Авторы:

Фрэнсис Кинг. Современная ритуальная магия

ПРЕДИСЛОВИЕ

Время от времени на страницах английских газет появляются сообщения о деятельности «малых культов», тайных обществ и даже об осквернении «черными магами» заброшенных деревенских церквей. Зачастую там же помещены фотографии обнаженных или полуобнаженных мужчин и женщин, пляшущих вокруг огромного костра или застывших в экстазе перед грубым алтарем, на котором видны мечи, плети, масло, ножи и прочие традиционные колдовские принадлежности.

Но подобные газетные сообщения — лишь верхушка айсберга, видимое и, пожалуй, демонстративное проявление удивительного возрождения средневековой магии и алхимии, которое произошло в XIX и ХХ вв.

Оживший интерес к предметам, которые, по мнению агностиков Х1Хв., считались выброшенными на свалку истории, это не только интерес к оккультным наукам в целом и ритуальной магии в частности. Смысл этого явления на самом деле гораздо шире. История этого возрождения проливает свет на образ жизни и убеждения таких совершенно непохожих людей, как У.Б.Йетс, Алистер Кроули и Чарльз Уильяме и вместе с тем многое проясняет в развитии всего европейского общества.

Мое повествование начинается с 1887 г. Но поскольку для широкой публики может оказаться затруднительным окунуться в события тех времен без знания того, каким образом выжила западноевропейская мистико-магическая традиция, я считаю целесообразным вкратце рассказать о розенкрейцерах xviii-xixbb., а также об истории возрождения магии в Англии. Об этом речь пойдет в начальных главах. Те из читателей, кто хорошо знаком с этим материалом, могут безболезненно пропустить эти разделы книги и начать с главы «Д-р Уэсткотт и козел».

Глава 1

ЛЕГЕНДА О РОЗЕНКРЕЙЦЕРАХ

Религиозная жизнь средневековой Англии, судя по всему, ничем не отличалась от религиозной жизни континентальной Европы — она была такой же безупречно добропорядочной и строго католической. Случалось, правда, что какого-нибудь странствующего монаха-францисканца сжигали на костре за распространение неоиоахимской ереси, да еще в ХV в. прокатилось движение лоллардов — но эти события не имели большого значения.

Однако за догматическим фасадом англиканской церкви таились потемки крестьянских суеверий и неогностических учений, а если принять тезис Маргарет Мюррей (с которым я не согласен), то существовали также и остатки древнего западноевропейского культа плодородия.

Магию, если рассматривать ее как набор приемов для вступления в связь с неподвластными человеку силами, чтобы обрести богатство, власть и наслаждение, изучали и практиковали многие с виду праведные и уважаемые граждане. Об этом можно судить по огромному количеству рукописных гримуаров — учебников по ритуальной магии, — которые сохранились и по сей день. Должно быть, многие благочестивые церковнослужители и миряне тайно хранили у себя дома «Ключ Соломона» или «Великий Гримуар».

Казалось бы, следовало ожидать, что подобные практики и вероучения сойдут на нет в эпоху Возрождения, эпоху развития культуры, господства рационализма, когда священники с повадками аристократов избегали читать свои молитвенники из боязни, что грубая латынь может осквернить их стиль. Но напротив, интерес к магии стал гораздо шире, чем даже во времена упадка Римской империи, и гримуары начали распространяться в печатном виде. Кентский помещик и автор нескольких учебников Реджинальд Скотт, живший в XVII в., имел в своей библиотеке экземпляры почти всех сколько-нибудь значимых гримуаров.

К началу XVII в. в Англии насчитывалось множество мистиков и магов. Некоторые из них были вполне безобидными — тихие деревенские священники, которые изучали христианскую каббалу Мирандолы и флорентийских неоплатоников. Другие были куда опаснее. Например, д-р Лэмб, наперсник распутного герцога Букингемского, не только практиковал черную магию, но и изнасиловал маленькую девочку (заразив ее при этом венерической болезнью) и был, в конце концов, убит разъяренной лондонской чернью. А Саймон Форман не только занимался магией, предсказаниями и астрологией и слыл знатоком ядов, но и оказался причастным к убийству, которое совершил печально известный Сомерсет.

Мистики и маги, разделяясь на «черных» и «белых», в сущности стремились к одному и тому же — большей мудрости, тайному знанию, «скрытому со дня сотворения мира», контактам с последователями эзотерических учений. Когда из Германии до них докатилась легенда о Христиане Розенкрейце, они почувствовали, что их желание вполне осуществимо.

«Все течет, все изменяется», — гласит старинная пословица. Действительно, во все века людям казалось, что они живут накануне вселенской катастрофы, что Сумерки Богов уже сгустились над ними. Им казалось, что прошлые поколения жили в мире порядка и безопасности, а сейчас все это, увы, безвозвратно ушло и на смену пришел жестокий век опасности, смерти и отчаянья.

Но, пожалуй, нигде это чувство тревоги не проявилось так сильно и не было столь объяснимо, как в среде образованных людей Германии начала ХУПв. Тридцатилетняя война, ужасное бедствие, превратившее половину Европы в пустыню и замедлившее политическое развитие Германии на два столетия, еще не началась — и все же некоторые чуткие люди смогли ощутить надвигающийся рок и уловить в неистовых спорах между католиками и кальвинистами, лютеранами и анабаптистами смутное предвестие предстоящих сражений, грабежей и насилия. Именно в этой тревожной и неопределенной атмосфере впервые публично заявили о себе члены розенкрейцерского братства. В 1614-16 гг. они (или же те, кто выдавал себя за них) опубликовали четыре кратких манифеста.

Первым был «Fama Fratemitatis», вышедший в 1614 г. (Возможно, что в рукописном виде «Fama» распространялся еще с 1610 г.) Второй назывался «Всеобщая реформация мира». В следующем году вышел памфлет «Confessio» («Исповедь»); здесь уже содержатся некоторые важные даты, но главным образом он выделяется своим крайне протестантским тоном и нападками на «тупоголовых папистов». Четвертым манифестом стала «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца». Из дальнейшего повествования мы увидим, что это — либо восхитительная легенда, либо прекрасная аллегория с внутренним мистическим смыслом.

В «Fama» и «Confessio» содержатся подробности жизни персонажа, скорее всего мифического, по имени Христиан Розенкрейц (Его полное имя дается только в «Химической свадьбе Христиана Ро-зенкрейца», в других манифестах он упоминается как Отец С.R.С., Брат C.R.C. или просто C.R.C.) краткая история Ордена, якобы им основанного.

Главный герой, сын немецкого дворянина, получивший монастырское образование, отправляется на поиски оккультного знания в Дамаск. Там он не находит того, что искал, но ему удается узнать, что в Аравии есть город Дам-кар, где будто бы живут учителя тайной мудрости. По прибытии в Дамкар, Христиан Розенкрейц обнаруживает, что его визит не был неожиданным: «Мудрецы приняли его не как случайного путешественника, а так, словно давно уже ожидали; им было известно его имя и многие тайные стороны жизни в его монастыре». За время пребывания у этих мудрецов Розенкрейц усовершенствовал свой арабский язык, многое познал в области физики и математики и перевел с арабского на латынь мистическую «Книгу М».

Христиан Розенкрейц пробыл в Дамкаре 3 года, а затем через Египет отправился в марокканский город Фее. Там «он познал то, что принято называть первоэлементами планеты (По-видимому, здесь имеется в виду учение о четырех элементах — ухах земли, воздуха, огня и воды, — которое впервые полностью разработал Парацельс, алхимик, оккультист и врач XVI в.) в результате чего ему открылись многие секреты природы». Затем Розенкрейц, «захватив с собой множество полезных вещей, морем отправился в Испанию, надеясь, что время, проведенное в путешествиях, потрачено не впустую и все, чему он научился, будет полезно для европейских ученых». Однако его надежды потерпели крах. Ученые мужи из университета в Саламанке обвинили его в том, что сам дьявол говорит его устами и отказались принимать знания от какого-то неизвестного и загадочного немецкого путешественника.

Далее подробно рассказывается о том, как Христиан Розенкрейц возвратился в Германию и основал там «Братство Розы-Креста» — «сперва только лишь из четырех человек, коими был изобретен магический язык и составлен подробный словарь, используемый нами и по сей день во славу Господа».

Вскоре четверо первых братьев начали изготавливать чудодейственные лекарства, и к ним потянулось множество больных. В результате братьям пришлось удвоить количество членов своего Ордена, что и было сделано. Также они построили новый дом для собраний, который получил название Дом Святого Духа. Затем братья решили разойтись. Перед расставанием они составили перечень правил Братства:

1. Никому не дозволено делать что-либо открыто, кроме лечения больных, причем это должно быть бесплатным.

2. Члены Братства не обязаны носить какой-либо особой одежды. В этом они могут следовать обычаям той страны, где проживают.

3. Слово R.C. должно стать паролем, по которому они могут узнавать друг друга.

4. Каждый брат Ордена должен подыскать себе достойного преемника на случай смерти.

5. Каждый год в праздник Тела Христова следует собираться в Доме Святого Духа.

6. Братство Розенкрейцеров должно оставаться тайным в течение ста лет.

После этого братья расстались друг с другом, и связь между ними, похоже, была почти утеряна. В «Fama» говорится, что «мы, последние из братьев, не знаем, когда умер наш славный Отец R.C.»

Далее в «Fama» в аллегорической форме рассказывается о том, как был найден склеп Христиана Розенкрейца. Во время работ по реконструкции главного здания Братства — «Дома Святого Духа», был найден большой медный гвоздь. При попытке выдернуть его, разрушилась часть стены и обнаружилась дверь с надписью — «POST CCXX ANNOS РАТЕВО» («Через 120 лет я восстану»). Когда дверь наконец-то открыли, «нашему взору предстал склеп, имеющий семь сторон (…) хотя склеп был совершенно не доступен для солнечного света, тем не менее, он был освещен искусственным мистическим Солнцем, которое находилось вверху, в центре потолка. В середине (…) был круглый алтарь, накрытый медным листом, на поверхности которого было выгравировано: «Я сделал этот склеп как модель Вселенной». Вокруг были начертаны слова: «Иисус для меня все». Посредине стояло четыре фигуры, расставленных по кругу. Под каждой имелась надпись: (1) Нигде нет пустоты. (2) Бремя Закона. (3) Свобода Евангелия. (4) Недосягаемое Величие Бога. Так как мы еще не обнаружили тело нашего заботливого и мудрого Отца, то решили сдвинуть алтарь в сторону. Под ним находилась прочная серебряная плита. Когда ее подняли, мы увидели тело прекрасного и достойного человека, совершенно нетленное… В руках была книга Т, являющаяся, наряду с Библией, нашим величайшим сокровищем». За стенами склепа братья нашли книги, магические зеркала, пояса и даже «еще горящие лампы».

О чем говорит эта аллегория? По крайней мере, ясно одно — здесь имеется связь с духовным возрождением, обретением новой жизни, внутренним воскрешением, в котором «все обновлено». Роберт Фладд, апологет розенкрейцерства XVII в., почувствовал это и сказал:

Некоторые авторы, изучающие эту тайну (т. е. воскрешение), высказываются о ней туманно, а великий Розарий, как мне кажется, облек ее описание в священный символизм. Ибо здесь мы видим захороненный труп, от которого отделилась душа, и, по всей видимости, вознеслась на небо. Тело, должным образом подготовленное к захоронению или даже уже разлагающееся; и вот душа, некогда принадлежащая ему, обретя великую силу, вновь спускается в свое тело. Мы видим свет, подобный солнечному. Но этот свет, исходящий из могилы, был интенсивней и ярче, чем у нашего небесного светила. Мы видим картину становления совершенного человека, изображенную с удивительным мужеством.

Я не стану тратить время на комментарий ко «Всеобщей Реформации», так как у меня имеются сильные подозрения, что это вовсе не подлинный розенкрейцерский манифест. Очевидно, предприимчивый издатель просто объявил его продолжением «Fama Fratemitatis». Так или иначе, в нем содержится множество заимствований из «Raguaglio di Parnasso» Боккалини, итальянского лютеранина, который умер, отстаивая свою веру, в 1613 г.

Самым необычным из всех четырех манифестов является «Химическая свадьба», опубликованный в 1616 г. И если верить теологу-лютеранину И.ВАндреа, который утверждал, что написал его в возрасте 14 лет, то каким же удивительным и не по годам развитым ребенком был он.

В «Химической свадьбе» говорится о том, что Христиан Розенкрейц накануне Пасхи был приглашен на королевскую свадьбу. На самом приглашении был изображен крест, несущий на себе как солнечный диск, так и полумесяц. И хотя Розенкрейц ждал этого приглашения семь лет, он был настолько тронут, что чуть было не лишился чувств.

На следующий день он проснулся рано и начал готовиться к путешествию. День спустя, воткнув в шапку четыре красные розы, он отправился в путь. Однако обнаружил, что во дворец короля ведут четыре дороги и лишь одна из них — Королевская дорога. По любой выбранной дороге следовало ехать до конца, так как повернувшего назад ожидала смерть. Вначале Розенкрейц был в неведении — какой путь избрать. Но, оказывая помощь голубке, раненной вороном, он неожиданно очутился у больших ворот, на которых было вырезано множество незнакомых ему мистических знаков. Когда стражник спросил его имя, он назвал себя «братом Алой Розы-Креста» и, получив в обмен на воду золотой опознавательный знак, прошел ко вторым воротам, охраняемым львом. Здесь он подвергся той же процедуре, только на этот раз, чтобы получить знак, он отдал свой узелок соли. Затем Розенкрейц быстро прошел через третьи ворота и как раз успел на свадебный пир. В конце пира гостей известили, что на следующий день на Великих Весах Правосудия будет взвешена их моральная ценность, дабы не допустить недостойных на мистическую свадьбу.

Большинство из гостей не сумели пройти испытание и вернулись домой, позабыв все, что происходило во дворце. А Розенкрейц в числе немногих преодолел его. На них набросили Золотое Руно, пригласили к столу, а затем показали чудеса, имевшиеся во дворце, в том числе Великого Феникса — символ Христа. На следующий день те, кто успешно прошел испытания, приняли участие в пиршестве. Когда трапеза была закончена, они сменили белую одежду на черную. Внезапно явился человек в черном. Он убил короля и королеву и положил их в гробы.

Затем Розенкрейц и его спутники, ведомые Девственной Наставницей, отправились к семиэтажной Башне Богов, где немедленно начали готовить материал для «Великого Делания» — magnum opus алхимиков. В итоге им удалось с помощью крови, взятой у Феникса, воскресить короля и королеву к жизни и славе и стать «Рыцарями Золотой Розы-Креста».

Может быть, вся эта история — обыкновенная сказка; но содержащаяся в ней алхимическая символика и особенно упоминание крови Феникса (средневекового символа христианского учения об искуплении и спасении) подсказывает нам, что это совсем не простая сказка.

В конечном счете не столь важно, существовало ли истинное Братство розенкрейцеров, сотворившее четыре самобытных памфлета, или же все это было бредом сумасшедшего либо же тщательно продуманной шуткой какого-то любителя розыгрышей. Важно то, что огромное количество людей поверило в существование такого братства, в существование тайного общества посвященных, обладающих сверхъестественными силами, а также в то, что когда-нибудь они тоже смогут быть принятыми в ряды этих посвященных.

Было опубликовано множество брошюр и открытых писем, авторы которых желали пополнить ряды розенкрейцеров. Но едва ли кто-нибудь из них удостоился ответа, а если таковые и оказались, то просто не решились предать его огласке. Поэтому, по прошествии всего лишь нескольких лет, к теме розенкрейцерства в целом стали относиться скептически. Английский метафизик Фладд предпринял попытку остановить растущую волну неверия:

Мы, обладатели сокровенного знания, должны окутывать себя тайной, дабы избежать упреков и домогательств со стороны тех, кто полагает, что нас нельзя считать философами до тех пор, пока мы не придадим нашему знанию словесную форму, пригодную для понимания. Невежда, размышляя о нас, сперва не верит в то, что нашего общества не существует; но поскольку (и это сущая правда) он никогда не встречал никого из нас, он убеждается в том, что нашего братства действительно не существует. Но не его, пребывающего в суетности своей, ищем мы, дабы принять в свои братья. Вопреки его ожиданиям, мы не выходим на всеобщее обозрение, ибо, в отличие от него, не жаждем пристальных взглядов невежественной толпы. Пустое любопытство — вот что заставляет глупцов искать членства в ордене; вступив же в него, они громогласно восклицают: «И это — суета и томление духа!».

Однако усилия Фладда оказались тщетными. К концу XVII в. розенкрейцерство и магия приобрели весьма одиозную репутацию и пребывали в этом состоянии вплоть до середины XVIII в., когда данная тема вновь стала актуальной. Именно в это время начали возникать многочисленные псевдорозенкрейцерские организации.

Глава 2

ВОЗРОЖДЕНИЕ И РОМАНТИЗАЦИЯ ТАЙНОЙ МАГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Тому, что народная магия выжила в период 1б80-1800 гг, она во многом обязана деятельности астрологов и так называемых знахарей. Первые из них занимались «талисманной магией» — изготовлением и освящением амулетов, предназначенных для предотвращения неблагоприятного планетарного влияния, возращения утерянных вещей, приобретения способности влиять на людей и тд. Более авторитетные астрологи осуждали подобные занятия и часто публиковали в своих ежегодных альманахах статьи, нередко содержащие острую критику в адрес таких конкурентов.

О знахарях, предсказателях, народных целителях и «белых колдуньях» того времени известно очень немногое, поскольку они действовали весьма осторожно, их клиентуру в основном составляли крестьяне или ремесленники. Периодика этой эпохи почти не содержит упоминаний об их деятельности. По-видимому, в Х1Хв. их особенно было много в отдаленных районах Англии и Уэльса.

В качестве примера здесь можно привести биографию Джона Харриса. Он родился в 1785 г. в Кармартеншире. Изучал медицину в Лондоне, но, не закончив курс, начал практиковать как знахарь (по-валлийски — dyn hysbys). Клиенты приезжали к нему издалека, даже из Кардиффа. Свое тайное знание, по его словам, он получал главным образом от общения с миром духов. Он также занимался астрологией, являясь ее убежденным сторонником, и использовал «магическое зеркало» для предсказания будущего. Местные жители уверяли, что раз в году он уединялся в отдаленном и безлюдном месте, чертил магический круг, произносил соответствующие заклинания и с помощью самого Дьявола обновлял свои сверхъестественные силы на весь следующий год!

Вполне возможно, что именно его вера в точность астрологического предсказания в некоторой степени явилась причиной одного несчастного случая, закончившегося для него трагически. Изучив расположение планет на день своего рождения, он пришел к заключению, что в его гороскопе есть «смертельная дирекция», выпадающая на конкретный день в 1839 году. Потому в этот день он оставался в своей постели, надеясь или избежать приближающегося несчастья, или, что более вероятно, спокойно встретить свой конец. Внезапно его разбудил крик, что в доме пожар. Харрис поспешил принять участие в тушении пожара. Таская ведра с водой на крышу, он поскользнулся, упал с лестницы и в результате сломал себе шею. Сейчас он покоится на кладбище в Кайо. Скромная надпись на его могильном камне гласит: «Хирург Джон Харрис».("Деятельность Харриса продолжил его сын, который умер десятью годами позже. Интересные и более подробные сведения об отце и сыне можно найти в брошюре Артура Ми «The Harrieses of Cwrt-y-Cadno».)

Трудно определить, в какой степени магия выжила в ХIХ в. на интеллектуальном и философском уровне. По крайней мере, мы точно знаем, что некий маг использовал сложную енохианскую систему магии, разработанную Ди. Об этом говорят оставленные им конспекты. Вполне вероятно, что были и другие, изучавшие теоретические аспекты магии. Когда в 1791 г. в свет вышли первые номера «Conjuror's Magazine» («Журнал Волшебника»), в редакцию сразу же хлынул поток писем от людей, интересовавшихся главным образом астрологией, но при этом явно обладавших некоторыми знаниями о таких предметах, как ритуальная магия и алхимия. Уильям Гилберт, часто публиковавшийся в этом журнале, фактически пытался заработать на жизнь изготовлением талисманов. Он писал: «Изготовление талисманов — великое искусство, которым я полностью овладел в результате упорной борьбы с его противниками… Поэтому мне будут платить и платить хорошо».

Он также учредил или пытался учредить школу, в которой учили бы «Астрологии и Духу, а также сущности и применению талисманов». Плата за обучение составляла от 20 до 150 фунтов в год. Гилберт, кажется, даже предпринял попытки прибрать к своим рукам весь рынок по продаже талисманов (он не мог быть большим), угрожая разрядить и сделать бесполезными изделия конкурентов! Он дал такую рекламу:

Никакие талисманы, никем не могут быть произведены в будущем, кроме моих учеников. И я сведу на нет силу всех талисманов, кроме тех, которые сделаны под моим руководством или мною самим." (Дополнительная информация о Гилберте и о журнале, для которого он писал, содержится в увлекательной книге Эллика Хоуи о современной астрологии «Дети Урании».)

Конец XVIII в. был отмечен некоторым ростом интереса к магии и другим «герметическим наукам» со стороны дилетантов и аристократов. В значительной степени это было связано с готическим возрождением, вылившимся в моду на всевозможные поделки в средневековом духе. Так, например, в 1784 г. начали издаваться «Небесные науки» Эбенезера Сибли. Несмотря на то, что в них давались инструкции по демонстрации таких псевдонаучных экспериментов, как создание иллюзии цветка из пустоты, и что они вмещали в себя большой раздел по магии и материал о том, как оживить труп с помощью некромантии, эти публикации в общей сложности представляли собой продукт, созданный теми же общественными силами, благодаря которым возникла псевдоготическая архитектура, а готический роман "3амок Отранто" имел литературный и финансовый успех.

Намного серьезней была работа Фрэнсиса Барретта «Маг» (1801). Ее использовали в качестве учебника в школе по изучению ритуальной магии и алхимии, основанной автором в Мэрилебоне. Тем не менее даже в этой книге ощущалось заметное влияние неосредневекового романтизма, особенно в иллюстрациях.

Подобным образом магическая традиция развивалась и во Франции, где были схожие социальные условия. Таро, необычная колода из 78-ми игральных карт, поспешно отнесенная к азартным играм и считавшаяся цыганским орудием обмана, начала интересовать любителей древностей. В 1784 г. Курт де Гибеллин (Кур де Жеблен) продвинулся в этом вопросе дальше всех. Он опубликовал книгу, в которой не только утверждал, что система Таро берет свое начало в древнем Египте, но и что вся колода является не чем иным как упрощенной версией «Книги Тота» — легендарного собрания учения жрецов священного Хема. Вскоре многие стали разделять взгляды Курта де Гибеллина, и к началу Великой Французской революции карточные гадания и другие формы предсказательных искусств были уже весьма распространены среди парижан.

Такие представления бытовали до середины ХIХ в., когда Элифас Захед Леви (настоящее имя — Альфонс Луи Констан) заявил, что вся колода Таро и в особенности 22 карты старшего аркана неким образом связаны с Древом Жизни, то есть с традиционной системой символов каббалы как в еврейской, так и в христианской версиях. Однако основная заслуга Леви состояла не в рассуждениях о карточных гаданиях, а в том, что он фактически вывел на поверхность всю тайную магическую традицию в той романтизированной форме, которую она впоследствии приняла.

Элифас Леви — в дальнейшем я буду употреблять это имя, так как Леви предпочитал называть себя именно так, — родился в Париже в 1810 г. в семье бедного сапожника. Детство он провел в крайней нужде, но все же счастье улыбнулось ему: он оказался чрезвычайно смышленым ребенком. Так, некто, знавший Леви еще подростком, называл его «пожирателем книг». Вырваться из своего убогого окружения ему удалось обычным путем — он поступил в семинарию св. Сульпиция, где бесплатно готовили католических священников.

Но мятежный дух Элифаса Леви заявил о себе уже с первых дней учебы. Мари Гебхард, его ученица, которая позднее стала теософом, поведала в своих воспоминаниях о неповиновении Леви администрации семинарии и последующих наказаниях, которым он подвергался по распоряжению своих духовных наставников. Тем не менее он легко сдал необходимые экзамены (впрочем, в те времена они не были слишком сложными) и стал дьяконом. Однако получить более высокий духовный сан ему не удалось, поскольку он занимался так называемыми «чуждыми учениями». Насколько я знаю, ни один из авторов, писавших о Леви, не раскрывает, что это были за «учения». Я полагаю, что Леви обратился к своеобразным полурелигиозным, полуполитическим учениям фанатичных сторонников экстремистского «Французского роялизма», которые впоследствии стали известны как «Спасители Людовика XVII».

Около 1838 г. Леви подружился с Альфонсом Эсквиросом, эксцентричным романтиком, который позднее опубликовал роман «Маг», Среди персонажей книги оказался целый гарем женщин-зомби, железный робот, непрестанно проповедовавший о достоинствах целомудрия, и гермафродит, посылающий письма на Луну! Именно через Эсквироса в 1839 г. Леви познакомился с Ганно и стал его учеником.

Ганно проповедовал что-то вроде революционного роялизма и верил в то, что он в некотором смысле является реинкарнацией Людовика XVII и его жены Марии Антуанетты. Как член секты Ганно, Леви занимался миссионерской деятельностью, за что в 1843 г. подвергся, как он говорил, «великим преследованиям», а в 1847 г. был арестован и посажен в тюрьму. Со временем иллюзии Леви по поводу этого псевдомессии развеялись, хотя это случилось уже после написания им «Евангелия Свободы», религиозно-социалистического трактата, который своим бредом о черепах тиранов, наполненных кровью, и т. п. напоминает худшие работы Ламенне. В дальнейшем Леви зарабатывал на жизнь литературной поденщиной — он написал целый том для объемного «Словаря христианской религии», который был направлен на поддержание абсолютного авторитета римского папы.

В начале 50-хгг. Леви написал «Учение и ритуал высшей магии» — хотя «Учение» и «Ритуал» были опубликованы раздельно, в 1854 и 1856 гг. соответственно, их содержание явно говорит о том, что изначально они были написаны как одна книга.

В «Учении и ритуале», как и в последующих за ними важных работах «История магии» и «Ключ великих таинств», Леви полностью романтизировал всю магическую и алхимическую традицию, толкование карт Таро и то немногое, что он знал о еврейской Каббале. Читая книги Леви, на ум приходит фраза, их характеризующая, — «готика XIX столетия». Книги Леви — это литературно-оккультная вариация вокзала Сен-Панкраса. К этому определению можно Добавить, что стиль, в котором написаны его работы, снова входит в моду, точно так же как стала популярной архитектура в стиле Сен-Панкрас.(3ачинателем литературной родословной оккультно-хипповского журнала «Gandalf's Garden» стоило бы назвать Элифаса Леви, а не Генри Миллера. Но я считаю, что сотрудники этого журнала находятся в неведении относительно своего происхождения.)

Я приведу только один пример, как Леви готизировал магическую традицию. В «Гримуаре Гонория», относящегося к позднему средневековью (авторство которого по названию книги ошибочно приписывают римскому папе Гонорию), приведена формула вызывания «Повелителей четырех сторон света и ангелов семи дней недели». Во всех просмотренных мною изданиях этого гримуара данной операции предшествовала подготовка, заключающаяся в разведении в уединенном месте большого костра и в начертании магического круга с помощью распятия. В «Истории магии» Леви описывает эту простую процедуру следующим образом:

В зловещем месте при свете костра из горящих ело-. манных распятий тлеющей золой чертится круг, при этом произносится магический гимн, состоящий из стихов, взятых из псалмов Давида.

Леви был не просто популяризатором готики. В своих книгах он заявлял о древнем происхождении и действенности магической традиции. Таким образом, он установил, что магия обладает несомненным потенциалом и что ее традиция хранит в себе истинные тайны познания добра и зла; что только традиционные доктрины магии способны адекватно объяснить такие явления, как спиритизм и глубинные аспекты гипнотизма; и что все туманные символы эзотерической и народной религии в действительности скрывают под собой магическое учение — единственную подлинную религию, действенную всегда и везде.

Сначала книги Леви не имели большого влияния, но спустя несколько лет они привлекли внимание читателей, желавших практиковать проповедуемые им магические доктрины. Среди этих магов были и англичане.

Глава 3

МАСОНЫ-РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ

Если до XVIII в. розенкрейцерским братством и высшими аспектами магии интересовались только профессиональные историки, то в XVIII в. такой интерес уже стали проявлять члены как аристократических, так и буржуазных масонских лож, причем первыми такую заинтересованность проявили европейские франкмасоны высших степеней посвящения.

Уже через несколько лет после публикации «FamaFratemitatis» многим стало понятно, что между розенкрей-церством и франкмасонством существует некая связь. В 1638 г. в «Плаче Муз» Адамсона встречаются следующие строчки:

Для братьев Розы и Креста,
Кто древним знанием масонства одарен,
Завеса времени прозрачна и тонка
Вперед исчислен мир и наше место в нем.

Мне представляется важным то, что эта цитата принадлежит шотландцу, который, вероятно, являлся франкмасоном. Ведь Шотландия была родиной теоретического, оккультно-философского масонства, отличающегося от еще незрелого практического масонства, ставшего предшественником современного тред-юнионизма. Я также склонен полагать, что еще в XVII в. некоторыми шотландскими масонскими ложами разрабатывалась некая форма розенк-рейцерских степеней посвящения (Моя точка зрения наиболее неортодоксальная, и поэтому большинство именитых историков масонства ее не разделяют.), из которой произошли такие степени как «Rose-Croix 18°» «Древнего общепринятого обряда» и «R.S.Y.C.S.» («Rosy Cross») современного масонского «Королевского Ордена Шотландии».

Как бы то ни было, но вполне очевидно, что уже в 50-хгг. XVIIIB. шотландские ссыльные якобиты разрабатывали упомянутый розенкрейцерско-масонский ритуал, и этот ритуал был прямым прародителем современной масонской степени, известной как «Rose-Croix of Heredom».

Некоторые историки масонства, обеспокоенные чистотой своего братства, отрицают всякую связь между этой степенью посвящения, с одной стороны, и розенкрейцерским братством и его учением, с другой. Они необоснованно отвергают связь с розенкрейцерством и твердо придерживаются своего мнения.

Я же согласен с А.Э. Уэйтом, который писал об этом так:

Лично я убежден, что все необходимое для степени — «Rose-Croix»: облачение, драгоценности, вся мизансцена, помещение, в котором проходил ритуал, напоминает более ранний Орден. В трех пунктах прослеживается явное соответствие с герметической работой в алхимии — мрак, смерть и в конечном счете воскрешение в красном цвете или приобретение совершенного состояния.

…Отсюда следует, что большинство масонских авторов, которые отрицали любую связь между 18-й степенью и Розенкрейцерским орденом, делали это или с полным отсутствием даже элементарного знания по этому вопросу, или же они были не искренни. Узы родства лежат на поверхности, и только слепой этого не замечает.

К этому следует добавить, что существует поразительное сходство между определенными аспектами этой степени и историей, изложенной в «Химической свадьбе Христиана Розенкрейца». Например, на фартуке масона был вышит Пеликан, кормящий своих птенцов кровью.(Изображение Пеликана также встречается на воротниках одежды и на драгоценностях, принадлежащих посвященным в эту степень.) Сейчас мы знаем, что Пеликан и Феникс в средние века были взаимозаменяемыми символами. И как мы помним, именно кровью Феникса Христиан Розенкрейц возродил к жизни короля и королеву.

В то время как епископы и другие духовные лица англиканской церкви, являющиеся членами 18-й степени, решительно отвергают это сходство, у меня не возникает сомнений, что даже в ее наиболее расплывчатой версии, распространившейся в ХХв. под названием «Rose Croix of Heredom» (Некоторые историки масонства одержимы желанием узнать истинный смысл слова Heredom. Большинство придерживается мнения, что оно происходит от греческих слов hieros domos (священный дом). Но также очевидно, что оно может быть заимствовано из французской легенды XVIII в., в которой говорится, что в Шотландии находился Mount Heredom (Холм Гередом), где хранились секреты «Rosy Cross».) излагается учение о посвящении и духовном возрождении, которое было непосредственно заимствованно у розенкрейцеров и, в конечном счете, у поздних гностиков и неоплатоников. Я склонен согласиться с одним антимасонским автором, который писал:

…в основе этой степени лежит докетическая христология… Смерть и воскресение Христа следует рассматривать не как действительный акт искупления, но, скорее всего, как некий вид опыта, которому должен подвергнуться посвященный в своих поисках просветления. По всей видимости, ударение ставится на достижение посвящаемым своего собственного спасения через просветление… Посвящаемый считает себя 33-летним, вне зависимости от того, сколько лет ему исполнилось на самом деле. В течение 33-х дней он путешествует по семи концентрическим окружностям, представляющим собой семь периодов существования мира. Он проходит сквозь мрак смерти к своему возрождению в Красной комнате, поднимается по лестнице к славе и совершенству. Он слышит, как проходит Воскрешение в Закрытой церемонии, описываемой как час совершенного Масона. Такое описание может показаться мрачноватым, но оно не мрачнее, чем описание триумфальной искупительной смерти нашего Бога на Кресте; и масонский траур по этому поводу, к сожалению, заставляет заподозрить, что они оплакивают смерть Сатаны.

(Хотелось бы уточнить, что, хотя я и считаю описание 18-й степени прекрасным примером суммирования неогностической и розенкрейцерокой доктрины посвящения, все же я не разделяю в высшей степени англиканские убеждения автора, с позиции которых оно написано.)

Степень «Rose-Croix» была разработана в Англии не раньше конца XVIIIB. Она не просто являлась частью некой большей системы, но послужила фундаментом для основания целого самостоятельного масонского Ордена. Этот независимый Орден «Rose Croix», вероятно, находился под покровительством сэра Томаса Данкерли, незаконнорожденного сына Георга II, который также являлся главой полумасонских тамплиерских лагерей.

В 1865 г. некий Роберт Уэнтворт Литтл, на основании старинных рукописей, якобы найденных во Франкмасонском зале, основал еще одно масонско-розенкрейцерское общество — Розенкрейцерское общество Англии. Ритуалы, взятые из этих рукописей, в чем-то напоминали ритуалы немецкого «Братства Золотой Розы-Креста», розенкрейцерской организации конца ХУШв., членство в которой, как и У их поздних английских подражателей, было допустимо только для масонов в степени Мастера.

Одним из первых членов этого общества, обычно известного как «Soc. Ros.» (Общество Розенкрейцеров в Англии), был Кеннет Маккензи. Этот молодой масон и оккультист утверждал, что в континентальное Розенкрейцерское братство его посвятил один австриец, а именно граф Аппоньи. Интересно отметить, что некто под этим именем действительно был прикомандирован к австрийскому посольству в Париже, как раз в то время, когда там находился Маккензи. Маккензи был учеником Фреда Хокли, знаменитого коллекционера старинных магических текстов. Последний, в свою очередь, был учеником одного оккультиста, который обучался в магической школе Фрэнсиса Барретта. И именно Хокли уверял, что сразу же по возращении Маккензи из Парижа, где тот посетил

Элифаса Леви, он записал воспоминания его разговоров с этим французским оккультистом. А спустя десять лет Маккензи написал важную статью для «Розенкрейца» — весьма недолговечного журнала общества «Soc. Ros.» В этой статье он не только поделился интересными личными воспоминаниями о Леви, но и изложил свое отношение к магическим искусствам:

(Эта цитата может показаться излишне затянутой. И все-таки, я думаю, что лучше привести ее здесь, чем поместить в приложении. Она исчерпывающе показывает

а) каким образом Маккензи и тем, кто разделял подобные взгляды, удавалось примирить веру в традиционную магию с принятием науки XIX столетия;

б) почему так почитали Элифаса Леви; и

с) как французская романтизация оккультизма временно повлияла на поздних английских магов.)

Магия — не некромантия, не воскрешение мертвой материи, наделенной воображаемой жизнью. Магия — психологический раздел науки, изучающий симпатическое воздействие минералов, лекарств, трав и живых организмов на способность воображения и мышления, она ведет к новому пониманию удивительного окружающего нас мира, приводя все явления в должный порядок и демонстрируя благое дело Великого Архитектора Вселенной. Следовательно, магия по праву счита-, ется достойным предметом изучения для масонов. И теперь, когда химики научились получать спирт из угля, нас едва ли удивит возможность достижения духовной истины путем изучения взаимодействия материальных субстанций. Такой мудростью руководствовались древние алхимики. Однако современный надменный химик не только не почитает их титанический труд, оставляя без внимания удивительные открытия, но и презирает их работу, забывая о том, что именно им он обязан своим существованием. Видимо, отношение современных химиков к алхимикам основывается на политическом принципе, в котором старые методы должны рассматриваться как тормоз науки. Однако такая теория неверна — старые методы познания мира так же истинны, как и современные утилитарные, то есть либеральные, — они развиваются параллельно, но с разными скоростями, или же эти параллели настолько удалены друг от друга, что человеческий разум не в состоянии понять их связь.

Давайте же отдадим должное тем, кто с преданностью и смирением пытается привести к гармонии две стороны великого покрова Исиды, который не поднимал ни один человек в этой смертной жизни. Там, под покровом, в темноте можно увидеть слабое мерцание жизни, и восхищенному взору провидца, возможно, будет дарована способность созерцать очертание славы Ветхого Днями, вечно озаряющей его присутствие в мире.

Итак, 25 ноября 1861 года я выехал из Лондона и направился в Париж. Прибыв туда, я начал знакомиться с тамошним положением дел в оккультных науках. Среди прочих оккультистов, о которых будет рассказано несколько позже в отчете Обществу, мне особенно хотелось посетить Элифаса Леви Захеда. Он известен как аббат Альфонс Луи Констан, автор нескольких работ по священной каббале, оккультной философии и иллюминизму.

Утром 3 декабря 1861 года я отправился к Элифасу Леви, который проживал в доме № 19 на авеню де Мэн, в симпатичном трехэтажном здании искусной кирпичной кладки, с квадратным газоном перед фасадом и изящными воротами, рядом с которыми находилось помещение для привратника. От привратника я узнал, что Леви проживает на втором этаже. Первый этаж, вероятно, отводился под различные конторы. Я вошел в дом и оказался в узком коридоре, по правой стороне которого находились четыре двери, очевидно, ведущие в небольшие комнаты. На четвертой двери висела маленькая табличка длиной около трех дюймов. На ней были начертаны несколько еврейских букв, соответствующих имени Элифаса Леви (Альфонс Луи). В каждом углу размещалось по одной из четырех букв, образующих священное слово INRI. Эта еврейская надпись была выполнена тремя основными цветами: красным, желтым и голубым.

Было около 10 часов утра. Я постучал. Дверь открыл сам Элифас Леви. Я увидел невысокого плотного человека, с румяным лицом, маленькими, но проницательными глазами, которые светились доброжелательным юмором. У него было широкое лицо с густой черной бородой и усами, губы тонкие и сжатые, ноздри широкие. Также я заметил, что уши у него маленькие и изящной формы. В целом он производил впечатление крепкого, здорового человека. Одет Леви был скромно и неброско, на голове нечто вроде фетровой шляпы, сдвинутой на затылок, с загнутыми спереди полями. Здороваясь со мной, он приподнял шляпу, и я заметил, что он лысоват. Волосы его оказались темными и блестящими, а часть черепа, предназначенная для тонзуры, немного заросла. Леви извинился, что не снимает шляпы, объяснив, что он вынужден так поступать из-за болезни головы. Он остерегался оставлять голову непокрытой.

Кратко представившись и вручив рекомендации, я выразил свое удовлетворение той информацией, которую извлек из его книг, а также объяснил причину своего приезда к нему. Она заключалась в том, чтобы выяснить, над чем он сейчас работает и насколько он расположен поведать мне об этом, и в то же время предоставить ему последние сведения о том, как развиваются оккультные науки в Англии. Отвечал Леви по-французски, так как это был один из трех известных ему языков, наряду с ивритом и латынью. Он сказал, что очень рад любому чужестранцу, чьи исследования сродни его собственным, и выразил удовлетворение, узнав, что его работы по теории магии принесли ему признание многих пытливых умов во всей Европе. Среди своих учеников Элифас Леви особенно выделил графа Брашинского, польского миллионера, которому он был обязан множеством манускриптов, некоторые из них к тому же перешли в его владение. Я сказал, что уже некоторое время собираю коллекцию всего, что относится к оккультной игре Таро и что особенно хотел бы узнать, собирается ли он осуществить намерение, выраженное в «Учении и ритуале высшей магии» — издать полную колоду карт Таро. Он ответил, что охотно готов это сделать, и достал из своих манускриптов небольшой том, в котором были изображены 22 карты Таро. Среди них была карта Зеро, или Дурак, согласно ранним версиям. Карты были нарисованы его собственной рукой. Этот маленький томик содержал также большое количество символов из теургии и гоетии, многое из Ключа равви Соломона и других подобных трудов — хранилищ оккультного знания.

Чтобы составить эту маленькую работу (как он мне сказал), ему потребовалось 20 лет. Далее он любезно заметил, что если я намерен опубликовать в Англии любой вариант карт Таро, то я могу рассчитывать на его помощь, и что он снабдит меня всеми необходимыми рисунками и инструкциями, а также указаниями, как ими пользоваться.

После этого предварительного и формального разговора мы перешли на обычную беседу, и только тогда я впервые позволил себе окинуть взглядом обстановку его жилища. Комната была маленькой и несимметричной и казалась еще меньше из-за нагромождения мебели. В алькове, позади обыкновенного письменного стола, находился своего рода алтарь с набором позолоченных сосудов, какие обычно используются в римских католических церквях во время проведения мессы. Сам алтарь был покрыт великолепной тканью желтого цвета с тускло-коричневым рисунком. В центре лежал еврейский свиток Торы; поверх него — позолоченный треугольник с именем Иеговы; по правую сторону от алтаря стоял сервант, также накрытый тканью. Под стеклянным футляром я заметил манускрипт. Он был о талисманах. Это я понял по раскрытым страницам.

Рядом с буфетом находилось окно, выходящее на северную сторону. Возле него стоял обычный письменный стол Элифаса Леви — большой и прочный, напротив, на стене висели полки, полные книг и манускриптов. Позади стола на стене рядом с письменным столом и ближе к окну была повешена большого размера картина, изображавшая женщину, которая, прижав руки к груди, поклоняется Священному Слову, явившемуся ей в ореоле Славы. Элифас Леви сообщил мне, что эта женщина символизирует Священную Каббалу. Под картиной стоял старинный диван с красными вельветовыми подушками. В конце комнаты размещался камин с причудливой решеткой. Каминная полка была заставлена рядом массивных стеклянных сосудов, в которых хранились монеты, медальоны и талисманы. По другую сторону камина, напротив картины, стоял небольшой шкаф со стеклянными дверцами. Он был покрыт красной тканью, сверху поставлены полки, на которых были расставлены книги неоккультного характера. Внутри шкафа я разглядел целый ряд манускриптов, печатных книг, стеклянный сосуд, наполненный водой голубого цвета, два черепа и множество других магических атрибутов. Рядом со шкафом находилась дверь, над которой была подвешена каббалистическая диаграмма. Леви сообщил мне, что было сделано только сто ее оттисков. На стенах висело множество гравюр и картин, имеющих отношение к каббале. Вся комната была чрезмерно украшена различного рода предметами и выглядела несколько театрализовано. На одном из шкафов я заметил египетскую фигуру Исиды. По-моему, она была сделана безупречно. Выслушав мое мнение, Элифас Леви засмеялся и сказал, что это всего лишь коммерческое изделие, какими торгуют в Париже, и фактически оно предназначено для хранения табака.

Затем у нас состоялся серьезный разговор о теософии. Элифас Леви любезно заметил, что форма моей головы явно свидетельствует, что я расположен к таким темам. Леви признался, что если в его книгах и были раскрыты какие-либо истины — а они действительно имелись — их открытие не должно быть приписано только его собственной мудрости. Ко многим изложенным в его работах выводам он пришел логическим путем, благодаря изучению комбинаций из 22-х карт Таро. Он также признался, что эти работы готовились к печати одним его другом, так как он сам не обладает необходимыми литературными способностями.

В целом я остался вполне доволен своим первым визитом к Леви. Он был прост в общении, искренен и прямолинеен. Леви рассказывал мне о своей поездке в Англию, выразив сожаление, что так и не сумел в достаточной мере овладеть английским языком. Он воздал должное многосторонним знаниям лорда Литтона (впоследствии сэра Эдварда Бульвера). Наряду с другими вопросами я спросил Леви, верит ли он в существование реальных средств общения с умершими. Его ответ был таким:

«Разбейте бутылку с маслом под водой. На какой бы глубине это не произошло, масло поднимется на поверхность, тогда как осколки бутылки упадут на дно. Точно так же, — продолжал он, — я представляю себе, как душа, оставляя тело, благодаря присущей ей духовной гравитации, поднимается к предназначенной для нее сфере. И, как и масло, она остается наверху и не возвращается на Землю».

Затем я попытался убедить его, что духи посредством рефракции, или отражения должны сообщаться с Землей, но нашел, что в данном вопросе он абсолютно материалистичен, и не стал развивать эту тему, а поскольку было уже поздно, я попрощался, договорившись о продолжении нашей беседы на следующее утро.

На другой день он был столь же дружелюбен и любезно принялся показывать мне большое количество манускриптов как своих собственных, так и написанных другими авторами. Одна работа, которую он положил передо мной, представляла собой фотографическую копию печатной книги. Как выглядит титульный лист книги, Леви было неизвестно, так как его кто-то вырвал. Несмотря на этот досадный факт, было отчетливо видно, что это пророчество знаменитого Па-рацельса, проиллюстрированное символическими фигурами. В нем были безошибочно предсказаны: первая

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.