Авторы:

Дейл Карнеги. Как преодолеть чувство беспокойства

Что в этой книге:
1. Дает проверенные на практике рекомендации по устранению чувства тревоги, беспокойства.
2. Показывает, как можно уменьшить на 50% заботы, связанные с работой.
3. Приводит 7 способов как обрести мир и счастье.
4. Показывает, как можно уменьшить финансовые заботы.
5. Рассказывает, как обратить критику в свою пользу.
6. Показывает, как домохозяйка может избежать утомления и выглядеть молодой.
7. Дает советы, как сохранить состояние душевного равновесия.
8. Показывает, как можно увеличить время бодрствования на 1 час.
9. Рекомендует 4 привычки, которые помогут избежать утомления и озабоченности.
10. Приводит рассказы об обычных и знаменитых людях, как они изжили в себе чувство тревоги и начали жить полноценной жизнью.
1. Иметь большое желание овладеть принципами, позволяющими преодолеть чувство беспокойства.
2. Читайте каждую главу 2 раза, прежде чем перейти к следующей главе.
3. Читая, почаще останавливайтесь, спрашивая себя, как самому применить каждую рекомендацию.
4. Подчеркните каждую важную мысль.
5. Просматривайте эту книгу ежемесячно.
6. Применяйте эти правила при каждой возможности, используйте ее как настольную книгу, которая помогает решать повседневные вопросы.
7. Вовлекайте кого-либо из друзей в эту игру: Как только он поймает вас на том, что вы нарушили один из этих принципов, отдайте ему 1/4 доллара.
8. Еженедельно отмечайте достигнутый прогресс. Спросите себя, какие ошибки вы сделали, что стало лучше, какие уроки вы получили на будущее.
9. Ведите записки, показывающие, когда и как вы применили те или иные принципы.
35 Лет назад я был одним из самых несчастных парней в Нью-Йорке. Я зарабатывал на жизнь продажей грузовых автомобилей. Я не знал устройства моторов и не желал знать. Я ненавидел свою работу, ненавидел жизнь в дешевой меблированной комнате, полной тараканов. Я питался в дешевых, грязных забегаловках, тоже населенных тараканами. Я приходил домой вечером с головной болью, вызванной чувством разочарования, озабоченности, горечи и протеста.
Мечты, которые я вынашивал в колледже обернулись ночными кошмарами. Что это была за жизнь? Неужели я всю жизнь должен выполнять работу, которую ненавидел, жить с тараканами, питаться кое-как и не иметь надежды на будущее?
Я мечтал иметь возможность читать и писать книги. Я знал, что могу все выиграть и ничего не потерять, бросив работу, которую ненавидел. Мне не нужно много денег, мне хотелось жить так, как я мечтал. Я подошел к своему Рубикону — к моменту принятия решения, с чем сталкивается большинство молодых людей в начале жизненного пути.
Я принял решение, и оно полностью изменило мою жизнь. Оно сделало счастливыми мои последние 35 лет жизни и оправдало мои утопические мечты.
Моим решением было: Отказаться от ненавистной работы и найти работу по душе.
Так как я окончил учительский колледж в Варренбурге, я решил зарабатывать на жизнь преподаванием в вечерней школе для взрослых. Днем я буду иметь время для чтения книг, подготовки лекций, работать над рассказами и романом. Я хотел "жить, чтобы писать, и писать, чтобы жить". Какой предмет мне преподавать? Я попытался оценить свою подготовку в колледже и пришел к выводу, что обучение ораторскому искусству и публичным выступлениям более всего остального пригодилось мне в жизни. Почему? Потому что я избавился от застенчивости, неуверенности в себе, научился общению с людьми. Я понял и то, что на роль руководителя обычно выдвигаются люди из тех, кто просыпался утром, может сказать, что он думает и и что он хочет.
Я предложил свои услуги вечерним курсам колумбийского и нью-йоркского университетов, но эти университеты решили, что можно обойтись и без моей помощи. Я был разочарован, но сейчас благодарен судьбе за то, что не попал туда, а начал преподавать в одной из школ для взрослых. Ассоциации вечерних школ, где я должен был давать конкретные рекомендации, обеспечивающие быстрый результат. Мои ученики поступали в школу не затем, чтобы получить свидетельство об окончании или повысить свой социальный престиж. Они поступали для того, чтобы как можно быстрее решить возникшие проблемы. Они хотели научиться тому, чтобы выступать на деловых совещаниях без дрожи в коленях и не теряя сознания от страха.
Торговцы хотели научиться тому, чтобы разговаривать с "жестким" покупателем без того, чтобы выскакивать на улицу набраться храбрости для разговора. Они хотели развить в себе чувство уверенности, они хотели продвинуться в своих делах. Они хотели зарабатывать больше денег. А так как они платили за свое обучение по системе очередных взносов и прекращали платить, если не видели результатов, и так как я получал не постоянное жалованье, а определенный процент от взносов, то я должен был быть практичным, если не хотел остаться без копейки.
Таким образом, я получил бесценную практику. Я должен был заинтересовать студентов, я должен был помочь решить их проблемы. Я должен был так вести занятия в каждом семестре, чтобы они захотели продолжать обучение. Это была ответственная работа. Я полюбил ее. Я был удивлен, как эти люди развивали в себе чувство уверенности и как быстро они затем получали повышение по службе и прибавки к заплате. Курс имел успех, превосходящий мои самые оптимистические ожидания.
Через три семестра ассоциация вечерних школ, которая отказывалась вначале платить мне 5 долларов за вечер, стала платить 30, в соответствии с положенным процентом.
Вначале я учил только публичным выступлениям, а затем увидел, что мои ученики нуждаются в умении заводить дружбу и оказывать влияние на людей. Так как я не мог найти соответствующей книги о человеческих отношениях, я написал ее сам. Эта книга была написана как учебник для моих взрослых учеников, а так как я до этого написал еще четыре книги, о которых мало кто знал, то я и не мечтал, что книга "как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" получит такое широкое распространение.
Через несколько лет я пришел к выводу, что есть еще другая важнейшая проблема для этих деловых людей — чувство беспокойства. Большинство моих слушателей работало инженерами, торговцами, бухгалтерами — здесь были представители самых разных профессий — и все со своими проблемами. Были среди них работающие женщины, были и домохозяйки, и у них тоже были проблемы!
Ясно, что нужен был учебник, помогающий избавиться от чувства беспокойства. Я попытался такой учебник найти в нью-йоркской публичной библиотеке. Но обнаружил, что в библиотеке всего 22 книги под рубрикой "беспокойство", в то время, как по червям имелось 188 книг. О червях книг написано в 9 раз больше, чем о чувстве беспокойства. Не правда ли, удивительно?
Поскольку преодоление чувства беспокойства является одной из самых важных проблем, стоящих перед человечеством, вы можете подумать, что в каждом институте, в каждом колледже имеется курс "как преодолеть чувство беспокойства". Однако, если и есть хотя бы один курс по этой теме где-либо на земле, я об этом не слышал. Не удивительно поэтому, что Д. Сибури говорит в своей книге "как успешно бороться с чувством беспокойства": "Мы становимся взрослыми, но к жизни подготовлены также, как книжный ученый-червь к тому, чтобы выступать в балете".
Результат? Более половины коек в наших больницах заняты людьми с нервными и душевными недомоганиями. Я просмотрел все 22 книги по вопросу о чувстве беспокойства, имеющиеся на полках нью-йоркской библиотеки. Кроме того, я купил все книги по этому вопросу, которые смог найти. И все же я не смог бы выбрать ни одной, которая подходила бы в качестве учебника для моего курса в вечерней школе для взрослых. И тогда я решил написать ее сам.
Я начал готовиться к этому 7 лет назад. Как? Я прочитал, что говорили философы всех веков о чувстве беспокойства. Я также прочитал сотни биографий от Конфуция до Черчилля. Я беседовал с десятками известных людей, таких как Д. Демпсли, генерал О. Бредли, генерал М. Кларк, генри форд, Э. Резвельт и Д. Дикс.
Но это было только начало. Я сделал кое-что еще, гораздо более важное, чем беседы и изучение литературы. 5 Лет я проработал в лаборатории, занимающейся борьбой с чувством беспокойства — лабораторией являлись классы для взрослых. Насколько я знаю, это была первая и единственная в мире лаборатория такого рода.
Что мы делали? Мы давали студентам набор правил, как преодолеть чувство беспокойства, и просили применять их на практике, а затем обсуждали на занятиях полученные результаты. Некоторые сообщили о способах, которые они применяли раньше. В результате, я полагаю, что на тему "как преодолеть чувство беспокойства" я выслушал больше, чем кто-либо из живущих на земле. Кроме того, я прочитал сотни сообщений на эту тему, сообщений, признанных лучшими в наших школах, которые действуют в 200 городах США и Канады.
Так что эта книга родилась не в замке из слоновой кости.
Она не содержит также академических рассуждений о том, как можно было бы бороться с чувством беспокойства. Вместо этого я попытался написать сжатый доклад о том, как чувство беспокойства было преодолено тысячами взрослых людей. Одно бесспорно: Эта книга имеет практическое содержание. Вы можете попробовать ее на зуб.
Я рад сообщить, что в книге вы не найдете рассказов о людях, личность которых невозможно установить. За исключением нескольких отдельных случаев, в книге названы подлинные имена и указаны адреса.
"Наука, — сказал французский философ Валери, — это собрание удачных рецептов". Это как раз то, что дается в этой книге: Собрание проверенных временем рецептов — как в наше время избавиться от чувства беспокойства. Однако, позвольте мне вас предупредить: Вы не найдете в ней ничего нового, но вы найдете многое из того, что обычно используется. А раз так, то ни мне, ни вам нет необходимости говорить о новом. Мы уже знаем достаточно о том, как следует правильно и хорошо жить. Наша беда не в отсутствии знаний, а в бездействии.
Цель этой книги — возродить, проиллюстрировать, очистить и восстановить старые, но основополагающие истины — растормошить и попытаться заставить вас что-то сделать, чтобы начать их применять.
Вы не выбирали эту книгу ради того, чтобы узнать, как она была написана. Вас интересует основное содержание.
Прочитайте первые 44 страницы книги и, если вы не почувствуете, что она дала вам новые силы и чувство подъема для того, чтобы преодолеть беспокойство и наслаждаться жизнью — вбросьте эту книгу в урну. Она не для вас.
Весной 1871 года один молодой человек встретил в книге фразу, — всего 21 слово, — которая оказала громадное воздействие на всю его последующую жизнь.
Студент-медик Монреальской больницы был озабочен предстоящими выпускными экзаменами, а также тем, что его ждет впереди, как дальше жить. 21 Слово, которое он прочитал в 1871 году, помогли стать ему знаменитым врачом поколения.
Он основал всемирно известный медицинский институт им. Джона Гопкинса. Он стал профессором и возглавил кафедру в Оксфорде, учрежденную английским королем, т. Е. Удостоился величайшей почести, которую может заслужить человек, занимающийся медициной в Англии. Когда он умер, была выпущена книга, состоящая из двух толстых томов, с рассказами о его жизни. Его имя сэр Вильям Ослер.
Вот 21 слово, которые он встретил весной 1871 года, 21 слово из Томаса Кармеля: "Наше главное дело не смотреть на то, что лежит в туманной дымке на расстоянии, а делать то, что лежит непосредственно под рукой".
42 Года спустя, теплым весенним вечером сэр в. Ослер беседовал со студентами Йельского университета. И сказал тогда им, что люди ошибаются, когда считают, что он, профессор четырех университетов и автор книг, обладает "мозгами особого качества". Он сказал, что близкие друзья знают, что у него самые обычные способности.
В чем же секрет его успеха?
Он обусловлен тем, что он старается жить в рамках одного дня. Что сэр Ослер имел в виду? За несколько месяцев до своего выступления он пересек Атлантику на большом океанском лайнере, на котором капитан, стоящий на мостике, мог нажатием кнопки перекрыть лайнер водонепроницаемыми перегородками.
"Каждый из вас, — сказал сэр Ослер, — имеет более высокую организацию, чем этот лайнер, и рассчитан на более длительное плавание. Я хочу убедить вас научиться жить в рамках одного дня с тем, чтобы обеспечить большую безопасность плавания. Забирайтесь на мостик, нажимайте кнопку и слушайте, как железные двери захлопывают умершие вчерашние дни. Нажимайте другую кнопку и захлопывайте железной занавесью будущее — еще не родившиеся завтрашние дни.
Тогда вы в безопасности — в безопасности сегодня.
Захлопните прошлое! Дайте прошлому похоронить себя. Отгородитесь от завтрашних дней, которые облегчили многим дорогу к смерти. Груз завтрашних забот, сложенный со вчерашним и с тем, который нужно нести сегодня, придавливает и самых сильных. Закройте будущее так же плотно, как и прошлое.
Будущее — сегодня. Нет завтра. День спасения — именно сегодняшний день. Депрессии и озабоченность следуют за человеком, беспокоящемся о будущем. Перестройте "корму и нос", вырабатывайте привычку жить в рамках одного дня.
Разве сэр Ослер сказал о том, что мы не должны стараться подготовиться к завтрашнему дню? Вовсе нет. В своем обращении он говорит, что наилучший способ подготовиться к завтрашнему дню — это сконцентрировать весь интеллект, весь энтузиазм на выполнении наилучшим образом сегодняшнего дня, его дел.
Это единственно возможный путь хорошо подготовиться к будущему.
Итак, если вы хотите исключить из вашей жизни чувство беспокойства, делайте то, что сделал сэр Ослер:
Отгородитесь перегородками от прошлого и будущего. Живите делами сегодняшнего дня.
Попробуйте задать себе и записать ответы на следующие вопросы:
1. Есть ли у меня частое беспокойство о будущем, не мечтаю ли я о волшебном саде из роз где-то вдали, за горизонтом?
2. Не отравляю ли я временами настоящее имевшим место в прошлом, давно свершившимся, к которому нет возврата?
3. Встаю ли я утром с намерением "схватить день", сделать максимум возможного за эти 24 часа?
4. Можно ли лучше себя чувствовать, живя делами одного дня?
5. Когда начну выполнять это правило? Со следующей недели? Завтра? Сегодня?
Если возникла у вас ситуация, порождающая чувство беспокойства, сделайте три вещи:
1. Спросите себя: Что произойдет в худшем случае?
2. Приготовьтесь к тому, чтобы худшее принять, если придется.
3. Затем спокойно разберитесь в ситуации и постарайтесь найти способ улучшить этот наихудший вариант.
В клинике Майо было обследовано 15 тыс. Пациентов, страдавших от желудочных болезней. У четверых из каждых пяти не было никаких физических изъянов, вызывающих болезнь. Страх, беспокойство, ненависть, эгоизм, неспособность приспособиться к реальному миру — вот что приводит к болезни желудка, в частности к язве желудка.
Недавно доктор Х. Хабейн из клиники Майо делал доклад на заседании ассоциации хирургов и терапевтов, работающих на промышленных предприятиях. Он сообщил, что обследовал 176 руководителей в промышленности, средний возраст которых составил 44,3 года. Он доложил, что более трети этих людей страдали от болезни сердца, язвы желудка и гипертонии.
Подумайте! Треть руководителей имеет серьезные заболевания, не достигнув 45 лет! Какая плата за успех! Можно ли говорить об успехе, если за него надо платить язвой желудка или болезнью сердца? Что толку человеку, если он выигрывает хоть целый мир, но при этом терзает здоровье? Если даже он будет владеть миром, все равно он может спать только в одной постели, есть только три раза в день. А это доступно и простому человеку, который к тому же может спать крепче и получать удовольствия от еды больше, чем могущественный властелин.
Если говорить откровенно, я предпочел бы стать сельскохозяйственным рабочим в Алобаме с банджо на коленях, чем к 45 годам подойти с разрушенным здоровьем, управляя железной дорогой или фабрикой, выпускающей сигареты.
У меня на столе книга Э. Подольски, озаглавленная "поборите чувство беспокойства и живите хорошо". Вот названия нескольких глав:
— Что чувство беспокойства делает с сердцем;
— гипертония из-за чувства беспокойства;
— чувство беспокойства может вызвать ревматизм;
— старайтесь меньше беспокоиться из-за своего желудка;
— беспокойство может вызвать простуду;
— чувство беспокойства и щитовидная железа;
— диабет, вызванный чувством беспокойства;
чувство беспокойства может усадить вас в кресло-качалку по причине ревматизма или артрита. Авторитет с мировым именем, доктор Р. Сесия из корнельского университета называет четыре наиболее распространенных причины, которые приводят к артритам:
1. Развод.
2. Финансовый крах.
3. Одиночество и чувство беспокойства.
4. Долго вынашиваемое чувство обиды.
…Мало что может так быстро состарить и испортить внешность женщины, чем чувство беспокойства. Оно меняет выражение лица. Заставляет сжимать челюсти и покрывает лицо сетью морщин. Волосы седеют, а порой и выпадают. Портится цвет и кожа лица. На почве беспокойства могут разрушаться зубы.
…Недавно я ездил в Филадельфию с другом, который страдает от щитовидной железы. Мы зашли на консультацию к доктору и. Браму, известному специалисту, который лечит щитовидку 38 лет. В холле для ожидания на деревянной доске, повешенной на стену, были выжжены слова-рекомендации: "Отдых и развлечения: — Лучше всего восстанавливают силы здоровая религия, сон, музыка и смех. Научитесь хорошо спать, любите музыку, умейте видеть смешные стороны жизни — тогда здоровье и счастье будут с вами".
Я хочу закончить эту главу, повторив слова доктора А. Каррела: "Человек, который не знает, как бороться с чувством беспокойства, умирает молодым".
Фанатичные последователи пророка Магомета имели обыкновение татуировать свою грудь изречениями из Корана. Мне бы хотелось, чтобы каждый читатель этой книги вытатуировал на груди:
"Человек, который не знает, как бороться с чувством беспокойства, умирает молодым".
Не говорит ли о вас доктор Карел?
Недавно мне позвонил сосед и стал убеждать меня и членов моей семьи сделать прививки от оспы. Он был одним из тысячи добровольцев, которые звонили в двери квартир в Нью-Йорке. Напуганные ими люди по 4 часа стояли в очереди, чтобы сделать прививку.
Станции по вакцинации были организованы не только во всех больницах, но и при пожарных команда, в полицейских участках, на крупных предприятиях. Более двух тысяч врачей и сестер напряженно работали день и ночь, чтобы сделать прививки толпам людей. В чем причина всего этого? 8 Человек в Нью-Йорке заразились оспой, двое из них умерло. Две смерти на 8 миллионов людей.
Я живу в Нью-Йорке 37 лет и ни разу никто не позвонил мне для того, чтобы предупредить о наступлении душевных болезней, которые за последние 37 лет нанесли в десятки тысяч раз больший ущерб, чем оспа.
Ни один из людей, звонивших мне на квартиру, не сказал, что один человек из каждых десяти, проживающих в Нью-Йорке, имеет нервное расстройство, в большинстве случаев порождаемое наличием чувства беспокойства и эмоциональных стрессов!
Поэтому считайте, что я пишу эту главу с тем, чтобы позвонить в вашу дверь и предупредить вас.
Нобелевский лауреат в области медицины доктор А. Каррел сказал: "Человек, который не знает, как бороться с чувством беспокойства, умирает молодым".
Несколько лет назад я провел отпуск в совместной поездке по Техасу с доктором Гобером. Он был главным врачом объединенной больницы городов Гульф, Колорадо Санта-Фе.
Обсуждая проблему беспокойства, он сказал: "70% Пациентов, обращающихся к врачу, могли бы вылечить себя самостоятельно, если бы они могли избавиться от своих страхов и чувства беспокойства. Я не думаю, что их болезни воображаемые. Я имею в виду язву желудка, болезни сердца, головные боли и некоторые виды паралича. Это реальные болезни. Я знаю, о чем говорю, — сказал доктор Гобер, — я сам в течение 12 лет страдал от язвы желудка".
"Страх порождает чувство тревоги, беспокойства. Чувство беспокойства делает нас напряженными, воздействует на нервные окончания нашего желудка, изменяет состав желудочного сока, что зачастую приводит к язве желудка".
Доктор Д. Мотагу, автор книги "язва желудка на нервной почве", говорит то же самое: "Вы получаете язву желудка не из-за того, что вы едите, а из-за того, что вас ест".
Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, — все знаю я от них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их: Как и почему, что, кто, когда и где.
Р. Киплинг.
Может ли помочь магическая формула Каррела, приведенная во второй главе, решить все проблемы. Нет, конечно. Так каким же может быть ответ? Ответ заключается в том, что для того, чтобы научиться иметь дело с различными затруднениями, надо взять на вооружение три ступени анализа. Вот они:
1) Соберите факты.
2) Проанализируйте факты.
3) Придите к решению — и затем действуйте в соответствии с принятым решением.
Этому учил еще Аристотель, который пользовался подобным методом. Возьмем правило первое: — Соберите факты.
Почему это так важно? Потому, что если мы не будем иметь факты, мы, возможно, и не сможем разрешить проблему. Без знания фактов мы будем барахтаться в неразберихе. Это не моя идея, это идея Г. Хокеса, проработавшего 22 года деканом колумбийского университета. Он помог решить проблемы 200 тыс. студентам.
"Неразбериха — вот главная причина для чувства беспокойства", — говорил Хокес.
…Для решения проблемы, порождающей чувство беспокойства, применим подход Г. Литчфилда, директора страховой компании:
1. Точно запишите, чем вы обеспокоены.
2. Напишите, что вы можете с этим сделать.
3. Решите, что нужно сделать.
4. Немедленно начинайте выполнять это решение.
Подход может быть таким. Поставьте вопросы:
1. В чем состоит проблема?
2. В чем причина возникновения проблемы?
3. Каковы пути возможного решения проблемы?
4. Какое решение вы предлагаете?
Правило 1.
Получите факты. Помните, как говорил декан Хокес из колумбийского университета: "Половина беспокойства в мире происходит от людей, пытающихся принять решение без достаточного знания того, на чем основывать решение".
Правило 2.
После того, как будут взвешены факты, примите решение.
Правило 3.
Когда решение тщательно подготовлено и принято, действуйте. Направьте силы на выполнение принятого решения и не беспокойтесь о результате.
Правило 4.
Когда вы или ваши помощники обеспокоены какой-либо проблемой, ответьте на следующие вопросы:
1. В чем сущность проблемы?
2. Какова причина возникновения
проблемы?
3. Какие могут быть решения?
4. Какое решение наилучшее?
Великий ученый Пастер говорил о спокойствии, которое царит в библиотеках, лабораториях. Почему? Потому что люди в библиотеках и лабораториях настолько поглощены своими задачами, что им не до беспокойства о себе. У исследователей редко бывают нервные срывы. Для подобной роскоши у них не хватает времени. Почему такая простая вещь как занятость, помогает вытеснять чувство беспокойства? Есть один из фундаментальных законов психологии:
— Один, даже выдающийся ум, не может думать более чем об одной вещи в данный момент.
Вы не совсем верите? Хорошо, проведем эксперимент.
Отклонитесь назад, закройте глаза и попробуйте одновременно думать о статусе свободы и о ваших планах на завтрашнее утро. Вы убедитесь, надеюсь, что можете сосредоточиться на каждой мысли поочередно, но никак не одновременно. Подобное справедливо в области эмоций. Мы не можем одновременно заниматься чем-нибудь интересным и быть подавленным беспокойством. Один вид эмоций вытесняет другой. И это простое открытие помогло военным психиатрам совершать чудеса во время войны. Когда люди выходили во время боя в таком состоянии, что их называли "психоневротиками", военные врачи организовали им постоянную занятость.
Каждая минута бодрствования этих больных была занята деятельностью, как правило, на воздухе, — рыбной ловлей, охотой, игрой в мяч, фотографированием, работой в саду, танцами. На размышления о пережитом времени не оставалось.
"Терапия занятостью" — эта терапия широко сейчас используется в психотерапии, когда работу предписывают как лекарство. Древнегреческие врачи использовали этот метод еще за 500 лет до нашей эры.
Итак, правило 1.
Занимайте себя. Человек, охваченный чувством беспокойства, чтобы не впасть в отчаяние, должен растворять себя в деятельности.
Правило 2.
Не теряйте душевного равновесия из-за мелочей. Помните: "Жизнь очень коротка, чтобы быть мелочной".
Правило 3.
Спросите себя честно: — Какова вероятность того, что то, что вас тревожит, может произойти?
…Приведу высказывание одного из наиболее чтимых философов — в. Джеймса: "Принятие того, что случилось, является первым шагом к тому, чтобы преодолеть последствия несчастья".
Правило 4 гласит: Примиритесь с неизбежным!
Вовремя подавайте команду: "Остановись".
Хотелось бы вам знать, как делаются деньги на Уол-стрите? Полагаю, что этого хотелось бы миллионам людей — и если бы я знал ответ, эта книга стоила бы десятки тысяч долларов. Есть, однако, одна хорошая идея, которую используют многие финансисты. Вот, что рассказал об этом Робартсон, советник биржи по вкладам:
Я приехал в Нью-Йорк, имея 20 тысяч долларов, которые мне дали друзья для игры на бирже. Я думал, что знаю все приводные ремни этого механизма. Но я потерял все до последнего цента. Правда, были и удачные ставки, но в конце концов я потерял все. Я не переживал бы так тяжело, если бы это были мои деньги. Но я чувствовал себя ужасно, так как потерял деньги своих друзей, хотя они были богаты и могли это пережить.
Я боялся встречи с ними после того что случилось, однако, к моему удивлению, они легко отнеслись к потере и не утратили своего оптимизма.
Я играл по принципу "выиграл — проиграл", полагаясь в основном на удачу и на мнение других людей. Как сказал Х. Филижс: "Я играл на бирже своим ухом". Я стал обдумывать ситуацию и решил, что прежде, чем вернуться на биржу снова я разберусь во всем до конца. Мне удалось познакомиться с самым удачливым игроком В. Кастлсом. Я рассчитывал, что многое узнаю от него, так как у него была репутация человека, который с успехом играет на бирже в течение многих лет, а такое не бывает просто удачей. Он задал мне несколько вопросов о том как я вел свои операции, а затем сообщил мне то, что я считаю самым важным принципом в финансовом предприятии.
Он сказал:
Для каждой финансовой операции я предусматриваю момент, когда подаю себе команду "остановись". Это значит, когда курс акций падает на 5% от стоимости, они автоматически продаются. Потери ограничиваются пятью пунктами.
Если же ваша сделка оказалась хорошо продуманной, вы можете выиграть — 10, 15 или 50 пунктов. Следовательно, ограничивая потери пятью пунктами, вы можете ошибиться в половине сделок и все равно заработаете много денег.
Я последовал немедленно его совету и следую ему до сих пор, что позволило мне и моим клиентам заработать тысячи долларов. Некоторое время спустя я понял, что принцип "остановиться вовремя" может использоваться не только на бирже. Я стал применять этот подход и к другим проблемам.
Например, у меня были установлены дни, когда мы завтракали вместе с другом. Но он часто и на много опаздывал.
Наконец я сказал ему: "Я жду тебя ровно 10 минут. Если ты задержишься больше этого хоть на минуту, я выбрасываю завтрак в реку и ухожу".
Как бы мне хотелось, чтобы в молодые годы я умел сдерживать свое нетерпение, раздражение, умственное и эмоциональное напряжение! Почему у меня не хватает здравого смысла трезво оценить каждую ситуацию, грозившую вывести меня из состояния душевного равновесия, почему я не говорил себе:
"Дейл Карнеги, зачем волноваться из-за пустяков?"
"Почему в самом деле?"
…100 Лет назад, однажды ночью, под крик совы в лесу, Генри Горо опустил гусиное перо в чернильницу и записал в дневнике: "Стоимость жизни такова, какой кусок жизни я готов за нее отдать немедленно или постепенно".
…Когда б. Франклину было 7 лет, он сделал ошибку, о которой помнил 70 лет. Тогда ему безумно хотелось иметь свисток. Он зашел в магазин игрушек и выложил все свои деньги на прилавок, попросил свисток, даже не поинтересовавшись ценой.
"Когда я пришел домой, — писал он своему другу 10 лет спустя, — я стал расхаживать по своему дому и свистеть, очень довольный своей покупкой. Но когда старшие братья и сестры узнали, что я заплатил за свисток гораздо больше, чем он стоил, они подняли меня на смех. Я от досады заплакал".
Годы спустя, когда Франклин стал всемирно известным и был послом США во Франции, он еще помнил этот случай.
"Когда я стал взрослым, — рассказывал Франклин, — и увидел поступки людей, то понял, что много, очень много людей платят слишком дорого за приобретение свистка. Короче говоря, что большая часть несчастий человечества обусловлена неправильной оценкой ценности вещей, тем, что они слишком дорого платят за свисток".
Как написано в британской энциклопедии, лев толстой последние 20 лет жизни был самым почитаемым человеком в мире:
С 1890 по 1910 год нескончаемый поток почитателей совершил паломничество в ясную поляну, чтобы взглянув на его лицо, услышать звук его голоса, дотронуться до его одежды. Каждое слово, которое он произносил, записывалось. Но что касается жизни, — обычной жизни — здесь толстой проявлял меньше здравого смысла в свои 70 лет, чем Франклин в 7 лет! У него вообще не было здравого смысла. Вот, что я имею в виду.
Толстой женился на девушке, которую очень любил, они были счастливы так, что вставали на колени и просили у бога, чтобы он продлил, как можно дольше, их неземное блаженство. Но Софья Андреевна была по натуре очень ревнивой. Она переодевалась крестьянкой и следила за каждым шагом мужа, даже во время прогулок в лесу. У них вспыхивали ужасные ссоры. Она стала ревновать его даже к собственным детям. Однажды схватила ружье и прострелила фотографию своей собственной дочери. Она каталась по полу с бутылкой опиума около рта и грозилась совершить самоубийство, в то время как дети, забившись в угол, кричали от страха.
А что делал толстой? Я не виню его за это — он ломал мебель, он был достаточно раздражен? Но он делал хуже. Он вел личный дневник. Дневник, в котором все вину возложил на жену. Это был его "свисток"! Он хотел, чтобы грядущие поколения оправдали его и возложили всю вину на его жену.
А что делала жена в ответ на это? Она, конечно, вырывала страницы из дневника и сжигала их. Она начала вести свой дневник, где считала его негодяем, Софья Андреевна написала даже роман "кто виноват?", В котором представляла своего мужа дьяволом, а себя — святой. И что в результате? Почему эти два человека превратили свой дом в то, что толстой называл "сумасшедшим домом"?
Очевидно, было несколько причин. Одной из них было жгучее желание произвести впечатление на окружающих. Да, мы те потомки, о чьем мнении они беспокоились! А много ли мы задумываемся о том, кто из них виноват?
Нет, у нас достаточно своих проблем, чтобы тратить время, думая о толстом. Вот цена, которую эти два несчастных человека заплатили за свисток! 50 Лет жизни в аду — только потому, что ни у одного из них не нашлось здравого смысла сказать: "Остановись!" Ни один из них не сказал: "Пора немедленно остановиться. Мы растратим жизнь. Сейчас же скажем: — Довольно."
Я твердо верю, что знание реальной меры вещей, является величайшим секретом обретения спокойствия. И я уверен, что мы можем избавиться от 50% огорчений, если однажды установим для себя золотое правило определять, какие вещи представляют для нас жизненную ценность.
Итак, чтобы изжить привычку к чувству беспокойства прежде, чем она поломает вас, возьмите на вооружение пятое правило:
Вовремя остановитесь и задайте себе три вопроса:
1. Насколько действительно важна вещь, о которой вы беспокоитесь?
2. В какой момент должен я сказать "остановись!" В отношении дела, вызывающего беспокойство, и поставить точку?
3. Сколько я плачу за этот "свисток"? Не заплатил ли я уже больше, чем он того стоит!?
Д. Карвер, ученый, потерял 40 тысяч долларов — все свои сбережения, когда узнал, что банк, в котором они хранились, объявил о своем банкротстве. Когда кто-либо спрашивал, знает ли он о том, что потерял все свои деньги, Карвер отвечал: "Да, я слышал", — и продолжал свою работу. Потерю он начисто выбросил из памяти и никогда о ней больше не вспоминал.
…Я сожалею о том, что не посещал школу дж. Вашингтона в Нью-Йорке и не учился у доктора Пауля Брандвастна, преподавателя, у которого учился Аллен Саундерс. А. Саундерс рассказывал, как его преподаватель курса гигиены дал ученикам один из самых ценных уроков.
Однажды утром наша группа пришла на занятия в лабораторию, где находился доктор Брандвастн. На краю его стола стояла бутылка молока. Мы уселись и уставились на нее, недоумевая, какое отношение молоко имеет к курсу гигиены.
Неожиданно доктор Брандвастн прокричал: "Не плачьте над разлитым молоком". Затем он заставил нас подойти к раковине и посмотреть на пустую бутылку.
"Посмотрите хорошенько, — сказал он, — я хочу, чтобы вы запомнили урок на всю жизнь. Вы видите — молоко все вылилось, и сколько бы вы ни поднимали шума и ни рвали на себе волосы — ни одна капля не вернется назад. Если бы мы приняли некоторые меры предосторожности, молоко можно было бы сохранить. Но сейчас слишком поздно. Все, что мы можем сделать — это списать его, забыть и перейти к дальнейшим делам."
"Я забыл геометрию и латынь, — сказал А. Саундерс, — а этот небольшой урок запомнился мне на всю жизнь. Он дал мне для практической жизни больше, чем все другое, чему меня учили в высшей школе в течение 4 лет. Он научил меня по возможности не разливать молоко, но если это случилось — забыть полностью и никогда не вспоминать."
…Я всегда восхищался покойным Р. Шедром, обладавшим даром освещать старые истины красочно и по-новому. Он был издателем "филадельфийского биллютеня". Однажды, обращаясь к выпускникам колледжа, он сказал: "Кто из вас когда-либо пилил дрова? Поднимите руки."
Большинство из учеников подняло руки.
Затем он спросил: "А случалось ли вам пилить опилки?"
Таких не оказалось. "Конечно, пилить опилки нельзя! — Воскликнул Шедд, — они уже распилены! То же самое с прошлым. Когда вы вспоминаете и переживаете случаи, которые уже совершились и с которыми все покончено. Вы просто пытаетесь пилить опилки."
…Вся королевская конница и все королевские ратники не вернут прошлого. Поэтому выполняйте правило 6:
Не пытайтесь пилить опилки!
Правило 1.
Вытесняйте чувство беспокойства постоянной занятостью. Активная деятельность — вот одно из лучших средств лечения.
Правило 2.
Не   беспокойтесь из-за пустяков, не
допускайте, чтобы ваше счастье рушилось из-за мелочей.
Правило 3.
В отношении беспокоящих вас обстоятельств применяйте законы теории вероятности. Спросите себя: "Какова вероятность того, что это вообще случится?"
Правило 4.
Примиритесь с неизбежным, если вы знаете, что обстоятельства вне вашей власти и вы не можете изменить или переделать их. Скажите себе: "Да, это так и не может быть иначе."
Правило 5.
Умейте вовремя остановиться, решите для себя, какую меру беспокойства вы можете себе позволить в отношении тех или иных обстоятельств и не расплачивайтесь большими.
Правило 6.
Пусть прошлое само себя похоронит, не пилите опилок.
Несколько лет назад в радиопрограмме мне задали вопрос: "Что самое главное из того, что вы узнали в жизни?" Ответить было легко: Самое важное, что я узнал, — это как важно то о чем мы думаем. Если бы я знал, о чем вы думаете, я бы знал, что вы из себя представляете. Наши мысли делают нас теми, кто мы есть. Наше мышление определяет нашу судьбу.
Эмерсон сказал: "Человек — это то, о чем он думает в течение дня."
А кем он может быть другим?
Я глубоко убежден, что самой большой проблемой, с которой сталкиваемся мы, фактически единственной проблемой, с которой мы имеем дело, является выбор правильного направления мыслей. Если у вас это получается, значит вы стоите на правильном пути решения всех ваших проблем.
Великий философ, один из правителей Рима Марк Аврелий заключил эту мысль в восемь слов — восемь слов, которые могут изменить вашу судьбу:
"Наша жизнь такова, какой делают ее наши мысли."
Да, если нам приходят в голову радостные мысли, мы будем чувствовать себя счастливыми. Если приходят мрачные мысли, мы будем чувствовать себя несчастными. Если мы будем думать о болезнях, то, возможно, заболеем. Если мы будем думать о провале, то обязательно потерпим неудачу. Если вы будете преисполнены жалости к себе, то станете нытиком и вас начнут избегать.
Как сказал Норман Пил: "Вы не то, что о себе думаете. Вы то, о чем вы думаете."
…Жизнь — непростая вещь, и мы должны быть озабочены нашими проблемами, но не обеспокоены ими. Какова разница между озабоченностью и беспокойством? Рассмотрим это на примере.
Каждый раз, когда я перехожу забитые машинами улицы Нью-Йорка, я чувствую себя озабоченным, но не обеспокоенным. Озабоченность означает необходимость решения проблемы и спокойное принятие решения. Беспокойство же означает летание вокруг проблемы бесполезными сумбурными кругами.
Психологическое состояние оказывает почти невероятное влияние на наши физические силы. Известный английский психиатр Дж. Хэффилд дает блестящую иллюстрацию этому положению в книге "психология силы".
"Я попросил трех мужчин испытать на себе воздействие психики на их силу, которую я измерил с помощью динамометра". Он попросил их сжимать динамометр с максимальной силой. Они проделали это при трех различных условиях. В обычных условиях они в среднем выжимали по 100 фунтов. Затем он их загипнотизировал и внушил им, что они стали очень слабыми. После этого они выжимали в среднем по 29 фунтов, меньше трети того, что выжимали в обычных условиях. Когда Хэффилд провел испытание в третий раз, внушив им, что они стали очень сильными, мужчины выжали по 142 фунта в среднем. Когда их мозг воспринял положительные мысли в силе, их сила увеличилась почти на 50%.
…Я глубоко убежден, что наше душевное спокойствие и ощущение радости зависит не от того, где мы, что у нас есть, и кто мы есть, а целиком определяются нашим умственным настроением. Внешние условия значат очень мало.
Возьмем к примеру Джона Брауна, который был повешен за попытку поднять восстание рабов и захват арсенала в Харпери Рерри. На казнь он ехал сидя верхом на собственном гробу. Тюремщик, который его вез, нервничал и был весь в тревоге, а старина Джон Браун оставался спокойным; глядя на горы, он воскликнул:
"Какая красивая страна! У меня не было возможности разглядеть ее по-настоящему раньше."
…Прекрасными иллюстрациями к сказанному являются наполеон и Нелен Келлер. Наполеон, кажется, имел все, о чем может мечтать человек: Славу, власть, богатство, — и все же он признался на острове св. Елены:
"У меня не было и шести счастливых дней за всю мою жизнь."
А Нелен Келлер — слепо-глухо-немая заявила:
"Жизнь так прекрасна."
Если вы хотите обрести спокойствие души и счастье, следуйте правилу:
Думайте о светлом, бодритесь и вы будете чувствовать, что жизнь прекрасна.
Если у линкольна был враг, то он ставил его на соответствующую должность, как если бы это был его друг. И никогда не лишал человека его должности из-за того, что тот был его враг, или потому, что линкольн не любил его. Линкольн считал, что "никогда не стоит восхвалять человека за то, что он сделал или не сделал, ибо все мы дети условий, обстоятельств, окружения, образования, привычек, последовательности — были, есть и будем".
Возможно линкольн и прав. Если бы вы или я унаследовали те же самые физические качества, умственные или эмоциональные, что и наши враги, и если бы жизнь сделала с нами то же, что и с ними, мы поступили бы точно так же или даже хуже. Давайте вспомним слова молитвы сиу:
"О великий дух, храни меня от того, чтобы я когда-либо плохо судил о человеке и обвинял его, не походив в его шкуре хотя бы пару недель."
Так, что вместо того, чтобы ненавидеть своих врагов, поблагодари лучше бога за то, что жизнь не сделала нас такими как они…
Правило 2.
Не надо пытаться расквитаться с врагами, так как это выходит себе дороже. Давайте поступим так, как делает генерал Эйзенхауэр — не тратить время на людей, которых не любим.
Если вы спасли человеку жизнь, будете ли вы ожидать благодарности с его стороны?
Вы возможно будете — но не С. Лейбовиц, известный адвокат, спасший 78 человек от электрического стула. Сколько из этих людей, как вы думаете, остановились, чтобы поблагодарить его или потрудились послать ему рождественскую открытку? Сколько? Ни одного.
Иисус Христос за один день исцелил 10 прокаженных — сколько из них остановилось, чтобы поблагодарить его? Только один. Когда Христос повернулся и спросил своих учеников: "Где же остальные девять?" — Оказалось, что те девять скрылись.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.