Авторы:

Александр Медведев, Ирина Медведева. Тайное учение даосских воинов

Дорогие друзья!

Эта книга, написанная, как и другие книги серии «Путь Шоу-Дао», по моим рассказам моей женой, повествует об истории моего ученичества в клане воинов Шоу-Дао – «Спокойных» или «Бессмертных».

Не исключено, что многие из вас, дочитав «Тайное учение даосских воинов» до конца, задумаются о причине, побудившей меня сделать этот период моей жизни достоянием широкой аудитории и быть столь откровенным в описании некоторых событий, в том числе весьма личного и интимного характера.

Должен признаться, что подобная откровенность далась мне нелегко. К ней в первую очередь меня побуждало желание рассказать об одном тайных даосских «срединных» путей познания мира и обретения внутренней гармонии, прежде неизвестном западной аудитории, и предоставить многим тысячам читателей, пытающимся практиковать техники Шоу-Дао по моим книгам и видеофильмам, возможность ознакомиться с некоторыми психотехниками, духовными практиками и нестандартными формами обучения, принятыми в этой школе.

Я благодарен судьбе за то, что у меня была очень интересная жизнь. Ученичество в клане «Спокойных» – лишь одна из ее граней, хотя и наиболее яркая. В связи с этим «Тайное учение даосских воинов» вряд ли стоит рассматривать, как подробную повесть о моей жизни или о жизни Учителя. В этой книге без четкой хронологической последовательности приводятся лишь краткие зарисовки некоторых моментов общения Учителя и ученика с целью показать, как менялось мироосознание ученика в процессе этого взаимодействия.

О многом будет рассказано в последующих томах серии «Путь Шоу-Дао», в то же время о многом придется умолчать в связи с ограничениями, наложенными на меня Учителем. Естественно, что имена и фамилии моих друзей, врагов и знакомых в книге изменены.

Книги серии «Путь Шоу-Дао» таят в себе гораздо больше ключей к самосовершенствованию по школе «Спокойных», чем это может показаться на первый взгляд. Для людей, интересующихся этим учением, они могут стать существенным дополнением к моим книгам из серий «Тайны воинских искусств», «Сохраненное Сокровенное» и других, посвященных боевым, духовным и оздоровительным практикам.

И последнее, о чем я хотел бы упомянуть. В учении Шоу-Дао нет ничего мистического или сверхъестественного, хотя многое из того, что делал мой Учитель, и о чем рассказывается в этой книге, может показаться выходящим далеко за рамки человеческих возможностей. Все это является результатом долгих и упорных тренировок по необычайно эффективным методикам, которые создавались, дополнялись и совершенствовались на протяжении почти пяти тысячелетий. Настойчивость в занятиях, правильно и в должной последовательности выполняемые техники позволят любому из вас добиться впечатляющих успехов как в воинских искусствах Шоу-Дао, так и в психотехниках, оздоровительных или медитативных практиках.

Учитель однажды сказал: «Люди Запада с надеждой смотрят на Восток, желая в заре увидеть отблески мудрости. Люди Запада готовы многим заплатить за нашу жизнь, готовы многое отдать Школе и Учителю. Но Шоу-Дао не требует ничего. Шоу-Дао только дает...»

После публикации моих первых книг «Кунг-фу. Школа бессмертия» и «Кунг-фу. Формы Шоу-Дао» я регулярно получаю тысячи писем от читателей, которые интересуются личностью моего учителя Ли Н., системой подготовки, философией и мировоззрением школы Шоу-Дао. Потребовалась бы целая книга только для того, чтобы перечислить все вопросы, которые мне присылают в этих письмах. Некоторые утверждают, что встречали моего Учителя или что он обучает их во сне. К своему удивлению, я узнал, что появились группы людей, объединяющиеся в секты и называющие себя шоу-даосами, которые пытаются практиковать систему Шоу-Дао по отрывистым сведениям, почерпнутым из моих книг.

Книга «Тайное учение даосских воинов» была написана по двум причинам. С одной стороны я попытался в ней ответить на некоторые наиболее часто задаваемые вопросы и дать более полное представление о Шоу-Дао и о личности моего Учителя, а, с другой стороны, описывая период моего ученичества, я на какое-то время вернулся в прошлое, заново переживая волшебное ощущение от столкновения с чем-то, явно выходящим за рамки повседневной жизни и обычного человеческого сознания.

Учитель говорил, что Шоу-Дао – это жизнь, и, как невозможно объяснить обычными словами, что такое жизнь, невозможно объяснить, что такое Шоу-Дао. Шоу-Дао – это путь, которым можно следовать, когда существует человек, указывающий и направляющий на него, как направлял меня мой Учитель. Путь Шоу-Дао – это формирование ощущения жизни, отличного от ощущений обычного человека, формирование принципиально иной психики, иной жизненной позиции, иной шкалы ценностей, иного мышления.

В «Тайном учении даосских воинов» основное внимание не будет уделяться детальному изложению техники рукопашного боя системы Шоу-Дао. Я собираюсь рассказать лишь о процессе преобразования моего сознания и мировоззрения, которое последовательно осуществлял со мной Учитель, используя для этого любые средства, хитрости и трюки из своего необычайно богатого арсенала.

Чтобы подробно изложить все беседы с Учителем, описать все наши тренировки и приключения, потребовались бы десятки томов, но даже в этом случае мне не удалось бы до конца передать ощущение духа Шоу-Дао. Это можно лишь пережить, но не пересказать.

В этой книге я упомяну лишь о некоторых интересных моментах, которые помогут получить представление о личности Учителя и его методах обучения. Скорее всего, это впечатление не будет достаточно верным. Боюсь, что я сам так и не смог понять до конца, каким был Ли, и до сих пор точно не знаю, кем он является на самом деле.

Поведение Учителя всегда было непредсказуемым. Он с неуловимой легкостью перемещался от состояний самых невероятных эксцентрических крайностей к позиции уравновешенного мудреца. Лишенный обычных человеческих чувств, он мог в совершенстве создавать иллюзию любой эмоции – положительной, отрицательной, благородной, безобразной, мгновенно, без всякого перехода чередуя их. Иногда он казался человеком тошнотворным до омерзения, иногда возвышенно-духовным, иногда жадным, глупым, трусливым или униженным. И вдруг, сбросив маску, Ли перевоплощался в великого воина или философа, стоящего выше всех человеческих проблем и слабостей.

На первом этапе моего обучения Ли непрерывно использовал формы поведения, в своих крайностях доходящие до абсурда. Таким образом он помогал мне осознать, что истина никогда не лежит на поверхности событий, а находится посередине между двух крайностей, между двух сторон медали, между «да» и «нет». Своим поведением он разрушал стереотипы поведения и установки, с детства заложенные в меня родителями и окружением, и на их месте создавал новое чарующее мироощущение Воинов Жизни, «Спокойных», следующих по пути Шоу-Дао.

Ли научил меня одинаково относиться к прекрасному и безобразному, поскольку и то и другое – проявления жизни, и разница между прекрасным и безобразным существует только в нашем сознании; одинаково воспринимать победы и поражения – ведь победа по своей сути нередко оказывается поражением и, наоборот, поражение может обернуться победой.

Я до сих пор точно не знаю, почему Ли выбрал именно меня своим учеником. Он впоследствии давал мне разные объяснения этого решения, но, как я понимаю, каждое из этих объяснений предназначалось для того уровня сознания, которое у меня было в данный момент.

Нашу первую «случайную» встречу Ли подготовил заранее и провел ее с величайшим актерским мастерством и юмором, наслаждаясь моей неконтролируемой эмоциональной реакцией на его внешний вид и асоциально-эксцентричное поведение. Он играл роль чрезвычайно неопрятного и некультурного человека, и я чувствовал сильную неловкость оттого, что кто-нибудь из знакомых может увидеть меня в его обществе. В то же время Ли сумел настолько заинтересовать меня рассказом о боевом искусстве, которому его обучали, что я готов был вытерпеть все неудобства, чтобы увидеть это.

Когда, наконец, я научился воспринимать Учителя таким, каким он был, без внутреннего сопротивления – со всей его неопрятностью, шутовством, ужасным акцентом, эксцентричными и шокирующими поступками, – и думал, что уже ничему не удивлюсь, Ли в корне перевернул все мое представление о нем.

Однажды, через несколько месяцев после нашего знакомства, Ли снова пригласил меня пообедать в ту же пельменную, где мы ели в день нашей первой встречи. Но на этот раз вместо грязного некультурного азиата, поедающего суп без ложки и выплевывающего пенки от кофе на стол и на пол, я увидел человека, которого, если бы не его восточная внешность, по одежде и манере держаться мог бы принять за дипломата или английского лорда.

Одежды такого качества и уровня элегантности мне никогда раньше встречать не приходилось. Все, начиная от туфель и кончая пальто классического стиля с воротником из соболя, было импортного производства и явно стоило очень дорого. Когда Ли снял пальто, мне бросились в глаза булавка для галстука с крупным бриллиантом и золотые с бриллиантами запонки. Вид Ли абсолютно не подходил к обстановке грязноватой пельменной, но он, не обращая на это никакого внимания, заказал пельмени и принялся их есть так, как будто находился на приеме во дворце. Единственное, что осталось в нем прежним, – это насмешливые искорки, мелькавшие в его глазах, когда он видел мое состояние, и его неизменный акцент. Проделывая со мной массу трюков, подобных этому, Ли учил меня не реагировать на форму событий и явлений, стараясь каждый раз постигать их суть.

В течение довольно длительного периода, пока Учитель испытывал меня, решая, подхожу ли я для того, чтобы обучать меня боевому искусству Шоу-Дао (до этого момента Ли утверждал, что умеет драться только в воздухе, а не на земле, и обучал меня технике прыжков), он не открывал мне своего имени, заставляя каждый раз называть его по-иному: Грозовая туча, Александр, Юрий и т. д.

Когда период проверки закончился, и Ли начал всерьез обучать меня рукопашному бою, он сказал, что его зовут Ли Намсараев и сообщил кое-какие сведения о себе. Мать его была кореянкой, отец – бурятом. Его родители развелись, когда он был маленьким ребенком, и мать увезла его в Корею, где он и научился искусству Шоу-Дао. По словам Учителя, мой отец когда-то на лесосплаве спас жизнь его отцу.

– Долги отцов платит сын сыну, – объяснил Ли. – Я приехал сюда для того, чтобы заплатить долг отца и передать тебе свое знание.

В самом конце обучения Ли намекнул мне, что дело обстояло совсем не так, что в действительности он не является Намсараевым, а историю эту рассказал мне лишь для того, чтобы мой европейский ум не заставлял язык задавать себе и ему слишком много ненужных вопросов.

Следующим решающим этапом моего обучения стал момент, когда Ли заговорил со мной без всякого акцента, на чистейшем русском языке. Это означало окончание первой фазы ученичества, когда моя психика была уже достаточно перестроена для восприятия Шоу-Дао, и я поднялся до определенного уровня в боевых искусствах Спокойных.

Заговорив по-русски без акцента, Ли сказал мне:

– Этот момент означает, что ты достиг уровня, когда я могу разговаривать с тобой как с равным. Наконец-то, мой маленький брат, ты стал большим братом.

Со временем я узнал, что Ли свободно владел не только русским языком, но и всеми основными европейскими языками, а также японским, китайским и санскритом. У него была абсолютная фотографическая память, и он мог воспроизводить дословно по несколько страниц текста, едва взглянув на них. Учитель объяснил мне, что это не врожденная способность, и что он ее развивал с детства с помощью специальных методик.

Поскольку в этой книге я не смогу полностью привести беседы с Учителем об истории клана Шоу-Дао, его легендах и традициях, я лишь вкратце изложу некоторые сведения, которые помогут создать общее представление о том, в каких условиях формировалось учение Спокойных.

Обычно Ли рассказывал мне предания и легенды Шоу-Дао, используя эти рассказы в качестве элемента упражнений по расширению сознания. Я слушал его, занимаясь растяжкой, тренируя управление эмоциями или сохраняя контроль над болью. Информация была спорадической, без указания каких-нибудь дат или важных исторических событий. Поэтому то, что будет изложено ниже, не претендует на историческую достоверность. Я просто перескажу некоторые факты из истории клана, которые я узнал от Учителя.

Шоу-Дао в переводе означает «Путь Спокойствия». Иногда последователи Шоу-Дао называли свою школу «Путь бессмертия», а себя – Спокойными, Бессмертными или Воинами Жизни. Шоу-Дао относится к клановым школам Китая, и на Западе это учение практически неизвестно. Мне посчастливилось стать первым европейцем, посвященным в секреты Спокойных, и, насколько я знаю, я и впоследствии мой напарник Слава Скворцов были единственными европейцами, удостоенными этой чести.

В различные исторические периоды, когда клан Шоу-Дао не подвергался гонениям со стороны окружающего его общества, его последователи развивали более активную, чем обычно, деятельность в поисках приверженцев учения. Помимо благополучия клана как такового, Спокойных беспокоило и благополучие людей вообще.

Жителей Земли они называли Большим народом, нации, национальности и этнические группы – малыми народами. Они говорили: «Когда Большой народ станет большой семьей, не тогда ли дети и отцы будут счастливы?»

Шоу-крестьянин шел к крестьянам, шоу-воин шел к воинам, шоу-феодал общался с феодалами. Перед лицом семьи (клана) шоу-феодал был равен шоу-крестьянину, учитывались лишь заслуги и возраст. Но шоу-крестьянин в те времена не мог посеять семена знания среди знати, за исключением редких случаев, а шоу-феодал долго бы искал понимания в среде крестьян.

К сожалению, семена прорастали с трудом...

Иногда я задаю себе вопрос: «Не потому ли Ли выбрал меня своим учеником, что со своим удивительным даром предвидения заранее знал, что когда-нибудь я начну писать книги об учении Спокойных? Может быть, это была попытка клана посеять семена древнего знания среди европейцев?» Не знаю...

Клан Шоу-Дао, еще не имея этого названия, начал формироваться в глубокой древности, около пяти тысяч лет назад, когда небольшое языческое племя, жившее где-то на севере Европы и поклонявшееся дереву, вынуждено было покинуть родные леса из-за вражды с другими племенами. Племя начало кочевать на восток, через Индию и Китай, где задержалось на самый длительный срок.

Люди этого племени поклонялись дереву. Они в совершенстве владели оружием, сделанным из дерева, знали секреты разнообразных ловушек, имеющих деревянные элементы. История этого племени в чем-то перекликается с переходом Рамы, легендарного вождя друидов, из Европы в Азию. Зен Авеста, священная книга персов, рассказывает об этом переселении. Раме приписывается открытие и описание двенадцати знаков Зодиака, он является основателем арийской религии и любимым героем индийского эпоса. Но в то время, как символом Рамы был Овен, основатели Шоу-Дао сохранили неизменным культ и символ дерева, как объекта поклонения, и в Индии они стали называть себя «Ветви дерева».

Впоследствии уже в Китае культ поклонения дереву слился с учением о пяти первоэлементах – у-син[1] и превратился в учение о «человеке-дереве», где «дерево» – символ совершенства, итог долгих трудов, мучений и тревог. «Человек-дерево» был воином и философом, хранителем знаний и носителем добра, врачом и поэтом, художником и крестьянином в одном лице.

Но вернемся в Европу. Поклоняющееся дереву племя враждовало с племенами, являющимися носителями других культов, и боролось в первую очередь против человеческих жертвоприношений. Племя возглавляли несколько ведунов – носителей знаний, традиций и ритуалов.

Враги не могли победить людей дерева, но теснили их. Племя начало отступать. Оно уходило сначала на юг, а затем на восток. Отступление не было поспешным. Избегая вооруженных столкновений с местными жителями, племя останавливалось, иногда на годы, в приглянувшихся ему местах, а потом вновь отправлялось в путь, обрастая по дороге представителями иных племен и народностей. Для того чтобы люди, говорящие на разных языках, могли лучше понимать друг друга, был выработан и доведен до совершенства язык жестов, с помощью которого и сейчас последователи Шоу-Дао могут узнать друг друга в толпе и объясниться даже в том случае, если их разделяет языковый барьер.

Постепенно формировался клан, члены которого, несмотря на различную племенную, национальную и расовую принадлежность, сохраняли общность ритуалов и поклонялись Дереву Жизни[2] как символу жизни.

Впоследствии поклонение дереву жизни модернизировалось в учение «Вкус плода с Дерева Жизни», или, сокращенно, «Вкус Жизни».

В первый раз клан раскололся в очень глубокой древности. Часть клана ушла в Египет, другая часть направилась в Индию. Неизвестно, что произошло с египетской ветвью клана, но существует легенда, что после того, как воссоединятся обе ветви – египетская и индокитайская, тайное знание Спокойных станет полным и принесет человечеству огромную пользу.

К моменту, когда клан прибыл в Индию, там существовало невероятное количество племен, верований, различных экзотических сект и кланов. Члены некоторых таких сект принадлежали к разным национальностям и вероисповеданиям. Их объединяло служение тайным магическим культам, совмещающееся иногда с политическими или коммерческими интересами.

Типичным примером древнего индийского культа, сохранившегося до наших дней, может служить секта тхагов, или тугов-душителей, объединяющая грабителей и убийц. Тхаги не имели какой-то особой религиозной доктрины. К ним мог присоединиться как мусульманин, так и индуист.

Существует следующий миф о возникновении тхагов. Однажды богиня Кали в образе устрашающей богини Бхайрави отметила среди своих почитателей самых верных – тхагов, наделила их необычайной силой и коварством и научила душить свои жертвы специальной лентой – румалом. Молодые тхаги проходили период обучения, а затем на празднике дашахра совершался обряд посвящения. Они получали заступ, чтобы рыть могилы для жертв и румал, с помощью которого они душили. В зависимости от своей веры, они присягали на каком-нибудь священном индуистском тексте или на Коране, давая клятву верности, храбрости и молчания.

Душители имели разветвленную организацию и точно разработанный порядок действий. Разведчики выясняли, когда и откуда отправляются в путь богатые купцы или ростовщики, жертву душили, и гробовщики священным заступом тут же рыли для нее могилу. Тхаги старались не выделяться среди обычных граждан, в промежутках между операциями они жили дома, занимаясь ремеслом или торговлей.

Клан «Ветви дерева» сформировался в основном на территории Индии, вобрав в себя множество мелких кланов и школ. Там же, в Индии, он объединился с кланами «Хранителей времени», «Держащих» и «Многоруких». Все эти кланы владели хорошо развитыми воинскими искусствами и тайными знаниями. Как раз из-за тайных знаний «Хранителей времени» клан «Ветви дерева» оказался вовлеченным в войну с кланом «Черного камня».

Люди «Черного камня» поклонялись священному черному камню небесного происхождения. Они владели большим черным камнем и несколькими его осколками, хранившимися у посвященных клана.

При помощи священных черных камней можно было излечивать болезни, стимулировать жизненные силы организма, убивать, развивать сверхспособности и делать многие другие невероятные вещи.

Клан «Хранителей времени» во время войны с «Черным камнем» раскололся на три части: одна часть клана примкнула к «Ветвям дерева», другая предпочла остаться нейтральной, а третья перешла на сторону клана «Черного камня».

«Ветвям дерева» удалось победить и захватить большой черный камень. Он был распилен на несколько сотен очень маленьких прямоугольных частей. Эти прямоугольники использовались в дальнейшем последователями Шоу-Дао для лечения, в качестве пароля и как личный амулет посвященного. С одной стороны такого амулета при помощи микроскопических точек и знаков отмечались все заслуги и достижения его владельца. Промахи и ошибки фиксировались на другой стороне. С тех пор повелось, что рядовые члены клана имеют деревянные таблички, на которых они отмечают определенные ступени своей жизни и этапы прохождения путей.

Тут я хочу немного отвлечься и рассказать о путях в Шоу-Дао и о том, как последователи этого учения переходят с первого пути на второй.

В Шоу-Дао существует несколько трактовок слова «путь». Оно, среди прочего, может означать образ жизни, время жизни, объем знаний и достижений, а также отрезок времени, равный 99 годам, 9 месяцам, 9 дням, 9 часам. Согласно легендам, посвященные клана «Спокойных» проходят 9 путей, после чего достигают бессмертия. Считается, что для получения знаний, необходимых для завершения каждого пути, требуется около ста лет.

Великолепно зная медицину и умея вылечить практически любую болезнь, последователи Шоу-Дао преуспели и в другом, прямо противоположном исцелению деле, а именно в вызывании и симуляции болезней. Благодаря успешной имитации различных заболеваний, члены клана не слишком явно выделялись на фоне обремененного различными недугами населения, среди которого им приходилось жить. «Вызывание болезни» – это симуляция самой высшей степени, сопровождающаяся соответствующимися симптомами, как правило, в присутствии компетентного лица, имеющего шанс разоблачить симулирующего.

При симуляции заболевания последователи Шоу-Дао самовнушением, регулированием частоты пульса и другими способами создавали настолько полную картину болезни, что отличить ее от настоящей было чрезвычайно сложно. В устных преданиях клана есть много интересных историй, повествующих о том, как тот или иной шоу-даос пользовался этим умением для достижения определенной цели. Он мог, притворяясь больным, проникнуть в монастырь, чтобы узнать способ изготовления секретного лекарства, или же ввергнуть в панику захвативших его врагов, вызвав у себя признаки заразного, смертельно опасного заболевания и вынуждая их оставить его в лесу.

Вся система упражнений, этики и морали, верований и ритуалов Шоу-Дао была направлена на достижение основной цели – бессмертия при жизни для каждого члена клана. По достижении семидесятипяти-восьмидесятилетнего возраста члены клана начинали готовиться в дальнюю дорогу. Подготовка сводилась прежде всего к улаживанию дел со своим ближайшим окружением в обыденной жизни, которое должно было воспринять уход старца либо как смерть, либо как исчезновение в результате несчастного случая. Тут пригождалось умение симулировать заболевание, а то и смерть. Естественно, что другие члены клана помогали своим товарищам в столь важном мероприятии.

Группа «умерших» уходила в пустынную местность, как правило, в горы или в густые лесные массивы, куда за ними являлся посланник второго пути. Он отводил их в тайную обитель, где, выполняя специальные комплексы омолаживающих техник, группа успешно завершала первый путь и получала знания о втором. После обучения люди изменялись до неузнаваемости. По внешнему виду им невозможно было дать больше сорока пяти – пятидесяти лет. Они получали другие имена, новые легенды их жизни и отправлялись в назначенную им местность, достаточно удаленную от их прежнего места жительства, или же в другую страну.

Результаты тренировок старших братьев,[3] направляемых на истинный путь посланцами второго пути, давали младшим братьям дополнительный стимул в занятиях. Окончившие второй путь переходили на третий и т. д.

Существуют легенды о семи священных камнях, которые в далеком прошлом сыграли огромную роль в истории клана Шоу-Дао и других тайных кланов. Большинство столкновений и войн между кланами велось ради того, чтобы обладать хоть крошечным кусочком священного камня.

Первым из священных камней был найден черный камень. Согласно легенде, его нашел человек, изгнаный из своего племени за какую-то провинность. Используя магические свойства черного камня, впоследствии он стал главой изгнавшего его племени.

Черному камню приписывается небесное происхождение и многие необыкновенные свойства. Чтобы он их не утратил, время от времени камень требуется «оживлять». Одним из способов «оживления» является вымачивание камня в крови, сопровождающееся прогреванием и некоторыми другими манипуляциями. По завершении всех необходимых процедур черный камень становится прозрачным и изменяет цвет на светло-фиолетовый. Кровь может быть любая – птицы или зверя, но клан «Черного камня», с которым сражались Спокойные, предпочитал для ритуала человеческую кровь.

При помощи черного камня можно было лечить или убивать. Если кусочек черного камня находился в воде в течение месяца, стакан такой воды мог убить человека. Если камень держали в воде в течение меньшего срока, вода приобретала целебные свойства. Вода, в которой находился камень, никогда не портилась, даже спустя долгий срок после того, как камень вынимали из нее, и не изменяла своих свойств. По вкусу, виду или запаху она была неотличима от обычной воды.

Человек мог умереть, если камень долго находился в комнате у его изголовья, так что хранить черный камень при себе было опасно. Обычно его закапывали в землю недалеко от дома. Во время путешествия камень укладывали в специальный каменный футляр, который закрывался так, чтобы не было ни малейшей щели, в которую могло бы проникнуть вредоноснее излучение камня.

Мой Учитель, имел тоненькую треугольную пластинку черного камня, упакованную в свинцовый футляр. Этот футляр он хранил в портсигаре вместе с маленьким кусочком белого камня (о котором речь пойдет ниже), полынной сигаретой и несколькими снадобьями, о назначении которых он мне так и не рассказал. Снадобья эти имели консистенцию резины и были, судя по всему, минерально-растительного происхождения. Их запах немного напоминал аромат чистого мумие.

Футляр с черным камнем Ли оборачивал в платок, который когда-то вышила для него дочь его Учителя. Вышивка изображала Каменную Птицу – хранительницу камня, образ которой часто встречается в притчах и легендах Шоу-Дао. Изучавшие рукопашный бой Шоу-Дао сталкивались с боевыми техниками, такими, как «Каменная Птица, подхваченная ветром», бой «когтем Каменной Птицы» и упражнения с яйцами каменной птицы.

При внимательном рассмотрении вышивки за сложным переплетением ветвей угадывался силуэт птицы, обращенной спиной к зрителю. Вид птицы и то, сидит она на ветке или на земле, определить было трудно. Пожалуй, больше всего птица напоминала выпь.

Легенды гласили, что, если на камень, находящийся в черном состоянии, падали солнечные лучи, ночью он начинал светиться, как правило, в одно и то же время. Никто не замечал, чтобы камень светился днем. Длительность свечения зависела от времени облучения. Во время свечения камень часто издавал звук, который приводил в экстаз, а затем усыплял окружающих. Во время забытья их посещали видения, они слышали музыку и т. д.

Если предварительное облучение камня солнечными лучами было слишком долгим, то звук, издаваемый им, становился чересчур интенсивным, и после выхода из транса у людей долгое время наблюдалось нарушение координации движения и резкое ухудшение самочувствия. С наступлением утра звук затихал, и состояние транса прекращалось. Камень никогда не светился дольше одной ночи.

Ли рассказывал, что его Учитель вылечил себе рак желудка, проглотив кусочек черного камня и пропустив его через желудок и кишечник. Причиной рака было то, что Учитель Ли вынужден был зарабатывать себе на жизнь в Корее, готовя всевозможные блюда китайской кухни и китайские лекарственные препараты. При приготовлении пищи и медикаментов ему приходилось все время нюхать и пробовать их, что было очень вредно для здоровья.

Ли расстался с Учителем, когда тому было 98 лет, но он жил по поддельным документам пятидесятилетнего человека. Будучи китайцем по национальности, Учитель Ли после курса омоложения с новыми документами эмигрировал в Корею, где его никто не знал, а затем ушел и оттуда для продолжения изучения второго пути. Вместо себя наставником для других учеников он оставил Ли, завещав ему в качестве знака посвященного треугольную половину своей прямоугольной пластинки черного камня и очень маленький кусочек белого камня. Ли к тому времени получил знания полутора путей. Учитель Ли, как посвященный второго пути, имел еще и осколок красного камня.

Белый камень, согласно легенде, стал известен значительно позже черного. Его нашел в пещере какой-то индус. Считается, что белый камень имеет земное происхождение и обладает свойством сводить на нет многие неприятные последствия воздействия черного камня, в первую очередь его негативное влияние на человека.

Вернемся к истории клана. Члены клана «Ветви дерева» непосредственно перед переходом из Индии в Китай начали называть себя Спокойными. В Китае после слияния с некоторыми даосскими школами они стали называться Бессмертными. Впоследствии из-за идеологических преследований они, оставив почти прежнее звучание, изменили в своем названии написание иероглифа Шоу, означающего «спокойствие», на иероглиф Шоу, означающий «кисть», «рука», маскируясь под обычную школу рукопашного боя.

Спокойные появились в Китае задолго до буддизма и Бодхидхармы. После затяжной войны с кланом «Черного камня» они, несмотря на победу, были сильно обескровлены и предпочли перебраться в более безопасные места.

В Китае клан «Спокойных» раскололся во второй раз, когда трое братьев из числа посвященных клана были осуждены за поступок, противоречащий законам Шоу: они за деньги убили противника одного китайского военачальника. Это был единственный случай в истории клана, когда посвященные преступили его законы.

Последователи Шоу-Дао никогда не убивали нарушивших закон клана и даже предавших клан людей. Они лишь изолировали их от себя. Трое братьев были изгнаны из клана. Они и несколько примкнувших к ним последователей создали клан Кэндока, название которого было составлено из частей имен возглавивших его братьев. Кэндоки стали, по существу, ниндзя. Они выполняли заказы на убийства и участвовали в политической борьбе. Их называли «люди-волки» или «люди-собаки» за то, что на телах своих жертв они оставляли своеобразные метки – укусы. Во избежание путаницы хочу заметить, что рукопашный бой стиля собаки не имеет к Кэндокам никакого отношения.

Школа Шоу-Дао хранит много притч и легенд. В первую очередь – это легенды и притчи об истории школы и притчи о Великом Мастере. Легенды и притчи позволяли ученикам накапливать опыт «на чужих ошибках», «за чужой счет», вдохновляли на дальнейшие достижения в самосовершенствовании, помогали приобретать специальные знания по той или иной теме и раскрывали секретные методы, бывшие на вооружении разных кланов, школ и военачальников.

Беседуя с учениками о знании, наставники Спокойных могли использовать притчи с такими, например, сюжетами: «Как воин клана разрушил замыслы врага, получив и использовав знание о готовящейся ловушке», «Как воин получил и использовал знание об уязвимом месте в планах врага», «Как воин использовал знание рукопашного боя в битве» и т. д.

Существуют притчи о «мертвом» (то есть бесполезном) и «живом» (полезном) знании и о том, как эти категории при определенных обстоятельствах меняются местами. К ним относятся притчи о мудреце, который погиб в лесу, не зная, как добыть пропитание, или о мудреце, не сумевшем оказать сопротивление вражескому воину и тоже погибшем. Из этих притч делается вывод, что только гармоничное развитие и знания из разных областей делают человека неуязвимым в различных ситуациях.

Легенды, притчи и шутки являются важным элементом для пробуждения в ученике особой способности к «осознанию», играющей основную роль в постижении учения Спокойных. Именно при помощи череды следующих друг за другом «осознаний» наставники перестраивают психику своих подопечных, формируют у них мироощущение «Пути Спокойствия», уничтожают комплексы и установки, с детства заложенные в подсознание учеников.

Физическая и психологическая подготовка школы Шоу-Дао чрезвычайно сложна и многообразна. Помимо многочисленных знаний и умений, включающих в себя глубокие знания по медицине, психологии, управлению психической и внутренней энергией организма, последователи Шоу-Дао создали оригинальный стиль рукопашного боя, позволяющий не только защитить в случае необходимости свою жизнь, но и дающий возможность практически неограниченного физического и психического совершенствования человека.

В процессе тренировок обучающиеся проходят три малые ступени, составляющие одну большую ступень обучения и девять больших ступеней, составляющих первый путь. Далее они переходят ко второму пути и т. д. Ли говорил, что поскольку для прохождения только первого пути требуется около 100 лет, последователь Шоу-Дао осваивает специальные методы продления жизни, восстановления клеток (в том числе и нервных) и омоложения тканей. Эти методы включают в себя медитации, различные виды массажа, использование лекарственных трав, особую систему питания и т. д.

В традиционном китайском варианте даже упражнения первой малой ступени слишком трудны для европейца.[4] Отчасти это связано с нехваткой времени и возможностей для регулярных тренировок, отчасти – со стремлением европейцев как можно скорее получить желаемый результат.

Европеец стремится изучить сразу как можно больше приемов, китаец же сначала в течение нескольких лет закладывает физическую и психологическую базу для последующего выполнения любых действий и движений (здесь под китайцем подразумевается последователь древних семейных школ у-шу. В современном Китае большинство древних секретов подготовки утеряно. Культурная революция погубила многие школы и заставила лучших мастеров покинуть страну).

Приведу один пример, иллюстрирующий различие в европейском и традиционно китайском подходе к обучению.

К мастеру одной из школ у-шу пришел человек и попросил принять его в ученики. Мастер согласился и заставил новичка выполнять тяжелую работу. Каждый день мастер жестоко избивал ученика палкой, ничему его не обучая. Через несколько лет ученик научился так хорошо уворачиваться от палки, что было почти невозможно в него попасть. Только тогда мастер начал обучение. Впоследствии этот ученик тоже стал великим мастером.

Совершенно очевидно, что подобный стиль обучения вряд ли обретет популярность среди представителей западной цивилизации.

Если попробовать отнести стиль рукопашного боя Шоу-Дао к какой-либо категории воинских искусств, скорее всего он займет промежуточное положение между внутренними (Нэй-чиа) и внешними (Вай-чиа) стилями Китая. Шоу-Дао в равной степени использует как жесткость, так и мягкость, как круг, так и прямую линию, тяготея, впрочем, немного более к внутренним стилям.

Основными канонами стиля являются представление о сфере, пронизанной линиями и кругами концентрации внутренней энергии ци, представление о движении, как о ряде застывших поз, а также чуждая догматике и муштре, основанная на индивидуальных способностях ученика система тренировки. Как философия Шоу-Дао, не отбрасывая мудрость различных религий и верований, выработала свое собственное мировоззрение, так и рукопашный бой этой школы ассимилировал практически все направления боевых искусств, отобрав из них наиболее эффективные и динамичные моменты.

Рукопашный бой школы Шоу-Дао представляет собой медитативное свободное творчество среди необозримого количества приемов в отличие от жестко регламентированных, основанных на ограниченном числе отработанных в совершенстве приемов школ типа каратэ и других ортодоксальных направлений.

В Шоу-Дао имеется ряд постулатов, являющихся краеугольными камнями системы, с которых, собственно, и начинается обучение. В первую очередь это общие принципы, на которых основываются законы движения человеческого тела и его энергии.

Боевые искусства занимали важное место в подготовке членов клана, но играли лишь второстепенную роль. Обучение рукопашному бою давало возможность поддерживать хорошую физическую форму, формировало волю и психическую устойчивость. Владение рукопашным боем позволяло в случае необходимости защитить свою жизнь, что было немаловажно в жестких условиях средневекового Китая.

Помимо великолепного владения воинскими искусствами, Спокойные в совершенстве осваивали искусство врачевания, искусство «Вкус Жизни» (способность наслаждаться жизнью в любых, даже самых тяжелых условиях), искусство общения, искусство управления своей психикой и психикой окружающих людей, а так же многие другие знания, умения и ремесла, необходимые для выживания и достижения поставленных целей в любых условиях и в любом окружении.

Выше я лишь вкратце перечислил некоторые элементы, из которых складывается учение Спокойных, но было бы неправильно думать, что следование по Пути Шоу-Дао напоминает университетское образование с набором обязательных и факультативных дисциплин. Различные разделы учения гармонично сливаются и переплетаются, усиливают и дополняют друг друга, складываясь в конце концов в единое целое, – учение «Вкус плода с Дерева Жизни» – искусство и философию самой жизни, искусство выживания, доведенное до совершенства.

Изучая рукопашный бой, ученик одновременно развивает быстроту мышления, решает стратегические и тактические задачи, подобно шахматисту или игроку в го, предсказывая поведение противника на несколько ходов вперед. Боевые искусства являются великолепной базой для развития сверхспособностей, поскольку они позволяют с необходимой регулярностью моделировать критические ситуации, почти не встречающиеся в обычной жизни. В состоянии крайнего стресса бойцы Шоу-Дао, используя различные психотехники, учатся выходить за границы обычных человеческих возможностей.

Медитации и психотехники, помогающие управлять во время боя своей энергией или воздействовать на энергетику и психику противника с равным успехом могут использоваться для разрешения многих проблем, возникающих в обычной жизни. Ситуации, требующие применения сверхспособностей, в повседневной жизни встречаются сравнительно редко, и у ученика, как правило, не хватает стимула усердно заниматься соответствующими психотехниками. Изучение рукопашного боя создает необходимый стимул.

Ли называл людей, изучающих боевые искусства только ради самих боевых искусств, Воинами Смерти.

– Будо[5] – это жесткое искусство воинов, искусство смертников, – говорил он. – Это искусство людей, не умеющих мыслить вне рамок, в которые их поместили, и вне предназначения, ради которого их создали. Люди, идущие по пути будо, не следуют настоящему искусству, ибо они предназначены для смерти и, хотя они могут получить удовольствие от смерти, сделать это они могут только один раз.

Последователей Шоу-Дао Учитель называл Воинами Жизни, поскольку их основной целью была не демонстрация силы в схватке с врагом, а способность использовать дарованную им жизнь целиком и полностью, реализовав все свои внутренние резервы и сделав свое существование максимально долгим, насыщенным и плодотворным.

Если ученика в будо учили главным образом убивать и быть готовым самому с честью погибнуть в схватке, ученика Спокойных в первую очередь готовили к выживанию в любой ситуации, к долгой и счастливой жизни. Там, где адепт будо пытается решить свои проблемы силой, шоу-даос делает все, чтобы избежать прямой конфронтации. Если же уклониться от поединка невозможно, он без колебаний вступает в схватку, и тут ему на помощь приходит боевое искусство Шоу-Дао, в котором техники боя на уничтожение доведены до совершенства.

Различие в мировоззрении будо и Шоу-Дао отражается также и на отношениях между учителем и учеником.

В будо учитель полностью подчиняет себе личность ученика, добиваясь этого иногда достаточно жестокими методами.

Наставник Шоу-Дао делает ученика своим другом и братом, поскольку подавление личности лишает человека его индивидуальности, способности мыслить и действовать самостоятельно и, в результате, затрудняет процесс обучения.

В учении Спокойных существует сложный этический комплекс правил и ряд специальных навыков, помогающих последователю Шоу-Дао жить в обществе и в клане. Эти правила и навыки помогают члену клана защищаться от посягательств на его внутреннюю свободу, выручают его в сложнейших жизненных ситуациях.

Последователи Шоу-Дао никогда не проявляют излишней агрессивности, но в то же время не занимают позицию всепрощенчества и отрицания насилия.

Мера и порядок во всем– один из принципов школы.

Следующий исключительно важный принцип, касается взаимоотношений добра и зла:

Зло злу – добро; зло добру – двойное зло;

добро злу – двойное зло; добро добру – добро.

Надо признать, что на начальных этапах обучения этот принцип достаточно сложен для понимания из-за того, что понятия «добро» и «зло» по-разному трактуются в зависимости от уровня подготовки ученика. Этот принцип особенно труден для восприятия европейцев, воспитанных на христианских идеях всепрощения.

Упомянутые выше принципы имеют дальнейшее развитие и в канонах ученичества, где каждому ученику дается положенная ему толика знания, и пока он не поднялся на ступеньку выше самого себя, он не получает качественно нового знания, так как не умеет правильно с ним обращаться.

Целебные зерна знания не должны падать на неблагодарную почву. Привносимое в ничто добро становится злом, так как уничтожается и освобождает место для зла

– еще один принцип Учения.

По представлениям Шоу-Дао, для каждого человека существует своя правда, именно та, которая ему приятна, которую он может понять и которая близка его мировоззрению. Учителя Спокойных считали, что говорить другую правду человеку – это преступление против него, преступление против правды, которую ты говоришь, и против людей, являющихся носителями другой правды.

Последователь Шоу-Дао никогда ни с кем не спорит. Он либо учит тех, кто достоин его учения, либо соглашается с теми, кто стоит на своем, ибо спорить с убежденным бессмысленно, так же как наливать в чашку с чаем новый чай, не вылив старый.

В Шоу-Дао положено соблюдать все обычаи и требования клана, но если человек попадает в другое сообщество людей, он следует обычаям того сообщества. Спокойные смогли выжить и сохранить свое учение именно благодаря тому, что внешние проявления никогда не ставились над внутренними, а великая сила спокойствия и твердого рассудка побеждала эмоции и желания первых порывов души.

Однажды я спросил Ли, почему Шоу-Дао, одна из лучших систем жизни, которая учит человека, как быть сильным, счастливым и бессмертным, не получила широкого распространения.

Ли объяснил, что люди боятся бессмертия и что им нравится болеть.

– Так бывает, – добавил он, – когда одни не хотят брать, а другие не желают отдавать.

– Ну, второе понятно, – сказал я, – а первое?

– Люди боятся сложного и потому упрощают; люди боятся цельного и потому разделяют; люди боятся чужого разума и остаются при своем; люди боятся истории и создают свою; всего берут по кусочку; изменяют, а не дополняют; охотно уходят на ложный путь, который кажется кому сложнее, а кому легче; одно и то же понимают по-разному; хотят, не хотят или завидуют. Нужно ли приводить еще примеры?

– Мне показалось, что я понял, но что такое «хотят, не хотят»? – спросил я.

– Очень сильно желать так же вредно, как внутренне не желать, внешне вовлекаясь в поток. Только Спокойный познает равномерно и надежно, не забывая о гранях жизни, – ответил Учитель.

Грани жизни – это, согласно восточной теории пяти первоэлементов, земля – материальное благополучие, огонь – духовное благополучие, дерево – радости жизни, вода – управление временем и собой и воздух – единение со всем остальным.

Этика, философия, медицина, как, впрочем, и любой другой аспект учения Шоу-Дао, имеют неразрывную связь с рукопашным боем. Приведу пример, когда, казалось бы, чисто этическая концепция находит использование в боевой ситуации.

Один из законов «Спокойных» гласит:

«Проявляй уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляй уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляй уважение к тем, кто недостоин его, если это тебе позволят обстоятельства, ибо в каждом есть что-то достойное уважения».

Между внутренним уважением и внешним его проявлением – огромная пропасть. Можно и должно уважать достойного противника, но последователь Шоу-Дао, даже в случае, если с ним на бой идет ребенок, приводит себя в полную боевую готовность, так, как если бы на него в атаку шел опытный воин. Проявляя уважение к недостойному уважения, последователь Шоу-Дао тем самым застраховывает себя от неожиданностей.

Приведу еще одну философскую концепцию Спокойных:

«В мире нет ничего удивительного, так как в мире все удивительно, поэтому удивляться чему-то одному – означает терять картину мира в целом и, следовательно, становиться уязвимым. Только разлитое спокойное удивление окружающим нас миром приносит наслаждение им, заставляет каждодневно ощущать его вкус по-новому и приносит знание о нем.

В мире нет четких ответов, в мире есть лишь желание чего-то. Ты не можешь сказать «да», ты просто желаешь этого; ты не можешь сказать «нет», так как отрицательный ответ – лишь проявление твоих желаний. Если ты не веришь во что-то, это значит, что ты не желаешь в это верить, но это вовсе не означает, что этого нет. То же самое и с твоим желанием верить.

Истинное равновесие между движением и покоем – это спокойствие.

Истинное равновесие между «да» и «нет» – это Шоу».

Как философия Шоу-Дао, так и рукопашный бой этой школы неразрывно связаны с повседневной жизнью последователей учения Спокойных. Рукопашный бой – это отражение внутреннего состояния человека, и в бою с равным противником решающую роль играют отрешенность и контроль, спокойное созерцание ситуации среди намеренно вызванных эмоций и ощущений. Причем намеренно вызванные эмоции могут быть любыми – от изображения бешеного неистовства с целью испугать противника, до симуляции страха или слез, чтобы обмануть его.

Довольно грубую и неполную классификацию различных аспектов учения Шоу-Дао можно представить следующим образом:

I. Этико-философская концепция учения, в том числе обоснование смысла жизни, счастья, свободы, ответы на все извечные вопросы человечества.

II. Воинское искусство.

1. Бой без оружия против одного или нескольких, вооруженных или безоружных, пеших или конных противников в любое время года и суток, в любой местности или стихии (вода, огонь, земля, воздух, дерево).

2. Бой с оружием. Изучение десятков разновидностей оружия, классифицирующихся по своей принадлежности к пяти стихиям. Обучение начиналось с искусства владения камнем, веревкой, палками разной длины и хитроумными комбинациями этих природных видов оружия. Через работу с предметами закладывались основы техники движения в бою.

3. Бой против вооруженного противника. Имеются в виду способы взаимодействия в бою группой, а также ведение боя как группой, так и в одиночку против войсковых формирований.

4. Метательное оружие, в том числе арбалет и лук. Все разновидности боя с использованием этого оружия и против него, а также умение метко метать практически любой предмет, уходить от поражения метательным оружием или брошенным предметом. Использование зажигательных снарядов, приспособлений и многое другое.

5. Бой со зверем, а также укрощение, манипулирование и подчинение различных живых существ.

6. Искусство разведки, уловки, хитрости, включающие широкий спектр знаний, необходимый для выживания клана.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.