся настойчиво, терпеливо и долго. Число характерных признаков, подлежащих изучению, доходит до 130. При этом следует иметь ввиду, что все признаки полностью сформировываются лишь к 40 годам, а до этого возраста черты лица еще способны изменяться. По мере взросления человека происходит изменение и становление характера. Однако, те черты характера, которые заложены по генотипу, переданы от родителей, изменить трудно. Можно только научиться владеть собой и негативные черты не проявлять.

Чтение лица начинают с определения его формы. Лицо может быть круглым, квадратным, трапециевидным и треугольным.

Обладатели круглой формы лица - добродушные, мягкие и миролюбивые люди. Как правило, они гурманы (лакомки), любители комфорта, хорошей компании, к славе не стремятся, однако немного честолюбивы. Женщины хорошие хозяйки, домоседки. Вкусно готовят, очень трудолюбивые. Выбирают гуманитарные профессии, тяготеют к литературной деятельности, хорошие преподаватели. Рождаются у них чаще мальчики.

Если у человека с круглой формой лица высокая переносица, выступающие скулы и горящие глаза, то у него врожденные организаторские способности и склонности к лидерству. Он умеет добиваться намеченной цели.

Квадратную форму лица имеют суровые, мужественные, прямолинейные и откровенные люди, с неутомимой энергией, неутомимой жаждой успеха и лидерства, нередко бессердечные, настойчивые и решительные. Они тугодумы, порой грубы, но хорошие исполнители. Женщины с такой формой лица стремятся к доминированию в семье. Они материалистки. Нервная система неустойчивая. Тщательно выбирают себе друзей, очень недоверчивые, подозрительные.

Продолговатое лицо - это прямоугольник, у которого ширина лба почти равна ширине подбородка - признак интеллекта, уравновешенности, целеустремленности, рассудительности, чувствительности и рачительности, организаторских способностей, врожденной талантливости.

Лицо - это зеркало человека. Лицо многое может рассказать о внутреннем мире человека. Не зря одни люди нравятся окружающим сразу, с первого взгляда, а другие - только спустя некоторое время. Читать лицо нужно уметь, для этого и существует наука - физиогномика. Некоторые секреты лица я попробую вам раскрыть.

Круглая форма лица с высокой переносицей, выступающими скулами и горящие глаза говорят о врожденных организаторских способностях человека, стремление к лидерству. Такой человек умеет добиваться своего, уверенно идет к цели. Рожденные в декабре люди с такими особенностями лица прирожденные бизнесмены, они расчетливы, предприимчивы. Хорошо ведут диалог, дипломатичны, терпеливы. Хорошие собеседники, умеют слушать. Обмануть их трудно, они хорошие психологи, наблюдательны, внимательны, обладают аналитическим складом ума, логическим мышлением. Быстро переключаются с одной работы на другую, реакция мгновенная. Непоседы, трудно им находиться в состоянии бездействия, энергичны, жизнелюбивы. Несколько аферистичны, хитры. "Декабрьским" мешает повышенная эмоциональность, несдержанность.

Трапециевидное лицо с широким лбом, подбородок не заостренный свойственно интеллигентным натурам, артистичным, чувствительным, несколько безвольным в тех ситуациях, где нужно постоять за себя, свои интересы. Женщины с таким типом лица, как правило, счастливы в семейной жизни, умеют создать благоприятную обстановку и дома, и на работе. Хотя очень многое зависит от их имени - отчества и месяца рождения.

Два "декабрьских" человека не смогут составить счастливую пару, а вот "июньский" человек и "январский" - прекрасная пара для брака. Мужчины с трапециевидным лицом очень ранимые и легко уязвимые: они требуют от супруги полного отчета о том, что происходит в семье, любят, чтобы с ними советовались, держали в курсе всех дел. Они - лидеры в семье, хотя в коллективе не всегда играют ведущую роль, но всегда авторитетные личности. Также ведет себя в семье "декабрьская" женщина, стремится подчинить себе супруга, поэтому замуж выходят только за слабохарактерных мужчин, в противном случае неизбежен развод.

Продолговатое лицо, прямоугольное, у которого ширина лба почти равна ширине подбородка, называется аристократическим типом лица и является признаком интеллекта, уравновешенности, целеустремленности, рассудительности, чувствительности, рачительности, организаторских способностей, присутствия таланта в любой области. Имеют успех в научной сфере деятельности, в сфере искусства, в гуманитарной области, но в бизнесе неизменно терпят поражения. Хотя те, кто родился осенью, могут чего-то добиться и в бизнесе, но скорее в экономике или финансовой деятельности. "Декабрьские" легко находят себя в банковском деле, хорошо разбираются в вопросах политики.

Квадратная форма лица присуща людям суровым, прямолинейным, откровенным и открытым для общения, с неутомимой жаждой успеха, стремлением к лидерству. Они бывают бессердечными, настойчивыми в достижении цели, очень решительные. Такие люди производят впечатление тугодумов, грубых людей, но как исполнители - они незаменимы. Женщины с такой формой лица стремятся к лидерству в семье, трудны в общении, плохо уживаются с другими в одном коллективе. "Декабрьские" или "Февральские" люди с таким типом лица - хорошие психологи, скрытны для аппонента и откровенны с единомышленниками. Осторожны, не раскрываются перед всеми, долго изучают человека прежде, чем наладить с ними близкие отношения. Хорошие руководители, справедливые и умелые. Умеют ладить со всеми, никогда не обидят кого-то незаслуженно, завоевывают уважение у подчиненных. Видимость тугодума у таких людей только внешняя, и очень обманчивая: они тщательно продумывают свои действия, анализируют все подробности сложившейся ситуации, редко допускают ошибки. Но, если отчество таких людей Иванович, Ивановна, то после долгих раздумий они все равно не умеют принять правильное решение, нередко действуют во вред себе. Александровичи также медлительны с принятием решений, но если принял решение, то действует молниеносно и без промедлений. Очень смелые, но нервная система слабая, подвержены стрессам, депрессиям. Женщинам с отчеством Ивановна в бизнесе делать нечего, они могут некоторое время работать успешно, но в один прекрасный день терпят фиаско, теряют приличные средства, после чего уже трудно подняться. А вот исполнителями они могут быть хорошими, если только не задевать их самолюбие. Им как воздух не обходима чья-то похвала, всеобщее признание женщинам - внимание мужчин - многое из лесного, высказанного в их адрес они принимают за чистую монету. Завистливы и мстительны, но совершенно лишены чисто женской хитрости. Разоблачить их не составляет большого труда. Из под тишка любят плести интриги, но все это слишком наглядно для умных женщин.

Треугольная форма лица, когда широкий лоб, выступающие скулы, небольшой нос, глубоко посаженные глаза, маленький слегка выпяченный вперед подбородок. Люди с такой формой лица одарены талантом в области науки и искусства. Очень чувствительны, хитры, неуживчивы, не слишком верны и преданы из-за чрезмерной любви к себе. Не могут отказывать себе в чем-либо, не обременяют себя обязанностями перед другими не дают обещаний. Люди с глубоко посаженными глазами неуравновешенные, нетерпеливые, эмоциональные. В любую минуту могут сорваться, вспылить, нагрубить. Многое зависит от месяца их рождения: июльские могут сдерживать эмоции, но из-за этого часто впадают в депрессию, из которой не могут выходить самостоятельно, они слишком восприимчивы, сопереживательны, им до всего есть дело. "Декабрьские" - более эгоистичные, до состояния депрессии доведут кого угодно, сами мало реагируют на чьи-то нападки, критику, неприязнь. Зато они очень талантливы и работать с ними одно удовольствие, если радуются успехам других, готовы помочь, поделиться опытом и идеями, которые прямо хлещут из них фонтаном. Все свои идеи все равно они не смогут реализовать за всю свою жизнь.

Становление характера определяется возрастом, с ним изменяются и черты и формы лица, но задатки появления определенных черт характера можно прогнозировать уже в детстве и не только по чертам лица: по имени, отчеству и месяцу рождения ребенка. Некоторые старятся быстро, раньше своего возраста, другие - до глубокой старости сохраняют моложавость, а имя, отчество и месяц рождения есть у всех и неизменны.

Характер ребенка начинается формироваться еще в утробе матери: ребенок только начинает развиваться, а отчество у него уже есть, то есть наследственность от отца, и в какой мере она будет сильна, предугадать трудно. Поэтому нужно правильно давать имя, когда ребенок появляется на свет и обязательно учитывать месяц его рождения. Только удачно выбранный "комплект" может благоприятно повлиять на развитие характера, на его формирование с раннего детства.

Специального рассмотрения требует вопрос о доступности такого построения учебных предметов в средней школе. Не вступает ли данный подход в противоречия с задачей устранения чрезмерной усложненности в изложении материала Не приведет ли это к еще большей усложненности Нет, такая опасность не угрожает . Наоборот ,именно этот путь позволяет снять трудности учащихся в изучении ранее принятых программ и одновременно не только снизить , но и повысить научный уровень образования. Основания для такого утверждения дают надежные научные данные, полученные при изучении процесса усвоения разных предметов и на разных уровнях образования.

После всего сказанного у читателя возникает законный вопрос "Если предлагаемый способ решения поставленных задач так хорош и так широко известен, то почему же он до сих пор не стал достоянием массовой практики , а в течении почти тридцати лет все еще является достоянием экспериментальных школ ,делом отдельных энтузиастов " Объясняется это тем , что экспериментальные образцы нового типа обучения разработаны психологами Для того чтобы по этим образцам построить практику обучения в массовой школе, необходим большой объем прикладных методических работ. Естественно, что 10-15 лет назад., когда эффективность этого пути уже была ясна, эта работа могла быть начата, и к моменту реформы школы мог быть представлен весь комплекс учебной документации, необходимой для реализации нового типа обучения в массовой школе. Но этого не случилось, так как в сфере образования еще не созданы " условия. Которые в полной мере способствовали бы скорейшему прохождению новых идей по всей цепи - от изобретения до массового производства". ..............................................

Среди методистов все еще не осознана важность обращения к теории, они, как правило, ограничены обобщением практического опыта, ждут счастливых находок учителей, а не ведут за собой педагогическую практику.

В свете всего сказанного может быть сделан вывод о преждевременности предлагаемых изменений, о необходимости в начале навести отсутствующие мосты. С таким выводом согласится нельзя. Во-первых, другого пути для решения всех поставленных задач нет. Во-вторых, к настоящему моменту есть уже значительное число методистов-энтузиастов, которые имеют опыт работы по перестройке содержания, разработке систем обобщенных приемов познавательной деятельности, а также по составлению на этой основе учебников и учебных пособий. И было бы большой ошибкой не привлечь их к разработке новых программ и учебников. Реформа должна быть реализована на основе современных достижений науки. Работа большая, но она должна быть сделана в максимально короткие сроки. Возможности перестройки по отношению к разным предметам неодинаковы. Во-первых, это зависит от уровня самой науки, которая должна быть отражена в предмете. Во-вторых, от степени продвинутости исследования по отдельным предметам. Наиболее продвинуто начальное обучение, оно может быть перестроено в наиболее короткие сроки. И это очень важно, так как именно с этой ступени начнется реализация реформы. Сильные рабочие группы могут быть созданы по разработке программ по математике, химии, физике, родному и иностранному языкам. Меньше заделов по другим дисциплинам, и здесь необходимо будет иметь переходные этапы, реализовать поставленные задачи постепенно.

Параллельно с работой над программами и учебниками должна идти работа по переподготовке учителей. Здесь необходимо широко использовать Центральное телевидение, срочно разработать специальные циклы занятий для видеозаписей, организовать курсы для методистов институтов усовершенствования учителей и др.

Реформа требует значительного улучшения качества подготовки учителей, в том числе психолого-педагогической. Нам представляется важным указать на три аспекта. Во-первых, должна быть разработана система профессионально-педагогических умений, без овладения которыми педагог не может считаться профессионально подготовленным .В настоящее время будущие учителя "успешно" сдают все курсы психолого-педагогического цикла и "ничего не оставляют" себе .Приходя в школу , молодой педагог заново учится решать педагогические задачи эмпирическим путем, в лучшем случае взаимодействуя опыт старших товарищей.

Пединститут обязан научить студента решать все основные педагогические задачи. Но для этого должна быть строгая преемственность между курсами психологии, педагогики и частных методик, которая в настоящее время отсутствует. Это составляет вторую важную проблему. Кроме того, существенно должны быть расширены курсы возрастной и педагогической психологии, необходима серьезная работа по установлению серьезных связей и внутри психологических дисциплин. Каждый студент должен пройти практикум, как по психологии, так и по педагогике, получая в начале педагогические задачи с помощью кино и других технических средств обучения а уж потом непосредственно в школе.

Третий важный источник совершенствования подготовки учителей - сама практика подготовки. Для того чтобы учитель убедился в необходимости и эффективности новых методов, он должен сам обучаться этими методами. Это наилучший способ подготовки учителя к внедрению этих методов в своей будущей деятельности. Если же активные методы обучения будут пропагандироваться с помощью традиционной лекции, где студенческая активность ограничена лишь слушанием, то это типичный случай убеждения во вреде табака с папиросой во рту.

Естественно, что рассмотренные нами принципы перестройки школьного образования могут и должны быть реализованы и при подготовке учителей. Высокого уровня знания психологии учеников.

В заключении остановимся на задаче трудового обучения и воспитания. В настоящее время школа с ней не справляется. Отметим, что она не была решена и после реформы 1958г., когда была поставлена задача обеспечить начальную профессиональную подготовку. Главный недостаток существующего положения дел состоит в том, что труд и учение в школе не сопоставимы по оценке их важности как со стороны учащихся, так и со стороны родителей. Все, что связано с трудовой подготовкой, воспринимается как нечто инородное для жизни школьника.

Для определения целей образования особое значение придается понятиям "воспитание" и "образование", ибо бережное воспитание открывает путь к правильному образованию. В этих понятиях восстанавливаются их исторические значения, которые более полно отражают теоретические аспекты гуманно -личностной педагогики, нежели их нынешнее смысловое содержание.

При этом нужен тщательный отбор учителей, которые сумеют найти подход к определенному ученику или ученикам. Психолог поможет разобраться глубже в психологии ребенка, поможет понять, почему ребенок плохо усваивает предмет, отказывается выполнять задания. Сама задача для преподавателя не из легких, но вполне выполнимая. Поэтому желательно педагогу работать в плотной связке с психологом, который поможет разобраться в индивидуальных качествах характера ученика, подскажет психологические особенности каждого ребенка.

Таким образом, воспитание не сводится к узко материальным вопросам о формирования отдельных качеств нравственности. Оно есть проявление, развитие внутреннего, духовно-душевного состояния личности, того состояния того состояния, которое есть источник и направляющая сила всей целостной жизни человека. Следует сожалеть, что этот глубокий смысл воспитания не находит должного отражения ни в сложившейся трактовке понятия "воспитание", ни в самой педагогической практике .Воспитание -это главная часть образовательного процесса- вытеснено обучением .Фактически весь образовательный процесс сводится к обучению и заботам о нем и направлен на конкретную цель - вооружить учащихся прочными знаниями . умениями , навыками, дать им "основы наук", по сути узко материалистические, отчасти и политизированные знания, а при их подаче восприятие игнорируется душой и сердцем, духовности. Да еще ошибочно полагают, что знания сами по себе составляют духовность человека . В силу этого и одухотворению своей природы к познанию присуще каждому ребенку.

Учителю надо верить, что ребенок есть явление. Он несет в себе свою жизненную миссию, наделен величайшей психической энергией со стремлением к очеловечению и познанию. Такая вера в ребенка наполнит образовательный процесс оптимизмом, обеспечит учителя творческим терпением, уважением и утверждением личности в ребенке, преданности ребенку и ответственности за его судьбу.

Вера есть предчувствие знания, ее постулаты не всегда поддаются научному доказательству. Лишь мудрость интуиции должна педагогу подсказать насколько вера есть оправдание деятельности - углубление веры. Учитель, не веря в силу и могущество ребенка, будет не в состоянии строить оптимистический, гуманный педагогический процесс. Найдет ли ребенок себя в жизни, сможет ли он проявить свою личною позицию, не исказится его судьба, - все это будет во многом зависеть от того, насколько процесс образования соответствует его внутренним устремлениям.

Миссия учителя дать знания каждому ребенку. Особого внимания, теплоты в отношениях требуют дети олегофрены. Они медленнее воспринимают преподаваемый материал, но при терпении и участии преподавателя такие дети добиваются значительных успехов в учебе и со временем перестают отличаться от остальных.

В Америке есть институт, изучающий проблемы олегофрении, где отбираются талантливые люди. Эти люди очень талантливы в различных отраслях деятельности, только требуют большего и повышенного внимания во время обучения и становления. Эти люди - совершенно нормальные в умственном развитии, только немного замедлено воспринимают любую информацию. Эти люди способны занимать высокие посты и меньше, чем другие склоны к опрометчивым поступкам. В России еще нет специалистов, которые могли бы заниматься детьми олегофренами, чтобы подготовить их к взрослой жизни, чтобы обратить внимание на неординарные их способности.

Многие из олегофренов имеют необычно развитое воображение, они могут быть художниками, актерами, поэтами и т.д. Нужно больше обращать внимания на таких людей, доверять им, потому что мышление у них совершенно адекватно ситуации.

Высшей формы педагогической действительности является как классическое, так и современное творчество. Классические и современные фундаментальные знания следует рассматривать как единое целое. Это вечно развивающаяся и неиссякаемая, вечно одухотворяющая настоящее и устремленная в будущее чаша мудрости. Эта чаша мудрости неподвластна времени и пространству, ибо она вечна, но каждая эпоха может взять из нее, сколько в состоянии взять, и обогатить ее, насколько она в состоянии обогатить.

И как не утверждай, что педагогика - древняя наука, и что мы имеем дело с океаном педагогических мыслей и идей, в действительности никакого океана нет, а есть чаша мудрости, которая может уместиться на ладони. В этой чаше мудрости может зародиться множество современных идей, теорий, систем, опыт, которые не уместить в тысячах томов.

Учителя часто меня спрашивают, что подразумевается под гуманной педагогикой. Могу ли я дать точное определение вечно развивающемуся? Не осмелюсь этого сделать, однако скажу о том, что мне представляется самым существенным качеством гуманного педагогического мышления. Главное заметить способности ученика, раскрыть его талант.

Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и готовить его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяет учительская любовь, оптимизм, высокая нравственность. Основой всякого развития ребенка она считает упреждающее развитие его духовности и человечности. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Цели и задачи этой высшей формы педагогического мышления связаны с созданием облагороженного человека, с воспитанием благородной личности. Гуманная значимость самих знаний умаляется, а результат воспитания искажается. Все это - следствие сложившегося авторитарного процесса обучения.

Мы уже говорили о том, насколько может быть опасным давать высшие знания духовно малоразвитому, озлобленному человеку. Знания могут облагораживать человека лишь в том случае, если она принимает, усваивает их через облагороженное сердце, этот дом духа. Ум, впитывая знания через сердце и духовность, достигает того уровня просветления, к которому он и был готов. Ум, принявший знания непосредственно, минуя пути сердца и духовности и тем более имея под собою огрубленные, ожесточенные озлобленные сердце и душу, способен направить человека на творение зла против людей, общества, государства, человечества, против прошлого, настоящего и будущего, против самого себя. Трагедии человечества происходят не от недостатка знаний, а от недостатка духовного света и сердечной любви, которые способны во сто крат увеличить малые знания, способствовать открытию новых знаний.

Воспитание человека, находящегося на пути становления, должно опережать обучение знаниям, оно как бы заготавливает и облагораживает знания и тем самым просветляет ум. Знания действительно есть сила, но добрая или злая - это будет зависеть от сердца и духовности человека.

Если, например, преподавателем является Екатерина Дмитриевна, рожденная в декабре, то ее отношение к детям очень переменчиво. Она сильно зависит от настроения, неуравновешенна, раздражительна по мелочам. О стремлении к духовному единению с учениками и говорить не приходится.

Как можно осмыслить понятие "Образование"? Воспитание как процесс питания духовной оси требует своих питательных средств. Естественно, для питания духовной оси нужны будут не обычные, скажем, биологические вещества, а именно духовные ферменты. Ими могут быть образы любви, красоты, устремленности, доброты, преданности, творчества, мужества, мастерства, созидания, сочувствия, сопереживания, благоразумия, нравственности; знания, озарения сердцем и духом; стремление к благу с помощью знаний, стремление к благу с помощью знаний, стремление к углублению в знаниях; знания в виде высших законов природы Вселенной, гармонии; высшие творения разных видов искусства, образы человеческого общения, образы добромыслия, ясномыслия, благомыслия, ответственности за свои мысли; образы словесности и речи; образы расширенного сознания, образы целенаправленной деятельности; образы, рожденные в процессе саморазвития, самопознания, самосовершенствования; образы материального и духовного плана; образы, рожденные мировоззрением и верой...

Трудно перечислить все возможные источники, которые рождают одухотворенные образы, тем боле невозможно перечислить сами образы. Образование потому и есть процесс образования, что от полностью пропитан возвышенными утонченными образами, питающими душу и сердце ребенка. Образование не есть лепка человека с определенными качествами без участия самого человека, устремленного по пути развития, взросления и свободы. Образование есть процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, высшими, возвышенными, одухотворяющими плодами цивилизации. Образовательный процесс этими образами так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так же необходимы для становления благородной личности в ребенке, как необходим воздух для жизни того же ребенка. Нужно любить детей, как своих собственных.

Для полного понимания той сути понятия "образование", которую вкладывает в него теория гуманно-личностной педагогики, следует воспользоваться еще одним элементом понятия "просвещение". Это понятие тоже всецело принадлежит становлению духовной сферы человека. Просвещать значит рассеивать тьму в сердце и душе человека, помогать человеку воспринимать (в-ос-принимать!) мир расширенным сознанием, радоваться и восхищаться (в-ос-хищаться!) явлениями жизни. Понятия "образование" и "просвещение" в нынешних условиях больше обслуживают номенклатурное содержание, указывая на административно-управленческую систему (министерство образования, министерство просвещения, система образования, система просвещения и т.д.). Однако своим глубоким смыслом они помогают раскрыть искусство, и философия, и не обходится она в своей основе без таких постулатов, в которые надо верить, ибо невозможно их доказать научно. В педагогике как общественной форме мышления и тем более деятельности людей доля научно обоснованных закономерностей и потому точных суждений и действий мизерна. Проблема усугубляется тем, что учителя, которые ведут педагогическую деятельность, не всегда вооружены полным набором этих научных знаний. В этой важнейшей сфере общественной жизни огромную роль играют творческий опыт, интуитивные решения (их можно назвать интуитивной педагогикой), вековая мудрость. Все это приобретает свою значимость для конкретного учителя в зависимости от того, во что он верит в ребенке.

Ребенок - явление в нашей жизни, не случайность. Он рождается потому, что должен был родиться, он в продолжении является как бы на зов людей; человек рождается для человека, люди нужны друг другу, нуждаются друг в друге, ибо творят друг друга и самих себя.

Имя, отчество ребенка как явление несет в себе свою жизненную задачу, жизненную миссию, которой он должен служить. Это его служение, его миссия обращены на благо людей - на близких и родных, на знакомых и незнакомых, на нынешние и будущие поколения. Есть люди - носители великих миссий для человечества, однако их миссия может не состояться, если не окажутся люди, величие миссий которых в том, чтобы растить и оберегать их, помогать и содействовать им. Так, Пушкин есть явление. Он нес в себе миссию создать великое творческое наследие. Именно в этом смысле можно говорить о проявлении и утверждении личности, ребенок есть высшее творение природы и ребенок которые переданы ему по генотипу от родителей. Поэтому большое значение имеет то, какое имя дали ребенку, как оно сочетается с отчеством. От этого зависит в значительной мере его судьба и будущая карьера.

Характеризует природу ребенка от имени и отчества педагогическое мышление провозглашает принцип учета психологических особенностей детей в педагогическом процессе. Из этих "особенностей" берутся такие свойства, которые соответствуют именно авторитарному стилю обучения и воспитания: уметь слушать внимательно, запоминать, мыслить и выполнять по образцу, самостоятельно излагать усвоенное, уметь подчиниться правилам заведенного порядка, уметь исполниться чувством ответственности и долга, и т.д. Разумеется, сами по себе эти психологические свойства, с учетом которых строится процесс обучения и воспитания, имеют огромное значение в деятельности человека. Но следует учесть то обстоятельство, что авторитарный педагогический процесс использует эти свойства для обеспечения собственного благополучия, ибо без этих психических сил он не в состоянии функционировать. Однако главное заключается в том, что все эти свойства без внутреннего единства, без природного мотивационного источника не могут влиять на целостность личности ребенка.

Гуманно-личностный образовательный процесс строится на целостности природы ребенка. Нужно не учитывать психологические особенности ребенка, а двигаться согласно движению целостной природы его психики. Современные знания о природе ребенка, основных силах его психики дают возможность строить определенную модель личности. Хотя следует оговорить. Что этими знаниями вовсе не исчерпывается вся психическая природа ребенка, а лишь задеваются боле глубинные пласты, о которых нам пока мало известно.

Гуманно-личностная педагогика исходит из понимания целостной природы психики ребенка. Внутренняя психическая энергия, внутренний огонь проявляется перед нами в трех основных страстях (стремлениях, стихийных движениях) ребенка.

Первая страсть - это страсть к развитию. Ребенок не может не развиваться - духовно, нравственно. Умственно, физически (разумеется, и в других сферах тоже, известных или не известных нам). "Стихийное" стремление к развитию есть природное состояние ребенка; развитие врожденных способностей происходит в процессе преодоления трудностей. Ребенок сам ищет в окружающей его среде трудности, чтобы преодолеть их, ибо лишь в этих условиях он в состоянии довести свои природные возможности до предписанных им пределов. Этот мощный импульс к развитию охватывает ребенка, как стихия, чем и объясняются его шалости, неразумные и опасные затеи. Этим объясняются также духовные и познавательные запросы ребенка.

Задача педагогическая заключается в том, чтобы организовать образовательный процесс,характеризующий особыми предметно-пространственными, нравственно-социальными качествами, который даст ребенку возможный простор для всестороннего развития; более того, этот процесс должен опережать проявление иных свойств ребенка и приглашать их к активному движению. Таким образом, нужно не просто учитывать это состояние психики ребенка в образовательном процессе, а исходя из него предлагать ребенку разумные для становления его многогранной природы условия. Развитие происходит в процессе преодоления трудностей, и это закон природы. Педагогическая задача в том и заключается, чтобы в образовательном процессе ребенок постоянно находился перед необходимостью преодолевать разного рода трудности и чтобы эти трудности соответствовали его индивидуальным возможностям.

Детей дошкольного возраста нужно готовить к занятиям в школе. Необходимо привлекать к этому опытных психологов, чтобы помочь преподавателям и воспитателям разобраться в психологии ребенка. Дети по разному воспринимают новый материал, не все могут быстро перестраиваться с одного предмета на другой. Психолог даст рекомендации как это сделать более рационально.

Очень любопытен, стремится все знать, страсть к взрослению. Ребенок рождается не для того, чтобы остаться ребенком, а для того, чтобы стать взрослым, в полной мере развить в себе общие и личностные качества и силы, стать облагороженным, цивилизованным, духовно богатым, знающим и умеющим взрослым человеком, чтобы общение, исходящие из формулы "Ты же взрослый, ты уже взрослый", и удовлетворения страсти к взрослению.

Его к взрослению - это гарантия природы, что ребенок может состояться как нравственно и духовно чистый, умственно развитый, сознательный и с чувством долга и ответственности человек. Однако условием того, что гарантия эта реализуется, является качество процесса образования. Отсюда требования к взрослым, творящим этот процесс: общение с ребенком на равных, постоянное утверждение в нем личности, проявление доверия, поручение дел взрослых. Установление взаимоотношений сотрудничества, возложение долга и обязанностей, обращение к сочувствию и сопереживанию. Отсюда еще и важнейший принцип гуманно-личностной педагогики: с целью удовлетворения страсти к взрослению возвести исполнение педагогических процессов до искусства, что и поможет ребенку чувствовать себя взрослым там, где он еще вовсе не взрослый, а ребенок.

Порой думают, что в первом классе, в классе для шестилеток как можно чаще должны применяться игровые приемы, ибо дети любят играть. Однако дети стремятся к школьной жизни вовсе не для того, чтобы продолжить там свои игры, а для того, чтобы утвердиться в своей жизни повзрослевшего. Стремление к школе есть именно одно из проявлений страсти к взрослению. Детей надо учить не играючи, а серьезно, с чувством ответственности. Это учитель должен играть свою роль в образовательном процессе так изящно и искусно, чтобы дети забыли в этом процессе о своей потребности играть.

Его страсть - это страсть к свободе. Ребенок проявляет ее с раннего детства, в разных формах. Особенно сильно она обнаруживает себя, когда ребенок с двух-трехлетнего возраста пытается ускользнуть из-под опеки взрослых и стремится утвердить свою самостоятельность. Если ребенок свою страсть к взрослению утверждает в общении со взрослыми и потому ищет взрослого, который удовлетворит в нем эту потребность, то страсть к свободе он ищет опять-таки в общении со взрослым, однако путем гуманно-личностной педагогики, определить принципиальную направленность образовательного процесса, принципиальное содержание образования. Внедрять новые методы обучения, дать возможность передовым педагогам проявить себя.

Образование есть более широкое и многогранное явление, чем воспитание, просвещение, обучение, учение. Хотя каждое из них может функционировать в большей или меньшей степени, друг друга, тем не менее все они по сути своей являются составными частями процесса образования (образовательного процесса). Внутри процесса образования содержание их как бы растворяется, автономия исчезает, и возникает качественно иное педагогическое явление.

Определяет концепцию философско-духовного восприятия ребенка. Гуманно-личностный образовательный процесс должен быть пронизан учительским оптимизмом в отношении каждого ребенка. Учитель вселяет уверенность в ребенке. Он поощряет детей, стремится к самовоспитанию, к выработке воли и характера, к обогащению и расширению духовного мира, к трудностям в развитии и усвоении знаний, ставит перед ними общие и индивидуальные цели.

Учительский оптимизм в отношении детей зависит от философского восприятия ребенка. Кем является ребенок для учителя? Если ребенок для него только ученик, воспитанник, который обязан, в силу социальной обусловленности, усваивать знания и ценности, то сила оптимизма в образовательном процессе гаснет, и учителю не раз покажется безнадежным тот или иной ученик, отстающий от других и ведущий себя безалаберно. Чтобы не допустить даже мысли такой, не говоря уже о проявлении соответствующих ей отношений к таким детям (жалость, грубость, попытки избавиться), он должен быть вооружен, так сказать, педагогической верой, которая будет руководить им и питать его оптимизм. В чем заключается суть этой веры, суть восприятия ребенка учителем?

Сначала следует сказать о том, что педагогика как важнейшая форма общественного мышления и деятельности людей - это наука, и игра. Заставить ребенка играть абсолютно невозможно, можно только приобщать его к игре. Однако если он включается в игру и играет в ней роль, то он знает, что обязан будет подчиниться правилам игры, играть по правилам. Иначе дети выгонят его из игры, скажут: "Ты не умеешь играть. Ты нам мешаешь. С тобой неинтересно играть". Ведь ребенок внутренне готов к свободной несвободе, к упорядоченной, узаконенной, общество дозволенной свободе, к сужению безответственного проявления иных своих потребностей.

Здесь следует сказать об одной объективной закономерности педагогического процесса: этот процесс несет в себе необходимость принуждения, то есть ограничения свободы ребенка. Закон принуждения усугубляется в авторитарном педагогическом процессе, однако он не исчезает и в гуманном педагогическом процессе. От ребенка, его хотений не зависят ни содержание образования, ни формы его организации, ни методы, ни общий распорядок школы и т.д. Это как правило, ролевой игры: их надо принять, им надо подчиниться. В личностном педагогическом процессе принуждение может быть нивелировано, ибо естественным образом развиваются природные силы ребенка. А страсть к свободе рождает принцип сохранения за ребенком чувства свободного выбора. Среди этих условий одно из ведущих мест занимает, как уже было сказано, изящное, искусное педагогическое воздействие, а также равноправное общение с ребенком, любовь к нему, вера в его возможности, сотворчество и сотрудничество, взаимное уважение и взаимные обязанности.

Кроме описанных общих движущих сил, каждый ребенок, как неповторимость, в зависимости от своего отчества и направленности, несет в себе индивидуальные силы - способности, дарования, возможности, личностные качества. Следует осознать истину, что каждый ребенок приходит в земную жизнь с уже вложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить ее. Распознавание неизменной сущности ребенка станет ключом к его личности.

Мои исследования показали, что с помощью имени-отчества и месяца рождения ребенка можно с точностью до 85% прогнозировать его будущую карьеру, наиболее полно раскрыть его возможности, выбрать специальность, развить заложенный в нем талант, способности. От этого во многом зависит его благополучие, личная жизнь, а значит и судьба.

Дети стремятся к взрослению, хотят быть более взрослыми, чем они уже есть. Подтверждение тому - ролевые игры, в которых каждый ребенка берет на себя обязанности взрослого человека. Страсть к взрослению сначала незаметно сопровождает страсть к развитию, но постоянно усиливается и начинает влиять на все сферы жизни ребенка. Детство не есть застывшее состояние беспечности, золотая пора, когда ни о чем не надо заботиться. Сама природа, космические силы в ребенке не склоняют его к такой беспечности. Настоящее детство есть сложный, порой мучительный процесс взросления. Страсть к взрослению несет ребенку много осложнений в общении с взрослыми, тем более, если взрослые не понимают и не принимают эту природную силу в ребенке.

При усилении импульсов этой страсти ребенок начинает искать соответствующие условия и среду для ее удовлетворения. Он начинает подражать внешним проявлениям жизни взрослых (попадание ребенка в дурную компанию) и т.д. Однако дурным привычкам и дурному влиянию взрослых ребенок поддается тогда, когда в его среде близких (родных, учителей, одноклассников - товарищей) он не находит удовлетворения своей природной страсти, перед которой он, как перед стихией, бессилен в одиночестве.

Удовлетворение страсти к взрослению происходит в общении, в первую очередь с взрослыми; общаясь со сверстниками, ребенок не в состоянии в полной мере удовлетворить эту потребность. Младшешкольник стоит на пороге бурного проявления своей страсти к взрослению, и поэтому именно в этом возрасте он должен ощущать доброе, облагороженное окружение взрослых, утверждающее в нем право на взрослость, видящее в нем взрослого человека, общение с которым ведется на равных. Формула "Ты еще маленький" и соответствующие ей отношения, имеющие открытые, т.е. осознаваемые ребенком формы, абсолютно противоречат основам гуманной педагогики. Наоборот, действия, отношения, меры, в целом ........................

Так что природа в ребенке, психика ребенка есть целостное явление, а сам ребенок - целостная личность. Природа в ребенке проявляет себя в трех мощных движущих силах; они переживаются им как страсти, стремления, которым он подвластен. Представим эту картину природы ребенка в виде треугольника, грани которого обозначают страсти к развитию, взрослению и свободе. Внутри треугольника заключено условие целостности личности ребенка - психика, дух, огонь проявления, в целом энергия его души и духовности, которая стремится к высвобождению, то есть к проявлению, развитию и утверждению. Все это заключено в круге, который есть процесс образования, педагогический процесс со всеми его компонентами.

Этот процесс образования, этот педагогический процесс будет гуманным настолько, насколько он в состоянии вбирать в себя ребенка со всеми его страстями, стремлениями, опережать во времени пробуждение этих страстей, будить и провоцировать их и создавать условия для их становления. Чем гармоничнее, целостнее будет это единство, тем успешнее и полнее будет вырисовываться из внутреннего огня ребенка его будущая личность, качества его личности. Человек становится личностью в той мере, в какой он ищет себя, открывает в себе цель своего служения и служит ей несмотря ни на какие жизненные трудности и осложнения. В этом суть гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.

Многое зависит от имени-отчества и месяца рождения учителя, что никогда не учитывается во взаимоотношениях преподавателя и ученика, включающая ребенка - учителя - общение, характеризует образовательный процесс, строящийся на началах гуманно-личностной педагогики. Предпочитаю раскрыть эту триаду через описание специфических особенностей гуманно-личностного образовательного процесса.

Ребенок есть деятельное природное существо, имеющее еще не развитые и не проявленные силы и духовную безграничность. Он из рук в руки предается природой человеку, людям, ставшими уже взрослыми, умными, образовательными; ставшими учителями и воспитателями и берущими на себя ответственность завершить начатое природой дело сотворения человека. Поэтому образовательный процесс должен охватывать ребенка полностью и творить в нем развитого, свободного и образованного человека. Оптимистическая, жизнеутверждающая и жизнерадостная сила образовательного процесса заключена во внутренней преемственности созидательной деятельности природы и человека-воспитателя, человека-учителя, направленной на сотворение благородного человека, достойного щедрости природы и гуманности общества.

Ребенок есть целостное явление, и в нем развивается целостная личность. Целостность ребенка проявляется и утверждается в жизни и жизнью. Ребенок не существует без личной жизни; она вбирает в себя всю совокупность окружающих его явлений в виде переживаний, впечатлений, стремлений. Жизнь влечет ребенка в его будущее, и он стремится войти в нее со своими взрослостью и свободой, долгом и заботами как равноправный член общества. Ребенок может найти жизненный смысл только в том образовательном процессе, который предоставляет ему такую же целенаправленную жизнь. Исходя из сказанного, в силу целостности личности ребенка образовательный процесс тоже должен быть целостным, а условием этого является развивающаяся в многообразных формах жизнь ребенка, жизнь детей.

Если он родился в декабре, то более неуравновешен, чем тот, кто родился в марте и относиться к нему нужно более осторожно, не ущемляя его самолюбия, не вызывая в нем раздражения. Это позволит учителю настроить ребенка на полное восприятие преподаваемого предмета.

В жизни ребенка можно различить два ее уровня: первый есть спонтанная жизнь ребенка, т.е. жизнь, проявляющаяся без педагогического вмешательства; второй уровень - педагогизированная жизнь. Образовательный процесс составляет второй уровень жизни ребенка. Этот уровень жизни как высший должен вбирать в себя и первый уровень - спонтанную, самобытную жизнь ребенка и детей. Образовательный процесс - этот второй уровень жизни детей - принимает всю гамму спонтанного, готовят для своих родителей с образцами своей познавательной и творческой деятельности.

Вдохновителем образовательного процесса является учитель. Личностно-гуманный подход к детям осуществляется учителем, который придерживается его основных идей и принципов и стремится к их творческому осуществлению. Если учитель как личность не может принять идеи гуманно-личностной педагогики, на что он имеет право, если от сам не является человеком гуманного склада и не обладает оптимизмом по отношению к каждому ребенку, то такому учителю не рекомендуется работать. Учителю надо верить, что ребенок есть явление, что от несет свою миссию. Он должен верить в силу гуманного образовательного процесса и в свои педагогические способности. Вера позволит учителю проникнуть в душу ребенка, постичь безграничность каждого ученика, найти верные пути воздействия. Учитель должен согласиться с природой ребенка, с его основными природными страстями и искать пути удовлетворения этих страстей в образовательном процессе в каждом моменте общения с ребенком. Учитель должен понять исключительную важность духовного развития детей, стремится к обогащению духовной жизни каждого ребенка.

Вера учителя в безграничность каждого ребенка находит свое воплощение в постижении того, что становление человека зависит от степени очеловеченности среды. Это значит: о иле природы ребенка надо судить по тому, какой действительностью от окружен, кто его воспитатели и учителя, которые организуют для него педагогический процесс и живут в окружающем его мире. Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя. Он создает педагогический процесс, создает и перестраивает окружающий мир, так чтобы в них ребенок познавал и усваивал истинно человеческое; познавал себя как человека; проявлял сою истинную индивидуальность; находил общественный простор для развития своей истинной природы; проникался общечеловеческими интересами; был защищен от влияния, способного провоцировать его на асоциальные проявления.

Какой учитель наиболее ценен? Надо предпочесть того учителя, который идет новыми путями. Каждое слово его, каждый поступок несет на себе печать незабываемой новизны.

Поэтому каждому преподавателю нужно серьезно готовиться к каждому уроку, составлять программу так, чтобы учитывать способности каждого ученика, изыскивать новые материалы, новые приемы преподавания. Излагать материал нужно простым языком, чем проще будет преподнесен материал, тем большее количество учеников его усвоит.

Не должны покидать искренняя любовь и преданность каждому ребенку; чувство глубокой ответственности за судьбу каждого ребенка; стремление к пониманию каждого ребенка.

Должен постичь педагогические аксиомы и делать соответствующие выводы для себя: личность воспитывается личностью; благородный человек воспитывается благородным человеком; любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; сердце воспитывается сердцем и т.д.

Это и есть путь к своей личности и к открытию своих педагогических дарований.

Пусть учителя сопровождают вечные заповеди: ищи и найдешь; проси, и дано будет; стучи, и открыто будет.

Есть человек, ведущий служение ради высших целей человечества, ради планетарной и космической эволюции, и ему должны быть созданы лучшие условия, чтобы он мог всецело посвятить себя тончайшему воспитанию.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.